Контрольно-оценочные средства Психология общения (Гостиничный сервис)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Западный филиал РАНХиГС

УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
______________ Л.И. Мотолянец
«___» ______________ 2016 г.
КОМПЛЕКТ
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины
Психология общения
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО
43.02.11.«Гостиничный сервис»
Калининград 2016
Разработчик:
Невинская Ника Викторовна,
Психолог
Западного филиала РАНХиГС
при Президенте РФ
Одобрено на заседании ПЦК:
Протокол № ______ от «____»_________ 20___г.
Председатель ПЦК
___________________
Одобрено Методическим советом филиала:
Протокол № _____ от «_____»_______ 20___г.

Содержание
1.Общие положения 4
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке 4
3. Оценка освоения учебной дисциплины 6
3.1. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) 8
Тема 1.1. Характеристика общения. 8
Тема 1.2. Общение как социально-психологическая категория. 10
Тема 1.3. Вербальные и невербальные средства общения. 12
Тема 1.4. Общение и индивидуальные особенности человека 19
Тема 1.5. Роли и ролевые ожидания 23
Тема 1.6. Умение слушать и вести беседу 25
Тема 1.7. Манипуляции в общении 27
Тема 2.1. Сущность конфликта и его основные характеристики. 30
Тема 2.2. Стратегии поведения в конфликте и саморегуляция 32
Тема 3.1. Гендерные особенности общения 34
Тема 3.2. Деловое общение, его формы. 36
4. Универсальная шкала оценки образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации 42
5. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации 43

Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Психология общения».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
КОС разработан на основании положений:
- ФГОС 3+ СПО;
- основной профессиональной образовательной программы по специальности 43.02.11. «Гостиничный сервис»;
- рабочей программы учебной дисциплины.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения Основные показатели оценки результатов Формы контроля и оценивания
Уметь:
У1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности Грамотность использования психологических техник и приёмов, повышающих эффективность общения Устный опросТестирование
Ответы на семинаре
Творческое задание
Выполнение практических работ
У2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Грамотность использования различных методов саморегуляции поведения в общении Устный опрос
Тестирование
Ответ на семинаре
Творческое задание
Знать:
З.1. взаимосвязь общения и деятельности Точность и полнота знаний по определению подходов к пониманию взаимосвязи общения и деятельности Устный опрос
Тестирование
З2. цели, функции, виды и уровни общения Точность и полнота знаний по определению целей, функций, видов и уровней общения Устный опрос
Тестирование
З3. роли и ролевые ожидания в общении Точность и полнота знаний по определению социальных и межличностных ролей, ролевых ожиданий в общении Устный опрос
Тестирование
Ответы на семинаре
Выполнение практической работы
З4. виды социальных взаимодействий Точность и полнота знаний по определению особенностей социальных взаимодействий, по классификации социальных взаимодействий Устный опрос
Тестирование
Ответы на семинаре
З5. механизмы взаимопонимания в общении Точность и полнота знаний механизмов взаимопонимания в общении Устный опрос
Тестирование
Ответы на семинаре
Творческое задание
З6. техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения Грамотность использования различных техник и приёмов общения, правил слушания, ведения беседы, убеждения. Устный опрос
Тестирование
Ответы на семинаре
Выполнение практической работы
З7. этические принципы общения Точность и полнота знаний по определению этических принципов общения.
Грамотность использования правил делового этикета. Устный опрос
Тестирование
Творческое задание
З8. источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Точность и полнота знаний по определению источников, причин, видов конфликтов.
Грамотность использования различных способов разрешения конфликтов Устный опрос
Тестирование
Выполнение практической работы
Освоить компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация интереса к профессии через общение в ходе практических занятий Устный опрос
Выполнение практической работы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. рациональность планирования и организации; своевременность сдачи заданий, - Выполнение практической работы
Ответы на семинаре
Тестирование
Творческое задание
OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. аргументированность выбора методов работы Выполнение практической работы
Творческое задание
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. эффективный поиск необходимой информации через различные источники, включая электронные Ответы на семинаре
Выполнение практической работы
Творческое задание
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. использование ИКТ для обработки данных и поиска информации; использование ИКТ для создания презентаций, рефератов, оформления творческих заданий Выполнение практической работы
Творческое задание
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. взаимодействие с одногруппниками и преподавателями в ходе обучения, выполнение групповых заданий Выполнение практической работы
Творческое задание
Ролевая игра
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. демонстрация целеустремленности, решительности, энергичности, инициативности, организаторских способностей Выполнение практической работы
Творческое задание
Ролевая игра
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих работ Творческое задание
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Анализ новых технологий в профессиональной области Устный опрос
Творческое задание
Выполнение практической работы
Ответы на семинаре
Оценка освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины Форма контроля Проверяемые У, З
Тема 1.1. Введение. Характеристика общения. Устный опрос
Тестирование
Творческое задание У1, З1, З2, З4, З5, З6, З7, ОК1, ОК6
Тема 2.1. Общение как социально-психологическая категория. Устный опрос
Тестирование У1, У2, З5, З6, З7,ОК2, ОК3, ОК6
Тема 2.2. Вербальные и невербальные средства общения. Устный опрос
Тестирование
Ответы на вопросы к вебинару
Ответ на семинаре
Тестирование на знание языка телодвижений У1, У2, З2, З4, З5, З6, ОК2. , ОК4, OK3., ОК5., ОК6
Тема 2.3. Общение и индивидуальные особенности человека Устный опрос
Тестирование
Составление личностного портрета У1, У2, З4, З5, З6, З7, З8, ОК 2, OK3, ОК6., ОК 8.
Тема 2.4. Роли и ролевые ожидания Устный опрос
Тестирование
Выполнение практической работы У1, У2, З3, З4, З8, OK1,ОК 9, ОК8 , ОК6.
Тема 2.5.. Умение слушать и вести беседу Устный опрос
Тестирование
Выполнение практической работы У1, У2, З1, З4, З5, З6, З7, ОК2, OK3, ОК6, ОК7.
Тема 2.6. Манипуляции в общении Устный опрос
Тестирование У1, У2, З2, З4, З5, З7, З8, ОК2., OK3, ОК6, ОК7, ОК8.

Тема 3.1. Сущность конфликта и его основные характеристики. Устный опрос
Тестирование У1, У2, З4, З5, З7, З8, ОК2, OK3, ОК 6, ОК7.
Тема 3.2. Стратегии поведения в конфликте и саморегуляция Устный опрос
Тестирование
Выполнение практической работы У1, У2, З4, З5, З7, З8, ОК2, OK3, ОК 6, ОК7.
Тема 4.1. Гендерные особенности общения Устный опрос
Тестирование У1, У2, З4, З5, ОК2, OK3, ОК 6, ОК7.
