РЕФЕРАТ по дисциплине: Методика обучения письму, на тему: Методика обучения письму младших школьников Илюхиной В.А.


РЕФЕРАТ
На тему: Методика обучения письму младших школьников Илюхиной В.А.
По дисциплине: Методика обучения письму
Содержание Введение …...............................................................................................................31. Методика обучения письму младших школьников В.А. Илюхиной ……….41.1.Педагогическая деятельность В.А. Илюхиной.….……………………….….4
1.2. Информационный аспект методики «Письмо с секретом»…………………..51.3. Формирование графического навыка у первоклассника……………………..71.4. Алгоритм письма………………………………………………………………..9
Заключение … …………………………………………………………………….11
Список литературы … ……………………………………………………..…….12
Введение
Вопрос формирования у младших школьников каллиграфического письма в течение всего обучения в начальной школе, начиная с 1 класса при обучении навыкам письма и завершая построением структуры каллиграфических минуток, минуток чистописания всегда волновал учителей начальных классов.
Методика обучения письму младших школьников по В.А. Илюхиной своеобразная педагогическая находка. Эту методику еще называют «письмо с секретом». В ней отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников.
Оригинальная методика используется в Букваре Андриановой и прописях Илюхиной - УМК «Планета знаний».
Письмо и речь. При большом количестве элементов букв и их соединений (а их 300) дети, как правило, не только в первом, но и во втором, третьем классах не могут четко проговорить написание изученных букв.
В чем же секрет этой методики обучения письму?
Детям сложнее всего написать те элементы букв, где присутствует “овал”. По возможности автор и постаралась заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Написание каждой буквы сопровождается проговариванием.
Работы детей не только стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принес радость учения.
“Остовом” в обучении письму автор взяла букву “и”. На ее основе и родилось все остальное.
Кроме того, В.А. Илюхина разделила написание букв на отдельные элементы: сломали “секрет”; крючок; петелька; нижнее двойное соединение; клюшка и т.д.
Узнаем, какой педагогической деятельностью занимается В.А. Илюхина?
Изучим основные идеи обучения письму по методике Веры Алексеевны Илюхиной.
Составим список методической литературы для работы с учащимися начальной школы, для тех, кто выбрал для себя данную методику.
Данный материал будет полезен любому учителю начальных классов и работникам дошкольного образования, а так же педагогам, занимающимся репетиторством с детьми в предшкольной подготовке и с учащимися, имеющими проблемы с каллиграфическим почерком.
Методика обучения письму младших школьников В.А. Илюхиной
1.1.Педагогическая деятельность В.А. Илюхиной
«Отдавая – приобретаешь»,
«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».
Вера Алексеевна Илюхина
Кем является В.А. Илюхина, какой путь прошла став учителем-новатором, чью методику обучения «письму с секретом» изучают молодые учителя, черпают вдохновение учителя с опытом, находят ответы на вопросы формирования каллиграфического почерка?
Илюхина Вера Алексеевна – выпускница факультета учителей начальных классов 1974г., директор Центра образования №2006 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. Отличник народного просвещения, лауреат премии «Гран-при «Новая школа», победитель конкурса «Учитель года-1996», лауреат Премии Мэра города Москвы в области образования -2004 год, имеет звание «Ветеран труда».
Вера Алексеевна более 15 лет являлась членом Экспертного Совета Министерства образования РФ, лектором Московского института открытого образования. Автор методики обучения письму и корректировки почерка «Письмо с секретом». В.А. Илюхина имеет порядка 150 публикаций, в том числе около 40 учебных пособий по школьной каллиграфии.
На сегодняшний день Школа №2006, возглавляемая В.А. Илюхиной, - это школа энтузиастов, профессиональных педагогов, творческих людей.
Рассуждая о своем профессиональном пути, В.А. Илюхина вспоминает: «Я родилась  1 сентября, и вижу в этом знак судьбы. В мой день рождения в стране начинается новый учебный год. Моей первой учительницей стала моя мама - Надежда Павловна Осетрова, учитель начальных  классов. Именно она научила меня тому, как важен пример, который перед глазами, как важна работа не на показ, а от души, по призванию…».
39 лет педагогической деятельности посвящено школе из них в должности учителя начальных классов -28 лет, в должности заместителя директора -13 лет, в должности директора школы -12 лет.
Вера Алексеевна и сегодня открыта для педагогического сотрудничества и общения, так как на сайте школы имеются реквизиты: e-mail и контактный телефон. На сайтах доступны презентации, видеоролики, описание методики и дидактический материал.
Таким образом, В.А. Илюхина, подтверждает своё педагогическое кредо:
«Отдавая – приобретаешь»!
Информационный аспект методики «Письмо с секретом»
В своей методике обучения младших школьников Илюхина Вера Алексеевна, прежде всего, знакомит учителей начальных классов с информационным аспектом «письма с секретом».
Письмо – это средство выражения мыслей человека, с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.
Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию
Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.
Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.
Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.
Своеобразие почерка определяется следующими признаками:
Специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей,
Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами,
Отрывным или безотрывным письмом,
Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном,
Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью,
Нажимом, крупным или мелким письмом,
Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.
Что же может оказывать влияние на формирование почерка?
Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,
Время начала обучения письму,
Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении,
Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,
Развитие у ребенка чувства ритма,
Качество орудий труда и т.д.
Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.
Этапы формирования графического навыка
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором  – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.
Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося
Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
пишут буквально «носом»,
левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.
 
В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.
Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
Таким образом, прежде чем начать обучение письму, необходимо осознать как правильно сидеть за партой при письме, и какова роль письма в жизни человека, сформировать сознательное отношение к написанию букв, слов, предложений, текстов.
Формирование графического навыка у первоклассника
Важно учитывать, что формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный. Ребёнок должен понимать: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.
Действия учащихся организуется учителем.
На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.
При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.
С этой целью необходимо:
Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения:
посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.
При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.
Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)
Речевая форма  – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».
Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко
Анализ каллиграфических ошибок.
К каллиграфическим ошибкам относятся
Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
Не выдерживается нужная высота букв,
Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
Имеет место угловатость, «заборность» письма,
Не соблюдается связность букв при письме,
Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки, появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.
Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка.
Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.
При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.
Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.
Это позволяет сделать система обучения письму –  письмо с открытыми правилами.
Таким образом, у первоклассников необходимо формировать графический навык написания букв, соединений, интервалов между словами…
Алгоритм письма
Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.
Так, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.
Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех  графических деталей букв, на формировании у них  способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.
Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.
Основной алгоритм письма
 Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
 Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове.
 Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
 Письмо крючковой линии до середины строки.
 Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
 Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Прежде чем подробно рассматривать перечисленные составляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические моменты.
Написание наклонной линии на рабочей строке. Обращаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты рабочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написании каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.
Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно сказаться на становлении их почерка.
Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и. Обучающийся делает паузу (прерывается) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами  (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.
Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются искажения следующего после овала элемента. Понимая, что нужно оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.
Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учителем точной характеристики написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.
Таким образом, формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося.
Заключение
Плохой почерк – проблема многих детей, оканчивающих первый класс, ведь проблема заключается в том, что за сравнительно небольшой отрезок времени 6-7 месяцев, первоклассники должны изучить весь алфавит и уже уметь писать слова, с данными буквами.
Методика обучения письму В.А. Илюхиной заключается в особом подборе материала, в тщательном изучении особенностей написания каждого элемента буквы, многократном оттачивании мастерства каллиграфического письма.
Если для дошкольников основу техники письма составляет мелкая моторика. То в первом классе лишь очень быстро повторяют основные техники – обводка, штриховка, рисование бордюров и т.п. и переходят к отработке написания элементов букв. Может показаться, что «крючки» не очень важны, но не освоив написание элементов ребенок не сможет правильно писать буквы. Далее переходят к написанию заглавных и строчных букв и их соединениям. Для школьников есть система четких эталонов - алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в навык письма.
В методике «письмо с секретом», отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников. Мы выяснили, что особенность методики заключается в том, что большое значение при обучении письму Илюхина придает проговариванию написания букв. В результате привычки проговаривания работы детей не только стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принес радость учения.
Для учителей, заинтересовавшихся данной методикой, рекомендуем следующие прописи: Илюхина В.А. «Чудо- пропись» (в четырёх частях),
грамотно формируют навыки каллиграфического письма, и дают возможность корректировать почерк на разных этапах и в разных возрастных группах.Прописи могут быть использованы в сочетании с учебниками В.Г.Горецкого "Азбука" и "Русская азбука.", Илюхина В.А. Прописи к Букварю Т.М. Андриановой для 1 класса. В 4-х тетрадях.
Для учителей, работающим по казахстанским учебникам, данные прописи можно использовать в качестве дополнительного пособия как в период обучения грамоте, так и на минутках чистописания, а так же в качестве материала для коррекции каллиграфии.
Таким образом, методика обучения письму В.А. Илюхиной актуальна и на сегодняшний день, и молодым специалистам, студентам и репетиторам позволит эффективнее работать над формированием каллиграфии.
Список литературы
Илюхина В.А. Методика обучения письму младших школьников («письмо с секретом»- информационный аспект) ИТО-РОИ-2006 / Публикации : устное выступление и публикация, 2016 г.
Илюхина В.А. Письмо с «секретом» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся) Москва. «Новая школа»,1994 г.
Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24
Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.
http://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,7645/Itemid,118 //Письмо с "секретом" Презентация к урокам обучения письму по методике Илюхиной В.А. автор Марабаева Л.
https://www.youtube.com/watch?v=Uij1rtyDQxQ //Письмо с «секретом», ( по методике Илюхиной ) - YouTube .автор Марабаева Л.
http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А. Прописи для читающих детей к «Букварю» Т. М. Андриановой. 1 класс. Тетрадь №1, 2015г.
http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А. Первые уроки письма при подготовке к школе. Начальное обучение ,2013г.
http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной. Программы, методические рекомендации, поурочные разработки. ,2015г
http://velib.com/biography/iljukhina_vera_alekseevna/Илюхина В.А., Илюхина И.В. Готовим руку к письму и учимся писать красиво. Учебно-методическое пособие для подготовки к школе,2014
http://sch2006uz.mskobr.ru/info_edu/staff/administraciya/ilyuhina_vera_alekseevna/ биография.,2016 г.