Программа 9 класс немецкий язык — Аверин М.М Горизонты ДОП



«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы: __________ Специалист ОМЦ СЗОУО:____________

«Согласовано» «Согласовано»
Заместитель директора по УВР: ___________ Руководитель МО:__________

Календарно – тематическое планирование
курса немецкого языка
по дополнительному образованию

9 «А» класс



Учитель первой квалификационной категории:
Зорина Людмила Михайловна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Составлено на основе государственной программы основного общего
образования.
М.М. Аверин «Горизонты» - учебник немецкого языка 2014 год.
Рабочая тетрадь к учебнику. 2015 год
Контрольные задания к учебнику. 2015 год

2. Класс - 9 «А»
3. Тип класса - лицейский
4. Количество часов в неделю - 1 час
5. Количество часов в год - 39 часа
1. Пояснительная записка
Возрастающая потребность общества в многосторонних культурных, экономических и иных связях с представителями зарубежных стран вызывает необходимость знания нескольких иностранных языков. Более 100 миллионов человек в Европе являются носителями немецкого языка. Выбор немецкого языка для изучения старшеклассниками в школе объясняется не только интенсификацией экономического сотрудничества между Россией и Германией, но и увеличением личной мобильности, что приводит к расширению контактов с немецкой культурой.
Можно утверждать, что это стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматических конструкций, обще учебные умения и навыки, полученные при изучении первого иностранного языка. Политические и социокультурные изменения в жизни России в 21 веке потребовали внесения определённых изменений в развитие системы образования россиян, для которых непосредственное или опосредованное межкультурное общение либо уже стало реальностью, либо стало восприниматься как возможная и близкая перспектива. Какой бы род занятий ни избрал ученик для себя в будущем, незнание иностранных языков может существенно обеднить его образовательные и самообразовательные возможности, перспективы в выборе профессии и карьеры, а также возможности культурного обогащения при общении с людьми из других стран. Изучение иностранных языков создает благоприятные условия для более глубокого осознания ценности и красоты русского языка и вклада России в развитие мировой цивилизации, при условии, что изучаемые иностранный и родной языки, а также культуры народов, говорящих на них, изучаются в тесном единстве, на основе формирования общих когнитивных умений анализа, сравнения, сопоставления.
Предмет «Иностранный язык» отличается от других учебных предметов ярко выраженным межпредметным содержанием и деятельностным характером овладения им, что позволяет эффективно сочетать в процессе его изучения знания и умения, полученные на уроках практически любого учебного предмета, соединять изучения иностранного языка с рисованием, пением, драматизацией, выполнением различных учебных и творческих проектов.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей. Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединённых единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти принципы несут в атмосфере иноязычного общения воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное общение, которое, в сущности, и является воспитательным процессом. Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Кроме того, учитель несёт в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всё от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования –человеку духовному.
Место данного предмета. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение второго иностранного языка в средней школе выделяется 2 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе. На изучение немецкого языка в 8 классе в соответствии с базисным учебным планом отводится 1 час в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования, с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного образования. 70% учебного времени отведено на урочную деятельность. 30 % составляет внеурочная деятельность. В гимназии немецкий язык введён с 5 класса как второй иностранный язык.
Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования по иностранным языкам. Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Горизонты» по немецкому языку как второму иностранному для 8 класса общеобразовательных школ, являющийся новым проектом издательства «Просвещение» и немецкого издательства «Корнельсен» . В состав УМК входит: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиоприложение на диске, рабочие листы и контрольные задания. Учебник является составной частью УМК «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 5-9 классов. Серия «Горизонты» – это совместный проект издательства «Просвещение» и издательства Cornelsen, Берлин, предназначенный для школ с изучением немецкого языка как второго иностранного. Современная лексика, живые ситуации общения, подробные грамматические правила, проектная работа дают возможность учителю проводить уроки с максимальной эффективностью в группах с любым уровнем обученности. Основной упор в учебнике сделан на развитие коммуникативных умений с учётом Общеевропейских компетенций владения иностранным языком и федерального государственного образовательного стандарта. Учебник получил положительные заключения РАО и РАН на соответствие федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования по иностранным языкам. Данная программа предусматривает классно-урочную систему организации учебного процесса, систему консультаций, индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы учащихся.
