Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чайковский техникум промышленных технологий и управления»









Методические рекомендации
для обучающихся
по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)»

для специальностей технического профиля




















2013
РАССМОТРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин
____________/В.Ф. Шутова/
«____»_____________2013г.
Протокол № _____





СОГЛАСОВАНО
Методист
___________/Г.П. Худякова/
«___»_______________2013г.



Составлено:
В соответствии с рабочей программой

УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УМР
__________/И.А. Санникова/
«___»____________2013г.



Разработала: Байкова Н.А. преподаватель английского языка






















Содержание

Пояснительная записка 4
1 Тематический план с указанием видов самостоятельной работы и
количество часов на ее выполнение 6
2 Методические рекомендации для самостоятельного изучения грамматики 8
2.1 Грамматика лексико-грамматические упражнения 9
2.2 Тесты на проверку усвоения грамматического материала по темам, вынесенным на самостоятельное изучение 18
3 Методические рекомендации по написанию личных писем на английском языке 21
4 Методические рекомендации для организации самостоятельной
работы с текстом 22

4.1 Методические указания для организации самостоятельной работы
с текстом 23
4.2 Пример работы с текстом 24
4.3 Тексты для самостоятельной работы студентов 28
4.4. Клише, используемые при реферировании текста 31
Список литературы 33
Приложение 1 34
Пояснительная записка
Дисциплина «Иностранный (английский) язык» входит в общеобразовательный цикл и составляет часть общекультурной подготовки студентов. Основной целью обучения студентов иностранному языку является овладение навыками практического пользования языком.
Самостоятельная работа по иностранному языку в образовательных организациях СПО направлена на развитие способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию и социальной адаптации. Самостоятельная работа - это метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов обучения между собой. В процессе самостоятельной работы студент выступает как активная творческая личность, готовая к будущей профессиональной деятельности.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине «Английский язык». На изучение английского языка на первом курсе предусмотрено 39 часов самостоятельной работы.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умения использовать справочную и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитию исследовательских умений;
формирования обще-профессиональной компетенции: умение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Чтобы успешно усвоить материал для самостоятельной работы студент должен изучить грамматические правила, выполнить тренировочные лексико-грамматические упражнения, проверить себя, выполнить тестовые задания. Для этого надо знать основные формы обработки учебного материала, грамматические формы, типичные для языка данного типа материалов.
Данное пособие предусматривает следующие виды работ: написание сочинения (диалога, монолога), глоссария по темам, работа с текстом, написание личного письма. В методических рекомендациях показаны приемы работы с текстом, описаны приемы работы со словами, грамматическим материалом в виде инструкций и памяток, в которых содержатся указания о приемах самостоятельной работы, способах обобщения и систематизации знаний путем составления таблиц, схем, опорных конспектов.
Критериями оценки внеаудиторной самостоятельной работы являются:
уровень усвоения студентом учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общенаучных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Большинство самостоятельных работ данного пособия выполняются индивидуально, возможность выполнения работы группой отражена в заданиях. Во время выдачи заданий самостоятельной работы проводится устный инструктаж по ее выполнению.
Контроль результатов выполнения самостоятельной работы проводится на учебных занятиях в устной, письменной или смешанной форме с предоставлением продукта творческой деятельности студента.

1 Самостоятельная работа студентов


п\п
Наименование
темы
Наименование работы
кол-во
час.

1
-основные правила чтения и произношения, -транскрибирование
-интонация утвердительного и вопросительного предложения
-артикли
-повелительное наклонение
-глаголы «to be» и «to have»
-тренировка чтения и произношения
- тренировка транскрибирования
-фонетический диктант



- грамматический тест
-лексико-грамматическое упр.-е
- грамматический тест
2

1
1



1
1
2

2
-знакомство


-множественное число существительных, обороты there is/are, простое настоящее время
-составление глоссария по теме
-работа с текстами по теме
-составление диалогов
- лексико-грамматические упражнения


1
1

1



3
-обо мне и моей семье



-виды вопросов
-словообразование
-работа с текстами по темам
-написание рассказа о себе и родственниках
-написание личного письма
-лексико-грамматические упражнения
3
1

1
3


4
-описание людей


-указательные местоимения
-написание письма
-описание людей по картинке

-лексико-грамматические упражнения


1
1
1

5
-жилье



-местоимения some, any, no и их производных
-работа с текстами по темам
-написание эссе "Жилье моей мечты"/подготовка сообщения по теме
-лексико-грамматические упражнения
1
1


2

6
-повседневная жизнь/ учеба/ pаспорядок дня


-простое прошедшее время

-работа с текстами по темам
-составление распорядка дня для знаменитостей
-описание своего рабочего дня
-лексико-грамматические упражнения
1
1

1
1

7
-страны изучаемого языка и родная страна


-простое будущее время
-работа с текстами по теме
-описание своего города/села и Лондона
-подготовка сообщения по теме
-лексико-грамматические упражнения
1
1

1

1

8
-покупки


-длительные времена
-работа с текстами по теме
-описание магазина своей мечты
-подготовка сообщения по теме
-лексико-грамматические упражнения
1
1
1