Тема 4.2. Деловое общение, его формы. Деловая игра У1, У2, З1, З2, З4, З5, З7, ОК1, OK3, ОК6, ОК7, ОК9
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
Тема 1.1. Введение. Характеристика общения
Проверяемые умения, знания: У1, З1, З2, З4, З5, З6, З7, ОК1, ОК6
Устный опрос:
Может ли общение выступать как особый вид деятельности?
Перечислите основные функции общения
Перечислите основные виды общения.
Каковы основные компоненты общения?
Какие характеристики личности способствуют успешности в общении?
Тестовые задания:
1. Сопоставьте элемент общения с его описанием.
1) коммуникация а) взаимодействие в процессе совместной деятельности
2) интеракция б) восприятие другого человека
3) перцепция в) обмен информацией
Ответ: 1в, 2а, 3б
2. Форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений, называется….
а) императивное общение
б) манипулятивное общение
в) монологическое общение
г) опосредованное (косвенное) общение
Ответ: б
3. Что из этого не относится к паралингвистическим средствам передачи информации?
а) слова
б) жесты
в) мимика
г) позы
Ответ: а
4. Какой уровень общения предполагается простой обмен репликами для поддержания разговора?
а) фатический
б) информационный
в) личностный
Ответ: а
5. Личность какого типа больше расположена к общению?
а) интровертированная личность
б) экстравертированная личность
Ответ: б
6. Сопоставьте возраст человека и ведущий вид деятельности в этом возрасте:
1) младенчество а) Предметная деятельность; формирование речи
2) ранний возраст б) учебная деятельность
3) дошкольный возраст в) интимно-личностное общение; подготовка к профессиональной деятельности
4) младший школьный возраст г) профессиональная деятельность
5) подростковый возраст д) общение; обмен эмоциональным состоянием со значимым взрослым
6) зрелый возраст е) Сюжетно-ролевая игра
Ответ: 1д, 2а, 3е, 4б, 5в, 6г
Творческое задание:
Заполнить таблицу. Для выполнения упражнения использовать книгу Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», часть 2 «Шесть способов понравиться людям».
А) выписать правило успешного общения
Б) выписать понравившийся пример автора
В) Представьте, что вы являетесь автором книги по психологии общения и вам нужен свой собственный яркий пример для иллюстрации представленных правил. Пример может содержать информацию из вашего личного опыта, опыта ваших знакомых, знаменитых личностей, наконец, он может быть выдуманным. Он должен быть ярким, понятным и должен иллюстрировать пользу использования правила.
Правило успешного общения Пример Дейла Карнеги Ваш собственный пример
Правило 1. …….. Правило 2 Правило 3 Правило 4 Правило 5 Правило 6 Тема 2.1. «Общение как социально-психологическая категория»
Проверяемые умения, знания: У1, У2, З5, З6, З7, ОК2, ОК3, ОК6
Устный опрос
Перечислите функции коммуникации в общении.
Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущность каждого барьера и приведите примеры из повседневной жизни.
В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?
Какие типичные искажения при восприятии вы знаете?
Какие психологические механизмы восприятия вам известны? Раскройте сущность каждого из них.
Тестовые задания
1. Выберите правильное определение понятия «субъект общения».
а) человек, который отправляет в адрес другого человека информацию
б) партнер по общению, в адрес которого отправляется информация
в) содержательная часть того, что сообщается
г) образования материального и духовного характера, являющиеся итогом общения
Ответ: а
2. Что из этого НЕ может выступать барьером в общении?
а) невнятная речь
б) невыразительная речь
в) несоответствие стиля речи ситуации общения
г) различия в системах значения слов
д) использование жаргона
е) сложная логика рассуждения
ж) различные религиозные взгляды
з) недоверие к партнеру по общению
и) всё перечисленное не является барьером для общения
к) всё перечисленное – это барьеры общения
Ответ: к
3. Выберите правильное определение понятия «каузальная атрибуция:
а) классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям.
б) осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
в) механизм интерпретации причин поведения субъекта
г) склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Ответ: в
4. Соотнесите названия эго-состояний личности с их вербальными признаками?
1) Ребёнок а) Высказывания: вот не на! Боже! Черт возьми!
Слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело
Самоуничижительные фразы: я дурак, у меня ничего не выходит
2) Взрослый б) Выражения: должен, нельзя, никогда, потому что я так сказал, что люди подумают.
Оценочные суждения: упрямый, глупый, умница, превосходный, бедняга.
3) Родитель в) Высказывания мнений, а не безапелляционных суждений.
Выражения: целесообразно, таким образом, по моему мнению, давай рассмотрим причины
Ответ: 1а, 2в, 3б
5. Кто автор теории трансактного анализа?
а) Дейл Карнеги
б) Эрик Берн
в) Алан Пиз
г) Бертрам Форер
Ответ: б
6. При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Это эффект …
а) края
б) первичности
в) ореола
г) бумеранга
Ответ: б
7. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это …
а) самоактуализация
б) стереотипизация
в) идентификация
г) обобщение
Ответ: б
Тема 2.2. «Вербальные и невербальные средства общения»
Проверяемые умения, знания: У1, У2, З2, З4, З5, З6, ОК2. , ОК4, OK3., ОК5., ОК6
Устный опрос:
1. Назовите виды невербальных средств общения.
2. Какие правила поведения необходимо соблюдать в условиях толпы?
2. Чем отличается мимика и жестикуляция при неискренности?
3. Можно ли научиться лгать, глядя невозмутимо в глаза партнеру?
4. Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?
Тестовые задания:
1. Представители какой нации жестикулируют больше других?
а) финны
б) итальянцы
в) французы
г) мексиканцы
Ответ: г
2. Как называется научная дисциплина, которая изучает закономерности пространственной организации общения, влияние на общение расстояния между людьми?
а) хирология
б) кинесика
в) проксемика
г) антропология
Ответ: в
3. Какое полушарие мозга контролирует эмоции?
а) правое
б) левое
в) оба
Ответ: а
4. На какой стороне лица более отчетливо выражены отрицательные эмоции?
а) на правой
б) на левой
в) отрицательные эмоции распределены равномерно на обеих сторонах лица
Ответ: в
5. Сопоставьте название пространственной зоны и соответствующую ей дистанцию в общении
1) интимная зона а) 15-46 см
2) общественная зона б) 46 см – 1,2 м
3)личная в) 1,2 – 3,6 м
4) социальная зона г) от 3,6 м
Ответ: 1а, 2г, 3б, 4в
6. Какое из этих правил поведения в условиях скученности людей (в автобусе, в лифте, на концерте, митинге) является неверным? (можно выбрать несколько вариантов)
а) желательно разговаривать с кем-то из знакомых
б) смотреть людям прямо в глаза
в) движения должны быть сдержанными
г) чем шире вы улыбаетесь окружающим – тем лучше.
Ответ: абг
7. Вербальные коммуникации – это:
а) язык телодвижений и параметры речи
б) устные и письменные
в) знаковые и тактильные
г) нет правильного ответа
Ответ: б
Вопросы к вебинару
Ответить на вопросы к вебинару Алана Пиза «Язык телодвижений»
1) Что такое язык телодвижений?
