Рабочая адаптированная программа для школы VIII вида по окружающему миру (2 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА VII – VIII ВИДОВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании М.О.
учителей начальных классов
Руководитель:
_________________________
Протокол
№______от_______2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________О. С. Рыбцова«_______»____________2016г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «ЯС(К)ОШ VII – VIII ВИДОВ»
_______________Ю.В. Афонин «_______»____________2016г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Для 2 класса VIII вида

Составитель
учитель математики: Дущенко К. К.

г. Ялта
2016 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с положением МОУ «ЯС(К)ОШ VII – VIII видов» «о порядке разработки рабочей программы учебного предмета»; на основе Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования и отвечает требованиям образовательной программы школы.
Календарно-тематический план для 2 класса по окружающему миру ориентирован на использование учебника Окружающий мир:учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ С. В. Кудрина.-М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.-110 с.: ил.- (Специальная (коррекционная) образовательная школа)
Основная цель курса «Окружающий мир» заключается в коррекции и формировании у учащихся с интеллектуальным недоразвитием младших классов комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребенка понимание и безопасное взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в коррекционной школе VIII вида. Реализация цели курса «Окружающий мир» предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:
Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.
Формирование умений:
выделять интересующий (учебный) объект или явление;
наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нем;
описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;
делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними.
Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых задач.
Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.
Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.
Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях:
Образовательное направление.
Активное и сознательное включение человека в самостоятельную жизнь обеспечивается, в числе прочего, наличием комплекса точных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира (далее: объекты изучения), взаимосвязей между ними. Показателем сформированности таких представлений служит умение ими оперировать.
Курс «Окружающий мир» ориентирован на накопление детьми комплекса представлений об объектах и явлениях непосредственно окружающих ребенка, и об объектах, обеспечивающих формирование общей, упрощенной, но разносторонней картины современной действительности. Особое внимание в этой работе обращено на формирование практически значимых для ребенка конкретного возраста умений взаимодействовать с объектами изучения.
В основе работы в образовательном направлении лежит продолжение начатой в ДОУ работы по формированию и коррекции сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия, обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления являются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.
Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ребенка является необходимой базой для дальнейшего формирования умений выделять учебный объект, произвольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспринятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты. Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся – основу более полного и глубокого ознакомления и понимания окружающей действительности.
Коррекционно-развивающее направление.
Качество произвольного оперирования представлениями связано с состоянием устной речи детей. Овладевая речью, ребенок устанавливает связь между словом и образом предмета, слово приобретает для него смысл, появляется возможность пользоваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:
расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребенка соответственно его возрасту (умения знакомиться и представляться (называть свои имя, фамилию и класс); обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет и др.);
накопление тематического словаря в рамках изучаемых естествоведческих и обществоведческих тем;
формирование умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания;
обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, рассказывать о сделанном, проводить элементарные обобщения).
Накопление определенного комплекса знаний и умений не может являться конечной целью обучения в коррекционной школе. Важно, чтобы ребенок умел ими пользоваться, чтобы при работе в данной образовательной области происходило изменение, совершенствование самого ученика, коррегировались недостатки его развития, накапливался опыт взаимодействия с окружающим миром, обеспечивалась подготовка к самостоятельной жизни. Для достижения положительных результатов в этом направлении в процессе изучения содержания учебного предмета организуется коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, проводится работа по формированию уверенности в себе и самостоятельность.
Воспитательное направление.
Специфика курса «Окружающий мир» позволяет в качестве одного из приоритетных направлений выдвинуть воспитательную работу средствами учебного предмета.
На материале курса проводится систематическое гражданское воспитание учащихся. В этой связи дети знакомятся с жизнью своего района, населенного пункта, всей страны. Учатся понимать и использовать в самостоятельных высказываниях слова «город», «поселок», «село», «деревня», «населенный пункт», «столица», «страна», «Родина». Знакомятся с Гимном, Флагом и Гербом нашей Родины, ее Президентом, по возможности, руководителем региона, выдающимися гражданами страны и своего региона. Учащиеся учатся ценить красоту и богатство природы родного края и страны. Знакомятся с наиболее известными памятниками природы и культуры. Узнают о праздниках: государственных, региональных, семейных, главных религиозных (Рождество), основных обрядах, связанных с памятными датами, традициях празднования. Также дети учатся организовывать свои действия в соответствии с содержанием праздников (Новый год, 9 мая, День рождения и др.).