Формами контроля являются - промежуточная аттестация, контроль выполнения домашнего задания, итоговая контрольная работа по всем видам речевой деятельности.
Изучение немецкого языка направлено на достижение следующих целей:
•развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а именно:
• речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
•языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке:
•социокультурная компетенция – расширение своей индивидуальной картины мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания; получение обучающимся не только представления о новой для него стране, стиле и образе жизни населяющего ее народа/народов, но и осознание общности и 5 различия различных национальных культур и на этой основе умение рефлексировать собственные культурные ценности при критическом и вместе с тем положительном отношении к культуре немецкоязычного народа. При этом в сознании учащегося осуществляется синтез знаний как о специфике родной культуры, культуры первого и второго иностранных языков, так и об общности знаний о культурах и коммуникации;
•компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
•учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий: •развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала изучаемого языка:
•формирование у учащихся потребности изучения и овладения немецким языком как средством общения, познания, самореализации и адаптации в мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и родного как средства общения и познания в современном мире:
•формирование общекультурной и этнической идентичности личности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры: лучшее осознание своей собственной культуры:
•развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
•осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Применительно к курсу для 8 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах:
 способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
 развивать его память и воображение;
 создавать условия для творческого развития ребёнка;
 прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
 развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
 создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
 воспитывать в ребёнке самоуважение;
 воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
 способствовать формированию чувства «успешности»;
 учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
 развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка;
 раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Характеристика основных видов деятельности учащихся в процессе устного и
письменного общения в рамках указанных тем
Комуникативные умения
Говорение
Диалогическая форма:
 Этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
 Диалог-расспрос;
 Диалог-побуждение к действию.
Монологическая форма:
 Основные коммуникативные типы речи (речевые формы): описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей)Задавать вопросы о чем-либо; отвечать на вопросы собеседника.
Расспрашивать о чем-либо.
Попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника.
Начинать, поддерживать и завершать разговор.
Описывать что-либо.
Сообщать что-либо.
Рассказывать, выражая свое отношение.
Характеризовать, называя качества лица /предмета.
Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен.
Пересказывать услышанный /прочитанный текст (по опорам, без опор).
Составлять собственный текст по аналогии.
Аудирование Восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
 Восприятие на слух и понимание небольших сообщений, рассказов, сказок в аудиозаписи. При непосредственном общении
Понимать в целом речь учителя по ходу урока.
Распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе общения с ним.
Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале и /или содержащее некоторые незнакомые слова.
Использовать контекстуальную или языковую догадку.
Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.
Вербально или невербально реагировать на услышанное.
При опосредованном общении (на основе аудиотекста)
Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте (о ком, о чем идет речь, где это происходит и т.д.)
Воспринимать на слух и понимать как основную информацию, так и детали.
Чтение
 Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
 читать про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова. Соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения.
Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка.
Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать содержание.
Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту.
Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления и понимать основное содержание.
Не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника.
Находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).
Оценивать поступки героев с точки зрения их
Письменная речь
 Писать с опорой на образец
 поздравление с праздником;
 краткое личное письмо Писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем.
Писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).
Правильно оформлять конверт (с опорой на образец).
Языковые средства и навыки пользования ими Графика, каллиграфия, орфография Все буквы английского алфавита.
Звуко-буквенные соответствия. Основные буквосочетания. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита (печатное написание букв, буквосочетаний, слов, соблюдение нормы соединения отдельных букв, принятых в немецком языке).
Соотносить графический образ слова с его звуковым образом.
Отличать буквы от транскрипционных значков. Сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию.
Вставлять пропущенные буквы.
Владеть основными правилами чтения и орфографии, написанием наиболее употребительных слов.
Фонетическая сторона речи
Настоящий курс «Немецкий язык» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты, которые выражаются в сформированности:
· основ гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности;
· уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
· самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и учебные результаты;
· эстетичес ких потребностей, ценностей и чувств, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
· умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
· общего представления о мире как многоязычном и поликультурном сообществе и о языке, в том числе немецком, как средстве общения между людьми;
· осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми он может встретиться в повседневной жизни;
· первичных представлений о мире зарубежных сверстников в стране изучаемого языка.
