Конструкт урока по теме Ввод информации в память компьютера


Валиева Евгения Владимировна
учитель информатики
МБОУ СОШ № 2 г. Салехард ЯНАО
Урок информатики в 5 классе
Предмет: информатика.
Тема: Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
Тип урока: Комбинированный.
Класс: 5
Краткая аннотация:
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся на уроке как можно больше вовлекались в самостоятельную деятельность, этому способствует создание проблемной ситуации через проблемно-диалогическое обучение, которое является средством реализации ФГОС. На уроке учащиеся выдвигают гипотезу, проводят мини-исследование, делают выводы. В результате такого урока у детей формируется потребность в саморазвитии, коллективной работе, нацеленной на общий результат. Поэтому в конце урока так важна самооценка, самоконтроль и рефлексия как организация обратной связи.
На уроке уделено внимание здоровьесберегающим технологиям - ученикам предлагается физкультминутка. Все этапы урока сопровождаются презентацией.
В качестве поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса на уроке используются цифровые образовательные ресурсы, подготовленные с целью возможности "оживления" уроков информатики с помощью флэш-анимации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера;
Метапредметные – основы ИКТ – компетентности; умение вводить информацию с клавиатуры;
Личностные – понимание важности для современного человека владением навыком слепой десятипальцевой печати.
Решаемые учебные задачи:
Расширение представление учащихся об устройствах ввода информации;
Расширение и систематизация представлений учащихся о клавиатуре как основном устройстве информации;
Актуализация представлений об основной позиции пальцев на клавиатуре;
Актуализация навыков слепой десятипальцевой печати на клавиатуре.
Актуализация навыков работы с клавиатурой (использование комбинации клавиш, переключение алфавитов, переключение режимов ввода прописных и строчных букв, ввод специальных символов).
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Устройства ввода информации;
Клавиатура;
Группы клавиш:
Функциональные клавиши;
Символьные клавиши;
Клавиши управления курсором;
Специальные клавиши;
Клавиши дополнительной клавиатуры;
Комбинации клавиш;
Основная позиция клавиш;
Клавиатурный тренажер;
Слепая десятипальцевая печать.
Используемые на уроке средства:
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся;
Плакат «Знакомство с клавиатурой»;
Презентация «Ввод информации в память компьютера»;
Анимация «Группы клавиш и их назначение» (196651);
Анимация «Положение рук» (196603);
On-line ресурс klava.org.
Презентация «Физкультминутка».
Этапы урока:
Проверка домашнего задания (3 мин).
Актуализация знаний (2 мин).
Постановка проблемы (3 мин).
Изучение нового материала (5 мин).
Выдвижение гипотезы (2 мин).
Проверка гипотезы (10 мин).
Физкультминутка (2 мин).
Практическая работа (13 мин).
Рефлексия. Самоконтроль и самооценка (3 мин).
Домашнее задание. Итоги урока.(2 мин).
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Экспресс – опрос по вопросам 1-5 учебника к § 2;
Проверка заданий рабочей тетради № 22 и № 23 с помощью интерактивной доски.
СЛАЙДЫ 1-3
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель задает вопросы 1-5 учебника к § 2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Во время проверки заданий в рабочей тетради учитель демонстрирует на слайде задание. Во время проверки заданий в рабочей тетради ученики выходят к интерактивной доске и вписывают либо перемещают ответы в соответствующие поля.
Актуализация знаний.
СЛАЙДЫ 4-11
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Во время демонстрации презентации учитель задает вопросы:
Основное устройство ввода информации
Мозг компьютера
Основное устройство вывода информации
Устройство для быстрого перемещения курсора по экрану
Устройство для быстрого перемещения курсора по экрану
Устройство ввода звуковой информации
Универсальная машина для работы с информацией
Устройства ввода информации
Во время просмотра презентации учащиеся совместно отвечают на вопросы учителя.
С помощью анимации в презентации появляется правильный ответ после ответов и рассуждений учеников.
Постановка проблемы.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся пытаются ответить на следующие вопросы:
Как вы считаете, какое основное устройство информации?
Чтобы успешно работать на компьютере, необходимо человеку хорошо ориентироваться в клавишах клавиатуры?
Объявление темы урока: Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
СЛАЙДЫ 12-13
Учащимся демонстрируется плакат с укрупненным изображением клавиатуры.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Во время демонстрации плаката с изображением клавиатуры учитель задает вопросы:
Как вы считаете, сколько клавиш на клавиатуре?
Для чего, по вашему мнению, некоторые клавиши клавиатуры продублированы?
Можно ли разделить все клавиши на определенные группы?
Что такое основная позиция пальцев на клавиатуре?
Почему клавиши клавиатуры расположены не по алфавиту?
Зачем на двух клавишах нанесены насечки?
