Разработка урока по географии «Вулканы. Горячие источники, гейзеры», 6 класс


Макеевская общеобразовательная школа I – III ступеней № 29
РАЗРАБОТКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА
по географии
«Вулканы. Горячие источники, гейзеры»
(08.12.2016)
138366540640
Провела: учитель географии Лепёхина Т. А.
МАКЕЕВКА - 2016
Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
Цель урока: Изучить строение, извержение и значение вулканов; горячие источники и гейзеры, их значение в природе и жизни человека
Задачи урока:
Образовательная – Сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, изучить строение, типы и географию вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержений вулканов, гейзерами и работой сейсмологических служб; новые понятия «вулкан», «жерло, кратер, очаг магмы», «гейзер».
Развивающая– продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся; развивать навыки учащихся в работе с атласами и контурными картами;
Воспитательная – воспитание умения высказывать своё мнение, уважения к ответам одноклассников; формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны; формирование у школьников аккуратности при выполнении работы.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Основное содержание Вулканы, их образование, строение. Типы вулканов. Действующие и потухшие вулканы. Изучение вулканов. Горячие источники, гейзеры. Использование горячих подземных вод.
Термины и понятия действующие и потухшие вулканы, кратер, жерло, лава, вулканологические станции, гейзеры, горячие источники.
Планируемые результаты:
Личностные: познавательный интерес к изучаемой теме, знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, сопряжённых с вулканизмом.
Метапредметные
Познавательные: выявлять основные признаки понятий и оперировать ими.
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- знание содержания понятия «вулкан», иметь представление о типах вулканов; местоположение вулканов, названных в программе, объяснять образование вулканов, горячих источников, гейзеров, способы обозначения вулканов на контурной карте, выявлять закономерности географического распространения вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма Земли.
В ценностно-ориентационной сфере
В сфере географической деятельности:
Умение:
Определять по карте ГП вулканов;
описывать строение вулкана;
называть и показывать крупнейшие извержения вулканов.
Методы и приёмы: репродуктивный метод, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, педагогический рисунок, схемы, объяснение и рассказ.Оборудование и средства обучения: учебник, школьная доска, физическая карта мира, атлас, контурные карты
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент (1-3 мин)
- приветствие учеников
- проверка готовности к уроку
- проверка отсутствующих у старосты класса
Приветствуют учителя, готовятся к уроку, староста называет отсутствующих.
Повторение материала по теме
Земная кора является цельной оболочкой? (нет,она разбита на огромные блоки – литосферные плиты)
Литосферные плиты могут медленно горизонтально двигаться? (да)
В основном землетрясения происходят на границах литосферных плит? (да)
Самые сильные разрушения во время землетрясений наблюдаются в гипоцентре? (нет. В эпицентре. Гипоцентр – это очаг землетрясения, он глубоко под землей. А эпицентр – на поверхности, где и происходят землетрясения.)Прибор, который фиксирует самые малые колебания земной коры, называется сейсмограф? (да)
Причиной волн цунами являются постоянные ветры? (нет.Причиной цунами являются подводные землетрясения.)
Лидером по количеству землетрясений является Польша? (Нет. Это Япония, Чили.)Изучение новой темы
25 мин
- Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать.
-Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро”.
-Сейчас отгадаем несколько загадок, с помощью которых мы сможем определить эти места.
Носит бабка
Снежную шапку
Каменные бока
Закутанные в облака.(гора)
В огне горы родился –
От огня убежал
С огнем разлучился
И в небе пропал.
(дым)
Жевать – не жую
А все поедаю, сжигаю.
(огонь)
-Каким географическим объектом можно объединить все эти три слова: гора, дым, огонь?
-вулкан
-И так, тема нашего урока «Вулканы, горячие источники, гейзеры»
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь
-Ребята сегодня на уроке мы с вами совершим восхождение на вулкан, который называется «УСПЕХ», и покорим его вершину в 3 этапа:
1.Знаю
2.Умею
3.Объясняю
-И так вперёд!
-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке-путешествии?
-Что такое вулкан?
-Какое строение имеет вулкан? - Какие бывают вулканы? - Как образуется вулкан?
Первый этап «ЗНАЮ»
-Что такое вулкан? Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»?
-Вулкан- огнедышащая гора
-Латинское слово “Вулканус” - происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуются отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.
-Какое строение имеет вулкан?
