РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Инженерная графика 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ


Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Лениногорский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Инженерная графика
21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
2016
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) по специальности среднего профессионального образования 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Организация – разработчик: ГАПОУ “Лениногорский политехнический колледж”
Разработчик:
А.А. Поликарпова, преподаватель общетехнических дисциплин
Рецензенты:
1. Тайчинова А.Х.-преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж»
_____________________ __________________
Рассмотрена на заседании ПЦК строительных и сварочных дисциплин
Протокол №____ от “____” _____________ 2016 г.
Председатель_______ А.А.Поликарпова Утверждаю
Заместитель директора по УР ______________
Г.Р.Ахмеджанова
«____» ______________ 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14



1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1  Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3 по специальности СПО 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен
уметь:
-выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
-выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
-выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
-оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
-читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;
знать:
-законы, методы и приемы проекционного черчения;
-классы точности и их обозначение на чертежах;
-правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
-правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
-способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;
-технику и принципы нанесения размеров;
-типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;
-требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД).
Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Сооружение и эксплуатация объектов транспорта, хранения, распределения газа, нефти, нефтепродуктов.
ПК 2.1. Выполнять строительные работы при сооружении газонефтепроводов и газонефтехранилищ.
ПК 2.2. Обеспечивать техническое обслуживание газонефтепроводов и газонефтехранилищ, контролировать их состояние.
ПК 2.3. Обеспечивать проведение технологического процесса транспорта, хранения и распределения газонефтепродуктов.
ПК 2.4. Вести техническую и технологическую документацию.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 183 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 122 часа;
самостоятельная работа обучающегося 61 час.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка 183
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 122
в том числе: ТО 26
практические занятия 96
Самостоятельная работа обучающегося
в том числе:
работа с учебником
работа с нормативными документами
графические работы 61
11
10
40
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Об. часов Ур.
осв.
1 2 3 4
Раздел 1 Правила оформления чертежей 22 Тема 1.1 Введение.
Стандарты в черчении Содержание учебного материала 1 1 Значение Инженерной графики в профессиональной деятельности. Цели и задачи дисциплины Краткие исторические сведения о развитии графики. Современные методы разработки и получения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные методы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятия о ЕСКД 2
Практические работы 1 1 ГОСТ 2.301 - 68. ЕСКД. Форматы. Получение основных форматов, размеры, обозначение. Оформление формата. ГОСТ 2.104 - 68. ЕСКД. Основные надписи. Масштабы. 2
Самостоятельная работа 1 1 Выполнение домашних заданий по разделу. Вычертить основную надпись установленного образца. Тема 1.2
Основные сведения по оформлению чертежей. Линии чертежа. Нанесение размеров Содержание учебного материала 2 1 Значение линий для прочтения чертежа. ГОСТ 2.303 - 68. ЕСКД. Линии. Название, назначение, начертание, пропорциональное соотношение толщины линий. Правила построения центровых линий.
ГОСТ 2.307-68. ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений. Общие требования. Размерные и выносные линии, порядок их проведения. Форма стрелок. Размерные числа и условные знаки. 2
Практические работы 2 1 Вычерчивание плоского контура и нанесение размеров.
Графическая работа № 1. Графическая композиция, составленная на основе линий чертежа. Самостоятельная работа 1 1 Выполнение домашних заданий по разделу 1. Нанесение размеров. Гpафическое оформление работы Тема 1.3
Шрифты. Выполнение надписей Содержание учебного материала 2
1 Типы шрифтов, их отличительные и общие свойства. Номер шрифта, параметры шрифта по ГОСТ 2. 304 - 81. ЕСКД. Шрифты чертежные. Конструкция прописных, строчных букв и цифр.
Выполнение надписей.
