Программа факультативного курса Топография и картография 9 класс.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Г. Усолье - Сибирское








Рабочая программа
факультативного курса по географии для 9 класса.
«Картография и топография»








Автор: Лис Нина Серафимовна,
учитель географии «МБОУ гимназия №1»


















Пояснительная записка


Программа «Картография и топография» рассчитана на 35 часов, составлена на основе сборника программ элективных курсов – География, 9 класс. Предпрофильная подготовка. Автор-составитель Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Содержание курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс «Картография и топография» представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.
Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Картография и топография» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми ( текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы факультативного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Учащиеся получат возможность узнать:

Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
Основные свойства топографической карты, систему топографических условных знаков.
Свойства географической карты, как создаются карты, классификацию карт.
Приёмы самостоятельной работы с картой, использования условных знаков карты.

Учащиеся получат возможность научиться:

Пользоваться обобщёнными приёмами самостоятельной работы с картой:
Ориентироваться на местности.
Определять географические координаты.
Определять расстояния на карте.
Использовать условные знаки карты.
Определять географическое положение объекта (ГП).



Литература

Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985.
Берлянт А.М. Картография: учебник /А.М. Берлянт.- 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.:КДУ, 2010. – 328 с.: ил. Табл.; (16с); цв.ил.
Берлянт А.М. Картографический словарь – М: Научный мир. 2005. 2005 -424 с.
Курдин С.И. Лабораторный практикум по картографии с основами топографии» Учебное пособие для вузов., М.: Академия. – 2005 – 336с.













Учебно - тематический план


Темы занятий
Всего часов
В том числе
Форма
контроля




лекции
практич.
работы


1
Что изучает картография и топография.
1
1

Практическая работа

2
Топографическая карта
2
1
1
Семинар

3
Практические работы по топографической карте
2

2
Практическая работа

4
Измерение площадей на топографической карте
3
1
2
Проверочная работа

5
Приёмы самостоятельной работы с топографической картой
2

2
Тестирование, проверочная работа

6
Измерение площадей на топографической карте
1

1
Практическая работа

7
Определение высот точек на карте.
2

2
Итоговая контрольная работа

8
Построение орографических линий водоразделов
2
 
2
Практическая работа

9
Форма и размеры Земли. Географические координаты.
3
 1
2
Лекция, практическая работа

10
Масштаб. Виды масштаба.
3
 1
2
Лекция, практ. работа

11
Условные знаки. Чтение топографических карт.
1
 
1
Лекция, практическая работа

12
Ориентирование по карте и на местности.
1
-
1
Практическое занятие

13
Практическая работа на местности
1
 
1
Практическое занятие

14
Определение азимутов на географической карте
1

1
Практическое занятие

15
Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов.
1
 1
-
Лекция

16
Что такое профиль местности.
1
 1
-
Практическое занятие

17
Построение профиля местности.
1
-
1
Практическое занятие

18
Построение профиля местности.
1
 
1
Практическое занятие

19
Контрольная работа
1

-


20
Решение топографических задач части по географии.
1
 
-
Проверочная работа

21
Что такое профиль местности.
1
1

Лекция

22
Построение профиля местности.
1

1
Практическое занятие

23
Съемка плана местности.
1

1
Практическое занятие

24
Зачетное занятие.
1


Итоговое тестирование


Итого – 35 часов









Календарно-тематическое планирование


Тема занятия
Кол-во часов
Планируемые результаты
Возможные виды учебной деятельности обучающихся
Дата проведения




Предметные
Метапредметные
Личностные

План
факт

1
Что изучает картография и топография.
1
Уметь объяснять понятия
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами.



2
Топографическая карта
1
Знакомство с топографическими знаками – умение работать, анализировать карту
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Знакомство с топографической картой – практическая работа.



3
Топографическая карта
1
Умение решать топографические задачи
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Знакомство с топографической картой – практическая работа.



