Рабочая программа курса географии (6 класс ФГОС) к учебнику авторской линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева издательство «Просвещение» (с доработками)



1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (с изменениями и дополнениями);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Рабочих программ предметной линии учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение, 2011
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Учебник: 5 - 6 кл. Под редакцией А.И. Алексеева «География. Природа и люди» Москва. «Просвещение» 2015г.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» 5-7 классы и «География России» 8-9 классы.
В блоке «География Земли» 5-7 класс у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
При изучении географии учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Построение учебного содержания курса с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

1. 1. Цели изучения предмета «География»:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

1.2. Задачи курса:
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов географией, формирование интереса к нему;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.

2. Общая характеристика курса географии.

География единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии, позволяющее формировать у обучающихся:

целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйство людей в разных географических условиях;
социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Содержание предмета географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной  ориентации обучающихся.

2.1. Основные разделы программы учебного предмета.

По программе на 6 класс отводится 35 часов, из них 1 час – резервное время


Название темы
Всего часов
Количество практических работ

1.
Гидросфера - водная оболочка Земли
12
2

3.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
13
3

4.
Биосфера – живая оболочка Земли
3
-

5
Почва как особое природное образование
1
-

5.
Географическая оболочка
5
-

6.
Резервное время. Итоговое повторение
1
-


Итого:
35
5


2.2 Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся:
Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, зачетный урок.
Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповая практическая работа, групповые творческие работы.
Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения.

Перечень методов организации учебнои
· деятельности

Словесные: лекция, рассказ, беседа.
Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные,  так и компьютерные.
Практические: выполнение лабораторно-практических  работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Описание связи с другими учебными предметами











3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
3.1. Количество часов на освоение учебного предмета на уровне основного общего образования.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Общее число учебных часов за пять лет обучения – 245: из них:
5 класс – 35 часов (1 час в неделю);
6 класс -35 часов (1 час в неделю);
7 класс – 35 часов (1 час в неделю);
8 класс - 70 часов (2 часа в неделю);
9 класс – 70 часов (2 часа в неделю).
В программе дается распределение учебных часов по разделам, темам и последовательность их изучения, а также включен перечень практических работ.
В рабочую программу внесены 5 практические работы из-за отсутствия их в содержании примерной программы:
3.2. Указание классов или периодов обучения, в рамках которых планируется освоение учебного предмета, и количество часов в каждом из периодов обучения, отведенных на изучение предмета.

Выпускники 5 класса научились:
5«А» класс
( 24 уч-ся)
5«Б» класс
(24 уч-ся)

Источники географической информации
Учащиеся научились:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико - ориентированных задач.
Учащиеся получили возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек
Учащиеся научились:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Учащиеся получили возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

24
24
16
20
20
18
19

15
16
19
16

22
19

23
24

24
22
20

18

24
17
18
20
18
22
20

14
17
21
14

21
17

20
22

24
21
18

16



3.2. Указание классов или периодов обучения, в рамках которых планируется освоение учебного предмета, и количество часов в каждом из периодов обучения, отведенных на изучение предмета.

Общее число учебных часов за пять лет обучения - 245
5 класс – 35 часов (1 час в неделю)
6 класс -35 часов (1 час в неделю)
7 класс – 35 часов (1 час в неделю)
8 класс - 70 часов (2 часа в неделю)
9 класс – 70 часов (2 часа в неделю)

3.3. Указание количества времени для организации промежуточной аттестации и итоговой аттестации по итогам освоения.

6 класс - итоговая годовая контрольная работа, состоящая из 2 частей: теоретической и практической (работа по атласу), 45 минут
Другие текущие формы контроля:
Тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География. 6 класс»

4.1 Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
4.2 Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
2. Умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.
3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
8. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
9. Умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой.
10. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования,
работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
13. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям.
14. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

4.3 Предметные результаты:
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем.
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров.
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения.
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета курса «Географии» в 6 классе

Гидросфера – водная оболочка Земли
Выпускник научится сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Определять по карте географическое положение океанов. Морей, заливов, проливов, островов. Полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны и моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте. Определять по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице. Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников.
Выпускник получит возможность выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы. Выделять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Составлять описание реки по плану, на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реке. Выявлять по рисунку части долины реки, осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Выделять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Выпускник научится выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур.
Выпускник получит возможность решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. Решать задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных, устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.
Географическая оболочка Земли
Выпускники научатся приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Сравнивать между собой различные природные зоны.
Выпускник получит возможность выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу.
5.Содержание учебного предмета