9
зачет
-лексико-грамматические упражнения/пробное тестирование
2


Итого
39




Методические рекомендации для самостоятельного изучения грамматики

Грамматика, лексико-грамматические упражнения

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изучите правила на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проверьте себя, выполнив следующие задания для самоконтроля.
Тест 1. Найдите в разделе (б) звуки, соответствующие произношению букв и их сочетаний из раздела (а).
а)1.sh; 2. th; 3. ck; 4. wh (перед «о»); 5. ng; 6. ee; 7. ay; 8.oa; 9. ow (в конце слова); 10. ow (в середине слова).
б) 1.[ks]; 2. [ts]; 3. [i:]; 4. [ov]; 5.[o:]; 6. [(]; 7. [a:]; 8. [k]; 9.[h]; 10. [ei]; 11. [l]; 12.[au]; 13. [ju:]; 14. [(]; 15. [h].

Тест 2. Найдите в разделе (б) звуки, соответствующие произношению букв и их сочетаний из раздела (а).
а) 1. ch; 2. x; 3.ou; 4.al + согл.; 5. as + согл.; 6. ear; 7. our; 8. air; 9. w + or; 10. ew.
б) 1. [(((( 2.(s]; 3. [(((( 4( (au]; 5. [I:]; 6. [o:]; 7. [e(]; 8. [ts]; 9. [ju:]; 10. [au(]; 11. [ks]; 12.[a:]; 13. [[k]; 14. [(]; 15. [u:].

Тест 3. Найдите в разделе (б) звуки, соответствующие произношению гласных из раздела (а) в открытом слоге.
а) 1. e; 2. I; 3. a; 4. o; 5. y; 6. u
б) 1. [ov]; 2.[i:]; 3. [(]; 4. [(]; 5. [ju:]; 6. [(]; 7. [i]; 8. [e]; 9. [ai]; 10. [ei]; 11. [(:]; 12. [a:].

Тест 4. Найдите в разделе (б) звуки, соответствующие произношению гласных из раздела (а) в закрытом слоге.
а) 1. y; 2.o; 3. I; 4. u; 5. e; 6. a.
б) 1. [a:]; 2. [ei]; 3. [ju]; 4. [i:]; 5. [(]; 6. [(:]; 7. [ai]; 8. [e]; 9. [i]; 10. [(]; 11. [(]; 12. [ju:].




Интонация утвердительного и вопросительного предложения.
Под интонаций понимают прежде всего мелодику т.е. движение голоса, восходящее или сочетающее в себе элементы повышения и понижения тона. Так сообщение и вопрос по-разному оформляются интонационно.
Интонация служит прежде всего средством передачи грамматического значения. Повествовательное предложение, произнесенное с повышением тона голоса на последнем ударном слоге, являются вопросом. Отрабатывая основные тоны – нисходящий и восходящий – необходимо помнить, что первый ударный слог в каждом высказывании произносится на самом высоком уровне по сравнению с другими ударными слогами. Последний слог в смысловой группе характеризуется резким понижением или повышением тона.
Нисходящим тоном оформляются:
а) законченные повествовательные предложения:
I (study( English at ( school.
б) специальные вопросы (с вопр. словами):
(What does it ( mean?
в) приказания:
(Speak ( English
г) восклицательное предложение
(How ( cold it is!
Восходящим тоном оформляются:
а) общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет»:
(Did the train arrive on( time.
б) вторая часть разделительного вопроса:
You (don(t ( speak ( German, | ( do you?
в) незаконченная часть предложения, за которым следует пауза:
(Every ( summer | I(travel to ( England.
г) В перечислении перед всеми его членами, кроме последнего: He has a ( headache, | a( heartache,| a ( toothache,| a ( backache, | a ( earache and a (bad( pain in the ( stomach.
д) просьбы часто оформляются восходящим тоном:
(Pass me the ( butter, please.
е) в альтернативных вопросах (с союзом «or» первая часть вопроса произноситься с восходящим тоном, а вторая – с нисходящим.
(Would you (like ( tea or ( coffee?
Для обозначения тона в интонационной разметке используются следующие знаки: ( - низкое падение; ( - высокое падение; ( - низкий подъем; (( - падение подъем; (( - подъем + падение.
( - значок ударения.
Упражнение 1. Прочтите следующие предложения, строго следуя интонационной разметке.
1. Where did he ( go? – He (left for (England.
2. I (can(t (do it. - I(m (sure you can.
3. I(m (sorry I broke your (
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Упражнение 2. Проинтонируйте данные предложения и произнесите их вслух, следуя интонационной разметке, которую вы сделали. Объясните, почему вы выбрали тот или иной тон. Переведите предложения.
1. Who(s there?
2. Are you busy?
3. Can you help?
4. May I ask
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Артикли
Пользуясь гиперссылками, внимательно изучите грамматические правила, рассмотрите примеры. Проверьте себя, выполнив рекомендуемые упражнения. Повторить пройденное на тему "Articles" поможет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
а) общие сведения об артиклях
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

