Сочинение по картине Н.К. Рериха


Конспект урока русского языка в 4классе
Тема: Сочинение по картине Н. Рериха «Заморские гости»
Тип урока: Развитие речи.
Цель: Развитие умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД:
Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные:- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
-способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей.Оборудование: Интерактивная доска Activ Inspire , репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости», портрет Н.К. Рериха,
Литература: материал о жизни и творчестве Н.К. Рериха
учебник «Русский язык» 4 класс авт. В. КанакинаУМК: «Школа России» 4 класс
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Слайды
I Организация класса на работу Приветствие
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать учиться писать сочинение.
- Что такое сочинение?
- Сегодня наше мы напишем сочинение по картине Н.К. Рериха
Сочинение по картине- это что тип текста?
- Текст нашего сочинения – описание.
- Что такое текст-описание?
Сколько можно нарисовать картин по тексту- описанию и на какой вопрос можно ответить? -Текст- описание.
Можно нарисовать одну картину и ответить на вопрос какая картина?
II Подготовка к восприятию картины Рассказ о художнике картины
Художник, картину которого мы сегодня будем описывать, человек необычайного таланта.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса. В 1883 году Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт- Петербурга – гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой лёгкостью, что фон Мая воскликнул: «Будет профессором!» Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, археология, история, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.
В 1893 г. Н. Рерих поступил в петербургскую академию художеств. Одновременно Николай поступил на юридический факультет в университет, послушал курс историко-филологического факультета.
С весны 1918 г. Художник жил за рубежом, побывал во многих странах
Николай Константинович Рерих выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник , учёный, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель.
Прочитайте текст упр. 84.
- Что ещё узнали об этом человеке?
Подготовка к восприятию картины
Давайте «прогуляемся» по нашей «картинной галерее»
Творческое наследие огромно – более семи тысяч картин, объединенных в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха – монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей. О Рерихе ещё   при жизни складывали легенды: будто бы нашёл он счастливую страну - Шамбалу, дружит с самим Духом гор и ведомы ему тайны мира. 


