Занятие по развитию речи на тему Зимние забавы (подготовительная группа)


Литвин С. М. – воспитатель подготовительной группы: первой категории.
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел: Развитие речи.
Тема: «Звуки (З), (Зь). Зимние забавы».
Цель: Уметь подбирать слова-признаки и слова-действия, антонимы и синонимы, предмет к признаку.
Задачи: Познакомить со звуками (з), (зь), их артикуляционными и акустическими характеристиками, отрабатывать чёткое их произношение. Развивать связную речь. Воспитывать умение видеть красоту зимней природы, любовь к ней.
Оборудование: снежинки на ниточках на каждого ребёнка; зеркала для каждого ребёнка; схема зашифрованного слова ЗИМА; алгоритм к составлению рассказа по картине «Зимние забавы» на подгруппу детей; картина: «Зимние забавы»; картинки к слову: снег; медвежонок; письмо с конвертом; карта.
Словарная работа: забава.
Развивающие технологии: ИКТ, алгоритм, схема.
Полиязычие: қыс – зима - winter; қар - снег - snow; балалар аққала құрыпжатыр - дети лепят снеговика – children make a snowman чилдрн мэке э сноумэн); шаңғы тебеді - катаются на лыжах – ride sking (райд скаин); қармен ойнайды - играют в снежки – play with snowballs (плэй сноуболс); хоккей ойнайды - играют в хоккей – play hockey (плэй хоин); балалар төбешік құрыпжатыр - дети строят горку - children build dahill (чилдрн билд э хилл); төбешіктен сырғап жатыр - катаются с горки – ride from hill (райд фром э хил)
Ход зантия.
Мотивационно – побудительный этап:
Проводит психологический настрой.
First we will clap (фост уи уил клэп)
And then well be stomping. (энд зэн уил би стомпин)
And now we turn, ( энд нау уи тон)
And all together we will smile. (эндо л тугеза уи уил смайл)
(Дети стоят в кругу, спиной друг к другу и произносят слова. Поворачиваются друг к другу и улыбаются).- Вот теперь у нас у всех хорошее настроение и можно начать занятия.
- Проходите и садитесь на свои места. (дети проходят и садятся на свои места).
Стук в дверь, приходит медвежонок. Приносит конверт и карту. (дети проявляют интерес).
«Дорогие ребята. Здравствуйте!
Пишут вам все жители леса. У нас случилась беда. Мы не можем приготовиться к зиме, потому что Снежная королева, заколдовала зиму и у нас до сих пор идёт осенний дождь и слякоть. Поэтому отправляем к вам мишку с письмом. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, вернуть нам зиму». (слушают письмо).
- Поможем, ребята, лесным зверятам? (дают своё согласие).
- Чтобы расколдовать зиму, нам нужно сначала до неё добрать, где она находится.
- Вы знаете путь к зиме?
- Вот и я не знаю, мишка, а что это у тебя ещё находится в лапах?
- Ой, ребята, извините меня, я совсем забыл отдать карту, она вам укажет путь к зиме.
- Теперь мы обязательно поможем лесным зверятам. (разворачивает карту).
- Ребята смотрите здесь, какие значки и стрелки?
- Как вы думаете, что они обозначают?
- Правильно стрелки указывают путь, а значки нам нужно выполнить задания, только тогда мы попадем к зиме и расколдуем её.
- Ребята вы готовы?
- Тогда в путь.
Организационно - поисковый этап:
1 задание.
- Ребята, здесь нарисован язычок, что это значит? (ответы детей).
Дети берут зеркальца и выполняют артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика:1. «Лягушка» - улыбнуться, показать замкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5.Выполнять 3-4 раза.2. «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот. Тянуться кончиком языка попеременно, то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.3. «Чистим зубки» - улыбнуться так, чтобы было видно нижние зубки, приоткрыть рот. Кончиком языка водить по внутренней поверхности нижних резцов, не заходя на коренные. Повторить 5-6 раз.
2 задание.
Разгадывание ребуса.
- Посмотрите внимательно на ребус, здесь зашифрованное слово, какое слово зашифровано.

- Как мы скажем слово зима на казахском и английском языках? (қыс; winter)
- Как вы думаете, какой звук нравится зиме?
- Правильно звук «з».
3 задание.
- Нам нужно дать характеристику звуку «З».
- Произнесите звук (З).
- Как работает речевой аппарат? Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит.
(З) – согласный, звонкий, твёрдый.
- Произнесите звук (ЗЬ). Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит.
(ЗЬ) – согласный, звонкий, мягкий.
4 задание.
Игра: «Ловите снежинки».
- Ребята. Вам нужно будет хлопнуть в ладошки, если вы услышите звук «з» в слоге, в словах или просто звук.