б) формы неопределенного артикля. Его значение и употребление.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
в) Случаи отсутствия артикля
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
г) Определенный артикль. Его употребление.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
д) Сравнение случаев употребления определенного и неопределенного артиклей
Оборот there is/there are, его отрицательная форма
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните рекомендуемое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проверьте себя.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните рекомендуемые упражнения и проверьте себя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Внимательно изучите личные местоимения и их перевод на русский язык.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Внимательно изучите указательные местоимения и их перевод на русский язык. Для закрепления материала выполните упражнение:
1. I looked at the window. . was closed
2. Where is your cat? – is on the sofa.
3. Where are the books? – . are on the shelf
4. .... don’t understand me.
5
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Спряжение глаголов to be и to have (got)15
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните рекомендуемые упражнения и проверьте себя.
1. I ___ a girl. (am/is/are)
2. My father ___ at work. (am/is/are)
3. T
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14Множественное число существительных15
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните рекомендуемые упражнения. А теперь проверьте себя. Выберите подходящий вариант a/an/the/-:
1. My mother is ... doctor.

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Простое настоящее время (Present Simple Tense)15
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните предложенные упражнения и проверьте себя. Придумайте несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру, предложения запишите в тетрадь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните предложенные упражнения и проверьте себя. Придумайте несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру, предложения запишите в тетрадь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Эта грамматическая форма употребляется для выражения:
повторного действия или постоянного признака предмета в будущем;
цепи последовательных действий в будущем;
однократного действия в будущем.
Например:
а) He will go to the swimming – pool every other day. Он будет ходить в бассейн через день. (Повторное действие в будущем).
He will take a good pupil. Он будет хорошим учеником. (Постоянный признак предмета в будущем).
б) He will take a book open it and begin to read it. Он возьмет книгу, откроет ее и начнет читать. (Цепь последоват. действий, который будут выполнены в будущем одно в след за др.)
в) I shall take the book from the library tomorrow. Я возьму книгу в библиотеке завтра. (Однократное действие в будущем.)
В предложениях с Future Simple для указания на будущее время часто употребляются слова tomorrow (завтра), next week / year, month (на следующей неделе / в следующем году, месяце), in to days (через 2 дня),one of the days (на днях) и т.д.
Простое будущее время образуется:
1. Утвердительная форма
to read ( I shall read (Я прочту).
to go (They will go. (Они пойдут)
то есть утвердительная форма = shall (I, we) / will (he, she, it, they, you) + инфинитив глагола без частицы to.
2. Вопросительная форма.
Для образования вопросительной формы необходимо поставить shall или will на первое место в предложении.
Например:
Shall I go to school tomorrow ?
Will they read this book next week?
3. Отрицательная форма.
Для отрицательной формы необходимо после Shall или Will поставить отрицание not.
Например:
I shall not go to school tomorrow.
They will not read this book next week.
Признаки глагола в Present Simple Tense:
вспомогательный гл. shall или will + инфинитив глагола без частицы to.
Запомните: После слов if,then before, after, as soon as, unless, until в придаточном предложении времени и условия для обозначения действия в будущем глагол ставится в Present Simple Tense вместо Future Simple Tense. Но на русский язык он переводится будущим временем. Например,
I shall go to the cinema if I have time.
Выполни следующие упражнения:
Упражнение 1.
Укажите номера предложений, сказуемое которого стоит в Future Simple Tense.
She went there.
She wants to go there.
She will go there.
We shall read this lesson.
Do you live in Moscow?
They will not go to the theater.

Упражнение 2.
Заполните пропуски вспомогательными глаголами в правильной форме.
Ilive in Moscow.
you study English next year?
Shetake this book from the library tomorrow.
We not have lesson tomorrow.
Theysend her a telegram.

Упражнение 3.
Скажите по-английски:
Они будут жить в Москве.
Пойдете ли вы в библиотеку завтра? – Да. Нет.
Я не переведу этот текст.
Они будут хорошими учениками.

