Урок русского языка в 10 классе на тему Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка


Учитель русского языка и литературы ФГКОУ «СОШ №155» Мещерякова С.Г.
Тема: урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Цели:
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о процессах, происходящих в современном русском языке;
создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать и классифицировать познавательный объект;
помочь осознать практическую значимость учебного материала;
создать условия для развития у школьников монологической речи.
Оборудование: компьютер, проектор и экран или электронная доска, раздаточный материал – тексты для индивидуальной работы.
Ход урока:
I ОргмоментII Подготовка к работе на основном этапе, совместное целеполаганиеУчащиеся анализируют формулировку темы урока, формулируют цели, работают со словарной статьёй: ЭКОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. 2. Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо местности. Забота об экологии. Э.Сибири. Э. культуры. Э.языка.
В каком значении это слово употребляется в теме нашего урока?
III Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний
Учащиеся получают для работы текст из сборника Егораевой Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010 (см. Приложение 1) и задание изучить текст, сформулировать проблему, прокомментировать её, а также определить позицию автора (К1, К2, К3).
Подобные виды деятельности уже с начала 10 класса готовят детей к будущему ЕГЭ по русскому языку. Поскольку учащиеся такую работу выполняют впервые, то учитель предлагает клише-вступления (см. Приложение 2), памятку для комментария проблемы (см. Приложение 3), а также «сетку» для сочинения-рассуждения, которой они будут пользоваться при выполнении задания 24 в ЕГЭ по русскому языку (см. Приложение 4).
IV Этап проверки домашнего задания
Учащиеся получили индивидуальные задания подготовить материал, иллюстрирующий процессы «загрязнения» языка на современном этапе в различных общественных сферах – в области спорта, торговли и моды, политики, профессий.
V Этап подведения итогов урока
Учащимся предлагается создать краткий очерк по теме урока. Примеры вопросов: «Как ты относишься к «импортным сорнякам?», «Что означает выражение «экология языка» ?».
VI Этап информации о домашнем задании – составить синквейн со словом «язык».

Приложение 1
Зачем нам импортные «сорняки»?
(1)Недавно группа дикторов радио и телевидения получила призы за чистоту русского языка (жаль, что хотя бы поощрительный приз не достался Л. Якубовичу, который постоянно поправляет нередко перенасыщенную не нужными канцеляризмами и заимствованиями речь игроков в «Поле чудес». (2)Весьма отрадный факт на фоне распространения разнообразных видов жаргона и ничем не обоснованного злоупотребления иностранными словами. (3) Еще в начале прошлого века А. Грибоедов устами Чацкого посетовал на «смешенье языков: французского с нижегородским». (4)«Война и мир» Л. Толстого начинается с пространного диалога на французском, и весьма жалко выглядел лепет Анатоля Куракина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по-русски. (5)Можно припомнить, что даже Отечественная война 1812 г. не изменила в корне раболепного отношения к языку Вольтера и Дидро, хотя собственно представители Франции уже не были в такой чести; (Николай I, рассматривая дело о дуэли М. Лермонтова с сыном посла де Барантом, заявил, что в ситуации, когда речь идет о французе, три четверти вины с российского офицера снимается, и ограничился переводом поэта в другой полк). (6)В то же время Пушкин, хоть и писал в соответствии с тогдашними канонами любовные письма по-французски, в «Руслане и Людмиле» принципиально использовал только три слова, начинающиеся на букву «ф» (т.к. все подобные являются заимствованными), а известный в прошлом веке литератор Шишков «испортил» альбом одной барышни, вычеркнув там все русские имена, написанные на французский лад.
(7)Мода на французскую речь ушла в прошлое вместе с дореволюционной эпохой, и теперь чрезвычайно широко распространены заимствования преимущественно из английского языка. (8)Довелось услышать диалог по «Вашему радио», где молодые люди свои уличные клички гордо именовали «стритнейм». (9)А группа «Сплин» в одной из песен провозглашает и вовсе глобальную задачу: «Из двух великих культур хочу я сделать одну. Давай, lover, давай скорее открывай свой англо-русский словарь!» (10)Открыть словари и выучить иностранный язык — занятие, безусловно, чрезвычайно полезное (чтобы не оказаться в такой же нелепой ситуации, как грибоедовская Наталья Дмитриевна, с гордостью хваставшаяся «тюрлюлю атласным», не подозревая, что на парижском диалекте это словечко обозначало не только накидку, но и общедоступную девицу, так что в тамошнем великосветском обществе не употреблялось). (11)А вот искусственно смешивать разные языки совершенно ни к чему. (12)Разумеется, мы уже не живем за «железным занавесом», так что процесс заимствования неизбежен, и он происходил всегда и будет идти постоянно. (13)Некоторые слова пришли к нам так давно и так органично вписались в язык, что кажутся исконно русскими, но по сути не являясь таковыми (например, «князь» восходит к древненорвежскому «ко-nung»). (14)В свое время и из русского языка перешли во многие иностранные: «спутник», «перестройка» и даже «обломовизм» (по фамилии персонажа романа Гончарова названа одна из «ленивых» физиологических функций моллюсков).
(15)Импорт иностранных слов, видимо, имеет смысл или при отсутствии аналогов в собственном языке (лазер, квант, электрон и т.д.) или из соображений краткости (к примеру, спортивному комментатору гораздо быстрее сказать «офсайд», чем «положение вне игры»), (16)Известный писатель В. Солоухин в свое время возмущался, когда некая женщина бесконечно называла лес «зеленым массивом». (17)Он же поведал, как опротивела ему какая-то повесть, целиком построенная на жаргоне (словно хлеб, выпеченный не с добавлением тмина, а полностью из тмина). (18)Примерно такое же ощущение возникает, когда телевидение, радио, многие газеты на каждом шагу величают избирателей электоратом, председателя Госдумы спикером, подростков тинейджерами, выходные дни уикендом и т.д. (19)Выглядит все это довольно нарочито, и хочется надеяться, что мода без всякого чувства меры использовать импортные «сорняки» рано или поздно сойдет на нет.
(По А. Просвирнову)
Приложение 2
К1: формулировка проблемы
1. В виде вопроса с последующим выходом на проблему (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения). Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой проблеме посвящён данный текст.
2. В виде назывных предложений с последующим выходом на проблему
Вера, верность, уверенность в себе и своих поступках, способность верить другим… Как часто мы говорим об этом. Что же такое вера?... Над такой проблемой размышляет в своей статье ... АЛА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ В ЧАСТИ С
Пример возможного начала сочинения-рассуждения:
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
Приложение 3
К2: комментарий проблемы, поставленной автором
Какой может быть проблема?
Сложная
Трудная
Важная
Злободневная
Острая
Назревшая
Философская
Политическая
Социальная
Национальная
Международная
Что можно сделать» с проблемой?
Коснуться (чего?)
Уделить внимание (чему?)
Думать (над чем?)
Поставить
Выдвинуть
Рассмотреть
Изложить
Обсудить
Разрешить
Что может «делать» сама проблема?
Возникать
Вставать
Представлять интерес
Заслуживать внимания ждать решения
Приложение 4
(Вступление). Формулировка проблемы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Комментарий проблемы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Отражение позиции автора)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________