Преимущества использования технологии обучения в сотрудничестве на различных этапах подготовки и проведения проектов.


Преимущества использования технологии обучения в сотрудничестве на различных этапах подготовки и проведения проектов.
Метод проектов органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
Групповая деятельность организуется на разных этапах подготовки и проведения проекта. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика. Учитель организует самостоятельную, творческую, коммуникативную деятельность учащихся.Появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.
Можно выделить следующие преимущества использования технологии обучения в сотрудничестве на различных этапах подготовки и проведения проектов:
развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предметного опыта и знаний;
повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала;
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти среднего и старшего школьника может быть оценены такими критериями:10% - читает глазами
26% - слышит
30% - видит
50% - видит и слышит
70% - обсуждает
80% - опирается на опыт
90% - говорит и делает совместно
95% - обучает других
Групповые проекты представляют особый интерес, т.к. требуют реализации разнообразных вариантов групповой деятельности и четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве. Перечислим их:
группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей. Сбор сведений о желаемых речевых партнерах и о личностных свойствах учащихся осуществляется с помощью анкеты. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа работает слаженно и дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять;группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими участниками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно что оценивается не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно представить ребятам самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
любой ученик группы должен быть готов отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.
Так как метод проектов предполагает использование на уроках групповой деятельности, желательно заранее провести анкетирование учащихся с целью выявления сведений о личностных свойствах учащихся, их желательных и нежелательных речевых партнерах. Приведем пример такой анкеты.
Назови товарищей из группы, с которыми
у тебя есть общие дела (Например, Сергей Иванов – ходили вместе в спортивную секцию);
ты чаще всего обсуждаешь интересующие тебя события, дела;
ты разговариваешь редко;
ты хотел бы сидеть на уроке иностранного языка;
ты бы отправился в дальний поход;
6. к мнению каких учеников из группы ты прислушиваешься, чье мнение тебе важно?
Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального и нравственного развития. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач так же естественно, как смеяться и радоваться жизни. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть данного подхода.