Урок литературного чтения Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс.


Технологическая карта урока
Тема: Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника Н. К. Рериха «Заморские гости» Тип: повторение изученного материала.
Задачи:
• способствовать самостоятельному применению знаний о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных;
• развивать умение отбирать материал для написания сочинения-отзыва;
• развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.
Планируемые результаты
Предметные:
• устанавливать наличие н именах прилагательных безударного падежного окончания;
• контролировать правильность написания имён прилагательных с безударными окончаниями;
• составлять текст-отзыв по репродукции картины. Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• рассматривать картину, анализировать детали;
• составлять монологический текст. Личностные:
• осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе в картиной;
• испытывать уважение к красоте человеческого труда.
Межпредметные связи: литературное чтение (составление текста по картине), окружающий мир (срана городов)
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая программа, Интернет
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяМотивация познавательной деятельности
• Предлагает внимательно рассмотреть репродукции картин Н. К. Рериха, определить, что в них общего, какую главную мысль хотел донести художник.
• Обращает внимание на тему урока, помогает сформулировать учебную задачу. • Рассматривают картины. Делятся впечатлениями. Высказывают своё мнение о том, что художник хотел показать жизнь наших предков.
• Читают тему: «Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника Н. К. Рериха «Заморские гости», называют учебную задачу — учиться составлять и грамотно записывать сочинение-отзыв по картине.
Актуализация необходимых знаний
• Предлагает уточнить тип будущего текста, определить, что значит «сочинение отзыв», назвать признаки грамотного текста. • Определяют, что сочинение-отзыв по картине — это текст-описание. Называют отличия сочинения-отзыва. Уточняют признаки хорошего текста — соответствие теме и главной мысли, правильный отбор содержания, логичность, последовательность и др.
Организация познавательной деятельности
• Просит уточнить, что означает название картины. Если учащиеся испытывают затруднение, предлагает обратиться к дополнительным источникам информации в Интернет.
• Организует коллективное обсуждение картины, нацеленное на отбор содержания будущего текста.
• Предлагает домашнее задание на выбор — составить текст-отзыв по любой репродукции картины Н. К. Рериха или найти интересные сведения из биографии художника. • Находят сведения о том, Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр,   соединяя   Варяжское   море   (Балтийское)   с   Русским   морем (Чёрным).  Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли   Белой   Русью,   на  этом  пути   встречались  иноземцам  такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было   попасть   в   Константинополь  -  столицу   Византии,   крупнейший мировой   торговый   центр.   На   восточнославянских   землях   викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того  времени.  Мы до сих пор  вспоминаем о варягах,  когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором. 
Лова для справок: Художник, живописец, в глубь времён, изобразил. Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар. Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град. Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства. • Читают вопросы. Внимательно вглядываются в детали картины. Подбирают точные слова и выражения. При необходимости составляют план. Например:
1. Вводная2. Основная3. ЗаключительнаяДревняя Русьславянеторговый путь«из варяг в греки»викингиварягиладьикурганы
1. Художник Н.К. Рерих и его картина.2. Расписные ладьи.3. Северная природа.4. Моё отношение к картине.
Составляют и представляют в классе тексты-отзывы. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями. Дополняют и исправляют недочёты. Записывают тексты в тетрадь. Проводят самопроверку.
• Слушают задание. Делают выбор.
Подведение итогов
• Предлагает поделиться впечатлениями о выполненной работе, предположить, где и когда составленный текст можно использовать. • Обмениваются впечатлениями. Предполагают, что текст можно использовать во время экскурсии по музею, для знакомства с картиной и т. д.
Дополнительный материал: рассказ о художнике Н. К. Рерихе, портрет художника, репродукции картин Н. К. Рериха
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания.
Дополнительные творческие задания: объединиться в группы для работы над проектом, спланировать деятельность, распределить задания.
Самоанализ
Достижения Сложности Предложения