- с; з; а; в; с; з; з; с; ш; ж; з.
- СА; за; ос; шо; зи; аз; су; уз.
- санки, зима, Зина, шуба, коза, стул, зонтик.
- Ребята, а здесь нарисован пенёк и нет знака, что это значит?
- Я тоже так думаю, что пара отдохнуть, посмотрите, какой путь мы с вами уже прошли.
5 задание.
Физминутка: «Clap your hands».
6 задание.
- Нужно подобрать родственные слова к словам снег и зима:
- Скажите, а что бывает только зимой?
- Подберите родственные слова к слову: СНЕГ. (Снегурочка, снежинка, снежный, снегопад, снежная королева, снегирь, снегоход, снеголёт, снежное).
- Как мы скажем снег на казахском и английском языках? (Қар; snow).
- А теперь подберём родственные слова к слову ЗИМА:
- Каким, словом можно ласково назвать зиму? (зимушка)
- А как можно назвать день зимой?  (зимний день)
-  А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?  (зимующие птицы).
- Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? 
- Про что можно сказать «зимний» (Лес, сад, день).
«зимняя»  (дорога, погода).
«зимнее» (небо, солнце. утро).
7 задание.
Работа по картине.
Рассмотрите картину и скажите: (дети рассматривают картину и отвечают на вопросы).
- Какое время года изображено на картине?
- Какой выдался день?
- Чем дети заняты в ясный зимний день?
Работа по полиязычию: балалар аққала құрыпжатыр - дети лепят снеговика – children make a snowman чилдрн мэке э сноумэн); шаңғы тебеді - катаются на лыжах – ride sking (райд скаин); қармен ойнайды - играют в снежки – play with snowballs (плэй сноуболс); хоккей ойнайды - играют в хоккей – play hockey (плэй хоин); балалар төбешік құрыпжатыр - дети строят горку - children build dahill (чилдрн билд э хилл); төбешіктен сырғап жатыр - катаются с горки – ride from hill (райд фром э хил)
(Дети повторяют словочетания на трёх языках).
- Какие стоят деревья? (деревья стоят снежные, все в снегу).
- Что можно сказать о настроении детей? ( Настроение у детей весёлое).
- Представьте себе, что мы находимся возле горке, что мы сможем услышать? ( Мы можем услышать возле горки смех детей, разговоры детские и шум).
- Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку?  (Имеются в виду изменения в природе.)
(Было холодно, шёл снег, дул ветер, а когда всё стихло, дети вышли гулять).
- Скажите, как можно назвать картину? (Ответы детей).
- Мишка предлагает назвать картину: «Зимние забавы».
- Ребята, а что такое забавы? (ответы детей).
- Слово забавы обозначает игра, развлечение.
- Ребята, это последнее задание, выполнив его мы, найдём зиму и сможем её расколдовать. Давайте постараемся и выполним это задание.
Но это задание мы будем выполнять по подгруппам.
1 группа – должна назвать, какие зимние забавы изображены на картине.
2 группа – должна составить предложения по картине.
3 группа – самое сложное задание должна составить рассказ по картине с помощью алгоритма.
- Мы, ребята, с вами нашли зиму, а как её теперь расколдовать?
- А в этом нам помогут снежинки.
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. Берите каждый снежинку и будем дуть на неё.
- Дуть нужно правильно. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем.
- Ну, вот расколдовали мы зиму, помогли лесным зверятам, теперь они смогут приготовиться к зиме.
- Давайте попрощаемся с медвежонком, ему тоже нужно успеть лечь в зимнею спячку.Рефлексивно – корригирующий этап.
Итог занятия.
- Что было трудным на занятии?
-Какие упражнения вам понравились?
- С каким новым словом вы познакомились?
(Ответы детей).
- Рефлексивное оценивание заключается в оценке своей работы.
- Теперь, ребята, вы должны оценить свою работу на занятии, приколоть снежинку на самую вершину горы.
1- й уровень – кто ни с правился с заданиями– приколет синею снежинку.
2 – й уровень – кто затруднялся в выполнении задании – голубую снежинку.
3 – й уровень – кто все задания выполнил правильно – белую снежинку.
(Оценивают свою работу на занятии).
На этом наше занятие закончилось.
Всем большое спасибо.
Ожидаемый результат:
Воспроизводит: слушают, отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями; дают характеристику звуку; выполняют артикуляционную гимнастику; находят слова со звуками з и зь.Понимает: подбирать родственные слова к словам: снег и зима; значение слова забавы.
Применяет: полученные знания при составлении рассказа о зиме и зимних забавах; слова и предложения на трёх языках в своём рассказе.