2) Кто лучше понимает язык жестов: мужчины или женщины? Почему?
3) В течение какого времени складывается впечатление о вас у нового знакомого?
4) Самое непопулярное рукопожатие в мире?
5) Сколько покачиваний при рукопожатии необходимо делать в Германии, прежде чем отпустить руку?
6) В какой руке необходимо держать буклет с информацией или бутылку воды, когда вы находитесь на деловом мероприятии?
7) Какую причёску и макияж необходимо сделать девушке или женщине для деловой встречи, чтобы произвести впечатление собранной и ответственной?
8) В каких случаях не работает правило для собеседований: «выглядеть так, как будто вы уже занимаете данную должность»?
Задание к семинару «Язык телодвижений»:
Подготовить устное сообщение по книге Алана Пиза «Язык телодвижений» на заданные темы. Поощряется использование презентации, раздаточного материала или работа совместно с ассистентом-одногруппником.
Критерии оценки:
- свободное владение материалом;
- умение доносить информацию до аудитории
Список тем выступлений:
Основные коммуникационные жесты и их происхождение.
Как сказать неправду, не раскрыв себя.
Как научиться говорить на языке телодвижений.
Ладони, честность и открытость
Открытые ладони и обман
Сила ладони
Рукопожатия
Доминирующее и покорное рукопожатие
Кто должен первым предлагать руку для рукопожатия
Различные виды рукопожатий
Жесты кистей рук. Потирание ладоней
Потирание большого пальца об указательный
Сцепленные пальцы рук
Шпилеобразное положение рук
Закладывание рук за спину
Акцентирование больших пальцев
Значение жестов, связанных с Прикосновением рук к различным частям лица
Обман, ложь, сомнение
Защита рта рукой
Потирание века
Прикосновение к носу
Почесывание и потирание уха
Почесывание шеи
Оттягивание воротничка
Пальцы во рту
Подпирание ладонью щеки и подбородка
Скука
Оценочные отношения
Поглаживание подбородка
Варианты жестов, связанных с принятием решения
Сочетание различных «рука-к-лицу» жестов
Потирание затылка и хлопок по лбу
Руки в качестве барьеров
Руки на груди
Скрещенные на груди руки — самый распространенный жест
Скрещивание рук, усиленное сжатием пальцев в кулак
Кисти скрещенных рук на плечевой части руки
Неполный барьер, образуемый руками
Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук
Защитный барьер, сформированный с помощью ног
Перекрещивание ног
Европейский способ закидывания ноги на ногу
Закидывание ноги на ногу с образованием угла
Закладывание ноги на ногу с фиксацией ноги руками
Перекрещенные ноги в положении стоя.
Стадии расслабления напряженной позы
Защищается — или, может, замерзла?
Прижатые к друг другу лодыжки
Фиксирование ступни одной ноги на голени другой
Другие известные жесты и движения
Манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами
Собирание несуществующих ворсинок
Жесты головой
Основные положения головы
Закладывание рук за голову
Жесты агрессивности и готовности к действиям
Выражение готовности у сидячего человека
Стартовая поза
Сексуальная вызывающая поза
Сигналы глаз
Поведение глаз
Деловой взгляд
Социальный взгляд
Интимный взгляд
Взгляд искоса
Прикрытые веки
Как контролировать взгляд собеседника
Жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания
Жесты, используемые мужчинами при ухаживании
Жесты и сигналы, используемые женщинами для завлечения мужчин
Женская манера скрещивания ног
Сигареты, сигары, трубки и очки
Курение
Курильщики трубок
Любители сигарет
Курильщики сигар
Обычные жесты, характерные для курящих
Манипулирование очками
Способы затянуть время
Взгляд поверх очков
Жесты собственнических и территориальных претензий
Территориальные претензии
Жесты собственника
Отзеркаливание
Поклоны, ссутуливание, их зависимость от социального статуса
Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела
Углы и треугольники. Открытые позиции
Закрытые позиции
Способы выражения принятия или непринятия человека в свой круг
Как поворотом корпуса тела выражается заинтересованность к сидящему рядом человеку
Как ступени ног выражают заинтересованность
Расположение участников при общении в положении сидя
Тест «Знаете ли вы язык телодвижений?»
1) Женщина на этой картинке заинтересована в том, что ей говорят?
а) да
б) нет
2) Какой из вариантов жестов говорит о том, что человек очень сильно нервничает?
а) 1
б)2
в)3
3) Вы проводите семинар. Заинтересован ли этот человек в продолжении вашего выступления?
а) да, он готов слушать вас ещё долго
б) нет, он устал вас слушать или хочет высказаться
4) Каждый раз, когда вы говорили неправду, ваш собеседник делал такой жест. Поверил ли он вам?
а) нет
б) да
5) Этот человек произнес речь, начинавшуюся со слов "По моему скромному мнению". Как вы думаете, считает ли он в действительности свое мнение скромным?
419735254000 а) да
б) нет
6) Как вы думаете, человек на картинке согласен с тем, что ему говорят?
 
а) да
б) нет
7) Этот человек только что вам соврал. Как вы думаете, он уверен в том что его ложь не раскроется?
 
а) нет, он нервничает
б) он абсолютно спокоен и уверен, что вы ему поверили
8) Возможно ли, что девочка только что соврала родителям?

 
а) нет
б) да
9) Как вы думаете, этот человек...
а) откровенен б) говорит неправду
10) Мужчина рассказывая о своем успешном бизнесе, несколько раз делал этот жест. Действительно ли он успешен?
а) да, он действительно успешный бизнесмен
б) нет, скорее всего, он обманывал
Правильные ответы:
1б, 2в, 3б, 4а, 5б,6б,7а, 8б, 9а, 10б
Тема 2.3. «Общение и индивидуальные особенности человека»
Проверяемые умения, знания: У1, У2, З4, З5, З6, З7, З8, ОК 2, OK3, ОК6., ОК 8
Устный опрос:
1. Что такое темперамент? Какие бывают типы темперамента?
2. Дайте психологическую характеристику каждому типу темперамента.
3. В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?
4. Подумайте, какие типы темперамента психологически совместимы и почему?
5.Что такое характер?
6. Какие основные черты характера вам известны?
7. Докажите на примерах, что характер человека формируется на протяжении всей жизни, а не является неизменным и прирожденным.
Тестовые задания:
1) Выберите верное определение темперамента:
а) Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте.
б) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Ответ: а
2) Какой из ученых был создателем учения о темпераментах и уверждал, что люди отличаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи?
а) Платон
б) Гиппократ
в) Аристотель
г) Э. Кречмер
д) Э. Фромм
е) И.П. Павлов
Ответ: б
3. Соотнесите характеристики типа нервной системы и названия типов темперамента
1) сильный, уравновешенный, подвижный а) меланхолик
2) сильный, уравновешенный, инертный б) флегматик
3) сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения в) сангвиник
4) слабый тип г) холерик
Ответ: 1в, 2б, 3г, 4а
4. Соотнесите рекомендации по выбору профессии с типами темперамента
1) сангвиник а) Подходит работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий, однообразная и хорошая им освоенная.
