КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОДБ.01. «Русский язык и литература» 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
«УНЕЧСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
имени героя россии а.в.рассказы»
г. Унеча Брянской области



«Утверждаю»:
Зам. директора по УПР
___________В.М. Боровков
« » августа 2016г.




КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОДБ.01. «Русский язык и литература»

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Срок обучения: 3 года10 месяцев


Рассмотрена и одобрена на заседании
МО гуманитарного и социально-экономического циклов
Протокол №1
« » августа 2016г.
Председатель МО _____Е.А. Жукова.








2016г.



Входной контроль.
(1 семестр).
Великий язык.
Где бы вы ни были: в городе или деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге нашей страны, в поле или на степном большаке,- всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и скорбь утраты, и ликование победы.
Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть только у великого народа.
Из народных глубин, из подчас не прослеженных и неведомых источников расцвёл этот изумительный язык. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.
(По К. Паустовскому)
(158 слов)
















Зачет по темам первого семестра.
Вариант 1.
Часть 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм                                                 В) сентиментализм
Б) классицизм                                                Г) реализм
2.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
А) И.С.Тургенев                                         В) Л.Н.Толстой
Б) А.Н.Островский                                        Г) Ф.М.Достоевский
 3.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
А) жертвенность                                 В) лицемерие
Б) легкомыслие                                  Г) свободолюбие
 4.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?
А) А.Н.Островский «Лес»                          В) Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание».
Б) И.С.Тургенев «Отцы и дети»                Г) И.А.Гончаров «Обломов»
13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.
А) Платон Каратаев                                 В) Пьер Безухов
Б) Федор Долохов                                 Г) Анатоль Курагин.
Часть2. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1). В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. 2). <>, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. 3). Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано. 1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.
В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины это представители второй земной цивилизации.
Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.
Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.
Дельфины спасают своих раненых собратьев и выталкивают их из воды, чтобы те смогли дышать.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
однако
тем не менее
бесспорно
хотя
наоборот  
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. УМ, -а, муж.
Способность мыслить, рассуждать и делать выводы. Иметь ум.
Высокая степень интеллекта. Недюжинный ум.
Интеллектуал, выдающийся мыслитель. Лучший ум отечественной науки.
 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сорвалА
дозвОнится
(белка) ловкА
наделИт
давнИшний
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ут..шение
мет..орология
предл..гать
зам..рев
к..ричневый




















Ответы.
Часть 1. Часть 2.

1.Г 1.3

2.Б 2.бесспорно

3.А 3.1

4.Б 4.дозвонится

5.В 5.утешение

































Вариант 2.

Часть 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX
· ВЕКА.
1.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
А) А.Н.Островский «Гроза»                    В) Л.Н.Толстой «Живой труп»
Б) Ф.М.Достоевский Г) Н.С.Лесков «Леди Макбет»
«Преступление и наказание»              
2. Какой литературный тип изображен в образе Дикого
(А.Н.Островский «Гроза»)?
А) тип «маленького человека»                 В) самодур
Б) тип «лишнего человека»                        Г) романтический герой
 3. В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
А) И.А.Гончаров                                В) М.Е.Салтыков-Щедрин
Б) Н.А.Некрасов                                Г)А.П.Чехов
 4.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».
А)И.А.Гончаров                        В)Л.Н.Толстой
Б)А.П.Чехов                                Г)Ф.М.Достоевский
  5. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?
А) Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина
Б) Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя
В) Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова
Г) капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого.
Часть2. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6) Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.
1. В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация?
М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему.
Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке.
М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.
В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений.
2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? Выпишите это слово.
Сюда
Например,
Но
Поэтому
  3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
Такой орган животного как кушанье. Говяжий я. Заливной я
Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи)
В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических  средств. История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам)
Речь, способность говорить Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).
 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
принЯл
начАв
позвалА
тОрты
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заст..лить
ш..девр
трад..ционный
энц..клопедист
р..цензия

















Ответы:
Часть 1. Часть 2.
1.Б 1.3
2.В 2.поэтому
3.В 3.4
4.Б 4.принял
5.А 5.традиционный

Критерии оценивания.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Суммируется общее количество баллов, набранных за выполнение двух частей, делится на 2, получившееся число и будет оценкой. Получившееся нецелое число при делении (например-3+4=7:2=3,5) округляется в пользу студента. (4).

2 семестр.
Темы итогового сочинения.
«Разум и чувство». 

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
2. «Честь и бесчестие».

Береги честь смолоду. 3. «Победа и поражение».

«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).
4. «Опыт и ошибки».

Может ли опытный человек ошибаться?

5. «Дружба и вражда».

Друг познается в беде.

Разработчик:
ГБПОУ «УИТ» преподаватель Е.А. Жукова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
ГБПОУ «УИТ» зам. дир. по УР Л.А.Кириенко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ «УИТ» методист _ И.П.Зимницкая
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Заголовок 315