Длительные времена английского глагола
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните предложенные упражнения и проверьте себя. Придумайте несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру, предложения запишите в тетрадь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Выполните предложенные упражнения и проверьте себя. Придумайте несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру, предложения запишите в тетрадь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите грамматическое правило, рассмотрите примеры. Придумайте свои примеры вопросительных предложений (по 2 предложения на каждый вид вопроса) и запишите их в тетрадь.
Словообразование
Пониманию английского текста и его переводу на русский язык серьезно помогает знание словообразовательных средств английского языка.
Основных и наиболее продуктивных способов расширения словарного состава английского языка два: словопроизводство (образование новых слов с помощью суффиксов и префиксов) и словосложение (соединение двух или более слов в одно), сокращения.
В русском языке слова, образованные путем словосложения, имеют соединительные гласные: пароход, землемер и т.д. В английском языке соединительные гласные встречаются только в некоторых научных терминах, например:
turbojet – турбореактивный двигатель
Сложные слова в английском языке четко не отделены от словосочетаний и пишутся раздельно, через дефис или слитно. Например:
sunset – закат, sun-glasses – солнечные очки, sun-lounge – солярий, summertime – летний сезон, simmer time – летнее время, summer – house – летний домик.
Путем словосложений образуются многие сложные местоимения, наречия, предлоги и союзы: everybody, everything, everywhere, throughout, whereas, without и т.д.
Сокращения стали продуктивным способом образования новых слов в современном английском языке. Сокращенные слова образуются усечением начала слова (например: phone вместо telephone, chute вместо parachute, copter вместо helicopter), конца слова (например: veg вместо vegetables, choc вместо chocolate, mac вместо mackintosh), начала и конца слова (например: frig вместо refrigerator).
Кроме того, есть еще такой способ словообразования, как конверсия, то есть чередование ударений и чередование звуков. Конверсия – очень продуктивный способ словообразования. Конверсия – это использование слова в качестве другой части речи, например, существительного в качестве глагола или глагола в качестве существительного.
Например:
room (n) – пространство, место to room (v) – помещать, вмещать
land (n) – земля to land – приземляться, садиться на землю
machine (n) - машина, механизм to machine – подвергать механической обработке.
Упражнение 1.
Образуйте от следующих существительных глаголы и переведите их на русский язык.
aid, air, control, cause, rest, work, lift, light, stop, water.

Упражнение 2.
Образуйте новые слова путем словосложения.
а) English gas, bath, bed, ice, house, five, three, water, sun.
б) breaker, man room, mask, work, year, room, fall, flower.



2.2.Тесты на проверку усвоения грамматического материала
по темам, вынесенным на самостоятельное изучение
Test 1.
1. В каком из следующих слов звук, передаваемый буквой «О», отличается от остальных.
1. phone 2. know 3. sorry 4. zero 5. bone 6. no 7. role
2. В каком из следующих слов звук, передаваемый «А», отличается от остальных?
1. Kate 2. age 3. mate 4. map 5. tape 6. make 7. lake
3. В каком из следующих слов звук, передаваемый “S”, отличается от остальных?
1. six 2. miss 3. bus 4. house 5. seem 6. busy
4. В каком из следующих слов звук, передаваемый “th”, отличается от остальных:
1. thin 2. thing 3. thick 4. bathe 5. bath 6.mathematics 7. path
5. В каком из следующих слов звук, передаваемый “ir” , отличается от остальных:
1. first 2. fire 3. birth 4. girl 5. bird 6. shirt 7. skirt
6. В каком из следующих слов звук, передаваемый “i”, отличается от остальных?
1. six 2. five 3. right 4. write 5. I’m 6.bite 7. mine
7. В каком из следующих слов звук, передаваемый буквой “y”, отличается от остальных?
1. busy 2. city 3. pity 4. mummy 5. reply 6. sunny 7. any
8. В каком из следующих слов звук, передаваемый буквосочетанием “ea”, отличается от остальных?
1. head 2. dead 3. thread 4. breath 5. beat 6. break 7. instead
9. В каком из следующих слов звук, передаваемый буквосочетанием “al”, отличается от остальных?
1. call 2. tall 3. ball 4. calm 5. hall 6. all 7. talk 8. walk
10. В каком из следующих слов звук, передаваемый буквосочетанием “ow”, отличается от остальных?
1. glow 2. slow 3. show 4. snow 5. fellow 6. down 7. grow 8. thrown





Test 2. Словообразование. Word Formation
Определили суффиксы существительных, глаголов, наречий и прилагательных.
1. Verb 2. noun 3. adjective 4. adverb
- ent, -ment, -iar, -ly, -fy, -al, - ion, -er, -ize, -ous, -ity, -sure, -y, -en, -ic, -ive, -ture, -ness, -less, -ency, -ful, -an, -able, -ry, -ity, -ate.

II. Образуйте глаголы от следующих слов, используя суффиксы:
a) -en, b) -fy, c) -ize, d) -ate и переведите полученные глаголы на русский язык.
1. central 2. sharp 3. simply 4. memory 5. justy 6. evalue 7. real 8. pury 9. bright 10. threat

III. Образуйте существительные от следующих глаголов:
1. to increase 2. to blacken 3. to characterize 4. to design 5. to memorize
6. to glorify 7. to trust 8. to release 9. to classify 10. to research 11. to widen
12. to water 13. to deliver 14. to damage 15. to influence

Test 3. Простые времена. The Present, the Future and the Past Simple Tense
Task 1: choose the correct variant:
1. My mother ____ a bad headac
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ght.
a. had met, falled
b. met, fell
c. meeted, fell
7. When you (write) to your parents last time?
a. When do you writed
b. When did you write
c. When did you wrote
8. Выберите правильный вопрос к предложению.
They went to the seaside last summer.
a) Did
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Выберите правильный вопрос к подчеркнутому слову.
The Queen of England lives in Buckingham Palace.
a) Who lives in Buckingham Palace?
b) Where does the Queen of England lives?
c) Where does the Queen of England live?

















3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пользуясь гиперссылкой, внимательно изучите алгоритм написания личного письма(см. Приложение 1), рассмотрите примеры. Попробуйте себя в написании письма, используя тренажеры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Общие правила
В случае личных писем нет никаких ограничений на тему, тон и стиль письма. Это Ваше личное дело, что, кому, как и с какой целью Вы пишете. Это положение касается, как обращения-подписи, так и темы письма. Так что пользуйтесь полной свободой в рамках приличий!
Варианты обращения
Dear John and dear Mary
Dear Mr Johns and Mrs Johns
My dear Mary John, dear Mary, darling Mary, my dearest

Начальные фразы письма
I'm writing to (thank/ tell/ ask/ congratulate/ apologize/ etc.)
I'm writing to thank you very much for the nice post card:
I'm writing to tell you that we are going to be in Providence during Christmas time:
I'm writing to ask you if you would come to dinner/lunch one day soon: would Monday, 7.07. 2000 suit you?

Варианты подписи:
Sincerely yours, Lisa
Yours very sincerely, Lisa
Meanwhile many apologies and love Lisa.

With all good wishes to you both, Lisa
With best wishes, Lisa
Yours ever, Lisa
Yours affectionately, Lisa
Yours sincerely, Lisa
Lisa.

With kind regards (from us both), Lisa
With our best wishes to you all, Lisa
Yours sincerely, Lisa
Yours sincerely, Lisa and John

With my best wishes for today, and every day, Lisa
With best wishes to yourself and kindest regards to your wife, Lisa.
Yours ever, David and Lisa.

Yours affectionately, Lisa
With sincerely sympathy, Lisa
Meanwhile all the best, Lisa
Yours, Lisa

With all good wishes to yourself,
Yours affectionately,
Lisa.

Our love to you and George
Yours,
Lisa and Michael

With love and very many thanks from us both,
Lisa and Michael

Cordially yours,
Lisa

Пользуясь гиперссылкой, внимательно ознакомьтесь с презентацией [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], рассмотрите примеры.












4 Методические рекомендации для организации самостоятельной работы с текстом

Для того, чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научиться разнообразным манипуляциям с текстом на пред текстовом, текстовом и после текстовом этапах. Знание таких приемов позволяет овладеть навыками и умениями самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.
Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых, образцов их узнавания в тексте и овладение догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.
На текстовом этапе предполагается использование различных приемов извлечения информации и трансформации структуры и языкового материала текста. На послетекстовом этапе приемы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы с текстом
Прочтите заголовок текста.
Выпишите незнакомые слова.
Определите по формальным признакам синтаксическую функцию как известных, так и неизвестных вам слов.
Сделайте предварительный перевод заглавия, заменяя незнакомые слова неопределенно - личными местоимениями.
прочтите текст, определите его тему двумя - тремя словами.
Прочтите еще раз первый абзац.
Подумайте, встречаются ли в первом абзаце слова заглавия. Помните, что известные слова могут быть представлены синонимами или описательно.
Посмотрите, есть ли в абзаце слова, близкие по форме неизвестному слову.
Определите, одинаковы ли подлежащее абзаца и подлежащее заголовка.
Определите, одинаковы ли сказуемые (дополнения) в абзаце и заголовке.
Читайте следующие абзацы, выписывая из них законченные в смысловом плане отрезки, содержащие слова заглавия.
Преобразуйте, если необходимо, полученные отрезки в двух- или трехсоставные предложения так, чтобы известные слова выполняли одну и ту же синтаксическую функцию.
Сравните главные члены и дополнения в полученных предложениях. Убедитесь в том, что в заглавии было выражено незнакомым вам словом, а в полученных предложениях в роли сказуемого появились слова, известные вам. То же относится к подлежащему и дополнению

