«Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации» РОЛЬ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В КРЕЩЕНИИ РУСИ


ВведениеТема моего исследования «Роль князя Владимира в крещении Руси». На наш взгляд, обращение к данной теме есть выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию.
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература.Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей.
Единство религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества.
Крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Значимость этого события нашей истории, несмотря на множество «пробелов» и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе. Именно через призму главного события эпохи оценивается и роль князя Владимира Святославича.
Величие и мощь Православия последующих эпох наши современники невольно переносят на конец X века – время правления Крестителя Руси. Однако формальный отказ от язычества еще долгие десятилетия не давал осязаемых результатов. Плоды Владимирова выбора пожинал отнюдь не он, а его потомки. Предается забвению тот факт, что выбор веры привел к грандиозной личной драме князя и большим политическим неурядицам в его стране. Однако именно это обстоятельство, как ни странно, заставляет с еще большим уважением отнестись к правителю, проявившему политическую и человеческую твердость в проведении выбранной им линии.
Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).
Итак, в 998 году великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства – города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. И именно эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» считается годом принятия Русью христианства.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам: «Князь, – сказали они, – ты, кажется, мудрый и сильный, но не знаешь истинного закона; уверуй в Магомета и поклонись ему». Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.
После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись».
Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм «Мы слышали, – обратились они к князю, – что к тебе приходили болгары-магометане и немцы-католики и наставляли в вере своей; но знай, что христиане веруют в Того, Кого отцы наши некогда распяли, мы же веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина?» На это иудеи честно ответили: «Родина наша в Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на наших отцев, рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан». Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?» Так ушли иудеи.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду
Князь Владимир – правитель-реформаторУходя вторично за Дунай, Святослав оставил княжить в Киеве своего старшего сына Ярополка, а второму сыну, Олегу, отдал Древлянскую землю. Попросили себе князя и новгородцы: присутствие князя в городе делало их полноправными в русском государстве, ставило в равное положение с Киевом и Древлянской землей. Ярополк и Олег отказались княжить на далёком севере. Тогда дружинник Добрыня посоветовал новгородцам попросить на княжение третьего сына Святослава – Владимира, родившегося от ключницы княгини Ольги Малуши Малковны, Малуша была дочерью влиятельного славянина из города Любеча. Летописи рассказывают, что Ольга, разгневавшись по какой-то причине на свою ключницу, сослала ее в отдаленное селение Будутино под Псковом. Есть предположение, что Малуша была христианкой, как и сама княгиня Ольга; она исполняла обязанность милостницы, то есть раздавала милостыню из христианских побуждений княгини, однако нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», чем и вызвала гнев его матери. Так или иначе, но судьбы Божии свершились, и в отдаленном Будутине родился будущий великий святой – князь Владимир Великий. Управляющий хозяйством в Древней Руси, ключник, уже по своей должности становился невольником, поэтому прозвище «робичич», сын рабыни, горящим клеймом сопровождало Владимира в течение всей его жизни. Добрыня сыграл особую роль в судьбе будущего крестителя Руси. Летописец назвал его «дядей» Владимира. Теперь нам трудно разобраться, являлся ли он кровным родственником молодого княжича или же был наставником и воспитателем Владимира. Такие «дядьки наставники из числа старших дружинников (бояр) опекали всех княжеских детей. В любом случае, достоверно известно, что Добрыня имел большое влияние на княжича.
Вскоре после гибели Святослава произошло трагическое событие: Лют, сын Свенельда, сподвижника Святослава и воеводы Ярополка, во время охоты на древлянской земле был убит князем Олегом существует версия, что князь Игорь незадолго до смерти вручил Свенельду «древлянскую дань»; охотиться на зверя имел право лишь князь. Таким образом, поступок молодого Свенельдича был символичен – он предъявлял права на древлянскую землю, тем самым, бросая вызов Олегу. Обычай кровной мести требовал отмщения. Свенельд склонил к войне князя Ярополка, и между братьями началась усобица. В столкновении у Овруча дружина Ярополка обратила в бегство полк Олега Древлянского.
