Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе 7.1 для детей ЗПР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Хрусталева Николая Титовича»
Бахчисарайского района Республики Крым
 
 
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
Подпись____ Суржикова Ж.И.
Протокол № 3
от «02» ноября 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Подпись_______Томчак А.А.


«_____»___________2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Подпись ___ Паша С.Н.


Приказ №_____
от «11» ноября 2016 г.







АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(ВАРИАНТ 7.1)
ДЛЯ УЧЕНИКА 2 – А КЛАССА
АБЛЯМИТОВА АБЛЯЗА
НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД



КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: В НЕДЕЛЮ – 2 ; ВСЕГО ЗА ГОД – 68
УЧИТЕЛЬ СУРЖИКОВА ЖАННА ИВАНОВНА
КАТЕГОРИЯ ПЕРВАЯ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК
«Окружающий мир» (1 2ч.) А.А. Плешаков, (УМК «Школа России» ФГОС,
М: Просвещение,2014

п.Куйбышево, 2017г.


СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка
2 - 3


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
3 - 5



Место предмета в учебном плане
6


Планируемые результаты освоения учебного материала
6 - 9


Содержание учебного предмета
9 - 11


Тематический план
12


Календарно-тематическое планирование
12 - 16



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Примерной основной образовательной программы начального общего образования одобренной (протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Приказа о внесении изменений ФГОС ООО от 17.12. 2010 №1897 от 31.12.2015
Письма Минобрнауки России "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07.06.2013 N ИР-535/07
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «Куйбышевская СОШ им. Хрусталева Н.Т.» Бахчисарайского района Республики Крым (приказ от 11.11.2016г. № 482).
Коллегиального заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии от 28.10.2016г. №57
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной программы УМК «Школа России» ФГОС. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.

Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов.
Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения.
Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.
Свою рабочую программу я адаптирую через методику работы на уроке. В процесс обучения я включаю разнообразные формы, методы и методические приемы.
Я использую современные педагогические технологии: демонстрационные презентации, показ документальных фильмов, диалогическое обучение, проблемное обучение, метод проектов.
На уроке реализую индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы, словесные, практические занятия, творческие работы, поисковые задания, рассмотрение ситуаций и их анализ, дидактические игры стимулирующие познавательный интерес: игры, кроссворды, занимательные упражнения, задания – шутки.
При реализации программы я использую разнообразные методы и методические приёмы:
Выстраиваю материал урока таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое).
Соблюдаю в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
Урок планирую так, чтобы мальчику были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника.
Оказываю мальчику помощь в проведении опытов, наблюдений, в выполнении практических работ.
В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
Использую дополнительные наводящие вопросы, особое значение придаю практической направленности изучаемого материала, опираюсь на жизненный опыт ребёнка.
Часто предлагаю алгоритм выполнения заданий на самостоятельных работах, работе с учебником, устных ответах.
Распознаем природные объекты с помощью атласа-определителя.
Работаем со специальной тетрадью по окружающему миру.
Использую наводящие вопросы при повторении пройденного и изучении нового материала.
Коллективно составляем план устного и письменного ответа.
Уделяю особое внимание работе по предупреждению ошибок: четко произношу слова, возникшие ошибки не просто исправляю, а обязательно разбираем совместно с ребенком.
Ежедневно провожу словарную работу: объясняю трудные для понимания и написания слова, словосочетания, формулировки.
Использую прием проговаривания основных терминов и определений.
При изучении учебного материала использую наглядность: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки – помощницы.
При выполнении самостоятельных заданий оказываю направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради).
Подчеркиваем заглавные буквы, делим слова на слоги, ставим ударение.
Особое внимание уделяю самопроверке, учу оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляем по алгоритму.
Обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы; применяю проблемно-поисковые методы обучения.
Дифференцирую задания с целью предоставления возможности освоения посильного для восприятия обучающимися материала соответственно их способностям и возможностям, для организации коррекционной индивидуальной работы.
При выполнении проверочной, а иногда и контрольной работы разрешаю мальчику пользоваться рабочими тетрадями и учебниками.
При планировании уроков использую рекомендации педагога-психолога и логопеда. Для предупреждения быстрой утомляемости переключаю ребенка с одной деятельности на другую.





МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы по 68ч (34 учебные недели).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами –аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России, Крыма флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России, Крыма;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
правилам поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных каждой группы; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса рассчитана на 34 рабочие недели,2 часа в неделю, 68 часов в год (из них 3 часа резервных)
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета  Земля, страна   Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   Д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения  пища и укрытие для животных; животные  распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. Д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы:
знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
знакомство с горными породами и минералами;
распознавание деревьев, кустарников и трав;
знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;
отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села
 Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля  составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. Д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. Д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.       Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека  его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. Д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло), притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны, республики на карте. Как читать карту. Москва  столица России. Московский Кремль. Достопримечательности Крымского полуострова.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
 Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы:
определение сторон горизонта по компасу;
освоение основных приемов чтения карты.















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


раздела
Наименование
раздела
Учебные
часы
Контроль-ные
работы
Практическая
часть





Экскурсии

Проекты

Практичес кие работы


1
Где мы живём
3
-
-
«Родной город, село»
-

2
Природа
20
1
1
«Красная книга»
5

3
Жизнь города и села
10
1
1
«Профессии»


4
Здоровье и безопасность
9
1
-
-
1

5
Общение
7
1

«Родословная»
1

6
Путешествие
16
1
1
«Города России», «Достопримечательности Крыма»,
«Страны мира»
3









Всего:

65часов+3чрезервных
5
3

10


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 семестр


п/п
Сроки
выполнения

Тема

Элементы содержания урока

План
Факт
План
Факт






32

11.01

Проверим себя и оценим свои достижения.
Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»
Контрольная работа. Подведение итогов по теме, определение сходства и различий в городе и селе.

33

12.01

Презентация проектов.
Презентация проектов «Поселок в котором я живу»



Здоровье и безопасность

34

18.01

Строение тела человека
Актуализация знаний по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеристика систем органов человека. Обсуждение взаимосвязи наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализ схемы расположения органов человека, умение показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека.

35

19.01

Если хочешь быть здоров
Формулирование правил гигиены органов чувств.
Практическая работа: изучение свойств кожи. Осваивание приёмов оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовка рассказа об уходе за кожей. Характеристика роли скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрытие роли правильной осанки для здоровья человека. Определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Характеристика изменений, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждение правил рационального питания. Составление меню здорового питания.

36

25.01

Берегись автомобиля!
Актуализация правила безопасного поведения на улице. Изучение по материалам учебника правил поведения на улице и в транспорте; подготовка сообщения. Обсуждение предложенных ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделирование своих действий в ходе ролевой игры. Выполнение теста о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

37

26.01

Школа пешехода. П/р № 6 «Отработка правил перехода улицы»


38

01.02

Домашние опасности 
Понимание учебной задачи раздела и данного урока и стремление их выполнить. Актуализация знаний об опасностях в быту. Характеристика действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделирование действий при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализ схемы эвакуации из школы и моделирование её в ходе учебной тревоги.

39

02.02

Пожар


40

08.02

На воде и в лесу
Характеристика опасности природного характера. Нахождение информация о ядовитых растениях и грибах. Характеристика правила гигиены при общении с домашними животными. Различение гадюки и ужа. Анализ по схеме цепи загрязнения, приведение примера цепей загрязнения.

41

09.02

Опасные незнакомцы
Актуализация полученных ранее знаний о поведении с незнакомыми людьми. Обсуждение потенциальных опасностей вне дома.

42

15.02

Проверим себя и оценим свои достижения.
Контрольная работа по разделу «Здоровье и безопасность»
Контрольная работа. Подведение итогов по теме. Выступление с подготовленными сообщениями.