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными профессиями. Для этого организуются экскурсии в учреждения и на предприятия, проводятся имитационные и деловые игры в школе.
Параллельно с работой в рамках гражданского воспитания реализуются и задачи эстетического воспитания учащихся. При знакомстве с природными и социальными объектами ведется формирование умений видеть (подмечать) удивительное и интересное. Для этого организуются экскурсии в музеи и на природу. Дети знакомятся с художественными произведениями, музыкой, репродукциями картин, народными промыслами. Школьники делают зарисовки, составляют коллекции, проводят конкурсы работ, в процессе которых их внимание обращается не только на правильность, но и на эстетическое оформление работы. Вместе с этим школьников учат замечать красоту и удивительность конкретных явлений природы. Знакомят с художественными фотографиями фотографов-натуралистов. Безусловную пользу оказывает вовлечение самих учащихся и их родителей в подобную деятельность в процессе внеурочной и внеклассной работы по предмету.
При изучении курса «Окружающий мир» отдельным интегративным направлением работы является формирование элементов экологической грамотности учащихся, таких как:
- элементарные представления об объектах, явлениях окружающего мира и взаимосвязях между ними, представления о единстве природного и социального мира;
- простейшие умения организовывать безопасное взаимодействие с окружающим миром;
- осознанное, ценностное, бережное отношение к изучаемым объектам и явлениям природы, жизни людей;
- понимание смысла природоохранительной работы человека и желание принимать в ней посильное участие.
Реализация поставленных задач обучения на уроках окружающего мира является результатом обучения. Степень полноты реализации задач в отношении каждого ребенка есть его достижения. Поэтому критерии оценки степени реализации поставленных задач являются критериями оценки достижений ребенка. В качестве таких критериев могут быть приняты:
Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельности на занятиях.
Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.
Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения в учебно-бытовых ситуациях.
Проявление активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых задач.
Структура и содержание программы
2 класс
34 час., 1 час/нед)ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Расширение представлений о временах года, формируемых в первом классе, через ознакомление с названиями и основными признаками осенних, зимних, весенних месяцев (на примере личных наблюдений и опытов), углубление представлений о лете как времени года:
Сентябрь. Основные приметы месяца: похолодание, прохладный осенний ветер, смена окраски листьев, начало листопада, последняя гроза, отлет птиц, наступление спячки у змей, ящериц, лягушек, исчезновение насекомых, созревание урожая, сбор грибов и ягод, осенняя одежда людей.Октябрь. Основные приметы месяца: пасмурная дождливая погода, влажный ветер, листопад, отмирание трав, отлет птиц, заготовка зверями и птицами запасов на зиму, осенние работы в городе или в деревне (подготовка помещений в зиме (постоянное протапливание), уборка листьев, работы в саду и в огороде и т.п.)
Ноябрь. Основные приметы месяца: пасмурная погода, холодные дожди, резкое похолодание, холодный пронизывающий ветер, наступление первых заморозков, первый лед на лужах, первый снег, окончание сокодвижения ( «засыпание») у лиственных деревьев и кустарников, смена осенней одежды на зимнюю, утепление жилых помещений.
Декабрь. Основные приметы месяца: установление снежного покрова и льда на водоемах, мороз, низкое, холодное солнце, самый темный месяц года (самый короткий день и длинная ночь в году), откачевывание птиц ближе к жилью человека, уборка снега, организация катков, горок).Январь. Основные приметы месяца: ярче светит солнце, увеличивается день, больше солнечных дней, крепчает мороз, морозный ветер, «рисунки» на стеклах, иней, следы зверей и птиц на снегу, появление наста; уборка снега, зимние забавы детей (катание на лыжах, санях, коньках, постройки из снега, игра в снежкиФевраль. Основные приметы месяца: самый холодный месяц года, метели, снегопады, морозы, иней, гололед, самый голодный период года для птиц и зверей, подкормка птиц в городе, животных за городом.
Март. Основные приметы месяца: дневное потепление, ночные морозы, яркое солнце, голубое небо, появление проталин вокруг стволов деревьев, начало сокодвижения («просыпание») у деревьев и кустарников, почернение снега, появление закраин по берегам рек, набухание почек на раннецветущих кустах, появление сосулек, метели, откачевывание птиц от жилья человека.