Тема 1. Гидросфера водная оболочка Земли (12 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа № 1. «Морское путешествие. Обозначение на контурной карте объектов гидросферы – рек и озёр мира».
Практическая работа № 2. «Описание реки и озера по плану»

Тема 2. Атмосфера воздушная оболочка Земли (13 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практическая работа № 3. «Определение среднесуточных температур»
Практическая работа № 4. «Построение и анализ графика годового хода температур»
Практическая работа № 5. «Построение и анализ графика розы ветров»

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Тема 4. Почва как особое природное образование (1 час)
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Тема 5. Географическая оболочка (5 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Тема 6. Итоговое повторение (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование учебных тем, уроков, количество часов
Элементы содержания

Планируемые результаты

Характеристика УУД

Дата




личностные
предметные
метапредметные
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные


Гидросфера-водная оболочка Земли (12 ч)

1.
Cостав и строение гидросферы

Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, выявление взаимосвязей между составными частями гидросферы
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию
Знать и раскрывать существенные признаки понятий: гидросфера, круговорот воды. Называть части гидросферы. Объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, значение круговорота для природы Земли. Доказывать единство гидросферы
Преобразовывать схему для решения задачи. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Уметь самостоятельно выделять познавательную цель
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, уметь отображать информацию в графической форме, анализировать схему


2-3
Мировой океан. Части Мирового океана
Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов. Работа с к/к
Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы
Знать определения понятий океан, море, залив, пролив, остров, полуостров. Называть и показывать на карте части Мирового океана. Определять географическое положение океанов, морей, заливов, проливов
Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь выявлять различие и сходство признаков, составлять схемы, описания


4.
Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы – рек и озёр мира»
Обозначение на контурной карте объектов гидросферы
Формирование познавательной и информационной культуры
Совершенствовать умение работы с контурной картой
Осуществлять контроль по результату и способу действия. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, готовность к самообразованию
Определять роль результатов своей деятельности
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь добывать недостающую информацию с помощью карт атласа, электронных образовательных ресурсов


5.
Воды океана
Анализ карт, выявление закономерностей в изменении температуры, солёности вод океана, определение по картам крупнейших тёплых и холодных течений
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей
Знать свойства вод мирового океана. Определять по карте температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана в разных частях Земли. Называть виды волн и океанических течений. Раскрывать причины образования ветровых волн и цунами. Показывать на карте течения
Осуществлять сравнение. Формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную)
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность
Определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Уметь работать с различными источниками информации; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы и строить умозаключения, составлять описания


6.
Реки-артерии Земли
Определение по карте истока и устья, притоков, бассейна реки, водораздела, работа с к/к
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей
Знать определения понятий «река», «исток», «устье», русло», «речная система», водораздел», «речной бассейн». Знать части реки, источники питания рек. Называть и показывать на карте крупнейшие реки мира и России
Давать определения понятиям. Планировать пути достижения цели. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты, уметь производить поиск и обработку информации, составлять схемы


7.
Режим и работа рек
Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам.
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения и принятия. Корректно отстаивать свою позицию
Называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек; определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по картам; описывать режим равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата
Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь производить поиск и обработку информации; составлять описания и сравнительные характеристики














8.
Практическая работа № 2. «Описание реки и озера по плану»

Составление комплексной характеристики одной из рек мира
Формирование познавательной и информационной культуры
Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей теста. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану
Осуществлять сравнение. Планировать пути достижения цели
Определять роль результатов своей деятельности
Умение работать по плану, сверяясь с целью
Создавать письменные тексты самостоятельно
Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию


9.
Озера и болота

Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин
Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы
Называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их вод; описывать значение озер и болот для природы
Осуществлять сравнение. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Определять роль результатов своей деятельности
Ставить учебную задачу под руководством учителя
Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей
Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения; строить схемы на основе преобразования текста; выявлять существенные признаки и делать описания объектов


10.
Подземные воды и ледники
Поиск дополнительной информации о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты
Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов
Знать и объяснять существенные признаки основных понятий. Называть причины образования подземных вод, их виды. Приводить примеры водопроницаемых и водоупорных пород. Знать типы ледников и причины их образования
Формирование действий целеполагания. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Планировать пути достижения цели
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Овладевать основами смыслового чтения и составления плана прочитанного; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний


11- 12.
Гидросфера и человек. Неблагоприятные явления в гидросфере.
Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океан, об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы, о наводнениях и способах борьбы с ними
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Формировать потребность в самореализации и самовыражении, социальном признании. Понимать ценности жизни и здоровья
Называть основные причины нехватки пресной воды на Земле, основные источники загрязнения гидросферы, стихийные явления в гидросфере. Раскрывать направления охраны гидросферы. Знать правила поведения в ЧС
Осуществлять расширенный поиск информации. Аргументировать свою точку зрения
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Управлять своей познавательной деятельностью, организовывать и оценивать свою деятельность
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний


Атмосфера воздушная оболочка Земли (13 ч)

13.
Состав и строение атмосферы
Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли.
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения
Знать и объяснять существенные признаки понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера, свойства воздуха, его состав, строение атмосферы. Характеризовать особенности каждого слоя атмосферы. Описывать значение озонового слоя. Объяснять значение атмосферы
Планировать учебную деятельность, владеть устной и письменной речью. Проводить самостоятельный поиск географической информации
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждения и подтверждать их фактами
Устанавливать причинно – следственные связи.
Умение представить изучаемый материал в виде простых схем


14.
Тепло в атмосфере. Температура воздуха
Заполнение дневника погоды, составление и анализ графика изменения температур, вычисление средних суточных, месячных температур
Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступными метеоприборами
Знать и объяснять существенные признаки понятий средняя суточная температура, суточный ход температуры воздуха, годовой ход температуры воздуха. Знать причины неравномерного нагревания атмосферы. Уметь определять по имеющимся данным средние температуры воздуха
Проводить наблюдение под руководством учителя. Устанавливать причинно-следственные связи
Определять роль результатов своей деятельности
Планировать деятельность в учебной ситуации
Организовывать работу в парах
Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков


15.
Тепло в атмосфере. Зависимость температуры воздуха от географической широты
Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения
Уметь определять температуру воздуха по карте с помощью изотерм. Приводить примеры жарких и холодных областей Земли. Описывать зависимость изменения температуры воздуха от угла падения

Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать и преобразовывать схемы для решения задач
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждения и подтверждать их фактами
Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания


16.
Атмосферное давление
Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения
Знать определение понятия атмосферное давление, понимать устройство барометра – анероида, приёмы работы с ним. Описывать и объяснять причины изменения атмосферного давления
Давать определения понятиям. Проводить наблюдения под руководством учителя. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач


17.
Ветер
Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели
Знать определение понятия ветер, основные виды ветров, устройство флюгера, приёмы работы с ним. Объяснять образование ветров и их разную скорость. Понимать причины возникновения ветров.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Определять роль результатов своей деятельности
Планировать деятельность в учебной ситуации
Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей
Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков


18.
Практическая работа № 3. «Определение среднесуточных температур»
Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой)
Формирование познавательной и информационной культуры
Строить и анализировать розу ветров
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Определять роль результатов своей деятельности
Планировать деятельность в учебной ситуации
Организовывать работу в парах
Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков.



19.
Влага в атмосфере
Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдения
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения
Знать определения понятий абсолютная влажность, относительная влажность воздуха. Называть разные виды облаков. Определять визуально разные виды облаков и степень облачности, относительную влажность воздуха. Объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха. Понимать устройство гигрографа
Проводить наблюдения. Планировать пути достижения цели. Осуществлять контроль по результату и способу действия
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач


20.
Влага в атмосфере. Атмосферные осадки
Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах.
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения
Знать и объяснять существенные признаки понятия атмосферные осадки. Называть виды атмосферных осадков. Понимать условия распределения атмосферных осадков на поверхности земли. Объяснять образование осадков разного происхождения. Понимать устройство осадкомера, приёмы работы с ним. Вычислять количество осадков за сутки, месяц, год, среднее многолетнее количество. Строить и анализировать диаграммы количества осадков
Проводить наблюдения под руководством учителя. Создавать и преобразовывать модели для решения задач. Формировать действия целеполагания
Определять роль результатов своей деятельности
Ставить учебную задачу под руководством учителя
Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей
Работать с различными источниками географических знаний, использовать ИКТ