Метапредметные результаты, связанные с:
· овладением начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умений планировать, контролировать и оценивать учебные и речевые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· развитием речевых, интеллектуальных и творческих способностей школьника;
· овладением навыками и умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; умениями осознанно строить и понимать устное и письменное высказывание на немецком языке в доступных типичных речевых ситуациях с учетом коммуникативных потребностей и возрастных и речевых возможностей учащегося;
· умений осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· формированием общего и лингвистического кругозора младших школьников;
· развитием речевой культуры школьников и культуры общения, а также целенаправленным приобщением учащихся к различным учебным техникам, то есть развитием общеучебных и специальных умений, обеспечивающих эффективное овладение иноязычным общением.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
говорение:
· в условиях непосредственного общения в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения вести элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос и диалог-побуждение, соблюдая элементарные нормы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
· делать устные монологические высказывания (объемом не менее пяти предложений), выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания и пользуясь основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом, характеристикой).
аудирование:
· понимать содержание учебных, а также небольших аудиотекстов, содержащих изученный языковой материал и соответствующих уровню развития детей и их интересам;
· при непосредственном общении понимать просьбы и указания учителя и одноклассников, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке, и вербально/невербально реагировать на них.
чтение:
· выразительно читать вслух простые и небольшие по объему тексты, построенные преимущественно на знакомом языковом материале;
· читать про себя с пониманием основного содержания короткие, простые тексты, имеющие ясную логическую структуру и соответствующие интересам и уровню подготовки учащихся;
· читать про себя с извлечением полной информации из текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале.
письмо:
· владеть техникой письма;
· писать короткое личное письмо или поздравление с праздником с опорой на об-разец.
Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки):
· адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка,
· соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
· соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
· распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная компетентность – знание:
· названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на немецком языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен);
· знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в немецкоговорящих странах.
Б. В познавательной сфере:
· умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков; · умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
· умение систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой;
· умение действовать по образцу при порождении собственных устных и письменных высказываний в пределах тематики начальной школы;
· умение пользоваться справочным материалом, двуязычным словарём учебника, компьютерным словарём;
· умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
· умение переносить опыт работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке (прогнозирование содержания, составление плана, фиксация информации в таблице и др.).
В. В ценностно-ориентационной сфере:
· представление о немецком языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
· приобщение к культурным ценностям другого народа через текст и визуальную информацию.
Г. В эстетической сфере:
· владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;
· знакомство с образцами зарубежной детской литературы, образцами поэзии, фольклора и народного литературного творчества.
Д. В трудовой сфере:
· умение следовать задачам познавательной деятельности;
· умение на элементарном уровне использовать справочную литературу.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая форма
· ритуализированные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
· диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
· диалог-побуждение к действию.
2. Монологическая форма
· основные коммуникативные типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).
Аудирование
· восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
· восприятие на слух и понимание небольших доступных текстов (сообщений, рассказов, сказок в аудиозаписи), построенных в основном на изученном языковом материале.
Чтение
· чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале;
· чтение про себя и понимание текстов, содержащих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова.
Письмо
· выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
· писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Специальные учебные умения
· пользоваться двуязычным словарем учебника, справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
· вести словарь;
· систематизировать слова по разным признакам;
· пользоваться языковой догадкой;
· делать сообщения с опорой на структурно-функциональные схемы предложений, заданные языковые средства;
· опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке.
2. Содержание тем учебного курса.
1. Раздел. Фитнес и спорт
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха. Спорт. Питание.
Спряжение модальных глаголов
Говорить о спорте. Писать краткие истории и вопросы к интервью по иллюстрациям. Воспринимать на слух и прогнозировать диалог по иллюстрациям. Читать и соотносить прочитанную информацию с визуальным рядом. Читать и понимать страноведческий текст о спортивных кружках и немецкоязычных странах. Рассказывать о несчастных случаях, произошедших с учащимися. Выполнять задания на тренировку внимания.
2. Раздел. Школьные обмен.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношения к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и культуру.
Воспринимать на слух и понимать аудиотекст, заполнять таблицу, вычленяя необходимую информацию. Сравнивать традиции школьного обмена в Германии и России. Читать тексты и находить заданную информацию. Говорить о проблемах и находить пути их решения.