Апрель. Основные приметы месяца: потепление, яркое теплое солнце, мокрый ветер, сход снежного покрова, вскрытие рек, ледоход, сосульки, капель, ручьи, зацветание первоцветов (верба, ракита, орешник, ольха, мать-и-мачеха, ветреница) прилет птиц (грачей), гнездование птиц, переход на весеннюю одежду, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками.Май. Основные приметы месяца: установление теплой весенней погоды, теплый сильный ветер, первая гроза, распускание листьев, прилет, гнездование, выкармливание птенцов у разных птиц, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов.Лето. Название и порядок следование летних месяцев. Основные признаки времени года: установившаяся теплая погода, горячее большое высокое солнце, теплые дожди, радуга, грозы, цветение и плодоношение растений, гнездование птиц, активность насекомых, выращивание потомства у зверей (ежи, зайца, лоси и т.д.), смена одежды на летнюю, летние развлечения (загорание, купание, игры с мячом, с воздушным змеев, катание на велосипедах и т.п.).МИР ПРИРОДЫ
Неживая природа
Вода - жидкость. Вода не пахнет, не имеет вкуса, прозрачна. Значение воды для жизни растений.
Песок, глина, камни. Узнавание объектов по внешнему виду. Свойства (сыпучесть, пластичность, твердость). Использование камней, глины, песка в продуктивной деятельности.
Почва в природе (ознакомление с внешним видом, элементарное определение механического состава почвы, значение почвы для роста растений).
Вода, почва, песок, глина, камни в природе. Первичное ознакомление с местом воды, почвы, изученных полезных ископаемых в природе.
Живая природа
Человек
Тело человека, внешнее строение. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).
Здоровье человека – в здоровом образе жизни (первичное ознакомление): гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, ряба), личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом Животные
Звери. Корова, коза. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Корова и коза - домашние животные: живут только с человеком, самостоятельно жить не могут, нуждаются в заботе человека, полезны для человека.
Лиса, белка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. Лиса и белка – дикие животные: живут в природе, самостоятельно добывают пищу, роль в природе (лиса питается мышами, белка делает запасы, участвует в распространении растений), нуждаются в охране.
Птицы. Курица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормится сама, чем кормят люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат птицу), забота и уход. Курица – домашняя птица: живет только с человеком, самостоятельно жить не может, нуждается в заботе человека, полезна для человека.
Снегирь, дятел. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: снегирь – перелетная птица, питается семенами, дятел – оседлая птица, «лесной доктор». Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).
Дифференциация диких и домашних животных на основании следующих признаков: место обитания, возможность самостоятельной жизни без помощи человека, уход за домашними и охрана диких животных.
Насекомые. Шмель. Бабочка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: опыление растений. Первичное ознакомление с другими насекомыми.
Растения
Помидор, огурец. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание).
Апельсин, лимон. Внешний вид, жизненная форма растения (дерево), место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе или на тарелочке). Значение фруктов в жизни людей (профилактика авитаминозов, здоровое питание, лечение простудных заболеваний).
Дифференциация овощей и фруктов на основании следующих признаков: место произрастания (сад, огород), жизненная форма растений (дерево, травянистое растение), особенности использования в пищу (для сладких блюд, для первых и вторых блюд).
Смородина красная, черная, белая; малина садовая, лесная. Внешний вид, жизненная форма растения (куст), место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазочке). Значение ягод в жизни людей (здоровое питание, лечение простудных заболеваний).
Герань, монстера. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, протирание листочков, опрыскивание, рыхление почвы).
Мать – и - мачеха. Название. Жизненная форма (травянистое растение, первоцвет). Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок, плод). Значение в природе (пища первых насекомых).
Береза. Узнавание. Называние. Внешнее строение (корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод). Жизненная форма (дерево).
Черемуха. Узнавание. Называние. Внешнее строение (корень, стебель (стволы), лист). Жизненная форма (куст).
Мероприятия оп охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, подкормка птиц, ознакомление с видами помощи диким животным и т.п.).
МИР ЛЮДЕЙ
Человек – член общества.
Я - ученик. Деятельность на различных уроках (учебных или игровых занятиях, уроках и во внеурочное время). Правила поведения ученика в школе. Подготовка портфеля, своего внешнего вида к школе.
Профессии людей работающих в школе. Названия профессий. Основные выполняемые обязанности. Правила общения с учителями-предметниками, работниками столовой, медпункта, нянечками и работниками гардероба. Участие в совместном труде.