21.
Погода. Практическая работа № 4. «Построение и анализ графика годового хода температур»
Составление характеристики погоды, чтение карты погоды, обобщение наблюдений за погодой
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения
Знать определение понятия «погода». Знать и объяснять существенные признаки понятия «элементы погоды». Называть источники, на информации которых строится прогноз погоды, метеорологические приборы и инструменты, приёмы работы с ними. Обрабатывать данные собственных наблюдений за погодой. Анализировать состояние погоды и составлять её описание. Работать с синоптической картой
Проводить наблюдения, обрабатывать данные наблюдений и делать выводы
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования


22- 23.
Климат. Практическая работа № 5. «Построение и анализ графика розы ветров»
Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по карте
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей
Знать определение понятия климат, климатообразующие факторы. Понимать отличие климата от погоды. Объяснять причины изменения климата
Осуществлять сравнение. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы


24.
Атмосфера и человек
Поиск дополнительной информации о неблагоприятных атмосферных явлениях
Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. Понимать ценность жизни и здоровья
Раскрывать значение атмосферы для человека. Отбирать источники географической информации для объяснения влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Приводить примеры стихийных бедствий в атмосфере
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания


25.
Атмосфера. Итоговый урок
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности
Знать содержание всей темы
Осуществлять расширенный поиск информации. Формировать готовность к самообразованию
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме


Биосфера – живая оболочка Земли - 3 ч.
Почва - 1 ч.

26.
Биосфера – земная оболочка.
Составление и анализ схемы биологического круговорота веществ
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей
Знать и объяснять существенные признаки понятия биосфера. Называть границы биосферы и её состав. Описывать этапы расширения биосферы. Раскрывать роль круговорота вещества в биосфере
Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Излагать свое мнение
Осознанно использовать речевые средства
Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения



27.
Почвы
Изучение образцов почв своей местности, сравнение почвенных профилей
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать высокую ценность жизни во всех её проявлениях
Знать определение понятия «почва». Знать и объяснять существенные признаки понятий почва, плодородие, почвы
Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Планировать пути достижения цели

Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Излагать свое мнение, понимать позицию другого
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы


28- 29.
Биосфера – сфера жизни.
Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать высокую ценность жизни во всех её проявленияхЗнать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы
Наблюдать за животным и растительным миром с целью определения качества среды. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу. Раскрывать сущность антропогенного воздействия на природу. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу на примере своей местности
Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи
Определять роль результатов своей деятельности
Ставить учебную задачу под руководством учителя
Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей
Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий



Географическая оболочка (5 ч)

30.
Географическая оболочка Земли
Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинноследственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт
Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Знать определение понятия «географическая оболочка». Называть свойства географической оболочки, её границы. Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах ГО. Объяснять уникальность ГО
Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Высказывать суждение и подтверждать их фактами
Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы


31.
Природные комплексы.
Анализ тематических карт, составление описания ПТК своей местности
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения
Знать определение понятия «природный комплекс». Называть компоненты и приводить примеры ПК. Описывать ПК
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
Определять роль результатов своей деятельности
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей
Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы


32.
Природные зоны земли
Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик
Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы
Знать определение понятия природная зона. Описывать природные зоны
Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи
Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
Ставить учебную задачу под руководством учителя
Осознанно использовать речевые средства
Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий


33 - 34
Культурные ландшафты.
Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека


Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы
Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме
Проводить наблюдения. Планировать пути достижения цели. Осуществлять контроль по результату и способу действия
Определять роль результатов своей деятельности
Ставить учебную задачу под руководством учителя

Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать


35
Итоговое повторение (1 ч)

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по курсу. Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни
Рефлексия собственных способов действий и партнера при повторении материала. Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров. Волевая саморегуляция при оценки действий собственных и партнеров
Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения
Волевая саморегуляция при оценки действий собственных и партнеров

Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров

Закрепляют изученный материал



7.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
уроков географии в 5 классе

7.1. Учебно-методическое обеспечение.
Программы: 5 – 9 классы
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5 – 9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина., А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - Москва «Просвещение» 2011 г.
7.1.1. Учебникии пособия