Спасаясь, побежденные устремились к воротам крепости. На узком мосту через ров произошла давка, перила не выдержали и обломились. Многие беглецы упали в ров. Среди несчастных оказался и средний Святославич. Когда нашли его тело, «Ярополк подошел и заплакал над ним и пенял Свенельду: «Смотри на исполнение твоего желания». Узнав о гибели Олега, юный Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал в сопровождении Добрыни «за море» к варягам. Ярополк остался единственным князем Руси.
Однако через три года Владимир вернулся с наёмными варяжскими дружинами и двинулся на Киев.
В начавшейся войне оба брата стремились приобрести сильного союзника. Им мог стать правивший в Полоцке, важном стратегически пункте на пути из Новгорода в Смоленск, князь Рогволод, явившийся, по словам летописца, «из-за моря» (имел ли он отношение к потомкам Рюрика, не известно; возможно, полоцкий Рогволод был представителем «альтернативной» рюриковичам династии «от рода Русского»).
И Ярополк, и Владимир посватались к дочери Рогволода Рогнеде. Та выбрала Ярополка, презрительно обронив по адресу Владимира: «Не хочу розути робичича» (по древнерусскому обычаю, после свадьбы жена должна была снять с мужа обувь в знак покорности).
Согласно неписаным законам эпохи, вождь не мог оставить без отмщения подобное оскорбление. Узнав о надменном ответе, Владимир напал на Полоцк. Добрыня был оскорблен насмешкой Рогнеды не меньше Владимира. Его месть была жестокой и изощренной.
Насмехавшиеся над рабским происхождением Владимира Рогволод с гордой дочерью и всей семьей оказались в плену у Добрыни, то есть стали его рабами. Владимир принял решение: Рогволод и вся его семья были убиты, а Рогнеда принуждена выйти замуж за Владимира. В непримиримом соперничестве с Ярополком Владимир стремился выиграть у старшего брата во всем.
Когда Владимир овладел Киевом, Ярополк бежал из города и укрылся в городе Родне на границе русских и печенежских земель. Подкупив воеводу Блуда, главного советника Ярополка, Владимир заманил старшего брата в свой терем в Киеве. Когда тот вошел в покои, Блуд, следовавший за Ярополком, быстро закрыл двери, а двое дружинников, стоявшие в дверях, пронзили князя мечами. Так решительно и жестоко проложил Владимир дорогу к престолу своего отца.
Новый князь (а ему в пору начала княжения в Киеве было около 16 лет), в отличие от своего отца, искавшего счастья в дальних длительных походах, сосредоточил свое внимание на внутренних проблемах русских земель. Проведя детство в тереме княгини Ольги, он многое перенял от своей бабки.
Конечно, и Владимир совершил целый ряд успешных походов на ляхов (поляков), ятвягов (в Пруссии) и булгар. Но это были кратковременные экспедиции в сопредельные с Русью земли, обычно сопровождавшиеся реальными территориальными или материальными приобретениями. Подчинялись соседние славянские племена, был установлен контроль над Галицкой Русью и торговыми путями по Неману и Пруту.
Молодой правитель продолжил начатое Вещим Олегом подчинение Киеву отдельных славянских племен. В 981–984 годах он окончательно покорил радимичей и вятичей. Эти огромные по своей численности и территории расселения племенные союзы, платившие ранее дань хазарам, были последними, до которых дошли пути князей Олега и Святослава, и именно их приведение к воле киевского князя оказалось самым тяжелым и длительным.
Однако главной заботой князя являлась организация обороны против печенегов.
Будучи малым ребенком, Владимир оказался вместе с братьями и престарелой бабкой Ольгой в Киеве во время осады города печенегами.