Ближайшее окружение
Семья. Бабушки и дедушки. Родители. Место работы родителей. Дети. Дружеские отношения братьев и сестер. Дни рождения членов семьи. Фамилии, имена членов семьи. Соседи. Друзья.
Квартира своя, соседей. Дом, внешний вид, количество этажей, свой этаж. Домашний адрес.
Школа. Адрес школы, ее внешний вид, пришкольная территория. Нахождение своего класса, туалетной комнаты, столовой, музыкального и спортивного залов, медкабинета.
Дальнее окружение
Учреждения.
Книжный магазин. Обувной магазин. Аптека. Назначение учреждения. Устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих в учреждении. Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения ( покупатель – продавец-консультант, кассир - покупатель).
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы. автобусы) Общественный транспорт на примере автобуса и троллейбуса. Правила поведения в общественном транспорте (покупка билета или предъявление карточки, культура поведения на остановках и в транспорте).
Торжественные даты. День учителя, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы. Неделя детской книги. Элементарные представления о современном значении праздника. Традиции празднования (в школе, в семье).
Населенные пункты, страна. Наша страна. Название. Флаг, Герб, Гимн России.
Вещи (рукотворные предметы)
Личные вещи ребенка. Мыло, полотенце, зубная щетка, паста, расческа, носовой платок – личные гигиенические принадлежности.Учебные вещи. Инструменты для труда и рисования. Хранение, правила пользования на уроке. Уход и хранение учебных принадлежностей. Подготовка к учебному дню (сбор портфеля). Ориентировка на парте.
Одежда. Школьная форма или одежда ее заменяющая для мальчика и девочки (по выбору школы): платье, юбка, брюки, пиджак, блузка, рубашка. Назначение, соответствие стиля одежды ее назначению. Обеспечение чистоты одежды и аккуратности внешнего вида (переодевание в домашнюю одежду. Чистка одежды щеткой, аккуратное ношение одежды, контроль за своим внешним видом у зеркала.
Обувь для мальчика и девочки. Покупка обуви. Уход за обувью (мытье, просушка, сухая чистка, чистка с кремом).
Посуда. Приборы для первого и второго блюда, чая. Сервировка стола к обеду, к чаю.
Бытовые приборы. Телефон, стиральная машина, плита, утюг, пылесос. Называние. Назначение. Первичное ознакомление с энергопитанием приборов. Основное правило пользования: бытовыми приборами пользуются только взрослые.
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Предупреждение заболеваний и травм. Действия в случае раны, занозы. Обращение за помощью к учителю. Описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит), поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным (не дразнить, чужих животных не трогать, не бежать, не махать руками). Правила поведения человека с диким животным в зоопарке (не дразнить, не кормить и не гладить, не подходить близко к клеткам в природе (кормить птиц, белочек из кормушки). Правила поведение в лесу (без взрослых не ходить в лес, не шуметь, не трогать и не пробовать незнакомые растения и грибы, не рвать цветы и не ломать ветки, а наблюдать, слушать, вдыхать аромат цветов, зарисовывать).
Правила поведения на воде (купаться в сопровождении взрослых, далеко в воду не заходить, долго не купаться, в воду заходить спокойно, не прыгать).
Безопасное поведение в обществе. Правила поведения с незнакомыми людьми (никуда с незнакомыми людьми не ходить, вежливо отказываться от угощения и игрушек, стараться скорее вернуться к сопровождающему взрослому).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте (спокойно ждать транспорт на остановке, сходить и заходить в транспорт, внимательно смотря под ноги, не бежать, не шуметь и не возиться в салоне транспортного средства, по возможности сидеть при движении или держаться за поручни).
Повторение.
Степень усвоения учащимися знаний и умений
Заинтересован процессом занятия. Любит выполнять различные задания на этом уроке. Любуется своими работами. Старается активно отвечать. Пробует задавать вопросы по содержанию.
Узнает, называет и может описать или составить повествовательный рассказ из 2-3 предложений об изученных объектах по данному плану. Относит изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное). Отличает сходные объекты (дикие и домашние животные, фрукты и овощи) и может объяснить свое решение.
