Урок-откровение по творчеству И.С.Тургенева


«Только любовью держится жизнь»
Урок-откровение по творчеству И.С. Тургенева

Составила Шмидт В.И..,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Табачновская СОШ»
Бахчисарайского района Республики Крым
Цели урока: - организовав работу в группах, развивать у учащихся навыки
аналитического способа мышления, формировать различные
способы работы с текстом;
- через анализ эпического текста подвести учащихся к
пониманию сложного характера героя романа «Отцы и дети»,
его человеческой сути;
- воспитывать любовь к слову, культуру чтения и общения,
уважения к личности.
Эпиграф к уроку: Любовь является великим украшением жизни
А.В. Луначарский
Ход урока:
I.Слово учителя
Мы говорим сегодня о любви.
Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви - самый
потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о
парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существует нечто если не
математически такое, то нравственно непреложное, бесспорное, и несмотря
ни на что, существуют сумасшедшие закономерности.
Вот об этом опыте человечества, о закономерностях и парадоксах, о
красоте этого чувства, об испытании любовью сегодняшний разговор.
II.Звучит романс «Утро туманное» в исполнении учащихся. Какая грустная элегия! Какая тонкая ностальгия! Кажется, пишет
глубокий старик. Но стихи принадлежат юному поэту, которому не
чужды были развлечения и изнурительная журналистская работа.
Писателю под тридцать! Он стал писателям, но великим ещё нет. Это
впереди. Но главная встреча уже состоялась.
1843 г - с этого года ведётся отсчет страданию и счастью, расставаниям и
встречам. Над всем этим имя — Полина Виардо.
III.Организация учебной деятельности учащихся. Работа в группах
1 группа — Изучала материал о взаимоотношении И.С. Тургенева и
Полины Виардо. Для самостоятельного изучения им предложен был
следующий материал
. В.В. Розанов «Виардо и Тургенев»
. К. Стрельцова «Любить по-русски» из серии «Истории великой любви»
. Т. Сафронова «Тургенев и музыка»
Лидер группы распределяет материал между учащимся, готовит их
выступления по вопросам:
1. Как состоялась первая встреча И.С. Тургенева и Полины Виардо?
2. Что особенно удивило во взаимоотношениях этих людей?
3. Напишите своё письмо-откровение Тургеневу или Полине Виардо.
(Приложение №1)
Слово учителя.
Проблема трагического в любви всегда волновать Тургенева. Ничего удивительного: счастливцы о себе не рассказывают. Но когда счастье не
выходит? С этого только и начинаются рассказы, жалобы, песни,
объяснения. С этого начинается «литература любви»
2 группа — работала над повестью «Ася». Им были заранее предложены
вопросы:
1. О чём эта повесть (О любви, счастье, скоротечности жизни,невозможности вернуть время назад, о мимолетном счастье)
2. Какой запомнили главную героиню? (Ася — романтическая натура, она рассказывает сказку о Лорелее, мечтает быть птицей, но при этом стремится прожить жизнь не просто так: «А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»
Непредсказуемость и странность Аси проявляется во многом: то она
взбирается на развалины и поливает цветы над пропастью, то надевает
самое лучшие платье и перчатки и выглядит благовоспитанной барышней,то в стареньком платьице выглядит совершено русской девушкой)
3. И.С Тургенев писал: «У счастья нет завтрашнего дня: у него нет и
вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем: у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье.» Были ли такие мгновенье в жизни героев?
- «… во мне зажглась жажда счастья»
- «Я ещё не смел называть его по имени, - но счастья, счастья пресыщения
- вот чего хотел я, вот о чём томился.»4. Почему счастья не состоялось? Кто виноват?
«Женится на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!»
Страх помешал Н.Н. быть искренним с Асей, признаться ей в своихчувствах. НО страх «возможности несчастья» заставил Н.Н. быть
откровенным с самим собой.
«Одно слово … О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его
накануне, я расточал его на вечер, я твердил его среди полей, но я не
сказал его ей...»
Герой не захотел брать ответственность за судьбу девушки. Он из-задушевной лени потерял то, что встречается один раз в жизни.
«Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз»
3 группа — работает над темой «Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети»». Им были предложены следующие вопросы
1. Как описывает Тургенев любовь Николая Петровича и Павла
Петровича?
2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича?
3. каковы взгляды на любовь Базарова до встречи с Одинцовой?
4. Каким мы видим Базарова влюблённым человеком?
5.В чем причина краха отношений Базарова и Одинцова?
Роман «Отцы и дети»- роман — поединок. Название романа построено наантитезе. Антитеза охватывает весь круг героев, то и дело его рассекая.
Попробуйте показать тургеневские противопоставления, контрасты,
отталкиваясь от главного героя, составьте алгоритм антитезы.
Базаров ⟷ Павел Петрович
Базаров ⟷ Николай Петрович
Базаров ⟷ КукшинаБазаров ⟷ Аркадий
Базаров ⟷ Одинцов
Романтическая любовь Павла Петровича ⟷ «глупая, безумная страсть»
Базарова
Да, «глупая, безумная страсть», которой мы никак не ожидали отБазарова. Но именно эти страницы, может быть, самые пленительные вромане. Почему?
Итогом работы группы являются следующие схемы:
БАЗАРОВ ДО ВСТРЕЧИ С ОДИНЦОВОЙ

