Конспект урока по географии Вулканы и гейзеры


Открытый урок географии по теме "Вулканы и гейзеры". 5-й класс
Учитель географии Т.А. ГадяцкаяЦели и задачи урока
Сформировать понятия: “вулкан”, “вулканизм”, “гейзер”, “жерло”, “кратер”.
Изучить особенности образования вулканов, проявление вулканических процессов, классификация вулканов.
Проследить географию размещения крупных вулканов и гейзеров.
 Оборудование. Компьютер, презентация по теме “Вулканы и гейзеры”, физическая карта полушария, видеофрагменты “Вулканы”, “Гейзеры Камчатки”, “Гейзеры Исландии”.
Сегодня мы с вами начинаем новую тему – “Вулканы и гейзеры”. Я зачитаю вам отрывок из романа Ж.Верна: “Огнедышащая гора извергала фонтаном камни и раскалённые до бела обломки скал ; Казалось , что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта.... Огненные змеи извергались среди дымящихся скал... Сотни огненных ручьёв сливались в Полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.
О чём образно говорил писатель? (о вулкане).
Понятие вулканизма.
Не зная истинных причин грозных извержений вулканов, древние люди считали их проявлением божественных или дьявольских сил. Угреков богом огня и кузнечного дела был Гефест, у римлян - Вулкан. Вход в преисподнюю, в подземные мастерские бога Вулкана. Якобы находился на острове Вулькано - самом южном в системе Липарского архипелага. От этого острова и пошло название всех огнедышащих гор нашей планеты.
Вулкан- один из самых древних римских богов. Он был богом огня как благотворящего, Гак и разрушительного. С помощью огня человек мог согреться, приготовить себе пищу, 1оэтому он почитал могучего Вулкана. Но в своей неудержимой ярости Огонь был способен уничтожить все плоды человеческой деятельности, самого человека. 4 люди стремились умилостивить Вулкана.
Первые упоминания о вулканах встречаются в работах Аристотеля. Он предложил первую научную гипотезу о происхождении вулканов: “... земля содержит в своих недрах 1сточники жизненной силы и огня, скрытые от глаз человеческих; они имеют много выходов на свет - выводных пара и огня, поэтому Этна и Эоловы (Липарские) острова ввергают воспламенённые железистые глыбы.
Причины извержений.
Давно известно, что вулканическая деятельность проявляется в тех же местах, где ещё не Окончены процессы горообразования, происходят различные нарушения в земной коре. Обычно это границы континентов и океанов. В таких местах земная кора 1еустойчива, в ней образуется много разломов по которым и поднимается огненный магматический расплав к поверхности. Итак. Какая же магма Достигает поверхности? В чём причины извержений?
Сейчас мы совершим небольшое путешествие в глубь Земли и постараемся ответить на поставленные вопросы.
Приложение 1 (слайд 5) - видеофрагмент
Под давлением магма появляется из толщи мантии. Магма – это расплавленная мантия. На поверхность она изливается в виде лавы.
Причина извержений – движение литосферных плит.
Давайте рассмотрим строение вулкана и заполним опорный конспект. Строение вулкана.
1. Что такое магма? (Это вещество мантии.)
2. Что называется лавой? (Магма, вышедшая на поверхность, при остывании)
З. Что образуется при застывании магмы? (базальт.)
Жерло - это канал по которому поднимается магма.
Кратер - это углубление, через которое выходят продукты извержения.
Вулканизм – сложный процесс, при котором магма поднимается из недр Земли, прорывает Земную кору и изливается на поверхность
Вулкан - это гора конической формы, образованная продуктами вулканического свержения с кратером наверху.
По типу лавы вулканы бывают: конические (если лава густая) и цитовые (если лава жидкая).
Работа с опорным конспектом “ Вулканы и гейзеры”. Учащиеся наносят на свои опорные конспекты составные части вулкана, при извержении вулкана через кратер вулкана на земную поверхность поступают продукты вулканических извержений, видеофрагмент извержение вулкана.
Приложение 1 (слайд 9) - видеофрагмент
Сейчас мы посмотрим видео фрагмент и ответим на вопросы:
Какие продукты выбрасываются вулканом при извержении?
Какие природные явления сопровождают извержения?
Слайд 6-7
Заполняем схему в опорном конспекте “Вулканические процессы”.
Лавовые потоки. Вулканический пепел. Вулканические грязевые потоки. Вулканические газы и пары (фумарола). Вулканические бомбы.(комки застывшей лавы, лапиллии- вулканические бомбы с грецкий орех). Сообщение о извержении вулкана “ Везувий”. Картина Брюллова “Последний день Помпеи”.