2
Практические работы 2 1 Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом. Графическая работа № 2. 2 Написание алфавита и словосочетаний заданными номерами шрифта Самостоятельная работа 2 1 Окончaтельное гpафическое оформление работы Тема 1.4 Геометрические построения Содержание учебного материала 2 1 Графические приемы деления отрезков, углов, окружностей. Построение правильных многоугольников. Построение неправильного многоугольника, равного данному. Сопряжения. Циркульные и лекальные кривые. Уклон, конусность и их обозначение на чертеже. Последовательность вычерчивания контура технической детали. 2
Практические работы 4 1 Построение плоских контуров и сопряжения. Графическая работа № 3.
Вычерчивание деталей с сопряжениями, делением окружностей, уклона и конусности. Самостоятельная работа 2 1 Деление окружностей. Циркульные и лекальные кривые.
Вычерчивание деталей с сопряжением. Окончaтельное гpафическое оформление работы Раздел 2.
Основы проекционного черчения и технического рисования 46 Тема 2.1
Метод проекций. Эпюр Монжа Содержание учебного материала 2 1 Методы проецирования. Исходная терминология процесса проецирования. Проецирование центральное и параллельное, ортогональное и косоугольное. Плоскости и оси проекций, их обозначения. Координаты точек. Проецирование точек, отрезков, плоских фигур. Проецирование геометрических тел. Построение развертки поверхности геометрического тела. Проецирование точек, принадлежащих поверхности геометрического тела. 2
Практические работы 8 1 Решение задач на построение проекций точки, прямой, плоскости и взаимного их расположения.
Графическая работа № 4.
Построение ортогональных проекций группы геометрических тел, проекций точек, принадлежащих поверхности геометрических тел.
Самостоятельная работа 3 1 Окончaтельное гpафическое оформление работы Тема 2.2 Аксонометрические проекции Содержание учебного материала 2 1 Общие понятия, принцип получения аксонометрических проекций. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции многоугольников, окружности, геометрических тел. 2
Практические работы 8 1 Изображение плоских фигур и геометрических тел в разных видах аксонометрических проекций.
Графическая работа № 5. Построение аксонометрического изображения группы геометрических тел. Самостоятельная работа 3 1 Окончательное графическое оформление работы. Построение развертки геометрических тел: конуса Тема 2.3
Проекции моделей Содержание учебного материала 2 1 Построение комплексного чертежа и аксонометрической проекции моделей. Понятие о разрезе. Принцип получения разреза. 2
Практические работы 8 1 Построение комплексного чертежа с применением разреза. Графическая работа №6. Построение комплексного чертежа с применением разреза и аксонометрической проекции с вырезом 1/4модели Самостоятельная работа 4 1 Построение комплексного чертежа с применением разреза. Окончательное графическое оформление работы Тема 2.4
Техническое рисование Содержание учебного материала 2 1 Наглядность технического рисунка и его отличие от чертежа. Технические приемы владения карандашом. Рисунки плоских фигур, геометрических тел. Придание рисунку рельефности.
Технический рисунок модели. Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрической проекции. Последовательность выполнения технического рисунка модели. 2
Практические работы 2 1 Выполнение рисунков плоских фигур, геометрических тел. Графическая работа № 7. Выполнение технического рисунка по чертежу модели. Самостоятельная работа 2 1 Придание рисунку рельефности. Выполнение технического рисунка модели. Окончательное графическое оформление работы Раздел 3
Основы машиностроительного черчения 115 Тема 3.1
Правила разработки и
оформления конструкторской документации. Изображения Содержание учебного материала 1 Правила разработки и оформления конструкторской документации. ГОСТ 2.305-68. Изображения - виды, разрезы, сечения. Виды - основные, дополнительные, местные; принцип получения, расположение. Сечения. Правила выполнения наложенных и выносных сечений. Обозначение сечений. Разрезы. Различие между разрезами и сечениями. Разрезы - простые, сложные, местные. Обозначение секущей плоскости. Соединение части вида с частью разреза. Выносные элементы: название и оформление. Определение необходимого идостаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. 2 Практические работы 12 1 Выполнение сечений и разрезов на заданных моделях деталей.