4.2 Пример работы с текстом:
The last bus to Donington - on – Bain
John Tryer reports on the local problems of a national crisis - how people without cars can move about in the country.
Last Monday the little village of Donington - on - Bain, deep in the Lincolnshire woods, lost its last contact through public transport with the outside world. Once Donington (pop. 236) boasted its own railway station. That closed a generation ago, and on April I the two bus services, to Lincoln in one direction and Louth in the other, were withdrawn. Now the villagers of Donington, a third of whom do not own a car, face a three-mile treck for the nearest bus route.
Lincolnshire is not a good bus country, with the population scattered around in little pockets over the flat, rich farmland.
The buses have to cover long distances from place carrying don’t make enough money on these journeys, and that even using the money they make on the busy routes to pay for the less busy ones they can’t make ends meet. So they back the services. There are fewer buses. Fewer people find the service they need.
What are they going to do when the services stop? It game as a shattering blow to Donington - on - Bain. “They’ve got no right to leave us here without a bus” said Eva Traves, a 56 year - old housewife who has lived in the village for 36 years. “We’ve ever such a lot of elderly people here. How are they going to get out?”
“My husband Ron was in hospital at Louth recently and I visited him every day. I couldn’t do that now, unless somebody took me in their car. The nearest bus is at South Willingham, three miles away.”
Donington’s local councilor, Charles Turner, was one of the first to be hit by lost service. Unlike Ron Traves, who rides on a scooter to the meetings in the Louth this week.” Turner says that some 35 per cent of the Donington people, especially in the old people’s bungalows and the council houses, do not have a car.
All hope, however, is not lost. Louth Rural District Council is trying to persuade a local firm to run a bus service to and from Donington two days a week. The trouble is that it will not do so unless the council underwrites the costs at the rate of 7 a day. The Council has refused, but its clerk, Bryan Spence, is trying to talk the firm into haying a few experimental runs to see what happens.
Unless something is done, the drain of people from villages to the towns will continue, which cannot be healthy. If there are more people in the villages it will be easier to justify buses to them. Many councilors seem to cling to the mistaken belief that all villagers are two - car families when in fact many do not even have one.
Предтекстовый этап
1. Would you improve your reading skills?
a) Read and underline the word which is the same as the first one given^
last lost told bold
list told
lots hold
last cold
b) Here is a series of two expressions. They are sometimes different. Go through the list and when the expressions are different, underline the word that differs in the second expression:
bus services bus services
well paid well said
old looking cold looking
one-way one day
few passengers a few passengers
the drain of people the train of people
he’s hit by the lost service he’s hit by the lost servant
who lives in the village? who leaves for the village?
they can’t make meet they can’t make ends meet
c) Find the word which means the same things as the word mentioned:
carry run little large wood oak
take big tree
drive small forest
ride nice land
2. a) Will you read the following passage and find 4 words with the suffix “tion” in it? What effect does the suffix have on the meaning of the words?
Once, Donington (population 236) had its railway station. That closed a generation ago, and on April I the two bus services, to Lincoln in one direction and Louth in the other, were withdrawn.

b) In the first sentence you can see the word “villager”. Can you find another word formed in the same way?
Now villagers of Donington face a three - mile treck for the nearest bus route. Donington’s is local councilor was one the first to be hit by the lost service.

c) Will you read the sentences and find the equivalents of the following words:
cut back
The last two bus services were withdrawn.
thrown about
Lincolnshire is a country with the population scattered around in little pockets over the flat, rich farmland.
taking:
The buses have to cover long distances from place to place carrying only a few passengers at a few passengers at a time.

3. Read the following passage and select the appropriate link-words from the list given below:
All hope1, is not lost. South Rural district Council is trying to persuade a local firm to run a bus service to and from Donington two days a week,2. Is that it will not do so3 the council underwrites the costs at the rate of 7 a day. The council has refused,4 its clerk is trying to talk the firm into having a few experimental runs.
1 2 3 4
thus The only result on the condition if but
however As a matter of under the circum- however
in this way fact stances yet
in addition The trouble unless and
this
4. The title, the first sentence and the first words of each paragraph of an article have been given below. Pick the points that you think are mentioned in the article.
The last bus to Donington - on - Bain
Last Monday the little village of Donington - on - Bain, deep in the Lincolnshire woods, lost its last contact through public transport with the outside world.
Lincolnshire is not a good bus country .
The buses have to cover .
But what .
It game as .
Donington’s local councilor .
All hope, however .
Unless something is done .
The article tells us/mentions:
about one of the local problems of a national crisis
that the fact mentioned in the article be a tragedy with the villagers
that the situation doesn’t seem to improve soon
how people without cars can’t move about the country
how the little village lost its last contact through public
what problem the villagers of Donington face
5. Work in groups of two.
a) Look at the following word combinations and think of a story that might combine them all. You may reoder them in any way you want to using any form of the verb:
to lose a contact, two bus services, to make ends meet, to cling to the mistaken belief, to be withdrawn, to carry a few passengers at a time, to be hit by the lost service, the drain of people from the villages to the towns, to persuade a local firm.
b) When you have decided upon the story, tell the story to your partner. Then listen to that of your partner. Ask each other as many questions as you can to learn further details or clarify some points.

Текстовый этап
1. Read the text “The last bus to Donington - on - Bain” and a) underline the sentences that best sum up the main idea of each paragraph; b) reorder the words according to what happens in the passage. When you have finished, discuss the order you decided on with other groups.
2. Would you mark the position where Donington - on - Bain is on a map? Indicate all the roads and neighboring cities mentioned in the text, please. (Дается контурная карта.)

Послетекстовый этап
1. Please, complete the following statements with phrases:
1.The last bus services to the little village of Donington - on - Bain were withdrawn because (there are a few passengers at a time; there are passengers; there are no buses; there are few people in the village)
2. The villagers need the bus service badly because (not all of them have a car; they have a three-mile walk to the bus; some people travel by bus; they haven’t got any other transport)
3. Louth Rural District Council is trying to persuade a local firm to run a bus service to and from Donington (every day, every other day; two a week; from time to time)
4. The local firm wants the Council to underwrite the costs at the rate of 7 a day and the latter(has agreed; doesn’t know what to do; is discussing the problem; has refused)
5.The drain of people from the villages to the towns will continue if(all the villagers haven’t got a car; public transport is withdrawn; the villages are situated far from the railway station; the living conditions of the villagers are improved)