Высказывать свои опасения и заботы. Читать и понимать анкеты. Читать и понимать записи в дневнике. Создавать проект о школьном обмене с Германией.
3. Раздел. Наши праздники.
Культурные особенности страны изучаемого языка – национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи.
Воспринимать на слух и понимать диалог и текст о праздниках в немецкоязычных странах. Писать сообщение о праздниках России. Соглашаться и возражать. Оформлять творческую работу о праздниках в Германии.
4. Раздел. Маленькая перемена.
Повторение.
5. Раздел. Атмосфера Берлина.
Выдающиеся люди Берлина. Рассматривать фотографии и соотносить их с аудиотекстом. Читать и понимать страноведческий текст о Берлине.
Воспринимать на слух и понимать текст-диалог о посещении музея.
Понимать на слух тексты немецких песен. Делать сообщение о Берлинской стене. Проводить опрос в классе о том, какая музыка нравится. Делать презентацию о Берлине, столице России. Описывать маршрут, спрашивать, как проити. Писать и инсценировать диалоги в ситуации «Ориентирование в городе». Просить помощи. Вежливо запрашивать информацию. Планировать свободное время. Разыгрывать диалоги о покупке билетов.
6. Раздел. Мир и окружающая среда.
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды, климат, погода.
Соотносить текстовый и иллюстративный материал, систематизировать лексику по теме. Воспринимать на слух диалог и заполнять таблицу. Говорить о том, где учащиеся хотели бы жить. Собирать информацию о погоде. Обсуждать погоду в своем городе, употребляя предложения с wenn. Воспринимать по радио информацию о погоде. Обсуждать в классе, что можно сделать, чтобы решить проблему окружающей среды. Составлять тексты об охране окружающей среды.
7. Раздел. Путешествие по Рейну.
Досуг и увлечения. Чтение. Кино. Театр. Виды отдыха. Путешествия. Транспорт. Покупки. Читать и понимать страноведческий текст о междугородних поездках в Германии. Устно описывать какой-либо город. Воспринимать на слух и понимать диалог о планах путешествия. Писать и инсценировать диалоги. Употреблять в речи предлоги места и направления. Говорить о своих предпочтениях. Соглашаться и отклонять приглашение.
8. Раздел. Прощальная вечеринка.
Досуг и увлечения. Виды отдыха. Путешествия. Транспорт.
Высказывать и аргументировать своё мнение. Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. Читать и понимать страноведческий текст о мигрантах. Строить высказывание, соблюдая правильный порядок слов с двумя дополнениями в дательном и винительном падежах. Воспринимать на слух песню, понимать и находить информацию о подарках. Употреблять в речи краткие разговорные формы слов. Составлять план вечеринки. Планировать вечеринку, составляя меню.
9. Раздел. Большая перемена.
Воспринимать на слух, понимать, дописывать историю по иллюстрациям, писать диалоги, называть сложные существительные и их составные части.
3.Требования к уровню освоения программы
Основной целью обучения в 8 классе является создание у учащихся прочной основы владения немецким языком, а также в формировании у них мотивов учения и общения на изучаемом втором иностранном языке.
Для достижения этой цели организуется интенсивная работа над лексическим, грамматическим орфографическим и фонетическим материалом, обеспечивающим учащимся возможность высказываться на элементарном уровне в устной и письменной формах и понимать несложные письменные и устные высказывания по темам “Я и моя семья”, “Мои интересы и увлечения”, “Моё свободное время”. Особое внимание уделяется технике чтения вслух и про себя. Не менее существенна и техника письма, обращается внимание учащихся не только на специфику немецкого языка, но и на общность первого и второго иностранных языков: общий латинский алфавит, интернациональные слова, одинаковые языковые структуры и др. Учащиеся (преимущественно самостоятельно) выявляют особенности немецкого языка по сравнению с первым иностранных языком (например, наличие или отсутствие артикля перед существительными, в том числе и интернациональными словами, и др.) В результате уже в 8 классе в области развития коммуникативных умений становятся реальными задачи научить учащихся: — в условиях непосредственного общения представлять себя в ситуации „Bekanntschaft“, а также строить элементарные диалоги в рамках темы „Freizeit“; — элементарно высказываться (устно и письменно) в монологической форме о своей семье, о семье друга, о своем любимом занятии, используя знакомую лексику; — задавать вопросы по темам вводного курса, обращаясь к одному лицу (du) или к группе лиц (ihr), и отвечать на подобные вопросы (ich, wir); высказывать (устно и письменно) предположения типа Ichglaube, ... и реагировать на подобные вопросы со стороны_партнера_по_общению; — понимать на слух (с опорой на печатный текст и зрительную наглядность) содержание элементарных текстов по тематике курса, в том числе содержащих незнакомую лексику, о значении которой можно догадаться (интернациональные слова); — читать вслух и про себя элементарный текст, содержащий незнакомую лексику, о значении которой можно догадаться, в том числе с опорой на зрительную наглядность; — писать с опорой на образец элементарное письмо (поздравление) немецкому другу. В рамках данного курса учащиеся получают первичные знания о стране изучаемого языка, знакомятся с правилами работы с немецко-русским словарем, с особенностями речевого этикета в ситуации „Bekanntschaft“, с оформлением личного письма и др.
