Карта — альфа и омега географии


"Карта - альфа и омега географии" (Н.Н. Баранский)
ТЕМА: Карта, как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках географии в условиях применения инновационных моделей обучения.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В своей педагогической деятельности я активно использую инновационные модели обучения и это не случайно. Не для кого не секрет, что многие обучающиеся относят географию к категории так называемых «второстепенных» предметов, и, как следствие такого отношения, у части учеников выявляется необходимость повышения уровня мотивации к обучению. В этих условиях именно инновационные модели обучения позволяют стимулировать познавательную деятельность учеников, в том числе и на уроках географии. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность обучающихся, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.
Модель обучения рассматривается именно в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность обучающихся, которую организует, выстраивает учитель. По характеру учебной деятельности можно разделить модели обучения на два типа: а) традиционная - следование заданным эталонам (т.е. репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целям обучения как усвоения предъявленных образцов. Классическим примером такой модели обучения является традиционный урок;
б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного). Пример таких моделей образования: проектная деятельность, адаптивная модель обучения, эвристическая модель обучения и другие, в основании которых лежит принцип активного познания. Я в своей педагогической практике применяю продуктивную деятельность.
Все мы знаем, что изучение географии начинается с карты. В связи с переходом на новые образовательные стандарты роль карты, как главного инструмента изучения предмета, ещё больше возрастает. Именно использование карты в условиях применения инновационных моделей обучения помогает наиболее эффективно достичь целей всего процесса обучения. Учитывая то, что использование карты в условиях применения инновационных моделей обучения носит метапредметный характер, думаю, что мой опыт будет полезен другим учителям.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Возможно у кого-нибудь может возникнуть вопрос - «В чём же тут инновация? Ведь всем известны традиционные формы работы с географической картой, да и многие образовательные модели широко применяются.» Инновация - это не просто разработка и распространение новшеств, но такие изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Инновация преобразует сам характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения. В этих условиях использование карты является обязательным условием достижения целей использования самой инновации.
Инновационные модели обучения преимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение. Объяснять принципы личностно-ориентированного обучения в данном выступлении считаю излишним.
В качестве примера вышеизложенного, я приведу описание лишь нескольких моделей личностно-ориентированного обучения, которые использую на своих уроках географии.
А. Проектная деятельность
Пример: Проект «Воображаемый материк» 6 класс.
Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года- ученики выстраивают модель воображаемого материка. При изучении темы «План и карта» ученики обозначают будущий материк на карте, определяют координаты крайних точек материка.
В процессе изучения темы «Литосфера» обозначают основные формы рельефа, основываясь на картах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма.
При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическую карту.
При изучении темы гидросфера, на карте обозначают реки, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.
Аналогично с природными зонами других материков, ученики размещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитывают то, какие способы приспособления у живых организмов имеются.
При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.
Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.
Данный вид работы стимулирует познавательную активность, т.к. во время составления карты воображаемого материка ученики являются активными участниками учебного процесса (пропуская через себя весь изученный материал), самостоятельно выбирающими алгоритм своей деятельности, а учителю отводиться роль консультанта и стороннего наблюдателя. Сразу отпадает вопрос «зачем нам это надо»
Описываемый мною проект был успешно реализован в 2009-2010 учебном году в 6-х классах в другой школе. Над подобным проектом сейчас работают ученики 6д класса. Уже реализован 1 этап. Ученики нанесли контуры материка, определили географическое положение и крайние точки материка. Результат воображаемого материка я представлю в конце года, на апрельской конференции.
Б. Адаптивная модель обучения
Такая модель дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Использование индивидуальной формы работы с географическими картами:«Найди лишнее». Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:Пример. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).Пример. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии)Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).Пример. Везувий, Казбек, Этна, Ключевская Сопка. (Казбек – потухший вулкан, остальные – действующие). (Может Ключевская Сопка – так как вулкан расположен в Азии.) Если ученик только нашел на карте географические объекты, то оценка более низкая, если работа выполнена полностью, то оценка –выше. «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» Пример. Объяснить термин и показать на карте.1.Титикака 2.Маракайбо3.Анхель 4.Игуасу5.Мулаты 6.Бразилиа7.Аконкагуа 8.Амазонка«САМОЕ-САМОЕ». Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите по карте эти рекорды.1. Анды – самая длинная горная система мира.2. Южная Америка – самый влажный материк Земли.3. Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.4. Анхель самый высокий водопад мира.4. Использование фронтальной формы работы с географическими картами: Пример: На доске записаны названия основных форм рельефа Африки, проставлены порядковые номера ответов для 1 и 2 варианта. Преподаватель показывает на карте формы рельефа в определённом порядке. Учащиеся делают записи цифрами. Если не знают названия, то ставят прочерк. Для проверки учитель использует ключ:1.Вариант: 246358101792.Вариант:97586311042
1.Горы Атлас2.Горы Капские3.Горы Драконовы4.Нагорье Эфиопское5.Нагорье Тибести109876
6.Нагорье Ахагар5
7.Котловина Чад 4
8.Котловина Конго 3
9.Котловина Калахари 2
10.Восточно-Африканское плоскогорье 1
Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку.
Каждый идет по своей индивидуальной дорожке, со своей скоростью, выполняя необходимый объем заданий.
В. Модель разноуровневого обучения
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения.
Пример используемых при применении модели разнооуровнего обучения заданий по работе с картой- определение направлений, расстояний, географических координат. 6классI уровень
Определить географические координаты пунктов: г. Москва, г. Пекин, г. Бразилиа, г. Нью-Йорк, г. Сидней.Определи точки по заданным координатам:
62˚ ю.ш. 70˚ з.д.50˚ с.ш. 60˚ в.д.27˚ с.ш. 165˚ з.д.IIуровеньПо физической карте России назовите города, расположенные на 60˚ с.ш. Определите их координаты и расстояния между ними.
Если вы плывёте из точки с координатами 28˚ ю.ш. 109˚ з.д. на восток, то на каком материке вы высадитесь?
В каком направлении вам нужно плыть из точки с координатами 15˚ ю. ш. 15˚з.д., чтобы достичь побережья Южной Америки.
III уровень
Представьте себе, что мы воображаемой иглой проткнули земной шар насквозь от Москвы через центр Земли. В каком месте игла вышла бы на другой стороне Земли. Определите широту и долготу этого места.
Найдите точки на Земле, для определения положения которых достаточно указать только их широту. Существует ли точка на Земле для определения положения которой достаточно знать только ее долготу?
Ученикам очень нравятся разноуровневые задания. На последней контрольной работе по географии среди параллели 6 классов учащиеся с легкостью справились с данным видом занятий, и что самое интересное, что даже «слабые ученики» выбирали задания 2 и 3 уровней и с ними справлялись
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Таким образом, перед вами проиллюстрированы примеры эффективного использования карты, как средства развития познавательной активности обучающихся на уроках географии в условиях применения инновационных моделей обучения. Современная школа - есть система развивающаяся, что изначально предполагает необходимость применения инновационных моделей, а на уроках географии, активное использование при их реализации методов и приемов работы с картой.