План конспект по искусству 8 класс Тема: «Откровенье вечной красоты»


ИСКУССТВО (8 КЛАСС)

Тема: «Откровенье вечной красоты»
Цели: понимание красоты женских образов (светских и религиозных), развитие чувства прекрасного с помощью любования образами церковного искусства (духовные стихи, иконы, алтарная картина, молитвы).
Формирование УУД: личностные – осознание истины, добра и красоты как основы подлинного искусства, познавательные – расширение представлений о красоте образа Богородицы, Мадонны в религиозном искусстве; коммуникативные – понимание значение жанра иконы, алтарной картины в молитвенном общении с ними верующих; регулятивные – развитие чувства эмпатии (сопереживания, сочувствия) в процессе знакомства с искусством религиозной традиции; предметные – поиск и систематизация сведений о роли церковного искусства в становлении идеалов красоты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Актуализация знаний, художественных представлений учащихся, связанных с жанром женских портретов. Работа с текстом учебника, выделение ключевых слов и выражений, необходимых для понимания смысла учебной темы. Поиск в учебнике тех женских портретов (скульптурных, живописных), о которых идет речь в тексте. Рассмотрение их с точки зрения проявления красоты душевной и красоты внешнего облика. Размышления о том, что в разные времена воззрения на женскую красоту отличаются друг от друга.
IV. Ответы на вопросы: Откровение вечной красоты
1. На чем основана человеческая культура? (на единстве истины, добра и красоты)
2. Какое предназначение у каждого из этих оснований? (истина – удел науки; добро – предназначение религии; красота – принадлежность искусства)
3. В какой области их связь выступает особенно отчетливо? (в искусстве)
4. Какие женские образы, дошедшие через века, ты знаешь? (Нефертити, Афродита, Богоматерь, Джоконда)
5. Кто такая Нефертити? (жена египетского фараона)
6. Кто такая Афродита? (греческая богиня любви)
7. Чей женский образ в мировом искусстве считается самым одухотворенным, обаятельным? (Владимирская икона Божьей Матери)
8. С какого века известна молитва «Ave, Maria»? (с XI века)
9. Как по другому еще называют молитву «Ave, Maria»? (ангельским приветствием)
10. Что означает в переводе «Ave, Maria»? («Радуйся, Мария»)
11. Перечисли композиторов, сочинивших музыку «Ave, Maria»? (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Иоганн Себастьян Бах, Джулио Каччини, Шурль Гуно, Антонин Дворжак, Джузеппе Верди, Франц Шуберт)
12. Какая песня в православии соответствует молитве «Ave, Maria»? (Песнь пресвятой Богородице)
13. Послушайте и сравните григорианский хорал (молитву) «Ave, Maria» с музыкой разных композиторов. Что их объединяет? Каковы особенности воплощения этой молитвы в музыке каждого из композиторов? (…………….)
Красота в искусстве и в жизни
14. От каких картин природы человек получает восхищение? (………)
15. Что мы можем назвать красивым? (внешность человека, предметы, явления, внутреннюю сущность человека)
16. Что значит «красивый человек»? (правильные черты, стройную фигуру, душевную красоту, доброту, благородство)
17. Что важнее в жизни – форма или содержание? И почему? (……………..)
18. Вспомни строчки из стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого («…что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде»)
19. Как запечатлевают художники свое отношение к жизни в разных видах искусства? (все жизненные впечатления преломляют через свой внутренний мир и обращаются к опыту каждого зрителя, слушателя и читателя)
20. Одинаковые ли жизненные чувства с чувствами, воплощенными в искусстве? (нет; они всегда зависят от художественного идеала; это результат обдумывания, жизненного опыта)
21. Что испытывает человек , воспринимая произведение искусства? (восторг, радость, восхищение, потрясение, гнев, скорбь, боль, сострадание ….)
22. Что такое «катарсис»? (преодоление обыкновенного чувства, просветление, очищение, возвышение души человека)
23. Может ли быть искусство красивым, если оно вызывает боль, страх, волнение? (да; потому что оно заключает в себе нечто большее, чем то, что в них содержится)
24. Что говорил знаменитый психолог Лев Семенович Выготский об искусстве? («Искусство побуждает искать и находить главное, думать, переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью»)
25. Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? (……………)
26. Как вы объясните фразу «Искусство пробуждает в людях художников»? (…………)
27. Что ты считаешь красивым в «Портрете Джованны Торнабуони» художника Доменико Гирландайо? (………………)
V. Итог урока.
Поиск ответов на вопросы: какие чувства испытывают слушатели этих песнопений? что переживаете вы? в чем проявляется красота этих молитв? (возвышенный эмоциональный строй музыки, песенные запоминающиеся , словно льющиеся из глубины души мелодии, спокойные ритмы, стройная форма, искренность исполнителей).

Домашнее задание:
1.Сделать фотоколлаж или компьютерную презентацию с видами храмов, соборов, монастырей вашего региона.
2. Записать в «Творческую тетрадь» особенности элементов их архитектуры, окружающего ландшафта, подчеркивающие красоту строений.
3. Пересказ с. 78 – 79