2) холерик б) Предпочитает работать в одиночку. Легко улавливает тонкости в поведении людей, искусстве, литературе, музыке. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданными осложнениями.
3) флегматик в) Успешно выполняет работу с ярко выраженной цикличностью, где требуется то максимальное напряжение сил, то работа сменяется на более спокойную деятельность другого характера.
4) меланхолик г) Надежен в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Способен к подвижной деятельности, требующей находчивости. Целеустремлен, если работа удовлетворяет его склонность к смене впечатлений.
Ответ: 1г, 2в, 3а, 4б
5. Представитель какого типа темперамента описан далее? « Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях».
а) сангвиник
б) холерик
в) флегматик
г) меланхолик
Ответ: в
6. Что такое физиогномика?
а) учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.
б) система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней
в) наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.
Ответ: а
7. Представители какой акцентуации характера отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, пессимистичным отношением к будущему, заниженной самооценкой, обостренным чувством справедливости и добросовестностью?
а) педантичный тип
б) дистимный тип
в) экзальтированный тип
г) эмотивный тип
Ответ: б
8. Назовите две основные формы эмпатии.
Ответ: сопереживание и сочувствие.
9. Как называется свойство, характеризующее быстроту приспособления человека к изменяющейся ситуации?
а) эмпатия
б) ригидность
в) толерантность
г) гипертимность
Ответ: б
10. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это …
а) эмпатия
б) рефлексия
в) экспрессивность
г) толерантность
Ответ: а
Творческое задание «Личностный портрет»
Задание: Составьте психологический портрет своей личности.
Для составления личностного портрета используются результаты следующих тестов:
- тест Г.Айзенка на темперамент
- опросник Шмишека (на определение акцентуации характера)
- методика «Диагностика уровня эмпатии» Бойко
- методика «Диагностика уровня эмпатии» Юсупова
- методика «Диагностика уровня ригидности» Айзенка
- методика изучения застенчивости Обозова
Составляющие психологического портрета:
1) Введение (феномен личности, свойства личности,  возможности использования психологического портрета личности)
2) Описание использованных тестов (что тест изучает, как используется, какие категории описывает)
3) Результаты, полученные по итогам тестов (диаграммы, схемы, полученный результат, интерпретация результата)
Пример:
Согласно тесту __________________ (название и автор теста), я – _____________ (представитель некоего типа, носитель некой характеристики), это означает, что я ___________________________(обладаю следующими особенностями).
4) Заключение (характеристика личности, согласие/ несогласие с результатами тестов, отношение к полученным результатам).
Тема 2.4. «Роли и ролевые ожидания»
Проверяемые умения, знания: У1, У2, З3, З4, З8, OK1,ОК 9, ОК8 , ОК6.
Устный опрос:
1. Приведите пример ролей, которые могут вызвать внутриличностный ролевой конфликт.
2. Приведите пример социальных ролей, получение которых не требует целенаправленных усилий.
3. Ролевой конфликт какого вида описан далее? «В случае стихийного бедствия в городе полицейский или пожарник может некоторое время колебаться по вопросу о том, кого спасать в первую очередь – любых простых граждан, повинуясь служебному долгу, или свою семью, повинуясь родительскому долгу».
4. Как приобретение новых социальных ролей влияет на развитие личности?
Тестовые задания:
1. Дайте определение социальной роли
Ответ: Социальная роль — это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
СР - нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принуди­тельно ею принимаемый при реализации определенных социаль­ных функций.
СР - ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом
2. Сопоставьте название и описание разновидностей ролевого конфликта:
1) внутриличностный а) возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций
2) внутриролевой б) появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации
3) личностно-ролевой в) возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия
4) инновационный г) вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях
Ответ: 1г, 2в, 3а, 4б
3. Приведите пример ролей, которые могут вызвать внутриличностный ролевой конфликт.
Ответ: дочь, студентка, девушка; психолог и преподаватель
4. Приведите пример социальных ролей, получение которых не требует целенаправленных усилий.
Ответ: девушка, старик, ребёнок, мужчина, женщина
5. Ролевой конфликт какого вида описан далее? «В случае стихийного бедствия в городе полицейский или пожарник может некоторое время колебаться по вопросу о том, кого спасать в первую очередь – любых простых граждан, повинуясь служебному долгу, или свою семью, повинуясь родительскому долгу».
а) внутриличностный
б) внутриролевой
в) личностно-ролевой
г) инновационный
Ответ: а
Практическая работа «Анализ социальных ролей»
1) Задайте себе вопрос «Кто я?» и запишите 10 ответов-характеристик. Это обязательно должны быть существительные. Например: подруга, дочь, спортсменка, руководитель, врач, танцор, пешеход, водитель, владелец собаки и т.д.
2) Проанализируйте 5 своих социальных ролей из задания 1 (сын, дочь, гражданин, студент и т.д.), права и обязанности, которые с ними связаны, реализуемые ожидания свои и окружающих. Заполните таблицу.
Роль 1
Права Обязанности
Мои ожидания Ожидания окружающих
Тема 2.5. Умение слушать и вести беседуПроверяемые умения, знания: У1, У2, З1, З4, З5, З6, З7, ОК2, OK3, ОК6, ОК7.
Устный опрос:
1. Раскройте сущность рефлексивного слушания.
2. Как часто в разговоре с друзьями вы используете приемы рефлексивного слушания? Раскройте содержание каждого приема.
3. В чём состоит отличие агрессивного и ассертивного поведения?
4. Перечислите признаки ассертивного поведения.
Тестовые задания
1. Какие из представленных рекомендаций НЕ нужно соблюдать, чтобы быть эффективным слушателем (можно выбрать несколько вариантов?
а) уделять большое внимание внешности собеседника
б) иметь внутреннюю непоколебимую позицию, вступая в беседу
в) разграничивать факты и мнения
г) выделить для себя главные мысли собеседника и постараться правильно их понять
д) отвечать как можно скорее, чтобы не потерять свою мысль
Ответ: а, б, д
2. Сопоставьте вид слушания и его характеристики:
1) активное слушание а) настрой на слушание, создание доверительной атмосферы, отражение переживаний, чувств собеседника, выдерживание пауз, необходимых человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях
2) пассивное слушание б) заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы, обратная связь. Применяется при обмене информацией, деловых переговорах, получении инструкций
3) эмпатическое слушание в) эмоциональная невключенность в общение, уточняющие вопросы, минимальные словесные реакции, осознание своих мыслей, переживаний. Используется при общении с человеком, который находится в состоянии аффекта.