Любовь- белиберда, «мужчина должен
непростительная дурь Грубость быть свиреп»
«на остальных баб « к какому разряду «экое богатое
не похожа» млекопитающих тело!…»
относится сия особа?


БАЗАРОВ — ВЛЮБЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

«Сердце у него так и рвалось»
«Какой я смирненький «Сердце в нем «...что-то другое
стал!» мгновенно сжалось» в него вселилось»


«Спокойствие все-таки лучше всего на свете» (Одинцова)
Наказал ли Тургенев Одинцову за ее спокойствие?
В чем причина краха отношений Базарова и Одинцовой?
В любви неизбежна идеализация. Может быть, любящий видит
единственную, высшую истину о человеке. В этом чудо любви. Уголь
превращается в алмаз, но он и остается им надолго, навсегда, если его
огранивать, а не пассивно любоваться. Если за радостью узнавания
последует радость труда.
Любовь — это труд, труд души, сердца, а нашим героям дороги были спокойствие, свобода, независимость. И поэтому счастье не состоялось.
IV. Слово учителя. Работа с классом.
И все-таки в романе показана замечательная бескорыстная любовь. Это
родительская любовь, любовь матери к сыну, отца к сыну.
( Чтение гл. XXI, последний абзац )Читая такие строки, вспоминаешь, что в начале своего творчества
Тургенев был поэтом, писал стихи. Вдруг понимаешь, почему в конце жизни
он опять пишет стихотворения. Необыкновенные стихотворения в прозе.
Многие из них тоже посвящены любви. Именно там прозвучало одно изглавных откровений писателя:
«Любовь … сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.» И вот последние слова Тургенева: «А в жизни всё же нет ничего лучше
жизни и любви, как она ни бывает подчас тяжела. Ведь жить и любить -
самые важные вещи для человека. Живите и любите людей так же, как я
любил». Это обращение к вам из далёкого
V. Этап оценивания.Д/з Написать сочинение - миниатюру «Еще раз про любовь»

Приложение №1
Письмо-откровение
Ивану Сергеевичу Тургеневу
Любовь сильнее смерти
и страха смерти,
только ею, только любовью,
держится жизнь!
Уважаемый Иван Сергеевич, по вашим письмам,
по рассказам друзей, по романам видно, что Вы не хотели видеть рядом никакой другой женщины, кроме Полины Виардо. Ваша любовь к ней была настолько чиста, возвышенна, красива, что Полине можно было позавидовать, и мне кажется, большего женщина желать не может, это предел желаний. Для вас она была самым дорогим, самым любимым существом. Вы всеми способами пытались завладеть её вниманием: постоянно посещали её дом, слушали песни в её исполнении, переезжали туда, где жила она с семьёй. День, проведённый без неё, без её светлого и необыкновенно великолепного взгляда — это потерянный день.
Для Полины вы, мне кажется, были очередным увлечением. Ведь она молода, ей нравилось ваше обожание, и она позволяла себя любить. Полина всегда любила находиться в центре внимания молодых мужчин, таких же безумно влюблённых, как и вы. Но большой любви она не испытывала ни к кому, даже к своему мужу.