Графическая работа №8.По аксонометрической проекции построить три вида, применить простой разрез. Графическая работа №9. Выполнить чертеж детали со сложным разрезом.
Графическая работа №10. По заданному виду детали выполнить необходимые сечения. Самостоятельная работа 6 1 Окончательное графическое оформление работы Тема 3.2
Винтовые поверхности и изделия с резьбой Содержание учебного материала 1 1 Винтовые линии на поверхности цилиндра и конуса; винтовые поверхности; классификация, основные параметры и характеристики стандартных резьб общего назначения; правила изображения стандартных резьбовых изделий (болтов, гаек, винтов, шпилек); условные изображения и обозначения стандартных резьбовых изделий по стандарту. Назначение и образование резьбы. Изображение и обозначение резьбы. Виды резьбы. 2
Практические работы 3 1 Изображение и обозначение резьбы. Самостоятельная работа 4 1 Изображения стандартных резьбовых изделий (болтов, гаек, винтов, шпилек) Тема 3.3
Эскизы и технические рисунки деталей Содержание учебного материала 2 1 Форма детали и ее элементы; графическая и текстовая части чертежа; шероховатость поверхности, допуски и посадки; оформление рабочих чертежей для разового и массового производства; требования, предъявляемые к рабочим чертежам детали и соответствии с ГОСТ 2.109 - 73; последовательность выполнения эскиза детали с натуры; условные обозначения материалов на чертежах; виды и назначение рабочих чертежей. Понятие об эскизе и рабочем чертеже детали. Последовательность выполнения эскиза. Нанесение размеров на эскизах и чертежах.
2
Практические работы 4 1 Выполнение эскизов и рабочих чертежей деталей.
Графическая работа №11. Выполнить эскиз детали с резьбой. Самостоятельная работа 4 1 Выполнение эскизов и рабочих чертежей деталей. Тема 3.4
Разъемные и неразъемные соединения Содержание учебного материала 1 1 Назначение соединений. Виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые соединения. Условные изображения резьбовых соединений на чертеже. Сварные соединения. Понятия о типах сварных швов. Условные изображения и обозначения сварных швов. Понятие о сборочном чертеже. 2
Практические работы 5 1 Чтение чертежа с разъемными и неразъемными соединениями Самостоятельная работа 4 1 Чтение чертежа с разъемными и неразъемными соединениями Тема 3.5
Зубчатые передачи Содержание учебного материала 1 1 Основные виды передач. Основные параметры. Конструктивные разновидности зубчатых колес.
Условные изображения зубчатых колес и червяков на рабочих чертежах. 2
Практические работы 5 1 Изображение цилиндрической, конической и червячной передач.
Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом. Самостоятельная работа 4 1 Изображение цилиндрической, конической и червячной передач. Тема 3.6
Чертеж общего вида и сборочный чертеж Содержание учебного материала 1 1 Комплект конструкторской документации. Чертеж общего вида, его назначение и содержание.
Сборочный чертеж, его назначение и содержание.
Последовательность выполнения сборочного чертежа. 2
Практические работы 5 1 Чертеж общего вида Самостоятельная работа 5 1 Последовательность выполнения сборочного чертежа. Тема 3.7
Порядок составления рабочего чертежа детали Содержание учебного материала 1 1 Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа. Понятие об оформлении рабочих чертежей изделий для единичного и массового производства. Упрощения, применяемые в сборочных чертежах. Изображение уплотнительных устройств, подшипников, пружин, стопорных и установочных устройств. Назначение спецификаций. Порядок их заполнения. 2
Практические работы 9 1 Выполнение эскизов деталей разъемной сборочной единицы, предназначенных для выполнения сборочного чертежа. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях Самостоятельная работа 4 1 Основная надпись на текстовых документах. Нанесение номеров позиций на сборочный чертеж. Тема 3.8
Чтение и деталирование чертежей Содержание учебного материала 1 1 Деталирование сборочного чертежа (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования сборочных чертежей отдельных деталей. Увязка сопрягаемых размеров. 2
Практические работы 9 1 Чертеж общего вида. Сборочный чертеж. Выполнение эскизов деталей.