Он хорошо запомнил страх, который испытали в отсутствие князя Святослава все жители города. Став Киевским князем, Владимир не уставал отбивать следовавшие один за другим печенежские набеги. Постоянные нападения требовали установления прочного заслона против степняков. «Не хорошо, – говорил Владимир, по свидетельству русской летописи, – что мало городов около Киева. И начал ставить города». Вскоре была сооружена целая система крепостей «градов», соединенных многокилометровыми валами и насыпями по рекам Десна, Осетр, Трубеж. Князь сумел превратить организацию оборонительных линий от печенегов в общегосударственное дело, призванное сплотить еще достаточно разрозненные восточнославянские племена в единый народ. Возведенные крепости заселялись не только местным населением из приграничных районов, но и «лучшими людьми» из далеких северных племен, которых мало затрагивали печенежские набеги. Это стало основополагающим принципом политики князя Владимира, не делавшего различий между полянами, древлянами и прочими племенами.
Об этих переселенцах, составивших население «богатырских застав», народ слагал песни и былины. Именно тогда в устном народном творчестве появились образы Святогора, Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни, без устали боровшихся с врагами, которыми выступали то Соловей-разбойник, то Змей Горыныч, то Идолище Поганое, то Тугарин Змеевич. Наряду с богатырями, народные сказания воспели и самого «ласкового князя Владимира». В былинах он предстает перед нами в образе щедрого и доброго князя, прозванного «Красное Солнышко». Несмотря на общие корни религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племён они во многом различались. Существовали очень серьёзные региональные и племенные особенности обрядов и культов. Владимир, стремясь к интеграции обособленных славянских, балтских и финноугорских племенных групп, населявших его обширную державу, попробовал нивелировать религиозные разногласия тем же методом, который был использован при создании пограничных крепостей. Он решил устроить в Киеве, столице русских земель, пантеон, в котором должны были найти свое место все основные боги, почитавшиеся подданными ему племенами. Этот шаг должен был превратить Киев в духовную столицу Руси.
Владимир Святой: язычник-Креститель-христианин.
Чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир прежде. Дошедшие до нас сведения о Владимире рисуют образ реалиста-прагматика. Большинство его решений были политической необходимостью. Видимо, вполне практические цели лежали в основе религиозной политики Владимира. История свидетельствует, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству. Молодой князь предавался бурной чувственной жизни, и его женолюбие запечатлелось в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Скорее всего, количественные характеристики являются преувеличением, но жен у Владимира в ту пору было пять: Рогнеда, которую он прилюдно обесчестил - мать Изяслава, Ярослава Мудрого и Всеволода , гречанка – вдова убитого Ярополка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотой – от нее родился Святополк Окаянный, некая болгарыня – мать святых Бориса и Глеба и две чехини одна – мать первенца Владимира Вышеслава, а другая – мать Святослава и Мстислава. Были сыновья и от других женщин, в частности Станислав, Судислав и Позвизд. По приказу Владимира, на холме у княжеского дворца в Киеве были устроен целый Понтеон где были поставлены поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Это были шесть основных богов славянского язычества, им были установлены торжественные жертвоприношения, а главным божеством признавался Перун. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в других городах, в том числе Новгороде. Так князь полагал, что введение по всей стране единого культа с единым главным богом Перуном олицетворит единство государства, главенство Киева и киевского князя. Известно, что древние русы время от времени практиковали человеческие жертвы, для чего убивали захваченных пленных, но мог и бросаться жребий для выбора жертвы. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир решил принести на «Перуновом холме» жертву идолам. Жребий пал на двор варяга христианина Феодора, и язычники потребовали отдать им его сына Иоанна для жертвы. Феодор отказался. «У вас не боги, – сказал он, – а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека…» Разъяренные язычники ворвались во двор, подрубили сени, на которых стояли Феодор с Иоанном, и так их убили. Эти два варяга стали первыми на Руси мучениками за веру Христову. И судя по всему, их предсмертные слова, переданные князю Владимиру, их бесстрашие перед лицом смерти с исповеданием истинного Бога произвели на него сильное впечатление.