Ответ: 1б, 2в, 3а
3. Выберите признаки ассертивного поведения (можно выбрать несколько вариантов):
а) взгляд собеседнику прямо в глаза
б) длинные паузы, тихий голос
в) использование описательных выражений, касающихся определенного поведения
г) высказывания, не допускающие возражений
д) подчеркивание того, что выражаемые мысли и чувства принадлежат именно вам
Ответ: а, в, д
4. Представители какой из перечисленных наций более склонны к пассивному поведению, нежели к ассертивному?
а) латиноамериканцы
б) британцы
в) вьетнамцы
г) русские
Ответ: в
5. Какие правила конструктивной критики из перечисленных необходимо соблюдать? (можно выбрать несколько вариантов)
а) описывать поведение точно и подробно
б) делать позитивное вступление перед негативными замечаниями
в) не предлагайте человеку другие варианты поведения
Ответ: а, б
Практическая работа «Развитие асссертивных реакций»
Задание. Для каждой из представленных ситуаций запишите пассивные и агрессивные реакции и затем сравните их с более уместной ассертивной реакцией.
Ситуация 1. Вы возвращаетесь к себе, чтобы напечатать задание к завтрашнему дню, и обнаруживаете там кого-то еще, кто печатает на вашем ноутбуке.
Ситуация 2. Вы работаете в магазине неполный день. Именно в тот момент, когда ваш рабочий день закончился и вы готовы уйти (вы хотите скорей отправиться домой, потому что у вас запланирован приятный ужин в обществе дорогого вам человека), ваш начальник заявляет вам: «Мне бы хотелось, чтобы вы еще поработали, если вы не против. Прохор Иванович должен был заменить вас, но он только что позвонил и сказал, что сможет быть не раньше чем через час».
Ситуация 3. Вы говорите по телефону с родителями, которые живут в другом городе, и ваша мать сообщает вам: «Мы ожидаем, что ты поедешь вместе с нами в субботу навестить твоего дядю». Вы же собирались провести субботу, работая над своим резюме, так как у вас на следующей неделе важное интервью.
Ситуация 4. Вы собираетесь пойти на танцы со своим другом, это удовольствие вы долго предвкушали. Когда вы встретились, ваш приятель заявляет: «Если тебе все равно, я подумал, мы бы лучше пошли в кино».
Тема 2.7. «Манипуляции в общении»Проверяемые умения, знания: У1, У2, З2, З4, З5, З7, З8, ОК2., OK3, ОК6, ОК7, ОК8.
Устный опрос:
1) Перечислите основные признаки манипулятивного воздействия?
2) Какие формы манипуляции вы знаете?
3) Бывают ли конструктивные, полезные формы влияния? Какие?
4) Как можно противостоять манипуляции?
Тестовые задания:
1. Манипулирующее воздействие проявляется в …
а) использовании человека в корыстных целях
б) демонстрации своей позиции
в) в покровительственном отношении к человеку
Ответ: а
2. Существенный признак внушения:
а) некритическое восприятие информации
б) недоверие
в) критичность
Ответ: а
3. Что из перечисленного не является формой манипуляции?
а) демонстрация своей слабости
б) лесть
в) ложь
г) поддразнивание
д) всё вышеперечисленное – не манипуляции
е) всё вышеперечисленное – манипуляция
Ответ: е
4. Какие из видов влияния являются конструктивными?
а) убеждение
б) самопродвижение
в) внушение
г) заражение
д) пробуждение импульса к подражанию
е) формирование благосклонности
ж) принуждение
з) деструктивная критика
и) манипуляция
Ответ: б и в
5. Какой конструктивный вид противостояния внушению?
а) манипуляция
б) энергетическая мобилизация
в) игнорирование
Ответ: б
6. Циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей называется…
а) эмпатия
б) нарциссизм
в) макиавеллизм
г) ассертивность
д) аттракция
Ответ: в
Тема 3.1. «Сущность конфликта и его основные характеристики»Проверяемые умения, знания: У1, У2, З4, З5, З7, З8, ОК2, OK3, ОК 6, ОК7.
Устный опрос:
1) Каковы деструктивные последствия конфликта?
2) В чём польза конфликтов в организации?
3) Какие типы конфликтогенов вы знаете?
4) В чём отличие конфликта и конфликтной ситуации?
5) В чём заключается закон эскалации конфликтогенов, и как его можно практически использовать?
Тестовые задания:
1. Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:
а) повышает психологическую напряженность;
б) снижает эффективность совместной деятельности;
в) обнаруживает существующие противоречия;
г) изменяет условия и обстоятельства общения;
д) верны ответы А и В;
е) верны ответы В и Г.
Ответ: е
2. Что из перечисленного не может стать конфликтогеном?
а) критика
б) снисходительное отношение
в) подшучивание
г) хвастовство
д) эгоистичное поведение
е) категоричные высказывания
ж) ничто из этого не может быть конфликтогеном
з) всё перечисленное может быть конфликтогеном
Ответ: з
3. Если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение, то возникает-
а) межгрупповой конфликт      
б) социальный конфликт    
в) межличностный конфликт
г) внутриличностный конфликт
Ответ: г
4. Открытое столкновение противоборствующих сторон в начальной стадии разногласий — это..
а) инцидент      
б) казус          
в) случай          
г) происшествие
Ответ: а
5. Тип конфликтной личности, которому принадлежит данная поведенческая характеристика: постоянно требует подтверждения собственной значимости, прямолинеен и не гибок, с большим трудом принимает точку зрения окружающих. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
а) неуправляемый
б) ригидный
в) бесконфликтный
г) демонстративный
д) сверхточный
Ответ: б
6. Конфликт представляет собой ….
а) столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух социальных субъектов, находящихся в определенной связи и взаимозависимости
б) открытое столкновение между однонаправленными желаниями, потребностями, интересами двух социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ) находящихся в определенной связи и взаимозависимости
в) открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ) находящихся в определенной связи и взаимозависимости
Ответ: в
Тема 3.2. «Стратегии поведения в конфликтной ситуации и саморегуляция»Проверяемые умения, знания: У1, У2, З4, З5, З7, З8, ОК2, OK3, ОК 6, ОК7.
Устный опрос:
1) В какой стратегии поведения в конфликтной ситуации сочетается высокая склонность к кооперации и низкая склонность к напористости?
2) В какой стратегии поведения в конфликтной ситуации сочетаются низкое внимание как собственным интересам, так и к интересам другого человека?
3) Какую стратегию поведения в конфликте лучше применить в ситуации, когда предмет разногласия не важен для одной из сторон или не особенно ее волнует, и есть желание сохранить добрые отношения?
4) Стоит ли избегать критики в деловых отношениях? Аргументируйте свой ответ.
5) Какой самый распространенный стиль поведения в конфликтных ситуациях?
6) Какие приёмы саморегуляции можно использовать в конфликтных ситуациях?
7) Какая стратегия поведения в конфликтной ситуации является самой эффективной? Почему?
Тестовые задания:
1. Что из перечисленного не является стилем поведения в конфликтной ситуации, выделенным К.У. Томасом и Р.Х. Килхменом?