Во время демонстрации плаката с изображением клавиатуры учащиеся высказывают свои предположения, рассуждают, делают выводы, предлагают разные идеи.
На этом этапе урока через побуждающий диалог учащиеся предлагают свои ответы, так как рассматриваемый материал на уроке знаком ученикам на бытовом уровне из личного опыта.
СЛАЙДЫ 14-15
Изучение нового материала.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Просмотр и обсуждение анимации «Группы клавиш и их назначение» (196651).
Просмотр и обсуждение анимации «Группы клавиш и их назначение» (196651).
На этом этапе урока используются цифровые образовательные ресурсы, подготовлены с целью возможности "оживления" уроков информатики с помощью флэш-анимации.
Ребята, давайте примем соглашение о том, как мы будем произносить название тех или иных клавиш.
Учитель помощью интерактивной доски
демонстрирует решения заданий после высказываний учеников. Совместное выполнение заданий в рабочей тетради № 27, № 29 с самопроверкой с помощью интерактивной доски.
На этом этапе урока очень важно, чтобы ученики проговаривали вслух произношение всех клавиш.
СЛАЙДЫ 16-17
Выдвижение гипотезы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сможете ли вы рассказать о правилах работы на клавиатуре?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Просмотр и обсуждение анимации «Положение рук» (196603).
Просмотр и обсуждение анимации «Положение рук» (196603).
СЛАЙД 18
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель задает вопрос: Как вы считаете, по какому принципу расположены клавиши на клавиатуре?
Выдвижение гипотезы: Буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости».
СЛАЙД 19
Проверка гипотезы.
Выполнение проекта «Самая необходимая буква».
СЛАЙД 20
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учащиеся делятся на 3 группы по 5 человек.
Каждой группе раздаются карточки с разными текстами. Каждой группе раздаются карточки с разными текстами. Необходимо подсчитать, сколько раз в этом тексте встречаются буквы, и заполнить таблицу на компьютере.
Каждому ученику в группе поручается обработать соответствующее количество букв. Далее ученики каждой группы заполняют совместную таблицу и демонстрируют её всему классу.
В результате этой работы устанавливаются буквы, чаще всего встречающиеся в текстах на русском языке. Для демонстрации используются возможности табличного процессора (сортировка строк по убыванию).

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель копирует работы учеников в общую таблицу табличного процессора Excel, суммирует результаты по каждой букве, выполняет сортировку по убыванию и демонстрирует ученикам результат. Учащиеся делают
Вывод: Буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости» . СЛАЙД 21
Физкультминутка.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель демонстрирует презентацию «Физкультминутка» Учащиеся встают со своих мест и выполняют упражнения которые демонстрируются в презентации «Физкультминутка».
На данном этапе уроке уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям.
Практическая работа. СЛАЙД 22
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель помогает ученикам открыть On-line ресурс klava.org. Работа с клавиатурным тренажером. On-line ресурс klava.org.
57594511493500
Учитель помогает запустить текстовый редактор. Работа 1. Вспоминаем клавиатуру.
Компьютерный практикум по учебнику стр. 99-100 .
На данном этапе урока учащиеся закрепляют навыки десятипальцевого метода печати на клавиатуре. Переключают алфавиты (русский, латинский), вводят строчные и прописные буквы, специальные символы, используют комбинации клавиш.
Рефлексия . Самоконтроль и самооценка.
СЛАЙДЫ 23-24
Учащимся предлагается заполнить таблицу:
Фамилия:
Поставь себе:
«2 балла», если ты полностью справился с заданием;
«1балл», если справился с задание частично;
«0 баллов», если не справился с заданием совсем.
Домашняя работа
Работа в группе Работа с клавиатурным тренажером Компьютерный практикум по учебнику стр. 99-100
Итого баллов Оценка
РТ № 22
РТ № 24
Допиши фразу: Сегодня на уроке ___________________________________________________
________________________________________________________________________________
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель поясняет, как заполнить таблицу, объясняет критерии оценивания:
«5» - 9-10 баллов
«4» -7-8 баллов
«3» - 5-6 баллов.
Учащиеся заполняют таблицу, оценивают свою работу на уроке, ставят себе отметку за работу на уроке.
На этом этапе учениками выполняется самооценка, самоконтроль. Рефлексия необходима учителю, как организация обратной связи.
Домашнее задание. Итоги урока.
СЛАЙД 25
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель задает домашнее задание § 3, РТ: № 25, 26, 28,33, проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
Ученики записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя. Высказывают (по желанию) о своих эмоциях, чувствах, настроении от проделанной на уроке работы.
Учитель подводит итоги урока, объявляет и комментирует оценки и отметки учащихся за урок. Благодарит детей за выполненную работу.