Но укрепить язычество пантеоном главных богов, как в античной Греции, не удалось. Новенькие, блестящие золотой и серебряной отделкой киевские идолы не могли заменить неказистых, потемневших от времени, намоленных поколениями предков каменных и деревянных истуканов. Слишком трудно было заставить по-новому верить в старых богов. Если дружинник чтил, прежде всего, громовержца Перуна, то кузнец – повелителя огня Сварога, купец – Велеса и т.д.
Проводя свою языческую реформу, Владимир пытался решить вполне конкретную и назревшую политическую проблему. Он правильно сформулировал ее для себя, однако метод, предложенный для ее разрешения, оказался неверным. Реформа не дала ощутимых плодов. Славяне, как и раньше, продолжали поклоняться своим идолам, ведь для них язычество было не просто верой в сверхъестественные силы, – это была тысячелетняя традиция, несущая в себе опыт жизни и сосуществования вместе с природой.
Кроме того, настораживал выбор богов в пантеон – там были представлены боги, особо почитавшиеся в городской и дружинной среде. Не удивительно, что земледельцы, составлявшие основное население Киевской Руси, враждебно отнеслись к этому новшеству. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и интерес к принципиально новой религии – единобожию.
Язычество не могло дать стержня государственной жизни и тогда Владимир обратился к опыту соседних государств, во многих из которых государственной религией являлось единобожие. Хазары были обращены в иудаизм около 865 года; Волжские булгары приняли ислам в 922 году; в период между 942 и 968 годами были обращены в христианство многие племена балтийских славян; в 960 году был крещен польский князь Миешко, в 974 году – датский король Гарольд Блотанд; в 976 году – Олаф Тригвассон, будущий король Норвегии; в 985 году – герцог Геза Венгерский. Вера в единого бога прочнее сплачивала государство и возвышала роль верховного правителя.
Среди всех возможных вариантов единобожия было отдано предпочтение христианству. На этот выбор повлияло несколько обстоятельств. Во-первых, крупнейшей христианской державой являлась в то время Византия – главный торговый партнер Руси, с которым киевские князья были связаны союзническими обязательствами. Во-вторых, именно христианство исповедовали соседи Киевской Руси, родственные им южные и западные славяне. Наконец, христианские общины уже имелись в русских землях: в Киеве действовала церковь Ильи Пророка, христианами были и близкие родственники Владимира – его бабка княгиня Ольга и брат Ярополк.
Владимир с дружиной принял крещение по православному обряду. Летописец связывает это событие с захватом русским войском Корсуни и женитьбой киевского князя на порфироносной греческой принцессе Анне. Само христианство в X веке не было однородным, существовали многочисленные варианты этого вероисповедания, многие из которых признавались официальной церковью еретическими. Именно в это время активно назревал раскол между греческой и римской церквями, вылившийся в XI веке в разделение церквей на католическую и православную. В Восточной Европе активно действовали ирландские и арианские проповедники. Не удивительно, что в «Повести временных лет» в рассказе о крещении Владимира обнаружены арианские формулировки. Спорной остается даже сама дата крещения князя Владимира, но традиционно это событие датируется 988 годом.
С крещения князя Владимира и его дружины начался длительный многовековой процесс христианизации Руси. Князь начал с уничтожения языческих идолов в Киеве. Все они были повергнуты, сожжены или изрублены на куски, а изображение Перуна сбросили с высокого берега в Днепр. После разгрома идолов греческие священники, пришедшие с князем из Корсуни, приступили к крещению киевлян. Подобно Иоанну Крестителю, крестившему древних иудеев в водах реки Иордан, Владимир предложил киевлянам креститься в притоке Днепра – речке Почайне. Вслед за крещением семьи князя и киевлян начался тяжелый и порой драматичный процесс обращения в христианство остальных жителей Киевской Руси.
В дошедших до нас исторических источниках повествуется, как болезненно восприняли надругательство над священными для них идолами новгородцы и как они крестились буквально под угрозой смерти. Когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось лишь тогда, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костёр. Новгородцы запросили мира. Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил новгородцев креститься в Волхове.
Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём».
Большинство горожан в Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но язычников ещё немало оставалось на Руси. Повсеместно новообращённые возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго язычество удерживалось на северо-востоке: Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в.
Очевидно, что невозможно изменить мировоззрение человека, а, тем более, целого человеческого общества за год. Процесс срастания новой религии с традиционными представлениями славян продолжался несколько столетий, и надо отдать должное верности выбора князя Владимира: христианство в его православном варианте оказалось именно той религией, которая проявила наибольшую терпимость и готовность к сотрудничеству со старыми представлениями. Православие стало верой, которая сумела подняться над старинными племенными обычаями, и, не требуя искоренения всего, что было дорого сердцу славянина-земледельца, наложилась на славянское язычество и включила наиболее существенные праздники в свой церковный обиход. Таковы, например, праздник ухода зимы – масленица, приуроченный к началу Великого поста; праздник наступления лета теперь праздновали как Троицу; Святки приходились на Рождественские праздники и т.д. Функции многих языческих божеств были перенесены на многочисленных христианских святых: Перун – Илья Пророк, Купала – Иоанн Креститель, в данном случае произошло даже «сдвоение» имени: Иван Купала. До сих пор живет в русском народе вера в разные суеверия, от черных кошек и черных глаз, до леших, домовых и русалок.
Принятие христианства знаменовало собой завершение процесса становления государственности на Руси. Новая религия способствовала укреплению государственной власти. Отныне все общегосударственные мероприятия освящались авторитетом церкви. На службах в храмах каждодневно молились за здоровье правителя – великого князя, ибо по канонам христианства всякая существующая власть происходит от Бога. Таким образом, православие способствовало сглаживанию и социальных противоречий в обществе.
Благодаря Крещению Русь приобщилась к православной культуре: стали развиваться каменная архитектура, живопись, произошел всплеск в развитии ювелирного мастерства русских умельцев. Начальный импульс развитию всех этих культурных отраслей дали потребности церкви и православного богослужения. Величайшим приобретением, пришедшим на русские земли вместе с христианством, стала славянская письменность, созданная в IX веке Кириллом (Константином) и Мефодием на основе греческой азбуки и названная кириллицей. Христианская религия, в отличие от устного языческого предания, основана на письменном слове. Потребовалось создание условий для подготовки собственных книжников. Владимир открыл училища, в которые собрал (не всегда добровольно) множество отроков. Поначалу матери, отдавая своих сыновей в учение, «плакали о них как о мертвых». Но уже в XI столетии письменность и грамотность перестали быть непонятной диковинкой.
святой – князь Владимир Великий.
Уже вскоре после Крещения была построена первая каменная церковь на Руси во имя Успения Пресвятой Богородицы. Этот Киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов-христиан Иоанна и Феодора. Отец и сын – мученики, ставшие кровавой жертвой языческим божествам – стали первыми почитаемыми русскими святыми. Князь Владимир выделил на поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. Десятинная церковь – «храм на крови». Христианские храмы существовали в Киеве и раньше, например, церковь Ильи Пророка. Однако новая соборная церковь стала главным храмом Русской земли. В ней была и усыпальница киевских князей. Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. Позже Десятинная церковь стала княжеской усыпальницей: в ней были похоронены Владимир с Анной, сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги, а в 1044 Ярослав Мудрый похоронил в церкви останки посмертно «крещённых» Ярополка и Олега Древлянского.
По примеру Византийских императоров, Владимир одарил Церковь во имя Пресвятой Богородицы десятой частью всех княжеских доходов (священная мера Ветхого Завета.Владимир поручил храм корсунскому духовенству во главе с Анастасом Корсунянином. Храм вместе со многими церковными святынями, древнейшими иконами и книгами был безвозвратно утрачен при разрушении Киева войсками Батыя в 1240 г.