а) конкуренция
б) сотрудничество
в) компромисс
г) противоречие
д) приспособление
е) уклонение
Ответ: г
2. Какая стратегия поведения в конфликте должна применяться в ситуации, когда стороны способны выслушать друг друга, и между ними установлены прочные взаимоотношения?
а) избегание
б) приспособление
в) сотрудничество
г) компромисс
Ответ: в
3. Какую стратегию поведения в конфликте лучше применить в ситуации, когда предмет разногласия не важен для одной из сторон или не особенно ее волнует, и есть желание сохранить добрые отношения?
а) конкуренция
б) приспособление
в) компромисс
г) сотрудничество
Ответ: б
4. Какую стратегию поведения в конфликте целесообразно применять, если вы обладаете достаточной властью и авторитетом и считаете очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее?
а) конкуренция
б) приспособление
в) компромисс
г) сотрудничество
Ответ: а
5. В какой стратегии поведения в конфликтной ситуации сочетаются низкое внимание как собственным интересам, так и к интересам другого человека?
а) конкуренция
б) компромисс
в) сотрудничество
г) избегание
д) приспособление
Ответ: г
6. В какой стратегии поведения в конфликтной ситуации сочетается высокая склонность к кооперации и низкая склонность к напористости?
а) конкуренция
б) компромисс
в) сотрудничество
г) избегание
д) приспособление
Ответ: д
Практическая работа на тему «Конфликты: способы их предупреждения и разрешения»
Задание 1. Проанализируйте конфликт из фильма «Резня» (2011, Р.Полански)
1) Участники (стороны конфликта)
2) Объект притязаний сторон (что является для них желаемым?)
3) Декларируемые цели сторон (внешняя позиция; т.е. что они заявляют)
4) Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция, что они думают, чего хотят, чего опасаются)
1 сторона:
2 сторона:
5) Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений, в частности (не выбрать один пункт, а проанализировать по всем):
Появление новых участников
Возникновение конфликтов среди единомышленников
Изменение формулировки внешней позиции
Переконструирование ценностей и смыслов
Изменение в объекте конфликта
6) Выбранный способ разрешения конфликта каждой из сторон, чувства и мысли ее представителей
7) Стратегия поведения в конфликте
8) Вывод (Какие чувства вы испытывали при просмотре фильма? Кто был прав, а кто нет? Почему произошла такая ситуация? Могло ли быть по-другому? Как? Эффективный ли способ взаимодействия выбрали герои фильма?)
Задание 2. Заполните таблицу, отметив звездочками степень проявления склонности к «Напористости» и к «Партнерству» при различных тактиках поведения в конфликте (* - низкая степень, ** - средняя степень, *** - высокая степень):
Тактика (стиль поведения в конфликте) Склонность к «Партнерству» Склонность к «Напористости»
Избегание Приспособление Компромисс Конфронтация Сотрудничество Задание 3. Заполните таблицу, указав, какую стратегию разрешения конфликта целесообразно применить в следующих случаях, а также преимущества и недостатки каждого стиля:
Условия, в которых развивается конфликт Тактика поведения Преимущества данного стиля Недостатки данного стиля
Сугубо деловые отношения, достаточно авторитарная власть Стороны способны выслушать друг друга, установлены прочные взаимоотношения Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; удовлетворение желания одно из сторон имеет для нее не слишком большое значение Одна из сторон знает, что не может решить вопрос в свою пользу, обладает малой властью Предмет разногласия не важен для одной из сторон или не особенно её волнует; желание сохранить добрые отношения. Тема 4.1. «Возрастные и гендерные особенности общения»Проверяемые умения, знания: У1, У2, З4, З5, OK3, ОК 6, ОК7.
Устный опрос:
Какие психологические особенности связаны с половой принадлежностью индивида?
Обязательно ли человек является носителем выраженной психологической маскулиности или фемининности?
В чём отличие понятий «пол» и «гендер»?
Тестовые задания:
1. Сопоставьте черты личности и соответствующий им социальный пол:
1) независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе а) андрогинность
2) уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию б) маскулинность
3) черты обоих типов представлены гармонично и взаимодополняемо в) фемининность
Ответ: 1б, 2в, 3а
2. Какие из этих жестов типичны для женщин? (3 варианта)
а) руки «куполом» на коленях в положении сидя
б) руки, прикладываемые к груди
в) поправление причёски
г) медленное поднимание руки к шеи, поправление украшений
Ответ: авг
3.Какие из приведённых ниже высказываний ошибочны?
а) мальчики больше нуждаются в общении
б) мужчины прямолинейны, рациональны в своей логике
в) мужчины во главу угла ставят отношения между людьми
г) женщины тоньше улавливают состояние другого человека по экспрессивным проявлениям
д) мужчины дают более детализированные описания внешности другого человека
Ответ: авд
4. Какая из перечисленных особенностей общения нехарактерна для пожилого возраста?
а) уменьшение интенсивности семейного общения
б) высокая роль общения с приятелями и случайными знакомыми
в) отсутствие делового общения
г) рост числа контактов с лицами противоположного пола
Ответ: г
5. Что такое гендер?
а) социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается
б) идеология и практика дискриминации людей по признаку пола.
в) совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт
г) здесь не представлено определение данного понятия
Ответ: а
6. Какие из перечисленных особенностей характерны для общения дошкольников со сверстниками?
а) появление новых форм коммуникативного поведения (притворство, кокетство, фантазирование)
б) скованность и отсутствие эмоциональности
в) регламентированность общения
г) преобладание инициативных действий над ответными
Ответ: аг
Тема 4.2. Деловое общение, его формы.
Проверяемые умения, знания: У1, У2, З1, З2, З4, З5, З7, ОК1, OK3, ОК6, ОК7, ОК9
Деловая игра «Золотые орехи»
Методические указания по проведению:
Для проведения игры группа разделяется на две команды с равным числом участников. Эти команды должны разойтись по разным помещениям и не иметь возможности общения друг с другом до начала игры. Членам команд запрещается обмениваться письменными описаниями ролей.
Членам каждой команды раздается описание одной из двух ролей. Время для ознакомления с ролью ограничивается преподавателем и устанавливается в пределах до 20 минут. Это время должно быть использовано для прочтения материала и обсуждения общей линии проведения переговоров с другой командой.
Для проведения переговоров каждая из команд должна выдвинуть по одному переговорщику. Эти переговорщики будут вести прямые устные переговоры друг с другом.
Команды также предупреждаются, что во время переговоров их представителей, члены команд не могут допускать никаких устных комментариев, давать переговорщикам устные указания или подсказывать.
При этом, однако, разрешается писать и передавать переговорщикам записки, которые они могут использовать при переговорах.
Любая из команд может обратиться к преподавателю с просьбой прервать переговоры и назначить нового переговорщика.
Переговоры проводятся в общей аудитории, куда собираются обе команды. Переговорщикам должен быть предоставлен стол для переговоров, установленный таким образом, чтобы он был виден всем участникам. Команды должны быть рассажены таким образом, чтобы исключить возможность устного общения во время переговоров (желательно за спинами своих переговорщиков). Обмен записками между командами также запрещается.