Чтение и деталирование чертежей. Самостоятельная работа 6 1 Выполнение эскизов деталей Тема 3.9
Чертежи и схемы по специальности Содержание учебного материала 1 1 Виды и типы схем. Назначение схем.
Правила построения схем технологического оборудования.
Элементы строительного черчения 2
Практические работы 9 1 Выполнение схем технологического оборудования Самостоятельная работа 6 1 Выполнение схем технологического оборудования Всего 183 3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерная графика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- объемные модели деталей.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1 Боголюбов С.К. Инженерная графика М.: Машиностроение, 2013.
2 Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2013.
3 Боголюбов С.К. Чтение и деталирование сборочных чертежей, альбом - М.: Машиностроение, 2012.
4 Федоренко А.П., Мартынюк В.А., Девятов А.Н. Выполнение чертежей в системе Автокад- М.: ЛТД, 2012.
5 Чекмарев А.А. Задачи и задания по инженерной графике. - М.: Академия, 2013
6 Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительному черчению - М.: Высшая школа, 2012.
Дополнительная литература
7 Бабулин Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: М.-Высшая школа, уч. изд. 12-е, доп., 2012.
8 Миронова Р.С., Миронов Б.Г., Пяткина Д.А., Пузиков А.А. Сборник задач по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере. Уч. пособие для средних специальных учебных заведений. М.-Высшая школа, 2013.
9 Осипов В.К., Чекмарев А.А. Справочник по машиностроительному черчению. Изд.6-е, переработ., М.-Высшая школа, 2013.
10 Фазлулин Э.М., Халдинов В.А., Бродский А.М. Инженерная графика (металлообработка): учебник для СПО, изд. 3-е испр. Академия, 2012.-399с.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
уметь:
выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
знать:
законы, методы и приемы проекционного черчения наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
классы точности и их обозначение на чертежах наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
технику и принципы нанесения размеров наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) наблюдение за выполнением практических и графических работ;
устный и письменный опрос
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес экспертная оценка содержания и оформления практических работ в соответствии с требованиями нормативных документов (ГОСТов и стандартов ЕСКД)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество экспертная оценка содержания и оформления практических работ в соответствии с требованиями нормативных документов (ГОСТов и стандартов ЕСКД)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность устный и письменный опрос
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития устный и письменный опрос
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности компьютерное тестирование
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями экспертная оценка соответствия нормативным требованиям оформленных документов на практических занятиях при выполнении индивидуальных проектных заданий
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. устный и письменный опрос
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации устный и письменный опрос
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности устный и письменный опрос
ПК 2.1. Выполнять строительные работы при сооружении газонефтепроводов и газонефтехранилищ.
экспертная оценка содержания и оформления практических работ в соответствии с требованиями нормативных документов (ГОСТов и стандартов ЕСКД)
ПК 2.2. Обеспечивать техническое обслуживание газонефтепроводов и газонефтехранилищ, контролировать их состояние экспертная оценка содержания и оформления практических работ в соответствии с требованиями нормативных документов (ГОСТов и стандартов ЕСКД)
ПК 2.3. Обеспечивать проведение технологического процесса транспорта, хранения и распределения газонефтепродуктов.
экспертная оценка содержания и оформления практических работ в соответствии с требованиями нормативных документов (ГОСТов и стандартов ЕСКД)
ПК 2.4. Вести техническую и технологическую документацию.
экспертная оценка содержания и оформления практических работ в соответствии с требованиями нормативных документов (ГОСТов и стандартов ЕСКД)