Рабочая программа по немецкому языку Аверин Горизонты ( 6 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу немецкий язык как второй иностранный для 6 класса разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по немецкому языку (Стандарты второго поколения). Данная программа составлена с учётом рекомендаций авторов предметной линии учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко.- М.: Просвещение, 2013.
Целью является развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Развивающие, воспитательные и практические задачи:
Способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
развивать его память и воображение;
создавать условия для творческого развития ребёнка;
прививать навыки рефлексии и само рефлексии;
развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
воспитывать в ребёнке самоуважение;
воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
способствовать формированию чувства «успешности»;
учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка;
раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены во ФГОС общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
2. Общая характеристика учебного предмета.
УМК «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования по иностранным языкам. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная, форум-работа, проекты, исследования. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учёт индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания, выделение в группе подвижных подгрупп учащихся с разным уровнем обученности, учёт индивидуальных интересов и склонностей при выборе текстов для чтения. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей. Специфику данной программы составляет увеличение объёма читаемых аутентичных текстов, выдвижение чтения в качестве основного способа получения информации и постановки проблем для последующего обсуждения, что обуславливает увеличение удельного веса чтения. Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно образовательному плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение второго иностранного языка в средней школе выделяется 2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе, 68 часов в год. Обучение начинается с 5 и продолжается до 11 класса. Для реализации данной программы используется УМК для изучения второго иностранного языка для 6 класса «Горизонты», М.М. Аверин и др.(М.: Просвещение, 2013).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
При изучении иностранного языка стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания , вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляцию своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
формирование и развитие экологического мышления,
умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Во владении иностранным языком как средством общения:
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал.
Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее
Сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка
Описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному давать краткую характеристику персонажа.
аудирование:
Воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя/одноклассников
Воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио текстов
чтение:
Читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной информации
письменная речь:
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка
Заполнять анкеты и формуляры;
Составлять план, тезисы для устного и письменного сообщения
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
Применение правил написания изученных слов;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
Знание основных способов словообразования ( аффиксация, словосложение, конверсия)
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений;
В социокультурной сфере:
знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка;
знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен);
знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка;
представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
представление о сходстве/различиях в традициях своей страны/стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне;
овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);
владение общеучебным и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне;
умение сравнивать языковые явления родного, первого иностранного и второго иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах курса;
совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.);
умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
умение пользоваться словарём;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах;
представление об изучаемом иностранном языке - немецком - как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям немецкоговорящих народов;
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детской художественной литературы, в процессе описания картинок, животных.
В качестве видов контроля используются текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль за выполнением задач обучения проводится на каждом занятии (проверка понимания прочитанного, прослушивание устных сообщений и т. п.). Объектами контроля являются виды речевой деятельности (говорение, аудировании, чтение, письмо) и лексико-грамматические навыки школьников. Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков и ориентирован на те же объекты. Итоговый контроль проводится в конце года в форме тестирования. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
6. Содержание учебного предмета.
Введение: 1 час
Глава 1. Мой дом/ (10 ч)
Ученики научатся:
Описывать их комнату; называть чувства; заполнять анкету (формуляр); говорить о работе по дому; выражать побуждение к действию.
Грамматика:
Предлоги места: hinter, auf ,neben, zwischen ( вопрос Где?); дательный падеж ( опред.артикль); модальный глагол mussen; повелительное наклонение; рамочная конструкция
Чтение, говорение, аудировании, письмо:
Ведут диалог-расспрос о местонахождении предметов.
Описывают картинки с использованием предлогов места
Слушают и воспроизводят песенку, учатся различать оттенки настроений.
Задают вопросы о домашней работе с использованием глагола mussen;
Дают указания в единственном, множественном числе и вежливой форме
Устно и письменно описывают свою комнату
Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту.
Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудио тексты, построенные на знакомом материале.
Глава 2. Это вкусно (9ч)
Ученики научатся:
Говорить, что они любят есть, что они едят охотнее всего; что они едят на завтрак, обед и ужин; говорить об особенностях национальной кухни; заказывать еду.
Грамматика, лексика, фонетика:
Нулевой артикль Magst du Kartoffeln? Ich esse gern Kase;
Речевые образцы с Ja-Nein-dochНеопределенно-личное местоимение man
Предлоги in ,ausЧтение, говорение, аудирование, письмо:
Ведут диалог-расспрос с использованием степеней сравнения gern-lieber-am liebstenБерут интервью о своих предпочтениях в еде, записывают информацию и рассказывают о результатах опроса
Оперируют знакомой лексикой в процессе общения
Читают тексты и находят заданную информацию
Знакомятся с особенностями национальной кухни, читая текст страноведческого характера, содержащий довольное большое количество незнакомой лексики и понимают его содержание с помощью картинок и вопросов.
Рассказывают о традициях еды в своей стране, регионе, семье
Употребляют спряжение известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях, определенный, неопределенный и нулевой артикли, речевые образцы в ответах с Ja-Nein-doch, названия блюд
Разыгрывают диалоги « В школьном буфете»
Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудио тексты, построенные на знакомом материале.
Глава 3. Мое свободное время (9 ч) + Маленькая перемена ( 1 ч)
Ученики научатся:
Говорить о занятиях в свободное время
Планировать свое свободное время
Сравнивать оценки, аттестацию, каникулы
Грамматика, лексика, фонетика:
Отрицание с nicht и kein; предлоги времени im, um, am; модальный глагол wollen; рамочная конструкция.