Умеет вести себя в изученных проблемных ситуациях (переход улицы по пешеходному переходу, встреча с незнакомым человеком, поведение при получении травмы и т.д.). Умеет чистить зубы, расчесывать волосы, мыть лицо и шею. Умеет мыть фрукты и овощи. Умеет угощать друзей, гостей на празднике. Умеет чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды. Умеет ухаживать за цветами (поливать опрыскивать, протирать листья). Умеет вести себя в отношении домашних животных и животных на улице. Умеет описывать сезонные изменения в каждом времени года, объясняет выбор одежды для экскурсии.
Предложение выполнить задание самостоятельно принимает охотно и старается выполнить инструкцию. При необходимости обращается за помощью к учителю.
При выполнении нетипичного задания, требующего применения сформированных знаний в новой ситуации, охотно выполняет задания при помощи учителя.
Список литературы
Кудрина С.В. Использование условно-соревновательной игры в процессе изучения представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием об окружающем мире. // Материалы региональной научно-практической конференции «Психология образования-2005» -Саратов : Научная книга, 2005
Кудрина С.В. Основные тенденции формирования представлений о социальном и природном окружении учащихся с интеллектуальным недоразвитием. // Сборник материалов международной конференции "Ребенок в современном мире" - СПб: Изд. Астерион, 2006
Кудрина С.В., Козлова Л.В., Кондратьева Ю.О., Морозова Л.Г. Организация урочных и внеклассных занятий в коррекционной школе.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 Рекомендация УМО
№ п/пДата по плану Дата по факту Кол-во часов Тема урока Стр. учебника Информационное обеспечение Коррекционная работа
1 1 Школа. Класс. 4-7 Картинки,рисунки. формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения,
2
1 Сентябрь. 10-11 презентация Развитие внимания, памяти
3 1 Огурец. Помидор. 12-15 Картинки,слайдыКоррекция памяти,
4 1 Апельсин. Лимон 16-19 Картинки,слайдыТренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.
5 1 Овощи и фрукты. 20-21 Предметные картинки. Развитие внимания, памяти
6 1 Смородина. Малина. 22-25 Слайды,картинкиРазвитие концентрации внимания
7 1
Почва. 26-29 Образец почвы,схемаРазвитие связную речь.
8 1 Октябрь. 30-31 Рисунки,календарьРазвитие умения устанавливать связи между предметами, явлениями,
9 1 Семья. Квартира 34-37 Слайды, портреты Развитие внимания, памяти
10 1 Ноябрь. 40-41 Слайды. Календарь. Коррекция памяти,
11 1
Тело человека. 42-44 Картинки Коррекция переключаемости и распределения внимания.
12 1 Одежда. Уход за одеждой. 46-47 слайды развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, отношениями.
13 1 Обувь. Уход за обувью. 48-49 слайды формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.
14 1 Декабрь. 50-51 Картинки, календарь  тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.
15 1 Новогодняя ёлка. 52-53 Слайды формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.16 1 Охрана здоровья и безопасное поведене. 54-55 схемы Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, координации речи с движением.
17 1 Январь. Рождество 56-59 Картинки,рисунки. формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения,
18
1 Общественный транспорт. 60-61 презентация Развитие внимания, памяти
19 1 Лиса. Белка. 62-65 Картинки,слайдыКоррекция памяти,
20 1 Дятел. Снегирь. 66-69 Картинки,слайдыТренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.
21 1 Февраль. 72-73 Слайды. Календарь. Развитие внимания, памяти
22 1 День защитника Отечества 70-71 Слайды,картинкиРазвитие концентрации внимания
23 1
Домашние животные 74-81 картинки Развитие связную речь.
24 1 Март. Мамин день-8 марта. 84-85 Рисунки,календарьРазвитие умения устанавливать связи между предметами, явлениями,
25 1 Дикие животные. 80-81 Слайды, картинки Развитие внимания, памяти
26 1 Комнатные растения. 82-83 Слайды. Календарь. Коррекция памяти,
27 1
Вода. Распускание листьев. 90-91 Картинки Коррекция переключаемости и распределения внимания.
28 1 Апрель. 92-93 Слайды, календарь развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, отношениями.
29 1 Берёза, черёмуха, мать - и –мачеха. 94-97 слайды формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.
30 1 Шмель. Бабочка. 98-99 Картинки,  тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.
31 1 Май. День Победы. 100-102 Презентация, календарь формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.32 1 Родной край. 103-105 Слайды. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, координации речи с движением.
33-34 2 Повторение пройденного материала Коррекция памяти.