Время переговоров обычно не превышает 20 минут. Таким образом, игра занимает по длительности один академический час (45 мин.).
Может быть рекомендована также видеозапись переговоров для их последующего анализа. Обычно, анализ игры осуществляется за 20 мин. (при видеозаписи – до одного академического часа).
Роль №1 Золотые орехи Фирма «Пилл»
История
Вы работаете в новой фармацевтической фирме «Пилл», возникшей несколько лет назад на «пустом месте». Все сотрудники Вашей фирмы до этого составляли костяк одной из второстепенных лабораторий ВНИИ «Химзащита» – крупного НИИ, принадлежавшего Министерству обороны.
Ваша бывшая лаборатория занималась во ВНИИ «Химзащита» сугубо гражданскими разработками, которым дирекция не придавала особого значения, т.к. бюджет финансировал работу лишь «основных» лабораторий, а Вы работали по договорам с фармацевтическими предприятиями. Часть Ваших перспективных разработок пылилась на полках – Вы не могли доказать руководству, что делаете нужное дело…
Трансформация экономики создала условия для частной предпринимательской деятельности. Вся «команда» ушла из ВНИИ и создала частную фирму ООО «Пилл». Самому «старому» сотруднику, Вашему директору, всего 35 лет.
Личных сбережений сотрудников ООО хватило на уставный фонд, получение соответствующей лицензии и аренду помещения. Старые наработки удалось успешно внедрить на крупном фармацевтическом предприятии, а на вырученные средства приобрести специальное оборудование, необходимое для новых исследований и разработок.
Не так давно Ваша фирма разработала новый уникальный препарат Х для лечения болезни Дипса. Эта коварная болезнь возникает в период беременности и приводит к смерти новорожденного через 2 недели после родов. Своевременное (24 часа после родов) введение препарата Х обеспечивает полное излечение новорожденных. Более того, вакцинация беременных надежно защищает плод от возможности приобретения болезни Дипса. Это пионерское изобретение – ни в одной другой стране мира нет ничего подобного препарату Х.
Минздрав не только признал авторство Вашей фирмы, но и рекомендовал препарат Х к производству, выдав на него все необходимые разрешительные документы.
Проблема
Вчера вечером Вам позвонили из Минздрава. В стране началась эпидемия болезни Дипса. Первые 500 новорожденных с явными признаками этого заболевания госпитализированы в одной из столичных больниц. Ожидается, что в ближайшие 2 недели число заболевших детей и беременных достигнет 7 – 8 тысяч человек. Будущие мамы – в панике… Будущие папы, среди которых немало крупных бизнесменов и известных политиков – тоже. «Заграница» помочь тоже не в состоянии. У них там тоже начинается эпидемия, но нет никакого адекватного лекарства. Продолжение человеческого рода в опасности!
Ваша технология и оборудование позволяют выработать достаточное количество препарата Х за 7 дней. Главная проблема – сырье. Препарат Х изготавливается из ядра так называемого « золотого ореха ». Заменители невозможны. Существует единственная реликтовая роща на горном юге страны, где эти орехи собирают. Других рощ с « золотым орехом » в мире не существует. Урожай орехов этого года уже собран. Все 200 кг. орехов куплены местной фирмой «Горный продукт» и находятся на складе этой фирмы. Этого количества достаточно для ликвидации эпидемии и вакцинации всех беременных.
Рано утром Вы дозвонились до офиса фирмы «Горный продукт». Вам сообщают, что по второму телефону они ведут переговоры о продаже всей партии орехов…. ВНИИ «Химзащита»!
Руководство «Горного продукта» готово продать орехи только все оптом, начав обсуждать сделку с суммы 20 млн. рублей.
В Вашем распоряжении всего-то и есть эти 20 млн. рублей. Это все, что есть на счету фирмы (19 млн.) и лично у сотрудников (1 млн.). Вам неоткуда ждать финансовой поддержки: оборудование Вашей фирмы настолько специфично, что абсолютно неликвидно; Минздрав не сможет «выбить» деньги раньше, чем через три недели. Зарубежные фонды помощи просят представить им подробный проект, который их комиссия рассмотрит через месяц, при условии передачи авторских прав международному фармацевтическому консорциуму. Российские банки потребовали предоставить подробный бизнес-план с учетом какого-то дисконтирования…
Днем становится еще хуже. Минобороны «приглашает» Вас на переговоры с ВНИИ «Химзащита»! С этой организацией у Вас отношения «ниже среднего». Во время ухода Вашей «команды» из «Химзащиты» их генеральный директор обещал оторвать всем руки и ноги, когда все образуется и Вы приползете к нему на коленях…. Этот «генерал» сохранил свой пост и судится с Вашей фирмой по поводу авторства на два изобретения. За ним стоит само Министерство обороны со всем своим бюджетом…
Если Вы сумеете купить орехи, изготовить препарат Х и ликвидировать эпидемию, то Ваша фирма и ее разработки станут известны во всем мире. Вы сможете получить грант ООН (2 млн. долларов). Кроме того, крупнейшая фармацевтическая фирма Германии поручит Вам разработку серии новых препаратов. Это означает успех – как коммерческий, так и научный.
Задача: Достигнуть соглашения в ВНИИ «Химзащита» на удовлетворяющих Вас условиях.
Роль № 2 Золотые орехи ВНИИ «Химзащита»
История
Ваш ВНИИ «Химзащита» – крупнейший НИИ, принадлежащий Минобороны. Институт создан еще в начале века и специализировался на разработке боевых химических веществ и средствах защиты от них. История ВНИИ связана с именами известных отечественных ученых-химиков, среди которых многие являлись лауреатами высших государственных премий и наград.
В самом начале 80-х, в соответствии с веяниями времени Вам пришлось создать открытую лабораторию, которая занималась сугубо гражданскими разработками в области фармацевтики. Чтобы не отвлекать больших ученых от серьезных дел, Вы набрали в эту лабораторию свежих выпускников вузов, поставив во главе лаборатории молоденького кандидата химических наук, которого Вы пригласили на должность из периферийного НИИ.
Для работы Вы выделили новой лаборатории полуподвальное помещение, предоставили кое-какое оборудование и утвердили их план работ. На первых порах лаборатория получала бюджетное финансирование, а потом стала работать по хозяйственным договорам с фармацевтическими заводами. Эти работы Министерством обороны «не зачитывались», но были полезны для ВНИИ, когда нужно было рапортовать о конверсии...
Внезапно эти молодые выскочки разом подали заявления об уходе по собственному желанию. Они, видите ли, захотели заняться бизнесом! У них, видите ли, есть собственные идеи, они хотят самореализоваться! После всего, что Вы для них сделали! Даже завлаб, которого Вы вытащили из провинции! Сделал себе фирму «Пилл»!
