РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ для профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Качканарский горно-промышленный колледж»


Утверждаю:
Директор ГБПОУ СО «КГПК»
_____________Т.А.Карасёва
«_____»_____________2016 г.







Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
для профессии среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))











2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённый 13LINK \l "sub_0"14приказом15 Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413;
2.Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29 января 2016 г. № 50;
3. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), июль 2015 г;
4. Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (утвержденных 27.08.2009г. директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко).



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Качканарский горно-промышленный колледж»

Разработчик:
Сарафанникова Светлана Александровна, преподаватель биологии и химии, I квалификационная категория




Рекомендована научно – методическим советом ГБПОУ СО «КГПК»
Протокол заседания НМС №___________ от «____»__________2016 г.
Председатель НМС ________________С.Г. Кошелева

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Паспорт программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

10

Условия реализации программы учебной дисциплины

17

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

19



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИя
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) в соответствии с ФГОС и является основой для развития современного миропонимания обучающихся.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Биология» является общеобразовательной учебной дисциплиной по выбору из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО технического профиля профессионального образования. Уровень изучения – базовый.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Биология система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.
Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:

· сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

· понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

· способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

· способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
· готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

· обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

· способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

· готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:

· осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

· повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

· способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

· способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

· способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

· способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

· способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:

· сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

· владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

· владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

· сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

· сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин- формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В ходе освоения содержания дисциплины применяемые методы обучения позволяют развить общие компетенции:
№ п/п
Уровень СПО по программам подготовки
квалифицированных рабочих и служащих


ОК
Признаки ОК

1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Аргументировать выбор профессии



Определять профессиональную идентичность



Определять социальную значимость профессиональной деятельности



Знать виды профессиональной деятельности и средства труда



Участвовать во внеурочных мероприятиях, способствующих профессиональному развитию



Видеть перспективы развития в профессиональной сфере


Компетенции самоопределения (личные)

2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем
Понимать цель и задачи индивидуальной деятельности



Определять рациональную последовательность действий



Соблюдать последовательность действий в отведенное время



Работать с документами



Организовывать рабочее место



Соблюдать требования ОТ и ТБ, ПБ


Компетенции регулятивные (метапредметные);
ОУУН- учебно-управленческие

3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Определять объект и аспект анализа



Определять противоречия, вытекающие из условий ситуации



Определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины



Вносить необходимые изменения в содержание, объем деятельности, в последовательность действий и время выполнения



Осуществлять самоконтроль путем сравнения поэтапных результатов своей деятельности с установленными нормами (эталоном)



Оценивать правильность выполнения этапов работы, промежуточных и конечных результатов , затраты времени


Компетенции регулятивные (метапредметные);
ОУУН- учебно-управленческие

4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Использовать различные источники информации (тексты, схемы, таблицы, графики, диаграммы, формулы), в т.ч. электронные



Бегло, осознанно читать тексты разных типов. Темп чтения не ниже нормы



Выделять главное в информации



Находить информацию в заданном контексте



Интерпретировать информацию из различных источников (тексты, схемы, таблицы, графики, диаграммы, формулы)



Использовать несколько источников информации для изучения определенного вопроса, проблемы


Компетенции познавательные (метапредметные);
ОУУН – учебно-информационные

5




Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


Задавать уточняющие и восполняющие вопросы



Понимать сказанное однократно в нормальном темпе



Излагать текст, делать доклад



Взаимодействовать в формах диалога, полилога, дискуссии



Использовать ИТ , программное обеспечение для создания электронных письменных текстов, презентаций, чертежей и т.п.



Владеть речевым этикетом


Компетенции коммуникативные (метапредметные);
ОУУН - учебно-информационные

6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Сотрудничать в группе, вносить вклад в работу группы



Улаживать разногласия и конфликты, договариваться



Выполнять в группе различные социальные роли



Формулировать и аргументировать свою позицию



Выполнять письменные и устные распоряжения, рекомендации



Соблюдать субординационные отношения


Компетенции коммуникативные (метапредметные)


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
для профессии СПО максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для СПО

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36

в том числе:


практические занятия
7

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)
18

в том числе:


Решение задач
Подготовка сообщения
Чтение текста, составление конспекта
5
3
10

Завершающая аттестация по дисциплине в форме зачёта



Реализуемый УМК (программа, учебники)

Название программ (реквизиты, кем рекомендована)
Учебники

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций рекомендованная ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций / А.Г.Резанов, Е.А. Ре- занова, Е.О. Фадеева. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 20 с.

Константинов В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

Захаров В.Б. и др. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. – М.: «Дрофа», 2000. – 624 с.: ил.




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение в общую биологию.
Содержание учебного материала
1
1


Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы. Методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей.



Тема 1. Учение о клетке.
Содержание учебного материала
5
1, 2









Химическая организация клетки. Клетка элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.




Практические занятия
1



1
Вирусы.




Самостоятельная работа: подготовка сообщений.
1


Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Содержание учебного материала
4
1, 2





Размножение организмов. Организм единое целое. Многообразие организмов. Размножение важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека




Практические занятия
1



1
Онтогенез и окружающая среда.




Самостоятельная работа: подготовка сообщений.
1


Тема 3. Основы генетики и селекции.
Содержание учебного материала
8
1, 3


Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека)




Практические занятия
2



1
Решение Генетических задач




2
Наследственная и ненаследственная изменчивость.




Самостоятельная работа: решение задач по теме.
3


Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.
Содержание учебного материала
8
1, 2




Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.




Практическое занятие
2



1
Приспособленность организмов




2
Морфологический критерий вида.




Самостоятельная работа: подготовка сообщений.
1


Тема 5. Происхождение человека.
Содержание учебного материала
4
1, 3


Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.




Практическое занятие
1



1
Анализ и оценка гипотез происхождения человека



Тема 6. Основы экологии.






Содержание учебного материала
3
1, 3









Экология наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и