4
Практические работы по топографической карте
1
Умение решать топографические задачи
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



5
Практические работы по топографической карте
1
Умение решать топографические задачи
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



6
Измерение площадей на топографической карте
1
Умение определять площадь на топографической карте
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



7
Измерение площадей на топографической карте
1
Умение определять площадь на местности
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



8
Измерение площадей на топографической карте
1
Умение работать с топографической картой на местности
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



9
Приёмы самостоятельной работы с топографической картой
1
Самостоятельно работать с топографической картой – определять азимут
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



10
Приёмы самостоятельной работы с топографической картой
1
Уметь самостоятельно определять на местности азимут, направление
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



11
Измерение площадей на местности
1
Умение составлять топографический план
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



12
Определение высот точек на карте.
1
Умение определять высоты на карте( по горизонталям)
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



13
Определение высот точек на карте.
1
Умение определять высоты на местности с помощью нивелира.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



14
Построение орографических линий водоразделов
1
Уметь строить орографические линии водоразделов.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



15
Построение орографических линий водоразделов
1
Уметь строить орографические линии водоразделов.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



16
Форма и размеры Земли. Географические координаты.
1
Знать форму и размеры Земли, уметь определять координаты.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Лекция с элементами практической работы.



17
Форма и размеры Земли. Географические координаты
1
Знать форму и размеры Земли, уметь определять координаты.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа: Определение географических координат по географической карте.



18
Форма и размеры Земли. Географические координаты
1
Уметь определять координаты по географической карте.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа: Определение географических координат по географической карте.



19
Масштаб. Виды масштаба.
1
Знать виды масштаба. Уметь работать с разными видами масштаба, решать задачи.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Лекция с элементами практической работы.



20
Масштаб. Виды масштаба.
1
Знать виды масштаба. Уметь работать с разными видами масштаба, решать задачи.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Лекция с элементами практической работы.



21
Масштаб. Виды масштаба.
1
Знать виды масштаба. Уметь работать с разными видами масштаба, решать задачи.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Лекция с элементами практической работы.



22
Условные знаки. Чтение топографических карт.
1
Знать условные знаки топографических карт, уметь читать карту.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Комбинированное занятие: изучение топографических знаков, чтение карты, решение практических задач.



23
Ориентирование по карте и на местности.
1
Уметь ориентироваться по топографической карте и на местности.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Работа на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.



24
Практическая работа на местности
1
Научиться строить план местности.
Различать глазомерную, полярную, маршрутную съемку местности.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Работа на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.



25
Определение азимутов на географической карте
1
Уметь работать с географической картой: определять географические координаты, расстояние.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа: определение азимута на географической и топографической карте.



26
Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов.
1
Знать современные измерительные приборы.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Лекция.



27
Что такое профиль местности.
1
Знать, что такое профиль местности, как построить и по карте определять профиль местности.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Лекция с элементами практической работы.



28
Построение профиля местности.
1
Практическая работа – научиться строить профиль местности по географической и топографической карте.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



29
Построение профиля местности.
1
Практическая работа – научиться строить профиль местности по географической и топографической карте.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа.



30
Контрольная работа
1
Оценить уровень знаний по теме.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Тестирование по теме.



31
Решение топографических задач по географии.
1
Уметь решать топографические задачи.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа



32
Решение топографических задач по географии.
1
Уметь решать топографические задачи.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа



33
Решение топографических задач по географии.
1
Уметь решать топографические задачи.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа



34
Съемка плана местности.
1
Закрепить умение проводить съемку местности.
Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Практическая работа на местности.



35
Зачетное занятие.
1

Умение работать с разными источниками информации, умение организовывать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи
Овладение на уровне общего образования системы географических знаний и умений, навыками их применения; осознание ценности географического образования.
Тестирование.















Литература:

Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985.
Берлянт А.М. Картография: учебник /А.М. Берлянт.- 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.:КДУ, 2010. – 328 с.: ил. Табл.; (16с); цв.ил.
Берлянт А.М. Картографический словарь – М: Научный мир. 2005. 2005 -424 с.
Курдин С.И. Лабораторный практикум по картографии с основами топографии» Учебное пособие для вузов., М.: Академия. – 2005 – 336с.

15