Удержать их законным путем было невозможно. Пришлось их уволить, предварительно изъяв все их материалы и отчеты и заставив сдать по описи все оборудование, реактивы – все, вплоть до скрепок!
В последние годы ВНИИ живет тяжело. Минобороны делает все меньше заказов, да и за выполненные работы выплаты задерживает по году – полтора. И министры все время меняются. Только найдешь к новому министру дорогу, а его уж нет...
Проблема
Вчера вечером Вам позвонили из Министерства обороны с сообщением о чрезвычайной ситуации, сложившейся в районе сибирского города Осиновоборск-25. Там находится крупнейший в стране могильник боевых отравляющих веществ (ОВ) времен II мировой войны.
За прошедшие годы, могильник, рассчитанный на срок хранения ОВ в течение 10 лет, пришел в полную негодность. В его недрах начались неуправляемые химические реакции, которые неминуемо приведут к выбросу ОВ в атмосферу уже через 2 недели. Погибнут не только все 50 тыс. жителей Осиновоборска-25. Возможно поражение близлежащих населенных пунктов с общей численностью жителей более 3 млн. человек. Эвакуировать невозможно даже всех жителей Осиновоборска-25, куда нет даже железной дороги. Лучше не думать о реакции населения и мировой общественности...
Единственным решением является применение реактива Y, который, будучи введенным в могильник, способен полностью нейтрализовать ОВ. Этот реактив разработан ВНИИ «Химзащита» еще в 1950 году. Опытные партии реактива успешно прошли испытания в 1951 году, однако запасы не были сделаны, т.к. реактив Y стабилен только в течение 3 недель. К счастью, установка для производства реактива сохранилась на складе в целости. Оказалось, что ее оператор, хотя и пенсионер, может запустить ее и обеспечить выпуск реактива за семь дней. Не хватает только сырья... Реактив Y изготавливается из скорлупы так называемого « золотого ореха ». Заменители невозможны. Существует только одна реликтовая роща на горном юге страны, где эти орехи собирают. Других рощ с « золотым орехом » в мире не существует. Урожай орехов этого года уже собран. Все 200 кг. орехов уже куплены местной фирмой «Горный продукт» и находится на складе фирмы. Этого количества достаточно для производства необходимого количества реактива Y.
Рано утром Вы дозвонились до офиса фирмы «Горный продукт». Вам сказали, что по второму телефону они ведут переговоры о продаже всей партии орехов... этим молодцам из фирмы «Пилл»!
Руководство «Горного продукта» готово продать орехи только оптом, тому, кто больше заплатит, начав обсуждать сделку с суммы 20 млн. руб.
В Вашем распоряжении и есть как раз 20 млн. руб. Это все, что есть на счету ВНИИ, причем 19 млн. – деньги на зарплату, которые удалось наконец получить сразу за два предшествующих года. Минобороны не поможет, т.к. может получить дополнительные финансы только после обсуждения в Думе; банки слишком хорошо знают финансовое положение ВНИИ; к международной помощи нельзя обратиться, т.к. существование могильника ОВ всегда отрицалось.
Минобороны согласилось только организовать Вашу встречу с фирмой «Пилл». Вы сами им не можете позвонить – Ваша фирма судится с ними по поводу авторства на два изобретения. На переговорах будет их «президент»! Интересно, какой марки у него «Мерседес»? У них там денег куры не клюют, ведь таблетки от головной боли, которые они разработали, продаются в каждой аптеке...
Если Вам удастся купить орехи, изготовить реактив Y и ликвидировать приближающуюся катастрофу в Осиновоборске-25, то Ваш институт станет головным в системе нового Министерства по чрезвычайным ситуациям. Это означает стабильное высокое финансирование на долгие годы. Ваш статус генерального директора повысится. Можно также рассчитывать (наконец то!) стать действительным членом РАН.
Задача: Достичь соглашения с фирмой «Пилл» на устраивающих Вас условиях.
Вопросы для анализа игры:
Что означают полученные результаты?
Можно ли считать успешным разрешение ситуации, если орехи делятся поровну?
Как можно преодолеть барьеры в деловом общении?
Критерии для оценки участия в игре:
Оценка проводится на основе следующих критериев:
Качество предварительной подготовки 0-10 баллов
Аргументированность выводов 0-10 баллов
Креативность решений 0-10 баллов
Прикладная ценность предложения 0-10 баллов
Системность изложения 0-10 баллов
Ясность, четкость изложения 0-10 баллов
Использование деловой лексики 0-10 баллов
Грамотность и убедительность 0-10 баллов
Использование наглядных средств 0-10 баллов
Работа в команде 0-10 баллов
Максимальное количество баллов – 100.
80-100 баллов – оценка «5»
60-80 баллов – оценка «4»
40-60 баллов – оценка «3»
4. Универсальная шкала оценки образовательных достижений по результатам текущего контроля
Процент результативности (правильных ответов) Оценки уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90-100 5 отлично
80-89 4 хорошо
70-79 3 удовлетворительно
Менее 70 2 неудовлетворительно
Критерии оценки знаний студентов при текущей аттестации
Эти критерии оценок должны характеризовать уровень теоретических и практических навыков.
Оценка «отлично». Высокий уровень сформированности навыков, способность учащихся использовать материал по дисциплине в соответствии с коммуникативной задачей. Ответы на поставленные задания излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие исчерпывающие знания материала по дисциплине, отличное понимание сути вопросов, твердое знание основных понятий и положений. Широко используются новейшие информационные технологии в работе.
Оценка «Хорошо». Средний уровень сформированности навыков, способность учащихся использовать материал по дисциплине в целом в соответствии с коммуникативной задачей. Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно, строятся на уровне самостоятельного мышления. Материал излагается уверенно. Демонстрируются умения анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Используются новейшие информационные технологии в работе.
Оценка «удовлетворительно». Низкий уровень сформированности навыков, низкая способность учащихся использовать полученный материал по дисциплине в соответствии с коммуникативной задачей. Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. Отмечается слабое владение новейшими информационными технологиями.
Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Прослеживается незнание значительной части программного материала. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.
5. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Перечень материалов и оборудования, используемых в аттестации
Требуется наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
учебные столы
стулья
доска
стол преподавателя
учебно-практические пособия, раздаточный материал (схемы, таблицы)
карточки тестов, заданий для самостоятельных работ
слайды по отдельным темам
мультимедийное оборудование (видеопроектор)
Информационные источники
Основные источники:
Измайлова М.А. Деловое общение: Учебное пособие / М.А. Измайлова. – 2е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 252с.
Ильин Е. П.   Психология общения и межличностных отношений  / Е.П. П. Ильин.-СПб.:   Питер,: 2013
Кибанов А.Я., Захарова Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 368 с.
Рубанова Е.В. Этика деловых отношений: учебное пособие / Е.В. Рубанова; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 224 с.
Дополнительные источники:
Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.
Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. – М: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
Рева В.Е. Деловое общение, учебное пособие на электронном носителе, Пенза, ПГУ, 2003.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.