Общение

43

16.02

Наша дружная семья
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

44

22.02

Проект «Родословная»
Сбор информации об истории семьи и нескольких поколениях. Просмотр семейных альбомов

45

01.03

В школе
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.


46

02.03

Правила вежливости. П/р № 7 «Отработка основных правил этикета.»
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

47

09.03

Ты и твои друзья
Повторить правила поведения в гостях, привила приёма гостей, учиться их выполнять. Работать в парах: обсуждать правила поведения за столом по рисункам в учебнике. Находить пословицы и поговорки разных народов о дружбе, друзьях, согласии, взаимопомощи, о добре и справедливости

48

15.03

Мы – зрители и пассажиры.
Повторить основные правила поведения в общественных местах. Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре. Объяснять, зачем нужна культура поведения в общественных местах. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

49

16.03

Проверим себя и оценим свои достижения.
Контрольная работа по разделу «Общение»
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



Путешествие

50

22.03

Посмотри вокруг
Познакомиться с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»; условные обозначения сторон горизонта. Обозначать стороны горизонта на схеме. Перечислять основные и промежуточные стороны горизонта.

51

23.03

Ориентирование на местности
Осваивать приёмы ориентирования на местности по компасу, солнцу, по местным природным признакам.

52

05.04

Ориентирование на местности. П/р №8 «Определение сторон горизонта по компасу»
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу.


53

06.04

Формы земной поверхности
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Основные приемы чтения карты. Изображение на карте, глобусе материков, океанов, гор, равнин, морей, рек. Экскурсия: Формы земной поверхности родного края.

54

12.04

Водные богатства
Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Экскурсия: Водоемы родного края. Работа в парах: рассказывать по схеме о частях реки.
Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Рассказывать о водных богатствах страны по фотографиям и своим впечатлениям.

55

13.04

В гости к весне (урок)
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

56

19.04

В гости к весне. Экскурсия
Экскурсия: Весенние изменения в природе. Составление рассказа о весенних явлениях в неживой и живой природе. Определение раннецветущих растений, перелётных птиц. Объяснять, как изменяется весной высота солнца над горизонтом и к чему это приводит.

57

20.04

Россия на карте
Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать территорию России, ее государственные границы. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте России. Сравнивать изображение нашей страны на глобусе и карте России. Объяснять, что обозначают цвета на карте. Уметь показывать объекты на настенной карте.

58

26.04

Проекты «Города России», «Достопримечательности Крыма»
В ходе выполнения проекта ученики учатся: готовить фоторассказы о разных городах России. Находить в книгах и сети Интернет соответствующий материал; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

59

27.04

Путешествие по Москве
С помощью учебника выяснить, когда и кем был основан город Москва. Рассказывать о столице, о гербе Москвы. Рассматривать план Москвы. Описывать достопримечательности столицы России. Объяснять, что значит Московский Кремль для каждого жителя России. Находить в дополнительной литературе и сети Интернет сведения о достопримечательностях Московского Кремля. Готовить сообщение по готовому плану.

60

03.05

Московский Кремль


61

04.05

Город по Неве
Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Работать в группах: обсуждать свои впечатления.

62

10.05

Путешествие по планете П/р № 9 «определение сторон горизонта по компасу»
Определение сторон горизонта по компасу. Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать на карте мира материки. Находить информацию об особенностях каждого материка в учебнике и других источниках. Готовить сообщения о каждом материке и выступать перед классом.

63

11.05

Путешествие по материкам
Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Называть достопримечательности 2-3 стран.

64

17.05

Контрольная работа
Проверка знаний по изученной теме.

65

18.05

Страны мира. Проект «Страны мира»
Составить проект об одной из стран мира, показать ее на карте и глобусе, назвать одну из достопримечательностей.

66

24.05

Резервный урок. Впереди лето.
Рассказывать о сезонных явлениях природы. Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять растения и животных с помощью атласа-определителя. Составить рассказ о красоте животных по своим наблюдениям. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Делать выводы.

67

25.05

Резервный урок.


68



Резервный урок.















13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14315








15