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Произносят по буквам названия месяцев и времен года
Сравнивают важные моменты школьной жизни (начало учебного года, сроки и названия каникул, окончание учебного года) в своей стране и стране изучаемого языка.
Описывают людей в рамках темы ( имя, возраст,место жительства, любимое занятие)
Читают и понимают электронное письмо, находят нужную информацию, исправляют ошибки в тексте
Пишут с опорой на образец диалоги о планировании свободного времени
Берут интервью о распорядке дня, записывают информацию на основе собранного материала
Читают объявления в газетах и находят нужную информацию
Употребляют отрицание nicht и kein, предлоги времени im, um, am; модальный глагол wollenСравнивают информацию о каникулах и оценках в странах изучаемого языка и в России
Маленькая перемена/Kleine Pause (1 ч) Повторение
Составляют диалоги, оперируют активной лексикой в процессе общения
Тренируют эмоционально окрашенное произношение
Читают и разбирают с помощью картинок тексты, содержащие много незнакомой лексики
Играют в грамматические игры.
Глава 4. Смотрится отлично (9ч)
Ученики научатся:
Говорить о внешности
Говорить о моде и об одежде
Описывать себя и других
Говорить о покупках
Грамматика, лексика, фонетика:
Множественное число существительных, местоимения в винительном падеже
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Читают страноведческий текст, тексты о моде и обсуждают их (письма читателей)
Слушают и ведут диалоги о моде
Описывают человека, включая описание внешности, одежду и отношение к моде, описывают себя
Слушают фразы наоборот, говорят правильно
Описывают картинки из журналов или фотографии известных людей и догадываются, о чем идет речь
оперируют активной лексикой в процессе общения
Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудио тексты, построенные на знакомом материале.
Употребляют существительные во множественном числе и местоимения в винительном падеже
Глава 5. Вечеринки (9 ч)
Ученики научатся:
Приглашать и поздравлять кого-либо
Планировать вечеринку ( праздник)
Говорить о празднике
Говорить о прошлом
Грамматика, лексика, фонетика:
Сложносочиненные предложения с deshalbPrateritum глаголов с sein и haben
Указания времени, связанные с прошлым letztes Jahr, letzten Monat
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Обсуждают друг с другом приглашение на день рождения, планирование праздника, выбор подарка
Читают длинные тексты, находят нужную информацию
Пишут приглашения и поздравления
Аргументируют свои действия, употребляя сложносочиненные предложения с deshalbРассказывают о празднике, употребляя прошедшее время глаголов sein и habenРассказывают о прошлом, употребляя прошедшее время глаголов sein и haben и указания времени, связанные с прошлым letztes Jahr, letzten Monatоперируют активной лексикой в процессе общения
Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудио тексты, построенные на знакомом материале.
Глава 6. Мой город (10 ч)
Ученики научатся:
Говорить о городе
Описывать дорогу в школу
Ориентироваться в городе
Говорить о прошлом
Грамматика, лексика, фонетика:
Предлоги с дательным падежом mit, nach, aus, zu, von, beiНекоторые формы PerfektЧтение, говорение, аудировании, письмо:
Рассказывают о своем городе, описывают картинки
Описывают дорогу в школу
Спрашивают дорогу в городе и понимают ответ, а также сами дают такие справки
Читают и понимают страноведческие тексты
Употребляют предлоги с дательным падежом mit, nach, aus, zu, von, beiГоворят о прошлом, употребляя некоторые формы PerfektПонимают на слух речь учителя, одноклассников и аудио тексты, построенные на знакомом материале.
Глава 7. Каникулы (10 ч)
Ученики научатся:
Планировать поездку
Формулировать аргументы за и против
Говорить о планах на каникулы
Говорить о прошлом
Писать открытку с места отдыха
Грамматика, лексика, фонетика:
Das Partizip II
Perfekt глаголов с sein и habenПорядок слов: рамочная конструкция
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Ведут диалоги на основе изученного языкового материала ( планируют поездку, каникулы, приводя аргументы за и против)
Говорят о прошлом, употребляя формы Perfekt читают тексты и находят запрашиваемую информацию;
Читают и понимают страноведческий текст
Делают проект о поездке в Австрию, Германию, Швейцарию, используя интернет-сайты о молодежных турбазах в этих странах
Пишут открытку с места отдыха
Работают над грамматическим материалом
Большая перемена/Große Pause ( 1 ч) Повторение
Грамматический аспект в обучении:
Учащиеся овладевают грамматическим материалом в единстве с фонетикой и лексикой.
Активный грамматический минимум для 6 класса составляют следующие грамматические явления:
личные местоимения и притяжательные местоимения;
глагол haben в Präsens, глагол sein в Präsens,
слабые глаголы wohnen, basteln, sammeln и др. в Präsens,
глаголы с отделяемыми приставками в Präsens,
модальный глагол können в Präsens, глагол machen в Präsens;
существительные с определённым артиклем, с неопределённым артиклем, с нулевым артиклем (употребление названий профессий), с отрицательным артиклем,
множественное число существительных
, существительные в винительном падеже (Akkusativ);
количественные числительные; предлоги um, von ... bis, am.
Словообразование: имена существительные для обозначения профессий мужского и женского рода-
Синтаксис:
порядок слов в повествовательном предложении,
порядок слов в вопросительном предложении (вопросительные слова),
формы отрицания в предложении, формы утверждения в предложении. Принципиальным в организации работы со структурами является их функциональное применение. Работа над грамматикой вписывается в контекст коммуникативной деятельности учащихся и подчиняется решению речевых задач.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся (приложение «Календарно-тематическое планирование»)
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.