А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»
География 5 – 6 класс (учебник) Москва « Просвещение» 2012 г.
В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва (рабочая тетрадь) « Просвещение» 2012 г.
В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс (пособие для учителя) Москва « Просвещение» 2012 г.
7.2 Материально-техническое обеспечение
7.2.1. Учебное оборудование и компьютерная техника
Физическая карта мира
Политическая карта мира
Карта Нижегородской области (физическая)
Физическая карта России
Наглядные пособия к урокам
Шаблоны материков, их частей, стран для проверки номенклатуры объектов
Коллекции минералов и горных пород
Формы рельефа – модели вулкана, речной системы, горных массивов.
Гербарии культурных растений
Тесты по основным темам разделов
- План местности. Географическая карта
- Оболочки Земли
- Круговорот воды в природе
- Воды суши и Мировой океан
- Осадки, давление, ветер
- Погода, климат
- Население Земли
Глобус – 5 штук
Портреты путешественников
Подборка презентаций к урокам в 5 классе по темам:

Животные и растения
- интересные факты из жизни животных
- самые – самые животные
- опасные животные
- миграция животных
- ленивец
- необычные растения

Атмосфера
- температура воздуха
- атмосферное давление, ветер
- воздух – смесь газов
- движение воздуха
- задачи по теме: Атмосфера
- использование воздуха человеком
- климатообразующие факторы
- погода, климат
- строение атмосферы
Общие темы
- мы во вселенной
- географические координаты
- гипотеза о возникновении Земли
- глобус и карта
- градусная сетка
- океаны и материки
- начало истории человечества


Гидросфера
- реки
- реки мира
- Тихий океан
- справочные сведения о воде
- гидросфера
- движение воды в океане
- мировой океан и его части
- океаны
- свойство вод мирового океана
- Северный Ледовитый океан
- части гидросферы
- мир озёр

Литосфера
- горы мира
- движение земной коры
- землетрясения
- внешние силы, изменяющие рельеф
- вулканы
- горы суши
- землетрясения
- земная кора
- рельеф суши
- горы
- свойства полезных ископаемых
- строение земной коры
Природные зоны
- пустыни мира
- таёжная зона
- влажные экваториальные леса
- животные и птицы севера
- животные пустынь
- животный мир тундры
- жизнь в морях и океанах
- зона степей
- лесная зона
- пустыни и полупустыни
- животный и растительный мир тундры
- Сахара
- условия жизни людей в разных природных зонах
- степь

Явления природы
- природные явления
- цунами
- катастрофы
- необычный дождь. Смерч
Путешественники
- Чкалов
- Дежнёв
- Великая Северная экспедиция
- Великие путешественники и мореплаватели
- Джеймс Кук
- Крузенштерн
- Русские первооткрыватели



7.3.1. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета:
Интерактивные карты: Введение в географию. Начальный курс географии. 5 – 6 классы
- великие географические открытия
- топографическая карта и условные знаки
- физическая карта полушарий
- физическая карта мира
- физическая карта России
- крупнейшие вулканы и землетрясения мира
- океаны
- физическая карта Антарктики
- физическая карта Арктики
- природные зоны России
- политическая карта полушарий
- политическая карта мира

7.3.2 Свободные образовательные Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сообщество взаимопомощи учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – социальная сеть работников образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – библиотека методических материалов для учителя
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - видео уроки по предмету
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - социальная сеть работников образования
Наличие оборудования в кабинете № 18

Мультимедийная установка (проектор)
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Музыкальный центр с колонками
Наличие мебели

Ученических столов – 15
Ученических стульев – 30
Столов учительских – 2
Стульев учительских – 1
Встроенный шкаф – 1
Шкафы для наглядных пособий – 7
Доска магнитная – 1
Осветительные приборы -7

8. Система оценки планируемых результатов.

Особенности оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения.
В учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
 способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
 способность к сотрудничеству и коммуникации;
 способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
 способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
 способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов целесообразно фиксировать и анализировать результаты в соответствии с разработанными образовательным учреждением:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации
При этом обязательными составляющими системы мониторинга образовательных достижений являются материалы:
 стартовой диагностики;
 текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
 промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
 текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
 защиты итогового индивидуального проекта.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся:
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 147615







Педагогика – воспитание толерантности, гражданственности, коллективизма

Картография – размещение населения по территории страны. Работа с картой

Экономика – влияние естественного прироста на развитие хозяйства страны

Литература – художественное слово учителя, умение делать доклады, точно излагать мысли

География

Математика – Построение графиков по статистическим материалам

Краеведение – особенности населения своей местности

Социология – понятия группа, отношения, личность, коллектив

История – исторические события, происходящие в разное время



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6Їђ Заголовок 7Їђ Заголовок 8Їђ Заголовок 915