Конспект открытого занятия по познанию в средней группе с использованием ИКТ «Первые признаки весны»


Конспект открытого занятия по познанию в средней группе с использованием ИКТ «Первые признаки весны»

«Первые признаки весны».
Предварительная работа:
- наблюдения за первыми признаками весны: капель, таяние снега, ручьи, набухание почек на деревьях, яркость солнца, появление перелётных птиц и др.;
- рассматривание репродукций картин русских художников и иллюстраций о весне;
- чтение книг и разучивание стихотворений о весне.
Материал к занятию: грамзапись (мелодии на весеннюю тематику, звуки капели), мягкая игрушка белого медведя, игра «Перепутанные картинки», 2 мольберта, модели маленьких человечков, сосулька, накидка для тучки, солнце, заготовки зелени для рисования цветов одуванчика, подносы с изобразительными инструментами (гуашь, жесткая кисть, стаканчик), фото одуванчика, корзинка.Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.
Задачи:
 Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
Развивать внимание, память, активизировать речь детей.
Расширять словарный запас детей (капель, проталины, вьюга, метель и т.п.)
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.
Устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки и т.д. решать противоречия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь с ними, подарите им свою улыбку и хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес, не за цветами, не за грибами, а за Весенними чудесами!
Дети: да!
Воспитатель: Для этого нужно сказать волшебные слова: Вокруг себя ты обернись, в лесу весеннем очутись.
Вот мы и в лесу.
Воспитатель: Присядьте на стульчики, посмотрим, что же интересного происходит в лесу.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если почки распустились
И в полях звенит ручей,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла …
Воспитатель: - Какие признаки в природе вы знаете?
- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее. Андрей.
- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки. Катя.
- Появляются первые весенние цветы. Лена.
- Прилетают птицы и они вьют гнёзда. Ксюша.
- Появляются насекомые. Арина
- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу. Милана.
- Появляются проталины. Кира.

Воспитатель: А какой сейчас снег? (ответы детей).
Вадим: снег грязный и мокрый.
Аня И. снег покрыт ледяной коркой.
Игорь и Вика П. Снег тает и образуются ручейки.
Да, снег мокрый, а сверху он покрыт ледяной корочкой. Зима никак не хочет уходить она не желает уступать место весне.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это прячется там? (под столом прячется медвежонок). Смотрите, какой у нас необычный гость.
-Дети, кто это? (Медвежонок)
-Познакомьтесь, это медвежонок Умка. Он прибыл к нам издалека, с Северного полюса, там ещё длится зима: воют вьюги, метут метели. А  Умке так хочется узнать, что такое весна.
Воспитатель: Давайте поможем медвежонку и расскажем о весне.
-Посмотрите, Умка что-то принёс в коробке, на которой нарисованы снежинка и сосулька. Посмотрим, что в ней?
- Здесь перепутаны картинки. Попробуем их разобрать. Справа, около зеленого кружка,  повесим картинки с признаками весны, а слева, около синего кружка,  с признаками зимы (дети выполняют задание на магнитной доске). Соня к. и Аня С.
Звучит запись капающей воды.
Воспитатель: - Ребята, послушайте, что это может быть? (капает кран, течёт вода, тают сосульки)
- Правильно, так плачут сосульки. Почему говорят, что сосульки плачут? (потому что они тают, капают и капельки похожи на слёзки)
- Посмотрите, умка тоже принес сосульку. Вы можете её потрогать. Какая она? (холодная, мокрая, сырая, прозрачная, острая, ледяная, твердая, если по ней постучать, звонкая) Правильно, сосулька твердая, она состоит из льда - замершей воды.
-Но вот мы дотрагиваемся до сосульки рукой, держим её в ладошке. Что же получается? (сосулька тает, капает вода). Правильно, твердый, холодный лед от тепла начинает таять и превращается в воду.
- Где мы ещё можем увидеть воду на улице?
(на улице тает снег, бегут ручьи, в реке…)
Снег тает и образуются ручейки. (Игорь и Вика П.)
Оставим сосульку а потом посмотрим, что с ней произойдет…
Давайте поиграем
Подвижная игра «Веснянка».
Цель - координация речи с движением, развитие общих речевых навыков и движений.
Ход игры:
-Для этого нам нужно встать в круг (проводится хороводная игра «Весеннее солнце»).
Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
И всю землю освети! (Идут по кругу)
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки)
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)
Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вниз)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)
Пусть весна придёт скорей!
-Молодцы!
Остаемся в кругу
Игра проводится в кругу с мячом.
Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка, сосулька – сосулечка.А сейчас пройдите и сядьте на скамеечки.
СЛАЙД 1, 2
Найдите на этой картине приметы весны.
Маша: я вижу белые пушистые облака.
Ваня: Я вижу солнечный день.
Кира и Ксюша: Я вижу голубое небо.
Линара: Я вижу, что тает снег.
Аня Т.: Я вижу, проталинки.
Соня Т.: Я вижу, что растаял лед и река течёт.
Имран: Я вижу, что наступила весна.
 А сейчас мы узнаем, что происходит в лесу весной?
 
СЛАЙД 3
Медведь просыпается, он очень худой и голодный.
СЛАЙД 4
У медведицы в берлоге зимой появляются медвежата. Сейчас, весной, они впервые выходят из берлоги.
СЛАЙД 5
Просыпаются и ежи от зимней спячки. У ежихи появляются ежата.
СЛАЙД 6
Заяц снова переоделся. Каким он был зимой? А каким стал сейчас?
И у зайчихи появляются зайчата.
СЛАЙД 7
Белка тоже переоделась. Какой он были зимой? А какой стала сейчас?
И у Бельчихи появляются бельчата.
СЛАЙД 8
У волчицы появляются волчата весной, а у лисы лисята.
СЛАЙД 9
Возвращаются перелетные птицы. Почему их называют перелетными?
Птицы вьют гнёзда и будут высиживать птенцов.
СЛАЙД 10
Что происходит с рекой? Как она просыпается ото сна? (Лед трескается и по реке плывут большие льдины)Настя
Как можно назвать это одним словом?   (Ледоход)
Я хочу поиграть с вами в одну интересную игру «Вставь нужные слова»
 СЛАЙД 11 «Вставь нужные слова»
А с этой картинки выберете приметы весны, но сначала найдите их на картинках.
 СЛАЙД 12 «Выбери приметы весны»
Вот как много весенних примет  мы с вами нашли. Какое настроение у вас вызывает весна?
Весной у всех диких животных появляются детеныши: И я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть животное, а вы детеныша. Договорились.
Дидактическая игра «Назови детёныша».
У зайца — (ответы детей) зайчонок; у лисы — лисенок; у белки — бельчонок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у медведя — медвежонок .Ребята вы всех лесных животных знаете молодцы.
Ребята, а давайте посмотрим что стала с нашей сосулькой.
(она растаила).
Как радуется Умка, сколько он узнал про весну, Умке пора на северный полюс к маме, давайте попрощаемся с ним.
Итог. Обобщение.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, надо в детский сад возвращаться. Закрывайте глазки и повторяйте за мной.
Вокруг себя обернусь, в нашей группе окажусь.
Вот мы снова в зале
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Что для вас было интересным? Что запомнилось?
давайте попрощаемся с гостями.