Стихотворение А.С. Пушкина . . . “Везувий зев открыл”.
. . .Везувий зев открыл –Дым хлынул клубом - пламяШироко развилось,Как боевое знамя.Земля волнуется-С шатнувшихся колоннКумиры падают!Народ, гонимый страхом,Под каменным дождём,Под воспалённым прахомТолпами стар и млад,Бежит из града вон.
Слайд 11
Какая огромная! Даже представить трудно, как можно было создать такую громадину! И сколько на ней людей!
Вот женщина с двумя дочками... Стоя на коленях, они прижимаются друг к другу. Рядом человек с бородой: па пенька объяснил, что это христианский священник. Он вверяет себя Богу и потому спокоен. А языческий жрец в белом одеянии мечется, надеется спасти какие-то драгоценности.
Вот — мужчина с женой и двумя детьми. Он прикрывает их плащом, будто он может защитить от града камней. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку — папа говорил, что в тот день от жара гибли и птицы и рыбы. Даже море отступило от берегов...
Почти в центре картины — лежащая на земле молодая женщина. Она, наверное, мертва... Рядом с ней плачет от страха маленький ребенок... Двое сыновей несут старика-отца... Сын умоляет мать собраться с силами, а она велит оставить ее и спасаться одному. Папенька сказал, что это “группа Плиния” — был такой римский писатель, который видел то извержение своими глазами, а после все описал.
Кто еще? Да, молодой человек держит на руках девушку. Это его невеста — на ней венок из роз. И за ними всадник, в ужасе поднявший коня на дыбы.
Еще несколько человек на ступеньках большого здания. Оно называется... да, папа сказал — “гробница Скавра”. Среди них - женщина, она смотрит прямо на нас. Даже страшно становится. Будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами. А рядом с ней художник с ящиком красок на голове — это Брюллов изобразил самого себя.
Папенька рассказывал, как много художник читал и изучал музеи. А том поехал на раскопки Помпеи.
Подумать только — пепел покрыл погибший город слоем в две-три сажени! Это чуть ли не двухэтажный дом. А под ним все сохранилось, как было в тот день — мощеные улицы, красивые дома с удивительными росписями на стенах, фонтаны, дворики. В пепле остались отпечатки тел, следы ног и далее колеи от колесниц.
На картине все так удивительно нарисовано! Иначе, кажется, и нельзя было сделать. А папенька сказал, что Брюллов написал почти все не так, как полагалось. И что каждый большой художник нарушает существующие правила.
Еще один уснувший известный вулкан – Футзияма. Он находится в столице Японии городе Токио. (доклад)
Слайд 12
В нашей стране самые известные вулканы находятся на полуострове Камчатка.
Слайд13
Геологическая жизнь вулкана подчиняется своим законам, которые учёным ещё предстоит полностью познать. Вулкан живёт и развивается на протяжении нескольких тысяч лет, большую часть времени находится в состоянии покоя. Собственно извержение обычно длится от нескольких дней до нескольких месяцев.
Слайд 8, 14-15
Для чего надо изучать извержения вулканов
Сейчас мы послушаем стих и подумаем каково же значение вулкана.
Молчат потухшие вулканы,На дно их падает зола.Там отдыхают великаныПосле содеянного зла.Все холоднее их владенья,Все тяжелее их плечам,На те же грешные виденьяЯвляются им по ночам.Б.Ахмадулина
Положительные.
1. Вулканический пепел обогащает почву, сельскохозяйственных районов
Наиболее плотно заселены.
2. Вблизи вулкана образуются месторождения полезных ископаемых.
Продукты вулканического извержения- пемза, вулканическое стекло, базальт - строительный материал
Отрицательные.
Гибнут люди, разрушаются постройки, меняется лик Земли.
При извержении вулкана Лаки в 1783 году в Исландии выбросило в верхние слои атмосферы столько пепла, что в течении следующего года температура воздуха упала на 1-2 градуса и в северном полушарии резко похолодало.
На земле насчитывается около 800 действующих вулканов. Большинство из них объединяются в гигантские вулканические пояса. Самый большой пояс-Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо. В нём сосредоточено более 80 % действующих вулканов.
Продолжаем заполнять опорный конспект.
Гейзер (исландское слово, хлынуть) — горячая вода с паром, бьющая из отверстия в земле. Гейзер имеет определённую периодичность действия от минуты до нескольких суток в зависимости от скорости закипания воды и близости её к источнику нагревания.