Владимир начал приведение в соответствие с основными христианскими нормами и русские правовые обычаи. Был введен церковный устав, а также элементы византийского гражданского права. Правда, распространенные в Византии жестокости уголовного законодательства – смертную казнь и членовредительные наказания – Владимиру пришлось отменить в пользу традиционных для Руси денежных штрафов – вир. Защита народа – это не только крепости, рвы и насыпи, но прежде всего это искренняя вера во Христа с горячей молитвой к Нему, это созидание храмов с благоговейным богослужением в них. И тогда Бог помогает людям. Но еще забота о народе выражается в его просвещении. Именно святой Владимир учредил на Руси систематическое обучение грамоте. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых». «Обучение книжное» стало предметом государственной заботы, хотя это было так непривычно и воспринималось кем-то как трагедия. Учение было нужно, чтобы возрастать в истинной вере, готовить пастырей Церкви и людей, способных нести весть о Христе. Образованность рассматривалась как шаг к добродетели. И уже буквально через поколение на Руси выросли замечательные мастера слова, знатоки и творцы духовной литературы. Святой князь заботился не только о небесном, но и о земном, всячески оберегал Отечество. При нем не было утрачено ни одного клочка русской земли, более того, Русь разрасталась и крепла, ее зауважали далеко за пределами. Эпоха святого Владимира – это, несомненно, ключевой период в государственном становлении православной Руси. Объединялись славянские земли и оформлялись государственные границы. Всё это сопровождалось напряженной борьбой, как духовной, так и политической, с соседними государствами, пропагандировавшими совершенно иную культуру и иную веру. Русь крестилась от православной Византии, это стало важнейшим шагом государственного самоопределения. Крещение и женитьба Владимира на сестре правивших императоров привели к максимальному повышению статуса киевского князя, он стал духовным сродником византийских царей. На политической карте Европы уже к началу XI столетия возникло большое и могущественное христианское государство. Вчерашняя варварская держава вошла в содружество христианских народов, что проявилось в многочисленных династических браках, которые стали заключать русские князья в XI веке с христианскими королевскими домами Западной Европы. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли.
С христианской моралью пришло единобрачие и осуждение прелюбодейства. Князь Владимир старался соответствовать этим новым нормам. Источники сообщают, что он обуздал свою страсть к женскому полу, строил церкви, щедро раздавал милостыню. Позднейшие книжники сумели оправдать ранние грехи Крестителя: «Был он женолюбец как и Соломон», вот только Соломон – «мудр был, а погиб, Владимир же грешен был, а обрел спасение». Летописец подвел итог описанию деяний князя словами: «Где умножился грех, там изобилует благодать, если прежде в невежестве согрешил, впоследствии же рассыпался покаяньем и милостынями».
Владимир умер в Берестове 15 июля 1015 года. Древнерусский писатель монах Иаков (XI в.) в сочинении «Память и похвала князю Владимиру» так описал кончину крестителя Руси: «Князь Владимир, покидая мир сей, молился, так говоря: “Господи Боже мой, не знал я Тебя, но помиловал Ты меня, и через святое крещение просветил меня, и познал я Тебя, Боже всех, святой Творец всего сотворенного, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Слава Тебе с Сыном и Святым Духом! Владыко Боже, не помяни моей злобы, не знал я Тебя в язычестве, ныне же знаю Тебя и ведаю. Господи Боже мой, помилуй меня. А если хочешь казнить и мучить меня за грехи мои, казни меня Сам, Господи, а бесам не отдавай меня”.
Владимира собрались оплакивать все киевляне. Узнав о его смерти «люди сошлись без числа и плакали о нем, бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце». Русью он правил 37 лет (978–1015), из которых 28 прожил во святом Крещении.
Народная память сохранила образ святого князя Владимира как радушного и хлебосольного князя, Красного Солнышка, которому служили русские былинные богатыри. При нем Русь достигла наивысшего своего расцвета во всех направлениях: становлении государства, развитии хозяйства, защиты границ, торговли, строительства и просвещения. Но самое главное: он приобщил Русь Господу Иисусу Христу, открыл нам путь к вечному Небесному Царству, он наш путеводитель, который в нужный момент смог направить исторические пути нашей Родины к самым важным сокровищам, которых так чает каждая душа человеческая.