2. Answer the following questions, selecting the right answer:
1. Who wrote this text? (author’s name and occupation)
2. What is the aim of the message? (informing; teaching; entertaining)
3. What is the author’s intention in this messages? (There may be more than one answer.) (to amuse the reader; to predict what the future of an English village; to criticize society; to teach us something about life in the future)
4. What is the author’s attitude towards the problem he describes? (indifference; sympathy; pity; admiration; anxiety; detachment hiding concern; criticism)
5. Do you think the article its aim? Why? (yes; no; probably; perhaps)


4.3. Тексты для самостоятельной работы студентов

1. Read the text “Mr. Holland’s Dream”
When Mr. Holland was a young man, he played a lot of football, and he had always been thin and very strong. But then he worked in an office for many years, and he drove to work in a car, so when he was forty, he was fat and very soft, and he didn’t wish to get fatter and softer every year.
One day one of his friends said to him: “Would you like to be thinner, Fred?”
“Of course, I would”. Mr. Holland answered.
“Well”, his friend said, “stop going to your office by car, and get a bicycle”.
Mr. Holland had not ridden a bicycle for many years. “It’s very hard to learn to ride a bicycle again at your age”, his wife said.
But it was not too hard for Mr. Holland to do. He usually sat in his living room and read the newspaper in the evening, but he bought a bicycle for his birthday and practiced riding it every evening instead. He hope that it would help him to get thinner, and he got a lot of pleasure from it.
He found little roads which not really very narrow, but were too narrow for cars, and there he got away from the nasty noises of the city, which were becoming too much for him. They were not really very loud, but they were too loud for Mr. Holland.
Then he began to go his office by bicycle. Sometimes all the cars stopped at a red light, and he went past them to the front, because his bicycle was narrow. Then he was very happy.
Yesterday he stopped at a red light, and a man came up behind him on another bicycle. he stopped too and to Mr. Holland, “Have the police taken your driving licence away too?”

I. Put the sentences in the correct order.
Then he began to go to his office on his bicycle.
He usually sat in his living room and read the newspaper.
It was not too hard for Mr. Holland to ride a bicycle.
He found little roads which were not really very narrow.
When Mr. Holland was a young man, he played a lot of football.
When he was forty, he was fat and very soft.
Mr. Holland hadn’t ridden a bicycle for many years.
He didn’t wish to get fatter and soften every year.
When all the cars stopped at a red light Mr. Holland went past them, because his bicycle was narrow.
Another man stopped too and said to Mr. Holland “Have the police taken your licence away too?”

II. Answer the following questions.
What is Mr. Holland’s dream?
When did he play a lot of football?
Why had he always been thin and very strong?
Why did he become fat and very soft?
What was the advice of one of his friends?
Was it hard to follow this advice? Why?
What did he usually do in the evening?
What would help him to get thinner?
Where did Mr. Holland practice?
Did he stop at the red light?
Why did a man behind him ask: “Have the police taken the driving licence away too?”

III. Circle the correct answer.
1. Was Mr. Holland fat or this when he was young? A. He was slim C. He was thick
B. He was thin D. He was fat
2. What was he like when he was forty?
A. He was fat C. He was thick
B. He was thin D. He was slim
3. Who told him to get a bicycle?
A. His son did C. His mother did
B. His wife did D. A friend
4. Was it hard for him to learn to ride a bicycle again?
A. Sometimes it was to learn to ride a bicycle again
B. Yes, it was very easy
C. Yes, it was very hard
D. No, it wasn’t
5. When did he practice?
A. In the evening C. On his birthday
B. In the morning D. At weekends.
6. Did he enjoy riding his bicycle?
A. Yes, he did C. No, he didn’t
B. Fifty-fifty D. Sometimes
7. Why did he like narrow roads?
A. Because they were crowded
B. Because they were very clean
C. Because they were noisier
D. Because they were less noisy
8. Why could he go past cars at red lights?
A. Because he didn’t have to stop at them
B. Because he was very ambitious
C. Because he didn’t know traffic rules
D. Because his bicycle was narrower
9. Had the police taken Mr. Holland’s driving licence away?
A. No, they hadn’t C. Yes, they had
B. Just checked it D. He left it at home
10. Had they taken the other man’s away? A. No, they hadn’t C. He left it at home
B. Just checked it D. Yes, they had

2. Read the text «Amusement park»
I always say that I am not little any more and I am not interested in any theme parks. When my classmates invite me to go there with them I always: “No, I am busy doing more interesting things than going to the amusement park.”
But last weekend I felt sorry that I told everybody at school that. Last weekend my little sister had her birthday and asked me to take her to the amusement park. What could I do? Of course, I went with my sister to the amusement park. It took us half an hour to get to the park by the underground. At first my sister rode on a merry-go-round. She took a ride on a white horse while I watched her. The merry-go-round moved very fast but my little sister was not afraid. Then she saw a roller coaster. It was low and high hills and a tram ran up and down them. She enjoyed the ride very much. Then we came up to the Big Wheel. I was tired of watching my sister and that time I decided to take a ride on the Big Wheel. My sister and I got into the car. There are four seats in each Wheel car. We waited a little and then I saw two girls from my class. They saw me, laughed and took their seats in our car. They had a very good time and laughed a lot. I think they laughed at me. My sister also had a great time But not me

Find in the text the sentences with these words and word combinations and write them out:
Я больше не маленький
Мне стало жаль
Она попросила меня отвести ее в парк аттракционов.
Я наблюдал за ней.
Поезд ехал вверх и вниз.
Я устал наблюдать за своей сестрой.
Моя сестра и я сели в вагонетку.