Лексическая сторона речи. Предлагаемые учащимся лексические единицы дифференцируются с точки зрения их продуктивного и рецептивного усвоения. Основное внимание уделяется работе над продуктивной лексикой, т. е. словами и словосочетаниями и выражениями, которые учащиеся используют в своих устных и письменных высказываниях. Это простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру страны изучаемого языка.
Грамматическая сторона речи. Основной задачей работы над грамматическим аспектом устной и письменной речи является развитие у учащихся навыков корректного оформления своих высказываний (например, правильного применения форм глаголов, предлогов, местоимений, прилагательных).
По окончании 8 класса учащиеся должны знать и использовать следующие грамматические явления:
 Утвердительные, отрицательные и вопросительные формы структур с глаголами sein и haben, с модальными глаголами, с полнозначными глаголами в Präsents, с возвратными глаголами, с глаголами с отделяемыми и неотделяемыми приставками;
 Существительные в единственном и множественном числе, склонение существительных;
 Определенный, неопределенный, нулевой артикль;
 Личные, указательные вопросительные, отрицательное (kein), безличное (es) и неопределенно-личное (man) местоимения, склонение местоимений в единственном и множественном числе;  Количественные числительные от 1 до 100 и формы образования порядковых числительных (рецептивно).
Говорение включает развитие умений диалогической и монологической речи. В первом случае учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по тексту и по теме, строить свои диалоги с опорой на данный образец диалогического текста. Во втором случае речь идет о развитии умений высказываться на элементарном уровне о себе, своей семье, своих друзьях, своих интересах, своем городе и т. д.
В процессе обучения говорению школьники учатся выражать на немецком языке определенные коммуникативные намерения: представить себя в ситуации «Знакомство», представить других; сообщить о себе и своей семье элементарные сведения и запросить соответствующую информацию о других;
Аудирование. Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Чтение. Обучение чтению строится на аутентичных текстах. Процесс обучения включает работу над техникой чтения (текст в начале параграфа) и над развитием умения понимать содержание прочитанного (тексты к конце параграфа). Обучение технике чтения предполагает развитие умений озвучивать буквы и соотносить звуки немецкого языка с их значением, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов, читать тексты вслух и про себя.
Письмо. Обучение письму включает развитие техники письма и умение передавать смысловую информацию с помощью графического кода немецкого языка.
Учащиеся должны уметь написать личное письмо, объявление в газету, поздравительную открытку на основе образца, описывать события, явления, предметы с опорой на ключевые слова.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты направлены на:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты направлены на:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по второму иностранному языку состоят в следующем:
А. В коммуникативной сфере (т. е. владении вторым иностранным языком как средствомобщения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
-умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудирование:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации;
чтение:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного пере вода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; - читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
- применение правил написания изученных слов;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных
типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений
(временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране
и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; - умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации
и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном
языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
-достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Обучая учащихся немецкому языку как второму иностранному по УМК «Горизонты», учитель
должен учитывать требования Федерального государственного стандарта общего образования
4. Учебно-тематический план 1.Раздел. Фитнес и спорт
2.Раздел. Школьны обмен.
3.Раздел. Наши праздники.
5.Раздел. Атмосфера Берлина.
6.Раздел. Мир и окружающая среда.
7.Раздел. Путешествие по Рейну.
8.Раздел. Прощальная вечеринка.