ЗаключениеПринятие христианства благотворно сказалось на международном положении Киевского государства.
Русь уравнялась с христианскими государствами Европы и перестала быть для них варварской страной. Неоценимо и влияние православия на внутреннюю консолидацию державы. До Крещения восточные славяне считали себя представителями различных племен: вятичей, уличей, словен и т.д., приняв же христианство, они входили в некую большую общность – становились православными и, противопоставляя себя «поганым» (т.е. язычникам), все больше осознавали себя русскими.
Так, длительный процесс становления государственности у восточных славян, а также мудрая и дальновидная политика князя Владимира привели к возникновению на политической карте Европы уже к началу XI столетия большого и могущественного христианского государства, вступавшего в пору своего расцвета.
Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных славянских, но финно-угорских, некоторых тюркских и других племён.
Христианство оказало большое влияние на развитие русской культуры в самом широком её смысле. Оно повлияло не только на расцвет литературы, архитектуры, строительного дела, живописи, различных ремёсел. Христианство познакомило язычников с новыми представлениями о нравственных ценностях, с новыми этическими нормами поведения человека. Для язычников было важно правильно совершить обряд погребения, чтобы умерший попал в новую счастливую загробную жизнь. Для христианина важно было при жизни заслужить своими богоугодными поступками переселение душ и в рай. Если у язычников человеческая жизнь ничего не стоит, то христианство утверждает абсолютную ценность человеческой жизни, человеческой личности. Причём впервые именно в России ещё при Владимире-крестителе был поднят вопрос о недопустимости смертной казни как наказания. Князь назвал её грехом перед Богом.
С принятием христианства многое изменилось на Руси, особенно в городе. Князья, бояре, купцы строили церкви. Великолепные храмы украшались золотом и серебром. Их мозаика, фрески, иконы знакомили людей с библейскими сюжетами. Настенные изображения сообщали и некоторые по дробности великокняжеской жизни. Сох ранились воспоминания иностранцев о Киеве. Они восхищались им.
Христианство приобщило Русь к европейской культу ре, поставило её на о дин уровень с наиболее развитыми западноевропейскими государствами того времени.Девушки из знатных родов были желанными невестами для европейцев. Златовласая дочь Ярослава Мудрого — Анна, вышедшая замуж за французского короля Генрих а I , была не только красива и бога та, но и умна, имела прекрасное для того времени образование. Анна активно участвовала в политической жизни Франции. У неё была своя библиотека, одна из книг которой, Евангелие на славянском языке, хранится сейчас в Реймском соборе. Русское происхождение имели Евпраксия Всеволодовна — императрица Германии (XI в.), Евфросиния Мстиславна — королева Венгрии (XI I в.) и т. д.
Православие, став духовно-смысловым средоточием древнерусской культуры, формировало общие тенденции развития архитектуры, иконописи, литературы, музыки и однородные социокулътурные процессы в русских землях после распада Древнекиевского государства.
Древнерусские писатели, зодчие, иконописцы работали над одним общим ансамблем, слагали единое здание культуры, обладали замечательным «чувством плеча». Такой коллективности, слитности, сплоченности, при типологическом сходстве средневековых культур, нет в западноевропейском средневековье. Эти качества древнерусской культуры сопрягали ее целостность, сохраняли действительное единство всей земли Русской в условиях, когда она распадалась от княжеских разделов. Духовно-культурное единство стало одной из сил, позволивших выстоять в татаро-монгольскую эпоху, «сохранив человеческий облик» и, вернувшись к своим началам, «выстроить новый более высокий... образ жизни и человека» в ХIV–ХV вв.