Рассматривание картины
Перед нами   репродукция   картины   Н.К.Рериха «Заморские гости». Знакома ли эта картина кому-то из вас? Откуда? - Она была написана во Франции в 1901г. и входит в серию картин Рериха «Начало  Руси.  Славяне»  Сейчас  вы  можете увидеть её  в  Москве  в Государственной Третьяковской галерее. Рассмотрите её внимательно. . -  Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины.
 - Что на ней изображено?
- Какое настроение создаёт картина?
-Какие чувства, мысли пробудила у вас картина? - Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Картина, как вы видите, переносит нас в глубь веков. Попробуем взглянуть на картину как историки, прикоснуться к истории Древней Руси. 
-Понятно ли вам её содержание?
- Почему картина названа «Заморские гости»?  
Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр,   соединяя   Варяжское   море   (Балтийское)   с   Русским   морем (Чёрным).  Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли   Белой   Русью,   на  этом  пути   встречались  иноземцам  такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было   попасть   в   Константинополь -столицу   Византии,  
крупнейший мировой   торговый   центр. 
  На   восточнославянских   землях   викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того  времени.  Мы до сих пор  вспоминаем о варягах,  когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором. Понятно   ли   вам   теперь,   что   это   за   заморские   гости   изображены художником? 
Описание картины. Выявление изобразительных средств картины.-   Рассмотрим,  как длинным рядом по реке идут расписные ладьи -заморские корабли (ладьи), груженные товаром.   Опишем ладьи. 
-  Посмотрите на воду. Какой вы видите её?  -
Как  вы  думаете,   с  каким   настроением   плывут  заморские   гости? 
  Варяги плывут к славянским племенам с миссией мира. Волна бежит в славянскую жизнь: через леса и болота, поля и холмы, к стенам далёкого града. Увидят роды славянские редких, незнакомых гостей, подивятся они на строй боевой, на их заморский обычай. -Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их. 
-Всмотримся в пейзаж северной природы. Что видят вокруг заморские гости? 
- Какое настроение вызывает у вас эта  картина
- В картине «Заморские гости» оживает глубокая старина, она проникает в наши чувства в блеске ослепительных красок, жизнерадостная, бодрая, прекрасная.   Художник заставляет нас стать очевидцами событий яркой жизни Древней Руси. Рерих писал, что для понимания красоты этой Руси нужно полюбить её славную, родную, полную дикого простора и воли. - Выразите своё отношение к картине.  Одежда и оружие не характерны жителям Древней Руси, флаг на мачте корабля не российский.
Ладьи яркоокрашены,  
борта украшены разноцветными щитами,
 полосатые алые паруса
 пылают на фоне голубого 
неба, яркая раскраска горит
 на солнце,   на носах 
кораблей гордо вздымаются узорчатые головы драконов, середина ладьи
покрыта расписным покрывалом (намётом), скрывающим гребцов от дождя и жары.
Тёмно- синяя река; вода словно пропиталась синевой ясного неба;  ветер рябит по ней; в прозрачной чистой
 воде ярко отражаются
 разноцветные (красные, зелёные, жёлтые,  синие)  
полосы и круги заморских узоров.  Чайки спустились
 на волны, закружились
 над водой. Спокойно, горделиво, плавно рассекают воду волны.
Народу довольно много, кто сидит, кто стоит; все они 
в шлемах тяжёлых 
металлических, рубахи
 с узорами, поверх которых
 надет защитный жилет; 
кустистые брови, усы; кто-то пристально, с интересом всматривается в даль на 
берега славянские, 
кто-то переговаривается, 
делится впечатлениями.
Зелёные холмы, поля. Всё вокруг полно силы, красоты. Простор. На одном из холмов три кургана , на другом - град,
обнесённый крепостной стеной.  
Бодрое, ликующе-радостное чувство
Составление плана сочинения.
- По содержанию этой картины мы будем писать текст. Определим, какой будет текст по типу? - Составим план сочинения. Сколько частей выделим в тексте? Как они называются? - О чём мы будем писать во вступлении? - О чём будем писать в основной части? - Выделим две подтемы в основной части. 
- Как закончим сочинение?
В ходе работы на доске появляется план.
1.Художник Н. К. Рерих и его картина.
2.-Расписные ладьи.
-Северная природа
3.Моё отношение к картине. Вводная, основная, заключительная
О Н.К.Рерихе и его картине
О заморских гостях, плывущих на расписных ладьях. Об окружающей природе.Выразим своё отношение к картине. Речевая и лексическая подготовка
- В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске. - Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. 
. - Используя слова для справок, составим предложения для основной части. - С какого предложения можно начать основную часть? - Что вы можете рассказать о расписных ладьях? Опишите их. - Какие краски использовал художник? - Кто плывёт в ладьях? - С какой целью отправились варяги в чужие страны?
- Всмотритесь в пейзаж северной природы. Как вы думаете, какое время года   изобразил   Рерих?  Обратим  внимание  на   краски.  (Нам  сложно определить время года, но сам Рерих писал, что это весенний день.) - Попробуем определить, какое время суток? - Какая погода? Чувствуется ли радостное сияние весеннего солнца? Как можно составить предложение о реке (используйте слово «отражаются»)? - Опишите, что видно вдалеке на берегу? - Чем привлекла вас картина? Можно ли сказать, что в картине оживает глубокая старина? История Древней Руси? - Выразим своё отношение к картине. Какое настроение вызвала работа художника? О чём заставила задуматься? Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости».
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи.

Стоит тёплый весенний день.
В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Орфографическая работа
 Как оформляется каждая часть сочинения? - При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку. - Прежде чем записать предложение, подумайте. Записав- проверьте.
Художник, живописец, в глубь времён, изобразил. Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар. Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град. Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства. Примерный текст. Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас в глубь времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.  Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.  Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой. Кругом зелёные холмы, поля. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!  В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрыла мне историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвала у меня радостные, светлые чувства. Создание письменного высказыва -
нияНаписание учащимися сочинения в черновике
Проверка написанногоЗапись сочинения в тетрадь
Самопроверка сочинений