Строение вулкана учитель объясняет и зарисовывает схему строения вулкана на доске
Внутри вулкана, на верхней границе мантии, находится очаг магмы, из которого под большим давлением магма устремляется по каналу, называемому жерлом, который заканчивается кратером – углубление на вершине вулкана. При соприкосновении с воздухом магма теряет газы и пары воды, у неё меняется вязкость и она превращается в лаву. СХЕМУ ЗАРИСОВАТЬ
Определение записать в тетрадь
Кратер- углубление на вершине вулкана.
Жерло- канал, по которому магма из очага поднимается к кратеру
Очаг вулкана – расположен у верхней границы мантии.
Учащиеся зарисовывают схему строения вулкана в тетради
- С какой формой рельефа можно сравнить вулканы?
- с горами
- Чем отличаются вулканы от гор?
- В отличие от гор, это отдельно стоящая гора, на вершине вулкана имеется углубление, откуда извергается лава.
-Каким значком на карте показаны вулканы?
- В виде звёздочки
-Есть наука, которая изучает действие вулканов – это вулканология.
-Как вы думаете, зачем нужна такая наука?
-Учёные вулканологи делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения.
- Найдите в тексте учебника, какие группы делятся вулканы? Открыли Стр78 (читаем)
Вулканы
Потухшие Действующие
(Казбек, Эльбрус) (Ключевская Сопка, Фудзияма)
Второй этап «УМЕЮ»
Работа с географической и контурной картой.
А теперь давайте найдем вулканы на карте и заполним такую табличку
Учащиеся находят вулканы на карте, заполняют таблицу и наносят вулканы на контурную карту
Вулкан
Материк, где находится
Абсолютная высота
Географические координаты
Действующий или потухший
Ключесвкая Сопка
Евразия
4688 м 56*с.ш.161*в.д.
*
Килиманджаро
Африка
5895 м
3* ю.ш 38*в.д.
*
Везувий Евразия
1279 м
41*с.ш.14* в.д.
*
Фудзияма
Японские острова
3776 м
35* с.ш.139* в.д.
*
Гекла
о. Исландия
1491 м
64* с.ш.19* з.д.
*
Этна
Евразия
3328
37* с.ш.15* в.д.
*
Самопроверка задания.
-Физкультминутка
-Чтобы знать о надвигающемся извержении, необходимо знать некоторые моменты. Давайте обратимся к учебнику и прочтем это вместе. (стр. 77- 2 й абзац)
-учащиеся читают учебник.
Третий этап «ОБЪЯСНЯЮ»
-Как образуется вулкан?
-Чтобы выявить причины образования и извержения вулкана, давайте вспомним внутреннее строение Земли.
- Из каких составляющих состоит Земля?
-Ядро, мантия, земная кора
-Что называют литосферой?
-Литосфера - твёрдая каменная оболочка Земли.
-Литосфера расколота на гигантские блоки – литосферные плиты. Эти плиты плавают, то слегка погружаясь, то всплывая, и очень медленно, всего лишь на несколько сантиметров в год, смещаются в горизонтальном направлении. Словно льдины при ледоходе, плиты сталкиваются, разъезжаются в разные стороны. Из-за движения плит, возникают трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Давление в мантии уменьшается, магма вскипает и превращается в огненно - жидкую массу, устремляясь вверх по трещинам и изливается на поверхность.
-Как называется вещество, которое вытекает из вулкана?
-Лава
-А чем лава отличается от магмы?
-Лава - излившаяся на поверхность магма
-Где находится большая часть вулканов?
-На границе литосферных плит
- Как вы думаете, вулканы бывают только на суше?
- Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит.
-В океане тоже бывают.
- А где их будет больше? Почему?
- В океане будет больше, т.к. земная кора тоньше.
-А почему извержение вулканов является грозным, опасным для людей природным явлением?
-Сегодня некоторые ребята взяли на себя ответственность и решили побыть в роли ученых – вулканологов и вот с чем они с нами поделятся.
(дети выходят к доске и начинают рассказ)
Мы, вулканологи, занимаемся изучением вулканов. Вы спросите: «Зачем?» А затем, чтобы понять, что вулканы – это своеобразные «окна» в глубины Земли. Извержения дают нам сведения о составе и свойствах веществ, из которых состоит литосфера на глубине, об образовании полезных ископаемых.