Православие, с его соборными установками на коллективное восприятие и созерцание истины, становилось фактором самоосознания и самопознания народного единства. На становление русского национального самосознания, этнокультурной целостности повлияли три условия: во-первых, восприятие православия как «русской веры»; во-вторых, обозначение «Руси» одновременно как особого народа и особого государства; в-третьих, противопоставление «новоизбранных людей Русской земли «иностранцам» (немцам, варягам) и «иноверцам» («латинянам» и «басурманам»). Отсюда – взаимопроникновение конфессиональной, этнической и государственной принадлежности. В этом единстве объединяющим началом национального самосознания выступала православная вера. В ключевые моменты истории (татаро-монголъское нашествие, смутное время) народ готов был скорее «расстаться с властью и государственностью, чем с верой и Церковью».
Единство земли Русской сопрягалось и воспринималось как нерасчлененное целое через языковую общность. Русь приобщалась к христианству через церковно – славянскую, кирилло-мефодиевскую языковую традицию. На этой основе в древнерусских землях сформировалась единая письменность, литературный и богослужебный языки. Эти общекультурные явления становились выражением этнического единства древних русичей, что породило принципиально новую – духовно-культурную, а не природно-родовую меру единства народа. Память Великого равноапостольного князя Владимира увековечена благодарными потомками в памятниках ему - в Москве, Севастополе, Великом Новгороде, Киеве, в иконах Русской православной Церкви, во многих живописных работах, в названиях кораблей российского флота, в орденах русской и российской армии: орденах святого Владимира 1 - 4 степени.

Список использованной литературы:Беликов, Г.А. Соборы златоглавые / Г. А. Беликов, Б. М. Синельников. – Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 2006. – 343 с.
Большаков, В.П., Володина Т. В., Выжлецова Н. Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии / Под ред. В. П. Большакова. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 192 с.
Георгиева, Т. С. Христианство и русская культура: учеб. пособ. для вузов / Т. С. Георгиева.- М: ГИЦ: «ВЛАДОС», 2001.- 241с.
История русской церкви. – Сортавла : Спасо-Преображ. Валаамский монастырь, 1991.– 736 с.
Как была крещена Русь. - 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990. – 320 с.
Калинина, Г. В. Крещается раб Божий... / Г. В. Калинина. – М.: Лепта Книга, 2011. – 96 с.
Карамзин, Н.М. История государства Российского. – М.: 1989. – Т. 1. – 519 с.
Ключевский, О.В. Православие в России / О.В.Ключевский. – М.: Мысль, 2000. – 621 с.
Основы религиоведения: учебник /под ред. И.Н.Яблокова. - М: Высш. шк., 2004. - 368 с.
Повесть временных лет / пересказ. М. Замотиной; худож. И. Лыткина. – М.: Олма Медиа Групп, 2007. –190 с.
Половинкин, А.И. Православная духовная культура / А. И. Половинкин. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
Православие и духовное возрождение России. – Екатеринбург: Изд-во «Пироговъ», 2003. – 414 с.
Владимир Святославич // История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI вв. / Рос. нац. Б-ка. -М., 1996. – С. 56-66.
Ерёмина, Т.С. Крещение Руси // Русский православный храм. История. Символика. Предания / Т.С. Ерёмина. - М., 2002. – С. 7-23.
Лебедев, Г. Славянский царь Дир / Глеб Лебедев // Родина. – 2002.- № 11-12. – С. 24-26.
Назаренко, А. Две Руси IX века // Родина. – 2002. - № 11-12. – С. 16-22.
Образы святых князей Владимира, Бориса и Глеба в придворном искусстве времени Ивана IV // Искусствознание. Вып. 3 – 4. - М., 2011. - С. 69 – 86.
Рогожин, Н. Российская государственность и русская святость / Николай Рогожин // Родина. – 2012. - № 9. – С. 96-98.
Тысячелетие крещения Руси // Пристрастие. – 2-е изд. / Б. В. Раушенбах. – М., 2000. – С. 56-75.
Якушев, Р. Храм национальной истории // Свой. 2010. № 4. С. 50–53.
Епископ Александр. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/books/vladimir.htm.