Конспект урока Отцы и дети в романе И.С.Тургенева. Урок — откровение


Тема: «Отцы» и «дети» в романе Тургенева . Урок – откровение.
Цели:
образовательные:
совершенствовать умение комментировать прочитанное;
совершенствовать навыки самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;
2) развивающие:
способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения.
3) воспитательные:
попытаться понять смысл и причины столкновения «отцов» и «детей» в освещении писателя;
способствовать формированию нравственных качеств (почтение и уважение к родителям, людям старшего поколения).

Методы обучения:
Проблемный метод обучения.
Метод активного диалога,дискуссии.
Форма организации учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая ( к уроку группы ребят приготовили речевые характеристики «отцов» и «детей»)
Тип урока:
обобщение изученного материала.
Оборудование:
компьютер, презентация, тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», запись эпиграфа на доске.
Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Ф.И. Тютчев.
Ход урока:
1.Оргмомент
2.Сообщение темы и цели урока
3. Чтение эпиграфа. Словарная работа
«Пений» от слова «петь» кому, напевать, льстить; жалобно плакаться, докучать, канюкать.
3. Создание проблемной ситуации.
Учитель. Сегодня на уроке продолжим разговор по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева. На прошлом занятии мы размышляли над резкими столкновениями идейных врагов Б. и П. П. Но рассматривать произведение только с позиции идеологической борьбы демократов с аристократами нам в 21 веке скучно. Верно? Ведь наряду со спорами о крестьянской общине, нигилизме, искусстве, русском народе звучат в романе Тургенева и мысли и чувства об отцах и детях. И тургеневское произведение волнует сегодняшнего читателя, «будоражит ум». Почему? Не потому ли, что писатель говорит о вечном движении жизни, и его роман следует рассматривать как
определенную веху в философских размышлениях о борьбе старого и нового. Ведь эти вопросы не раз звучали в литературе и до Тургенева.
В каких?
4.Обращение к эпиграфу:
1 строка Кто представляет, говоря словами Тютчева, «обломки старых поколений» в романе Тургенева? Кто, кроме «архаического явления», представляет «отцов»? II. Разговор об «отцах».
А. Николай Петрович.
1.Каким видим Н. П.? Это невежественный крепостник?
В процессе обсуждения ученики приходят к выводу о том, что Н.П. не похож на Фамусова. Он окончил университет, любит поэзию, музыку, природу. 3 года прожил с Аркадием в Петербурге «стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами» Аркадия. Он приветливо встречает Базарова, хочет сблизиться с ним, как с другом сына. И не может понять, почему сближения не происходит. Только вот чего я в толк не возьму, -жалуется он брату. - Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века. Крестьян устроил, ферму завел, так, что даже меня по всей губернии красным величают, читаю, учусь, стараюсь стать в уровень с современными требованиями, а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета. (Гл.10). Н.П. готов признать закономерность расхождений «отцов» и «детей». Он с грустью вспоминает свою молодость. Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать. Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете, мы, мол, принадлежим к двум разным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька - а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю. (Гл.10).
2. В чем видит преимущество молодых? В отличие от брата, поступает мудро, признавая преимущество молодого поколения. В чем оно? В молодости? Не только! Не в том ли состоит это преимущество, что в них (молодых) меньше следов барства, чем в нас? (Гл. 11).
3.Что значит барство? В чем оно? (Гл22). Барство - привыкший жить праздно, роскошно, бариться, медлить, мешкать, добарничался до сумы, начал барничать; забарничался, зазнался; забарился, заленился; забарился (южн.), замешкался, засиделся. Сил моих нет. Самому драться невозможно, посылать за становым - не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь (гл. 22).
Проблемный вопрос: Значит «барство»- неумение работать, отсутствие навыков? Б. Василий Иванович. 1.Что знаем о В. И. Он как и Н. П. тянется к молодому поколению, думает, учится... ...для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере я стараюсь... не зарасти мохом, не отстать от века. И это говорит простой штаб-лекарь, который ничего не жалел для воспитания своего сына (гл. 21). В. И. тоже потерся в свете, много испытал на своем веку, разбирается в людях, говорит сыну …ты умный человек, знаешь людей, и женщин знаешь, ты выше всяких предрассудков. Гл.22 Ему, как каждому любящему родителю, хочется накормить сына вкусненьким, поручает Тимофеечу налегать на съестные припасы и красное вино, которое, видит В. И , молодым нравится. Он забывает о возрасте сына.
2. А разве к вам, ребята, родители относятся по - другому? Вот только «свободы» меньше дают, чем Евгению. В. И. с восхищением смотрит на молодых и не может налюбоваться. Скольков вас силы, молодости самой цветущей, способностей, талантов. (Гл.21). Он не просто гордится сыном, он боготворит его: …подобных людей не приходится мерять обыкновенным аршином,- считает В. И. и не смеет при сыне высказывать свои чувства, потому, что Б. этого не любит.
3. В чем В.И. видит связь с веком?
Как и Н. П. в том, что не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом.
4. Все ли так хорошо в отношениях В. И. с сыном?
Жизнь идет стремительно вперед, между отцом и сыном возникает пропасть, В. И. сознает это и склоняет голову перед молодежью: … где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли.
5. Что здесь? Социальный конфликт?
Нет. Здесь столкновение двух поколений, принадлежащих к одному сословию.