Наши исследования помогают в некоторых случаях предупредить людей об извержениях вулканов.
Вулканы не только сеют смерть и разрушения, они одновременно являются и великими созидателями. Прежде всего, - вулканы важные «земледельцы». После каждого большого извержения на десятки и сотни километров обрушивается не только огненный смерч, но и попадает вулканический пепел. Он имеет почти все необходимые вещества для роста растений. На вулканической почве можно получить высокие урожаи фруктов, винограда, риса, зерновых культур. Так, сегодня, несмотря на страшное прошлое Везувия, на его широких и плодородных склонах селятся люди. Похожая картина наблюдается и в Индонезии, на острове Ява, где на склонах вулканов раскинулись рисовые поля.
Вулканы не только отличные «земледельцы». Они являются поставщиками многих минералов: серы, соды, вулканических туфов, пемзы. Эти минералы используются как строительные материалы.
Вот, например, пемза. Ее много во многих местах на Камчатке, в Италии, Армении. Это самый легкий камень и единственный, который не тонет в воде. Образуется эта каменная пена при охлаждении лавы, переполненной газами. Благодаря своей легкости, пемза плавает на воде и при подводных извержениях поднимается на водную поверхность, иногда создавая целые дрейфующие острова. Используется в строительстве как тепло и звукоизоляционный материал.
И, бесспорно, вулканические извержения являются самым фантастическим, самым грозным и величественно красивым явление природы.
Сейчас мы попробуем доказать это и показать вам извержение вулкана.
Жерлом будет пробирка. Магмой – сода.
В природе этот процесс начинается из глубин Земли, когда магма начинает подниматься на поверхность.
В нашем случае для того, чтобы произошло извержение, мы добавим в кратер немного уксуса.
Слово учителя
- Дома вы можете этот опыт показать родителям и друзьям, только будьте очень осторожны, так как извержение вулкана – это все таки катастрофическое явление.
Спасибо большое нашим вулканологам, нам было очень любопытно и интересно вас послушать.
1. Вулканы - " созидатели" новых земель, чудесные земледельцы.
2. Поставщики минералов, строительных материалов.
3. Создатели многочисленных месторождений руд.
Горячие источники и гейзеры
-Ребята!!! В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников (родников). Некоторые горячие источники через определённые промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара.
-Вы знаете, как они называются?
- Гейзер – в переводе означает “горячий” - это источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара.
Вода, находящаяся в трещинах земной коры, нагревается вулканическим теплом до очень высоких температур, когда она закипает, то гейзер фонтанирует. Обычно гейзеры фонтанируют через определенное время.
- Эти фонтанирующие источники называются – гейзерами.
Закрепление и обобщение (10мин)
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершили восхождение на вулкан «УСПЕХ» и покорили его вершину в 3 этапа
1 этап - ЗНАЮ
2 этап - УМЕЮ
3 этап - ОБЪЯСНЯЮ
-На каждом из этапов мы получали определённые знания о вулканах, а теперь давайте проверим наши знания
Тест у каждого учащегося лежит на парте (взаимопроверка) (5 МИНУТ)
1. Канал, по которому поднимается магма.
2. Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава.
3. Изливающаяся на поверхность магма.
4. Вулканы, которые извергались на памяти человечества.
5.Самый высокий действующий вулкан в России.
6.как называются Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений и только горные породы, конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об их активной вулканической жизни в прошлом.
7.Наука, которая изучает действие вулканов
8. Ученые - специалисты, исследующие вулканические процессы.
9. Где располагаются вулканы.
10. Фонтанирующие источники
Ответы:
1. Жерло
2. Кратер
3.Лава
4. Действующие вулканы
5. Ключевская Сопка
6. Потухшие вулканы
7.Вулканология
8. Вулканологи
9. На границах литосферных плит.
10.Гейзеры
Критерии оценивания:
9-10 –«5»
8-6- «4»
5- «3»
Рефлексия
-Ребята мы достигли вершины нашего вулкана и добились УСПЕХА в изучении вулканов
-все ли вам понравилось на уроке?
-что нового узнали, изучая материал урока?
-появилось ли у вас желание совершить путешествие к подножию вулкана?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Итог урока, отметки за урок.
Д\з п._23 чит., с. Понятия выучить, отв. на вопросы после параграфа, доп. задание: стр. 79, зад №8
278765-177803263905211445