Гейзеры всегда расположены, там, где находятся вулканы.
Гейзер - это вулкан в миниатюре, только вместо магмы на поверхность выходит вода и перегретый пар. Раскалённая магма поднимается на поверхности Земли и сильно нагревает породу, в которой содержатся грунтовые воды. Под давлением они вырываясь наружу образуют гейзер. Следующий выброс происходит только тогда, когда под землёй снова накопятся и нагреются до кипения грунтовые воды. Гейзеры расположены в областях современной вулканической деятельности на острове Исландия, в Северной Америке “Йоллустонском национальном парке”, На острове Новая Зеландия, полуострове Камчатка. На территории России На полуострове Камчатка находится знаменитая долина гейзеров.
Приложение 1 (слайд 19) - видеофрагмент
Туда мы сейчас и совершим наше путешествие.
Видеофрагмент “Долина гейзеров”.
Гейзер Великан (доклад).
Извержение гейзера начинается всплесками с выбросами воды на 1.5 метра вверх. Вслед за этим мощный столб воды и пара, сопровождаемый оглушительным ревом гейзера, извергается на высоту 400 метров и выше. Фонтанирование продолжается 2 минуты, после чего еще 11-13 минут выбрасываются пары. Он в 1941 году извергался через 2 часа 52 минуты, а через 10 лет – в 1951 году через 3 часа 10 минут.
Самый старейший национальный парк, где находятся вулканы и гейзеры, расположен в США. Там сейчас мы и побываем.
Приложение 1 (слайд 21) - видеофрагмент
Давайте теперь посетим Исландию – страну “Огня и льда”. И посмотрим как же люди научились использовать подземные источники.
Приложение 1 (слайд 22) - видеофрагмент
Использование гейзеров видеофрагмент “ Гейзеры о. Исландия”.
Использование гейзеров:
Отопление жилищ, теплиц
Получение электроэнергии
Лечебные воды
 Закрепление.
1. Сколько на Земле действующих вулканов?
2. Что такое лава?
3. что такое магма?
4. Назовите основные части вулкана?
5. Перечислите основные вулканические процессы?
6. Какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?
7. Что такое гейзер?
8. Дайте определение что такое вулкан?
9. Где на территории России находятся гейзеры?
10. Как человек использует гейзеры?
Кроссворд.
1. Вышедшая на поверхность магма? (Лава).
2. Потухший вулкан России? (Эльбрус).
3. Канал по которому двигается магма? (Жерло).
4. Чашеобразное углубление на вершине вулкана? (Кратер).
5. Вещество мантии? (Магма).
6. Остров где много гейзеров? (Исландия).

1 вариант
А сейчас мы ответим на вопросы теста:
1. При извержении вулканов образуются породы:
1. Магматические
2. Осадочные
3. Метаморфические
2. Чашеобразное углубление на вершине вулкана называется:
1.Кратер
2. Жерло
3. Очаг
3. Потухшие вулканы - это те которые:
1. Извергались на памяти человечества.
2. Не извергались на памяти человечества.
3. Не извергаются сейчас, но извергались на памяти человечества.
4. Наибольшее количество вулканов находится в океане:
1. Тихом
2. Индийском
3. Атлантическом
5. Самое известное извержение этого вулкана произошло в 79г. до нашей Эры, в результате которого был засыпан город Помпеи:
1. Этна
2. Везувий
3. Гекла
2 вариант
1. Пористая горная порода, образованная при застывании лавы?
1. Гранит
2. Базальт
3. Пемза
2. Магма двигается внутри тела вулкана по1. Кратеру
2. Жерлу
3. Очагу
3. Действующие вулканы это те которые извергаются
1. Сейчас
2. Не извергаются сейчас. Но извергались на памяти человечества
3. Не извергались на памяти человечества.
4. Самый высокий вулкан России
1. Эльбрус
2. Везувий
3. Ключевская Сопка.
5. На каких материках есть гейзеры
1. Австралия
2. Евразия
3. Южная Америка
Список литературы
1. А.А.Летягин география 6класс издательство “Вентана- Граф”.
2. Энциклопедия География издательство “Авант”.
3. Энциклопедия “Вулканы” К. Годен издательство “Махаон”.
4  Ю.Пшонкин “Встречи у вулканов” издательство “Детская литература”.
5. Словарь под редакцией Пармузин Ю.П. “Словарь по физической географии”. 1994 г.