Lexical Work: fact/quickly
The planes fly fact
Peter can run fast
Look! Helen is writing very fast!
My father drives very fact.
You are talking very fast. Please, talk more slowly.

***
The bell rang and the children ran quickly to the door.
Helen heard a noise outside ran up to the window.
The children were walking slowly, when they saw the river they quickly ran to it.
Tom Sawyer hated to wash himself with soap. He usually did it very quickly.
The teacher asked the question and it was Samuel who answered very quickly.

2. Fill in quickly or fast.
I can ride a bike very_______.
In the morning Pete could not find his bad but his mother did it_______.
Mary hated soup. At the lunch time she was eating the soup very slowly but when her mother gave her ice cream she ate it________.
The children were skating. Helen was skating ______. But when she saw her friend Daniel she stopped ________ and called him.
There were one hundred pieces in the puzzle. The children did the puzzle_____. It took them only half an hour.
We were walking along the street ____ but when we saw a new beautiful sweet shop we ____ decided to get in and eat something tasty.

4.4 Клише, используемые при реферировании текста или статьи
I. The title of the article. - Название статьи.
1. The article is head - lined - Статья называется
2. The head - line of the article I have read is - Статья, которую я прочитал, называется
3. It is (en)titled - Она называется
II. 1. The author(s) of the article is (are) - Автором(-ами) этой статьи является (являются).
2. The article is written by - Статья написана
3. It is (was) published in - Она (была) опубликована в
III. 1. The main idea of the article is - Основная идея статьи заключается в том, что
2. The article is about - Статья о
3. The article is devoted to - Статья посвящена
4. The article deals with - Статья имеет дело с
5. The article touches upon - Статья затрагивает
6. The purpose (aim, objective) of this article is to give - Цель этой статьи дать (читателям определенную информацию о ) - (the readers some information on )
IV. 1. In the first part of the article the author speaks about - В первой части статьи автор говорит о
2. The author shows - Автор показывает
3.The author defines - Автор определяет
4.The author underlines - Автор подчеркивает
5.The author notes - Автор отмечает
6. The author emphasizes (marks out, pints out) - Автор выделяет
7. First of all it is necessary to underline - Прежде всего необходимо подчеркнуть .
8. The author begins with the describing - Автор начинает с описания
9. According to the text - Согласно тексту.
10. Further the author reports (says) that - Дальше автор сообщает, что
11. In conclusion - В заключении
12. The author comes to the conclusion that - В заключении автор приходит к выводу, что
13. The author concludes by emphasizing the fact that - Автор заканчивает выделением такого факта, как
V. 1. I find the article interesting. - Я нахожу, что статья интересна.
2. I consider the article important. - Я считаю, что статья важна.
3. I found the article of no valus. - Я нахожу, что статья не имеет большой ценности.
4. The article holds much new for (to) me. - Статья содержит много нового для меня.




















Список литературы

1. Агабекян, И. П. Английский для средних специальных учебных заведений.
– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.
2. Практикум по фонетике английского языка: учебное пособие /сост.: Е.О.
Французская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,
2010. – 94с.
3.Голубев, А.П. Английский язык для технических специальностей = English
for technical colleges: учебник для студентов учреждений сред.проф.
образования/ А.П. Голубев, А.П. Коржавый, И.Б. Смирнова.- М.:
Издательский центр «Академия», 2012.-208с.
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Приложение 1

ОБРАЗЦЫ ПИСЕМ


Dear Boris,
I was delighted to receive your nice letter, and I am so glad to have a pen-pal in Russia.
Let me tell you something about myself. I am just fifteen and I attend our local school. I am taking eight subjects in all, but my favorite ones are chemistry and Russian. I wish I knew more about Russian culture and history.
My family is not very large. There are only three of us: my mother, my elder brother John, who is nineteen, and myself. My father died three years ago.
In my spare time I do a lot of swimming, and my other hobby is football.
It was certainly a good idea of yours to suggest my writing in Russian, but unfortunately I am not proficient enough yet and would make too many mistakes. You will be pleased to hear that in your letter you did not make any mistakes at all.
I hope you will write me again soon.
Yours sincerely,
John
__________________________________________________

Dear Jeffrey,
I read your ad in our St. Petersburg International Contacts Club. My name is Marina, and I'm 23, my height is 169 cm. I graduated from St. Petersburg State University (formerly Leningrad State University) in 1995 and am working as an interpreter.
I am interested in dancing, fashions, cars, videos and home-making. I'm independent, don't smoke or drink. I liked your photo and I would love to correspond with you.
Please write me soon.
Sincerely yours.
__________________________________________________









13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




ђ Заголовок 1dђ Заголовок 2qђ Заголовок 3Ѓђ Заголовок 415