Программа элективного курса по географии 9 класс Картография


Программа элективного курса  "Картография" 
Пояснительная записка
           Программа  "Картография" разработана на основе Программы основного общего образования по географии ( авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов,И.В.Душина, В.И.Сиротин ,Москва ,Дрофа, 2012г.) и рассчитана на 17 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования.  Курс "Картография" представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т. д.
           Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс "Картография имеет существенное образовательное значение для дальнейшего обучения географии и поэтому выполняет функцию пред профильной подготовки учащихся .            Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами, глобусом),текстовыми, профилями диаграммами. рисунками схемами и др.. Содержание каждой темы элективного  курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий.         В программе курса упор сделан на те разделы картографии, которые вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру. Так, значительное место отведено изучению свойств карт, их языковых особенностей, выработке навыков анализа картографического языка, использованию этих знаний при оформлении домашних и классных заданий на контурных картах, создании своих собственных карт (рукописных или компьютерных).
         Для ознакомления учащихся с созданием первичных карт, что необходимо для обучения ориентированию в пространстве, в программу включен раздел съемки местности простейшими способами.
 
        Цель программы:
·        расширить географический кругозор и знания, подготовить учащихся к восприятию профильного курса
       Задачи программы:
·        познакомиться с историей картографии, различными картами ;·        расширить знания о масштабах и проекциях карт;
·        показать роль карт;
·        воспитывать уважение к людям различных  профессий;
·        расширить знания о картах и об их использовании.  
Содержание программы.
Тема 1. Что изучает картография.  1 час.
       Картография как наука, ее формы. История картографии. Значение и примеры использования карт в различных  видах деятельности современного человека. Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
Тема 2. Топографическая карта . 1 час.
         Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Берг штрихи. Определение координат по топографической карте.
     Тема 3. Практические работы по топографической карте.  4 часа.
 Определение по топографической карте координат различных объектов.
Определение по карте координат объектов. Нанесение на карту объектов по координатам.
Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.
Тема 4. Свойства карты.   3 часа.
Карты  как моделей действительности. Математические свойства карты. Масштаб карты. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы, основание масштаба и его точность. Общие представления о картографических проекциях и возникающих на картах искажениях (длин, площадей, углов). Генерализация картографического изображения. Влияние назначения карты, масштаба, содержание и особенностей картографируемой территории на генерализацию.
 Практическая работа. Определение по численному масштабу именованного, построение линейного масштаба по численному. Пересчет длины линии на карте в натуру (линию на местности). Перевод длин линий из масштаба в масштаб.
                   Практическая работа. Сравнение карт школьных атласов различных классов и установление различий в показе на них количества объектов, в обобщенности показа береговой линии, рек (зависимость нагрузки карты от назначения). Сравнение карт различной тематики в атласе, определение влияния на генерализацию тематики карт. Сравнение карт разного масштаба одной и той же тематики и выявление различий в показе элементов содержания.
Тема 5. Язык карты.   3 часа.
         Язык карты. Условные обозначения. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки. Графические средства, используемые для конструирования картографических знаков: форма, величина, цвет, ориентировка, светлота, внутренняя структура. Способы картографирования. Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, локализованных диаграмм, знаков движения. Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину, динамику и другие характеристики объектов и явлений. Правила использования различных способов картографирования для показа объектов и явлений на карте. Анализ карт школьных и других атласов по способам изображения. Выбор способов изображения при составлении карт.
         Подписи на картах. Виды подписей. Собственные названия на картах. Картографическая топонимика. Особенности передачи иноязычных названий. Транскрипция.
         Виды карт. Общегеографические и тематические карты. Тематические карты природы и социально-экономические карты. Объекты и явления, отображаемые на них.
Тема 6. Географическая карта как источник знаний.   1 час.
Географическая карта - основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).
Практическая работа. Характеристика отдельных районов по тематическим картам.
Тема 7. Создание карт. 2 часа.
Современные методы создания карт. Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт.
                   Практическая работа. Знакомство с простейшими видами съемок местности. Плановая глазомерная съемка (маршрутная или площадная).
Тема 8. Использование карт.   1 час.
 Чтение карт. Общие правила чтения карт и составления по картам описаний. Использование общегеографических и тематических карт для составления описаний и измерений.
                   Практическая работа. Составление по картам школьных атласов географических описаний. Измерение на картах длин линий, площадей, углов. Определение по картам высот точек.
Тема 9. Обобщающее повторение.   1 час.
Игра "Виртуальное путешествие по топографической карте".    
 
Тематическое планирование элективного курса " Картография" 
№ Тема урока Дата Кол-
во часов Тип урока Содержание и формы контроля
лекция Практическая
работа семинар 1 Что изучает картография 1 1 - - Понятие о науке «картография», история создания карт, значение карты в жизни человека и его хозяйственной деятельности
2 Топографическая карта 1 1 - - Понятие «топографическая карта», условные знаки и их изображения на топографических картах, масштабы топокарт.
3 Практическая работа №1,№2
«Определение направлений по плану и карте»
4 - 4 - Уметь «читать» карту, зашифровывать информацию при помощи УЗ, измерять расстояния, определять азимут, производить действия с масштабом.
Практическая работа №3 «Определение географических координат объектов»
Практическая работа №4 «Чтение карты в заданных квадратах»
4 Свойства карт. Масштабы и виды масштабов. Практическая работа №5
1 Знать картографические проекции, уметь определять географические координаты, вычислять расстояния между объектам, используя линии градусной сетки.
Свойства карт. Географические проекции
3 1 1 Свойства карт Генерализация картографического изображения. 5 Язык карты
Географические средства 3 1 - 2 Уметь характеризовать карты по содержанию, охвату территории, масштабу. Уметь работать с картами разных проекций.
Классификация карт
Карты азимутальных и цилиндрических проекций. 6 Практическая работа №6 «Географическая карта как источник знаний» 1 - 1 - Уметь применять карту для характеристики объектов природы, населения и его хозяйственной деятельности.
7 Создание карт
2 1 1 - Уметь производить съемку местности, составлять план местности, вести маршрутную и полярную съемку.
Практическая работа № 7 «Виды съемок местности» 8 Практическая работа №8 «Использование карт» 1 - 1 - Уметь измерять площади, определять координаты, знать направления.
9 Обобщающее повторение. Решение тренировочных
тестов ГИА. 1 - - Итоговое тестирование.
  Итого 17 5 9 3 Литература.
1.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии. - М.: Просвещение, 2010.
2. Болотникова Н.В. География. 9 класс. Предпрофилная  подготовка: сборник программ элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Куприн А.М.Занимательная топография. М.: Просвещение, 2010
4. Куприн А.М. Слово о карте. М.: Недра, 2012
5. Физическая география: Справочные материалы./ А.М.Берлянт и др. М.:   Просвещение, 2012