Вывод:
Отцы тянутся к молодому поколению, стремятся к сближению, проявляя чуткость, терпимость и мудрость прощения, надеются на снисходительность, доброту, ждут внимания участия и сострадания, понимают закономерность прихода «смены», с грустью признаваясь, что не могут угнаться за молодыми, потому, что нет сил. В этом их трагедия, трагедия старости.
Роман затрагивает общечеловеческие проблемы отношений междупоколениями, ведь раньше или позже старшие вынуждены уступать места младшим. На смену «отцам» приходят «дети».
III.Оправдывает ли надежды «отцов» «новое племя», «век нынешний» в романе, «дети»? А.Базаров. 1.Б. -нигилист, но способен на благородные поступки, ранив П. П., пытается помочь ему, сразу становится не дуэлистом, а доктором, хотя не признает чувство сострадания. Находясь в доме Кирсановых пренебрегает правилами этикета, грубо разговаривает с П. П., а знакомясь с Н.П., не сразу подает ему руку.
2.Отношение к родителям? О родителях говорит, что они люди хорошие, просит Одинцову приласкать их: Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. Однако воспоминания детства не имели власти над ним. (Гл. 27). Но при всем добром отношении к родителям, Б. чувствует только скуку да злость, наблюдая хлопоты, занятия родителей, которые не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит. Как посмотришь сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей да знай, что поступаешь самым разумным манером. Ан нет, тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними... ведь кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет (Гл.21)
Б. Аркадий 1.Отношение Аркадия к нигилизму, отцу. Аркадий-мечтательный, мирный, благодушный человек, быстро разочаровывается в нигилизме, впрочем никогда и не был истинным сторонником этого течения, его привлекала личность Б, хотелось ему подражать. Рос в атмосфере любви, спешит домой: дома отдохнем, папаша, - радостно принимает известие о Фене и появлении брата, видя какое-то замешательство отца, говорит: ты как будто извиняешься, как тебе не стыдно... перестань пожалуйста. И еще: сын отцу не судья... особенно такому (Гл.5). Чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого- то тайного превосходства, наполняет его.
2. Отношение к дяде. Уважительно относится к дяде у него сердце доброе, презирать его грешно. Говорит Базарову, что надо быть справедливым, не оскорблять людей, учитыватьвоспитание, время, в которое они жили и живут.(Гл.7).
3. Отношение к родному краю? Ценит красоту родного края: нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях(гл.З), интересуется жизнью в имении, согласен, что преобразования необходимы, но как их исполнить? И находит, как их исполнить. Он сделался рьяным хозяином и ферма стала приносить значительный доход, хочет устроить жизнь так, чтобы каждое мгновение в ней было значительно.( Гл.21,28).
4.Отношение к родителям Базарова?
Арк. внимательный, уважительный со старшими, услаждает душу В. И. добрымиотзывами о сыне. IV. Дискуссия.
1. В чем силы, преимущества молодых? Какой моральный долг по отношению к отцам? Всегда ли неизбежен конфликт? 2.Что побеждает? Вывод. В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “блудный” Аркадий, создаются семьи, основанные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.
3.Какой смысл столкновения «отцов» и «детей»? Общечеловеческий. Это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Ещё до нашей эры об этом говорили великие философы.
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей. Сократ, V в. до н.э.
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Гесиод, 720 год до н.э.
V. ИТОГИ. Откровение. Обращение к эпиграфу:
Обломки старых поколений, -- Тютчев сказал, что это я , ваши мамы, некоторые учителя - это обломки. Вы согласны?
*Мы что часто жалуемся, докучаем вам?
*Как вы понимаете четвёртую строку?
Я понимаю её так: да, мы, взрослые, бываем неправы в вашем представлении, но наш упрёк, говорит Тютчев,..праведный, это как?
Вы молоды, вы сильны, вы умны, у вас всё впереди. А наша, как говорит Базаров, песенка спета, но зачем тогда мы вам?
И.С. Тургенев так думал в 1879г.
Приветствую стремления молодежи, полагаю, что она хорошо делает, сближаясь с нами. Есть чему поучиться у нас, стариков (Встреча с передовиками русской молодежи)
Детям, « ветреному племени», которое растет, волнуется, кипит, недостает понимания закономерности смены поколений, а преемственность здесь – главный закон, пренебрегать достигнутым «отцами» нельзя, «глотать пилюлю» каждомупридется. В силу своего возраста мы знаем то, чего вы ещё не знаете, значит мы можем вас предостеречь от каких-то ошибок, которые мы сами совершали в молодости. Не случайно есть у метких французов простые слова: если б молодость знала, если б старость могла.. как это? В любом конфликте поколений проще всего занять позицию: ты не понимаешь, ты не знаешь, а я прав,- труднее понять и простить. Я хочу, чтобы вы научились этому.
Зачем нам сегодня роман Тургенева?
Учимся понимать жизнь, человеческую душу, сложные жизненные коллизии.
«Отцы» и «дети»...
На планете
Об этом спорилиНе раз!
А я хочу.
Чтоб наши детиСтали добрейИ лучше нас!
Об этом мечтаю и я, и ваши родители, и учителя, и верю, что вы нас не подведёте. Вот вам моё своего рода завещание:
В ваших головках рой нестройных мыслей
И глупых, и прекрасных, и пустых
Они в порядок приведутся жизнью,
И даст господь мне-
Мудрыми будете вы
Дома: написать сочинение:
Изменилось ли моё отношение к родителям после этого урока.