Итого: 35 часов
Грамматика
1.Спряжение модальных глаголов в простом прошедшем времени.
2.Союз sondern.
3. Глаголы liegen-legen, stellen-stehen, ипредлогиместа.
4. Глагол wissen и косвенные вопросы с вопросительным словом
5. Придаточные предложения с wenn. 6. Предложения с trozdem. Отрицания keener, niemand, nichts, nie.
7. Прилагательные перед существительным в единственном числе. Словообразование.
8. Глагол с двумя дополнениями в дательном и винительном падежах.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов
1.Фитнес и спорт 5
1 Важен ли спорт? Совершенствование навыков говорения. 1
2 Спортсмены из Германии, Австрии и Швейцарии. Работа с текстами. 1
3 Учись учиться. Йога для мозга – другой спорт. 1
4 Учимся извиняться и переспрашивать. 1
5 Формулировки вежливого обращения. 1
2.Школьный обмен
4
6 Германия и наша страна. Совершенствование навыков говорения и извлечения главной информации из текста. 1
7 Линда едет за границу. Заполнение анкеты. Формирование культуры письма. 1
8 Линда в Шанхае. Квартира. Употребление предлогов. 1
9 Главный праздник. Правила оформления
личного письма. 1
3. Наши праздники 4
10 Обзорная экскурсия в немецкие праздники. Монологическая речь. 1
11 Подготовка к защите проекта. Праздники в Германии, Австрии или Швейцарии. Работа с текстами и изображениями 1
12 Праздники в районе Рейна. Работа с интернет-ресурсами. 1
13 Защита проектов. Монологичесая речь. 1
5. Атмосфера Берлина 2
14 По дороге в Берлин. Тренировка употребления новой лексики. 1
15 Путешествуем по Берлину. Видео 1
6. Мир и окружающая среда 5
16 Афиша. Работа с текстами. Пересказ. 1
17 Покупка билетов. Вежливая форма. 1
18 Монологическое высказывание, письменное задание. 1
19 Места и ландшафты. Работа в группах. Диалогическая речь. 1 14.01.2016
20 Природные катаклизмы. Аудирование с полным пониманием. 1
7. Путешествие по Рейну 10
21 Форум. Работа с текстом.Совершенствование навыков произношения. 1
22 Подготовка проекта «Экономия энергии и защита окружающей среды в школе или дома. Работа в группах. Защита проектов в группах 1
23 Введение географических названий. 1
24 Рейн. Работа с текстами в группах. Мини-доклады. Совершенствование навыков поискового чтения. 1
25 Планируем путешествие. Аудирование с полным пониманием. 1
26 Берлин - столица Германии 1
27 Три города – государства: Берлин, Гамбург, Бремен. 1
28 Реки Германии. Видео. 1
29 Путешествие по Рейну 1
30 Мы рассказываем о 16 Федеральных землях 1
7. Прощальная вечеринка 9
31 Тренировка употребления новой лексики в диалогической речи. 1
32 Проект «План путешествия». Монологическое высказывание. 1
33 Переезжаем. 1
34 За границу с родителями. Дискуссия. 1
35
Работа с песней групп «Принцы». Закрепление новой лексики. 1
36 Готовимся к вечеринке 1
37 Готовимся к вечеринке 1
38 Споёмте друзья (маленький концерт) 1
39 Путешествуем по Германии 1
Дополнительная литература для учащихся:
1. М.М. Аверин «Горизонты» - 2014 год
2. М.М. Аверин Рабочая тетрадь к учебнику. 2015 год
3. И. Н. Годынская. Проверь сам себя — М., 1977
4. Е. Г. Даванкова. Вся немецкая грамматика в тестах — М., 2003
5. Л. П. Дерябкина. Немецкий язык. Карточки для индивидуального контроля знаний учащихся — В., 2008
6. А. В. Чеботарь. Все правила современного немецкого языка — М., 2007

Дополнительная литература для учителя:
1.Г. Д. Архипкина. Тесты по немецкому языку — М., 2004
2М.М. Аверин «Горизонты» - 2014 год
3 М.М. Аверин Рабочая тетрадь к учебнику. 2015 год
4Е. А. Елисеева. Deutsche Grammatik — С., 2009
5 “Hollo, Nachbarn!” – 1999 – видео курс