Внеурочная деятельность Юным умникам и умницам РПС

Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам» по развитию познавательных способностей Москва, Издательство РОСТ, 2012 г.
Общеинтеллектуальное направление способствует реализации задач воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучения решения задач творческого и поискового характера. Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию элементов логической и алгоритмической грамотности.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
 Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.
         Основные задачи курса:
 развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
 развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
 развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
 формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
 развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
 формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
 формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Формы работы.
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых  порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
 На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.



Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
-cамостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, – анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и слудовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- заполнять магические квадраты размером 3Ч3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио



Учебно – тематический план

Тема
Количество часов




Задания повышенной сложности
5

Логически-поисковые задания
5

Тренировка внимания
5

Тренировка слуховой памяти
5

Тренировка зрительной памяти
5

Поиск закономерностей
5

Задания по перекладыванию спичек
4


34















Календарно-тематическое планирование

п/п
Тема занятия
Кол-во час.
Дата
Корректировка




занятия



1
1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
1
04.09


2
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
1
11.09


3
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
18.09


4
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1
25.09


5
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
02.10


6
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1
09.10


7
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
16.10


8
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
23.10


9
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
30.10


10
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
13.11


11
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
20.11


12
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
27.11


13
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
1
04.12


14
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
11.12


15
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
1
18.12


16
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
25.12


17
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
1
15.01


18
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
22.01


19
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
29.01


20
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
05.02


21
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
12.02


22
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
19.02


23
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
26.02


24
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
04.03


25
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
11.03


26
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
18.03


27
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
25.03


28
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
1
08.04


29
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
15.04


30
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
22.04


31
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
29.04


32
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
06.05


33
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  Графический диктант.
1
13.05


34
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
20.05




Литература.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »
Методическое пособие для 2 класса
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб. образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Программа развития познавательных способностей учащихся


Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »
Рабочие тетради












15