Рабочая программа 8-9класс География России Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А

ППояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе примерной программы:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2.В соответствии с авторской программой: И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МОКУ СОШ с. Спартак на 2014 – 2019 г. (Приказ от 23.08.2014г. №164);
4.Учебного плана приказ №198 от 29 августа 2016 года
5.Календарного учебного графика на 2016-2017 уч.г. ( Приказ от 29.08.2016г. №199)
6.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МОБУ СОШ с. Спартак.
7.Учебник : Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. 3-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 138 часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV- ГБ. Природа. Население ,V- «Хозяйство России», VI – « География крупных регионов России».
Планируемые результаты освоения предмета учащимися

Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государств;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
(66 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II ПРИРОДА (27 ч)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного
использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва особый компонент природы. В. В. Докучаев основоположник почвоведения. Почва национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6: Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ
Часть III
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)
Тема 1: Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2: Национальный состав
Россия многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3: Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4: Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни важнейшая социально-экономическая проблема.
Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.
Тема 6.География Башкортостана. Природа. Население.
Введение. Географическое положение. Физико-географическое районирование РБ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир Природные территориальные комплексы. Численность и состав населения РБ. Этнический состав населения.
Часть IV
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1: Первичный сектор экономики отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.
Резерв – 3 часа.














Учебно-тематический план 8 класса:

раздела
Наименование разделов
Всего часов
Практические работы







Введение.
1
-

1.
Россия на карте мира.
11
2

2.
Природа России.
27
9

3.
Население России.
8
4

4.
ГБ. Природа. Население.
9
-

5.
Хозяйство России.
11
3


ИТОГО
67 + 3 (резерв)
18



















* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.





Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.) в 8 классе (комплексный курс)
2016 – 2017учебный год 66 уроков (2ч/н)


урока
Тема урока
Практическая
работа
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Д/З
§
Дата

Введение – 1 урок

1. (1)
Что изучает география России.
Источники географических знаний.

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.
Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.
с.7
1.09


Раздел 1. Россия на карте мира – 11 уроков


2. (1)
Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.
Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы
1
к/к
3.09


3.(2)
Особенности физико-географического положения России.
№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
(РТ 8 с.6, к/к – с. 34-35)

Особенности географического положения России
Ученик должен знать специфику географического положения России
2, к/к
8.09


4.(3)
Экономико – и транспортно- географическое положение России.

Особенности географического положения России
Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов
3
10.09


5.(4)
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Особенности географического положения России
Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект.
4
15.09


6.(5)
Государственная территория России.

Территория и акватория
Ученик должен знать понятие «государственная территория»
5
17.09


7.(6)
Российское пространство: вопросы и проблемы.

Экономически эффективная территория
Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов.
6
22.09


8.(7)
Государственные границы России.
Типы и виды российских границ.

Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ
Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.
7, к/к
24.09


9.(8)
Сухопутные и морские границы России.



8
29.09


10.(9)
Россия на карте часовых поясов.
№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. (РТ 8 с. 7-8, к/к с. 36-37)
Часовые пояса.
Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
9, к/к
1.10


11.(10)
Этапы и методы географического изучения территории.

История освоения и изучения территории России
Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.
10

6.10


12.(11)
Особенности административно-территориального устройства России.

Административно- территориальное и политико-административное деление России
Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализировать карту.
11,
к/к
8.10


Раздел 2. Природа России - 27 уроков
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 6 уроков



13.(1)
Геологическая история и геологическое строение территории России.


Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.
12
13.10


14.(2)

Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.



Распространение крупных форм рельефа. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.
13
к/к
15.10


15.(3)
Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.




13
к/к
20.10


16.(4)
Как и почему изменяется рельеф России.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.
Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.
14
22.10


17.(5)
Стихийные природные явления в литосфере.

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений
15
27.10


18.(6)

Человек и литосфера.
№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
(РТ 8 с. 9-10)
Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.
16
к/к
29.10


Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6 уроков

19.(1)
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.
№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
(РТ 8 с. 11)
Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.
17
6.11


20.(2)
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
№5: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.
(РТ 8 с.11-12)
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)
Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты
18
10.11


21.(3)
Сезонность климата.

Сезонность климата. Чем она обусловлена.
Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.
19
13.11


22.(4)
Типы климатов России.

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.
Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.
20,
к/к
17.11


23.(5)
Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

Степень благоприятности природных условий
Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.
21
19.11


24.(6)
Климат и человек.

№6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся)

Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.
22
24.11



Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 3 урока

25.(1)

Разнообразие внутренних вод России. Реки.
№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
(РТ 8 с. 15-16)
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.
Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России
Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.
23, к/к

26.11


26.(2)

Озера и болота.
Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.
24, к/к

1.12


27.(3)
Водные ресурсы и человек.
№8: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. (устно)
Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны
Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений
25
3.12


Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 3 урока


28.(1)

Почва – особое природное тело.
Образование почв и их разнообразие.

