Рабочая программа с календарно-тематическим планированием к учебнику географии 8 класс В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я Ром

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района


Рассмотрено на заседании
ШМО естественнонаучного цикла МБОУ «Мещеринская СОШ №1»
Протокол № 1 от 30.08.2016г.
Руководитель _______
Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ «Мещеринская СОШ №1» 30.08.2016г.
___________ Петрова В.Н.
Утверждено
Приказом № от 30.08.2016г.
Директор МБОУ «Мещеринская СОШ №1»
__________Аскилашвили О.Т.



Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
8 класс
на 2016-2017 учебный год
68 час /год, 2 час/ нед.
.
Приложение: Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс.
Учебник: «География России» 8 класс
В.П.Дронов, И.И. Баринов, В.Я.Ром,А.А. Лобжанидзе –М.: Дрофа, 2013г.

учитель географии высшей категории
Асташкина Е.Н.














2016


1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8- класса составлена на основе:
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
В соответствии с авторской программой:
И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2009г. стр. 31-38.
Основной образовательной программы МБОУ «Мещеринская СОШ №1»
Главная цель данного курса формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов в год, 2 часа в неделю.
В структурном отношении курс состоит из введения и 4 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV - «Хозяйство России»,

2. Планируемые результаты изучения предмета.

Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государств;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.


Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

3.Содержание учебного предмета.
8 класс
(68 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II ПРИРОДА (42 ч)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.
Практическая работа. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы. 4. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. 5. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы 4 ч.
Почва особый компонент природы. В. В. Докучаев основоположник почвоведения. Почва национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. 6. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 2 ч.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Тема 6: Природное районирование 8 ч.
Формирование природных комплексов (ПТК) результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа №7.
Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
Часть III
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (10 ч)
Тема 1: Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2: Национальный состав
Россия многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3: Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4: Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни важнейшая социально-экономическая проблема.
Часть IV
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (4 ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1: Первичный сектор экономики отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Экскурсия.










4.Тематическое планирование.

раздела
Наименование разделов
Кол-во часов


Введение.
1

1.
Россия на карте мира.
11

2.
Природа России.
42

3.
Население России.
10

4.
Хозяйство России.
4


ИТОГО
68

Приложение
Календарно-тематическое планирование «География России. 8 класс»

№п/п
ТЕМА
Дата
Коррекция



План
Факт


1
Введение.Что изучает география России.





Россия на карте мира 11 часов

2
ГП как зеркало России. Виды и уровни ГП России.




3
Экономико и транспортно-географическое положение России.
Практическая работа №1
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.




4
Геополитическое, этнокультурное положение России.




5
Государственная территория России




6
Российские пространства: вопросы и проблемы




7
Государственные границы России




8
Сухопутные и морские границы




9
Россия на карте часовых поясов
Практическая работа№2
Определение поясного времени для разных пунктов России




10
Этапы и методы географического изучения территории




11
Особенности административно - территориального устройства России.




12
Обобщение по теме.




Природа России 42 часа



Рельеф 8часов.




13
Геологическая история и геологическое строение территории России




14
Рельеф России




15
Практическая работа№3.Зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.




16
Как и почему изменяется рельеф России.




17
Стихийные природные явления в литосфере.




18
Человек и литосфера




19
Закономерности в формировании рельефа и его современном развитии на примере Московской области.




20
Обобщение по теме





Климат 10часов.




21
Факторы, определяющие климат России




22
Факторы, определяющие климат России




23
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Практическая работа №4
Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов




24
Сезонность климата




25
Типы климатов России




26
Типы климатов России




27
Комфортность (дискомфортность) климатических условий




28
Климат и человек





29
Климат Московской области.




30
Обобщение по теме.





Внутренние воды и водные ресурсы (6часа)




31
Разнообразие внутренних вод России.




32
Реки
Практическая работа №5. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования..




33
Озера, болота, подземные воды




34
Водные ресурсы и человек





35
Внутренние воды и водные ресурсы Московской области.




36
Обобщение по теме.





Почвы 5 часов




37
Образование почв и их разнообразие.




38
Закономерности распространения почв




39
Почвенные ресурсы России
Практическая работа №6.
Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество  тепла и влаги, рельеф. Характер растительности) и оценка их плодородия.




40
Особенности почв Московской области.




41
Обобщение по теме.





Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4часа)




42
Растительный и животный мир России




43
Растительный и животный мир Московской области.




44
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мир





45
Обобщение по теме.





Природное районирование 9часов.




46
Разнообразие природных комплексов




47
Природно-хозяйственные зоны России




48
Арктические пустыни, тундра и лесотундра




49
Леса
Практическая работа №7.
Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).




50
Лесостепи, степи и полупустыни




51
Высотная поясность




52
Особо охраняемые природные территории




53
Природная зона своего края, ее экологические проблемы.




54
Обобщение темы.






НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (10час)




55
Численность населения России




56
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни




57
Этнический состав населения




58
Языковой и религиозный состав населения




59
Городское и сельское население.




60
Размещение населения России




61
Миграции населения России




62
Миграции населения России




63
Люди и труд.




64
Обобщение темы.





ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (4часа)




65
Что такое хозяйство страны. Как география изучает хозяйство.




66
Состав первичного сектора экономики Сельское хозяйство .




67
Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство




68
Экскурсия. Заключительный урок по курсу «География России»
















Заголовок 215