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.
Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.
26

8.12


29.(2)
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.
№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.
Размещение основных видов почв
Ученик должен знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв
27
10.12


30.(3)
Почвенные ресурсы России.


Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв .
Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования.
28
15.12


Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока

31.(1)
Растительный мир и животный мир России.
№10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.
Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.
29
17.12


32.(2)
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.
30
22.12


Тема 6. Природное районирование – 7 уроков

33.(1)
Разнообразие природных комплексов.

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.
Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.
31
29.12


34.(2)
Природно-хозяйственные зоны России.


Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.
32
19.01


35.(3)
Арктические пустыни, тундра, лесотундра

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.
33
21.01


36.(4)
Разнообразие лесов России.

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы
Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.
34
26.01


37.(5)
Лесостепи, степи и полупустыни.
№11: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ.
(РТ 8 с. 18-21)
Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.
35
28.01


38.(6)
Высотная поясность.

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.
Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.
36,
2.02


39.(7)
Особо охраняемые природные территории.

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.
Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.
37
4.02


Раздел 3. Население России – 8 уроков

40. (1)
Численность и воспроизводство населения.

Население России. Численность, естественное движение.
Типы воспроизводства населения.
Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.
38
9.02


41.(2)
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.
39
16.02


42.(3)
Этнический, языковой и религиозный состав населения.
№12: Изучение этнич. Состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.
(РТ 8 с. 30-31)
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Народы и основные религии. Многоконфессиональность. География религий.
Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию
40
18.02


43.(4)
Городское и сельское население.
№13: Определение различий в расселении населения по территории РФ.
(РТ 8 с. 26-27)
к/к 9: с. 38-39
Городское и сельское население, роль крупнейших городов.
Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.
41
к/к
25.02


44.(5)
Размещение населения России.
№14: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.
(РТ 9 с. 6-7)
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.
42, к/к
2.03


45.(6)
Миграции населения в России.
№15: Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.
(РТ 8 с. 28-29)
Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций.
43
4.03


46.(7)
Люди и труд.

Экономически-активное население страны и трудовые ресурсы, их роль в размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.
44
9.03


47.(8)
Тематический контроль знаний: Население.
Социологический опрос: Моя семья



11.03


Раздел 4. ГЕОГРАФИЯ РБ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ.- 9 уроков

48. (1)
Введение. Географическое положение.
Сравнение площади территории Республики Башкортостан с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление плюсов и минусов в ФГП


1,2
16.03



49. (2)
Физико-географическое районирование РБ.



3
18.03


50.(3)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые



4-5
23.03



51. (4)
Климат и внутренние воды



6
6.04


52. (5)
Почвы и почвенные ресурсы



7
8.04


53. (6)
Растительный и животный мир



8
13.04


54. (7)
Природные территориальные комплексы



9
15.04


55. (8)
Численность и состав населения РБ



11-12
20.04


56. (9)
Этнический состав населения



74-84
22.04


Раздел 5. Хозяйство России – 11 уроков


57. (1)
Что такое хозяйство страны?

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйств. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства. Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.
Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей.
45
27.04


58. (2)
Как география изучает хозяйство.
№16: Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.
(РТ 9 с. 7-9)


46
29.04


59. (3)
Состав первичного сектора экономики



47

4.05


60. (4)
Природно-ресурсный потенциал России.

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.
48
6.05


61.(5)
Обеспеченность России природными ресурсами.



49
11.05


62.(6)
Сельское хозяйство.
№17: Составление типовой схемы АПК (РТ 9 с. 15-16)
Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения.
50
13.05


63.(7)
Земледелие. Животноводство.
№18: Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства



52

18.05


64.(8)
Лесное хозяйство. Охота.

Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.
53
20.05


65.(9)
Рыбное хозяйство.



54
25.05


66.
Повторение: Географический фактор в развитии общества.

Влияние природной среды на исторический процесс развития общества
Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества
55
27.05
















Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы » для 9ых классов составлена на основе примерной программы:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2.В соответствии с авторской программой: И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МОКУ СОШ с. Спартак на 2014 – 2019 г. (Приказ от 23.08.2014г. №164);
4.Учебного плана приказ №198 от 29 августа 2016 года
5.Календарного учебного графика на 2016-2017 уч.г. ( Приказ от 29.08.2016г. №199)
6.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МОБУ СОШ с. Спартак.
7.Учебник : Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009

Планируемые результаты обучения:

Знать/понимать:
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры