Комплект контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины Основы философии


Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области среднего профессионального образования
«Камызякский сельскохозяйственный колледж»
«Утверждаю»:
Директор ГБОУ АО СПО
«Камызякский сельскохозяйственный колледж»
______________В.И. Санакин
Приказ №___от _____________________
Комплект
контрольно-измерительных материалов
учебной дисциплины
Основы философии
программы подготовки специалистов среднего звена
по направлению подготовки
030912 «Право и организация социального обеспечения»
2013 г
Одобрен
цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»
Протокол № ____ от __________________
 Председатель цикловой комиссии
________________Евдокимова Н В
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
_______________________ Ивакина М. В.
«____»________________________ 20____ г.
Протокол № ____ от ___________________
Составители:
Евдокимова Н.В, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»
Эксперты:
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы философии
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме зачёта.
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения»
программы учебной дисциплины Основы философии.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результатов
У 1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;


Определение философских проблем современности, определение траектории личностного роста и развития.
З. 1.Основные категории и понятия философии;
Формирование определений основных понятий философии.
З. 2. Роль философии в жизни человека и общества.
Определение мировоззренческих ориентиров.
З.3. основы философского учения о бытии;
Определение сущности бытие, обоснование значения основных форм бытия.
З 4. Сущность процесса познания;
Обоснование методов познания, определение структуры познавательного процесса.
З . 5. Основы научной, философской и религиозной картин мира;

Обоснование научной версии мироздания, определение сходства и различия научной, религиозной и философской картин мира.
З. 6. Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
знание роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
Формирование менталитета, определение необходимых условий для полноценного формирования личности, свободы и ответственности.
З. 7. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Определение социальных и этических проблем современности, наличие устойчивых гуманистических принципов.
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний Виды аттестации
Текущий контроль Промежуточная аттестация
У 1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Практическое занятие Зачёт дифференцированный.
З. 1.Основные категории и понятия философии;
Устный опрос З. 2. Роль философии в жизни человека и общества
Опрос индивидуальный З.3. основы философского учения о бытии.
Опрос индивидуальный З 4. Знание сущности процесса познания;
Устный опрос З . 5. Основы научной, философской и религиозной картин мира;
Самостоятельная работа З. 6. Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
знание роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
Реферирование. З. 7. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Устный опрос. 4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений текущего контроля.
Содержание
учебного материала
по программе УД Тип контрольного задания
У 1 З1 З2 З3 З 4 З5 З 6 З7 У1 У2 З1 З 2 З 3 З 4 З 5 З6
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
УО УО Раздел I. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени.
Тема 1.1. Философия античности и средневековья. УО УО Тема 1.2. Европейская философия Х V11 в.
Р Р Русская философия Х1Х- ХХ вв. ПЗ ПЗ ПЗ Раздел 2. Философские проблемы сознания и познания.
Тема 2.1. Категория бытие в философской мысли. УО УО УО Тема 2.2. Сознание. УО УО УО Философские проблемы познания. ПЗ ПЗ ПЗ Раздел III. Человек как главная философская проблема.
Тема 3.1. Бытие человека в философской мысли.
УО УО УО Природа нравственности и её основания. ПЗ ПЗ ПЗ ПЗ ПЗ Раздел IV. Духовная жизнь человека.
Тема 4.1. Философия и религия. УО УО УО УО Тема 4.2. Социальная философия. УО УО УО Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности. УО УО УО УО 5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации
Содержание
учебного материала программе уд Тип контрольного задания. У. 1. З.1. З. 2. З. 3. З .4. З. 5. З .6. З.7.
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе Б 1
Б 2
Б 11 Б 1
Б2
Б12 Б 11
Б12 Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени.
Тема 1.1. Философия античности. Б10
Б16 Б10
Б16 Б 10
Б16 Б16
Тема 1.2. Философия эллинистического и римского периодов.
Б 5
Б 7 Б 7
Б 8
Б 9 Б 4
Б 5
Б 5 Тема 1.3. Средневековая христианская философия. Б 5
Б 5
Тема 1.4. Философия эпохи Возрождения. Б6 Б 6
Тема 1.5. Европейская философия Х V11 в.
Б 7 Б 7,Б9 Б9 Тема 1.6. Постклассическая философия Х1Х- ХХ вв. Б 20
Б23 Б23
Б25 Б 20
Б23
Б25 Тема 1.7. Русская философия Х1Х- ХХ вв.
Б24 Б24 Б24 Тема 1. 8. Современная западная философия Б8 Б 8 Раздел 2. Философские проблемы сознания и познания.
Тема 2.1. Категория бытие в философской мысли. Б12 Б12 Тема 2.2. Формы бытия материи.
Б13
Б15
Б16
Б18 Б13
Б15
Б16
Б17,Б20 Б13
Б17 Б13
Б15 Тема 2.3. Философские идеи развития. Б12
Б18
Б21 Б18
Б20
Б21 Б12
Б18
Б21 Тема 2.4. Сознание.
Б 10
Б 11 Б 10
Б 11 Б 10
Б 11 Тема 2.5. Философские проблемы познания. Б 4
Б13
Б14 Б8
Б9
Б14 Б14 Б8
Б9 Б 8
Б9
Раздел 111.Человек как главная философская проблема.
Тема 3.1. Бытие человека в философской мысли.
Б 8
Б11 Б 11
Б 11
Тема 3.2. Проблема смысла жизни человека. Б10 Б10 Б10
Тема 3.3. Свобода и ответственность Б 12
Б20 Б 12
Б20 Б20
Тема 3.4. Философия о ценностях. Б18 Б 18 Б 18 Тема 3.5. Природа нравственности и её основания. Б 18 Б 18 Б 18
Б18
Раздел 1V. Духовная жизнь человека.
Тема 4.1. Философия и религия. Б 12 Б12
Б12
Тема 4.2. Философия и искусство Б6 Б 6 Б 6
Тема 4.3. Философский анализ культуры
Б7
Б19 Б7
Б19 Б19
Тема 4.4. Культура и цивилизация Б4
Б5 Б4
Б5 Б 4
Б 5 Б
Тема 4.5. Философия истории Б1
Б17 Б1
Б17 Б17 Б1 Б17
Тема 4.6. Философия и глобальные проблемы современности. Б2 Б2
Тема 4.7. Философские проблемы информационного общества. Б3
Б24 Б3
Б24 Б3
Б24 Б3
Б24
Введение. Философия, её смысл, функции и роль в обществе.
1. Предмет и структура философии.
2. Функции философии.
3. Философия и наука.
4. Философия как мировоззренческая форма сознания.
5. С какими направлениями философского знания (онтологией, гносеологией, диалектикой, этикой или антропологией) преимущественно соотносятся перечисленные ниже категории?
1) бытие; 2) развитие; 3) добро; 4) истина; 5) благо; 6) мораль; 7) материя; 8) заблуждение; 9) время;10) смысл человеческой жизни; 11) метод познания; 12) закономерность; 13) движение; 14) дух, сознание; 15) интуиция; 16) зло; 17) случайность; 18) причинность; 19) душа и тело; 20) пространство; 21)
знание.
6. Определите, какие из перечисленных черт характерны для мировоззрения. Имейте в виду, что некоторые черты могут быть характерны для нескольких типов мировоззрения. При необходимости обоснуйте свой выбор.
а) мифологического; в) философского;б) религиозного; г) научного?
1) Яркое, образное мышление.
2) Опора на разум.
3) Опора на веру.
4) Поиск универсальных объективных закономерностей.
5) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным.
6) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов.
7) Наличие ценностного компонента.
8) Использование предельно обобщенных категорий.
9) Требование экспериментального доказательства истины.
10) Сохранение традиции в меняющихся условиях.
11) Единство мировоззрения, переживания и действия, основанное на вере в священное.
12) Регуляция человеческой деятельности через систему культовых действий.
13) Соотнесенность со строго определенным аспектом реальности, выделенным с помощью особых процедур и способов.
14) Логическая непротиворечивость знания и его согласованность с ранее накопленным знанием.
15) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения.
16) Осмысление фундаментальных человеческих потребностей и выработка жизненных целей.
17) Использование принципов творения и откровения.
18) Использование принципа порождения.
7. Как Вы думаете, какая особенность философского мировоззрения заключена в словах Роберта Зенда: «Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ».
На оценку «5» студент знает: объект, предмет, структуру философии, формы мировоззрения, характеристики мировоззрения, особенности философии и науки.
На оценку «4» студент знает: объект, предмет, структуру философии, формы мировоззрения, характеристики мировоззрения.
На оценку «3» студент знает: объект, структуру философии, формы мировоззрения, характеристики мировоззрения.
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.
Тема 1.1. Философия античности и средневековья.
1. Периодизация античной философии.
2. Философия Платона.
3. Философия Сократа.
На оценку «5» студент знает: периодизацию античной философии, характерные черты античной философии, проблемы, предмет и особенности философии Сократа, Платона, Аристотеля.
На оценку «4» студент знает: характерные черты античной философии, проблемы, предмет и особенности философии Сократа, Платона, Аристотеля.
На оценку «3» студент знает: характерные черты античной философии, проблемы, характерные черты античной философии.
Средневековая христианская философия.
1. Охарактеризуйте основные черты средневековой христианской философии.
1. В чём заключалась сущность спора номиналистов и реалистов?
3. Прокомментируйте «правило бритвы» Оккама.
4. Охарактеризуйте основныё идеи и принципы философии А Августина.
5. Охарактеризуйте основныё идеи и принципы философии Фомы Аквинского.
На оценку «5» студент знает: этапы развития и характерные черты философии средневековья, сущность проблемы соотношения веры и разума, основные идеи и проблемы представителей средневековой философской мысли;
На оценку «4» студент знает: характерные черты философии средневековья, сущность проблемы соотношения веры и разума, основные идеи и проблемы представителей средневековой философской мысли;
На оценку «3» студент знает: характерные черты философии средневековья, сущность проблемы соотношения веры и разума;
Философия эпохи Возрождения.
Подготовка рефератов по темам:
1. Натурфилософия и новое естествознание.
2. Гуманизм эпохи Возрождения.
3. Философия Н Кузанского.
4. Философия Данте А.
На оценку «5» студент знает: этапы развития и характерные черты философии Возрождения, сущность гуманизма, основные идеи и проблемы представителей средневековой философской мысли Возрождения;
На оценку «4» студент знает: характерные черты философии Возрождения, основные идеи и проблемы представителей средневековой философской мысли;
На оценку «3» студент знает: характерные черты философии Возрождения, этапы развития философии Возрождения;
Тема 1.2. Европейская философия 17 в.
1. Охарактеризуйте идеи и принципы философии рационализма.
2. Охарактеризуйте идеи и принципы философии сенсуализма.
3. Представители и идеи философии французского Просвещения.
4. Субъективный идеализм: идеи и принципы.
На оценку «5» студент знает: этапы развития и характерные черты философии Нового времени, основные идеи и проблемы философии рационализма, эмпиризма, сенсуализма, философии Просвещения;
На оценку «4» студент знает: характерные черты философии Нового времени, основные идеи и проблемы философии рационализма, эмпиризма, сенсуализма, философии Просвещения;
На оценку «3» студент знает: основные идеи и проблемы философии рационализма, эмпиризма, сенсуализма, философии Просвещения;
Постклассическая философия Х1Х- ХХ вв.
1. Идеи и принципы философии С Кьеркегора.
2. Как понимает свободу А Шопенгауэр? Выскажите своё мнение.
3. Проблема сверхчеловека в философии Ф Ницше.
4. Культура в философии Ф Ницше.
На оценку «5» студент знает: этапы развития и характерные черты постклассической философии, основные идеи и проблемы философии Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше;
На оценку «4» студент знает: характерные черты постклассической философии, основные идеи и проблемы философии Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше;
На оценку «3» студент знает: этапы и характерные черты постклассической философии;
Русская философия конца Х1Х- начала ХХ вв.
Практическая работа. Анализ извлечений из трудов Соловьёва. В. С.
Современная западная философия.
1. Перечислите основные направления и характерные черты современной западной философии.
2. Охарактеризуйте основные идеи и принципы философии экзистенциализма.
3. Охарактеризуйте основные идеи и принципы философии неопозитивизма.
4. Охарактеризуйте основные идеи и принципы философии прагматизма.
На оценку «5» студент знает: этапы развития и характерные черты современной западной философии, основные идеи и проблемы философии экзистенциализма, неопозитивизма, постпозитивизма, прагматизма;
На оценку «4» студент знает: развития и характерные черты современной западной философии, основные идеи и проблемы философии экзистенциализма, неопозитивизма, постпозитивизма, прагматизма;
На оценку «3» студент знает:этапы развития и характерные черты современной западной философии;
Раздел 2. Философские проблемы сознания и познания.
Тема 2.1. Категория бытие в философской мысли.
1. Каким содержанием наполняется понятие «небытие» в разных философских и научных концепциях?
2. Какому философскому направлению близко понимание бытия, отраженное в высказывании Генриха Гейне: «Илиада, Платон, Марафонская битва, Моисей, Венера Милосская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т.д. – все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога. Но настанет час, и Бог проснется, протрет заспанные глаза, усмехнется – и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе»?
3. Являются ли понятия «реальность», «субстанция» и «материя» взаимозаменяемыми?
4. Как различают объективное и субъективное бытие?
5. Можно ли признавать движение материи, в то же время отрицая ее развитие?
6. Какие из приведенных ниже определений материи являются философскими:
а) материя – это все то, что обладает массой или энергией;
б) материя – это вещество, поле и вакуум;
в) Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях;
г) материя – это инобытие абсолютной идеи;
На оценку «5» студент знает: сущность проблемы бытие в философской мысли,определение бытие, сознание, сущность основного вопроса философии и особенности его решения в различных философских системах ;
На оценку «4» студент знает: сущность проблемы бытие в философской мысли,определение бытие, сознание, сущность основного вопроса философии ;
На оценку «3» студент знает: сущность проблемы бытие в философской мысли, сущность основного вопроса философии ;
Формы бытия материи.
1. Когда и почему в философии и естествознании было преодолено представление о движении как механическом перемещении тел?
2. Как Вы понимаете тезис об абсолютности движения и относительности покоя? Возможно ли движение материи без относительного покоя и временных состояний равновесия?
3. Есть ли разница между выражениями «движущаяся материя» и «материальное движение»?
4. Можно ли истолковать как диалектико-материалистическое высказывание Г.В.Ф. Гегеля: «Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время»?
5. Можно ли вывести необратимость времени из наблюдения за протеканием механических процессов?
6. Как Вы думаете, будет ли космонавт, вернувшийся из сверхдальнего полета, моложе своего брата-близнеца, остававшегося на Земле?
7. Какой смысл вкладывается в понятие «субъективное время» и в чем его отличие от «объективного времени»? Почему порой люди по-разному воспринимают одни и те же пространственные и временные явления?
На оценку «5» студент знает: определение форм бытие, свойства движения, характеристики материи;
На оценку «4» студент знает: определение форм бытие, свойства движения;
На оценку «3» студент знает: определение форм бытие;
Философские идеи развития.
1. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель в следующем высказывании: «Противоречие –вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить… Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное»?
2. Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена:«Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все,а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?
3. Всякое ли изменение можно назвать развитием?
4. Чем отличается синергетическое понимание сущности и характера развития от диалектического?
5. Какое понимание случайности и необходимости выражено в высказывании Анатоля Франса:«Случай – псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться собственным именем»?
6. Можно ли считать повод и причину однопорядковыми явлениями?
7. Какую роль в развитии играют качественные и количественные изменения?
8. «Всему своё время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться , и время умирать; время насаждать , и время вырывать посаженное.Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни…»(Екклесиаст)
Какой закон диалектики отражён в данном отрывке Екклесиаста?
На оценку «5» студент знает: понятие, категории, принципы, законы диалектики, принципы детерменизма;
На оценку «4» студент знает: понятие, категории, принципы, законы диалектики;
На оценку «3» студент знает: понятие, принципы, законы диалектики;
Тема 2.3. Философские проблемы познания. Практическое занятие.
1. Как Вы относитесь к утверждению, что роль мышления в постижении истины сводится к простому суммированию чувственных восприятий?
2. Можно ли однозначно определить роль заблуждений в научном познании?
3. Всякая ли гипотеза становится теорией?
4. Итальянский ученый и философ Дж. Кардано сказал: «Вдохновение – редкая птица, которая никогда не могла удовлетворить ничьим требованиям. Случай, особенно заранее предвиденный, может быть благоприятным, но он далеко не всегда может представляться» (Дж. Кардано. О моей жизни. М.,
1938, С. 268). Как Вы думаете, возможно ли творчество без вдохновения?
5. Выскажите свое отношение к древнему персидскому стихотворению:
Тот, кто не знает и не знает, что он не знает – глупец, избегай его.
Тот, кто не знает и знает, что он не знает, может научиться. Научи его.
Тот, кто знает и не знает, что он знает, спит, разбуди его.
Тот, кто знает и знает, что знает, - пророк, учись у него.
6. Какие из перечисленных методов относятся к методам теоретического познания?
1 Наблюдение
2 Эксперимент
3 Сравнение
4 Формализация
5 Описание
6 Аксиоматический метод
7 Измерение
На оценку «5» студент знает: сущность проблемы познания в философии, гносеологические функции практики, проблему истины в философии, формы познавательной деятельности;
На оценку «4» студент знает: сущность проблемы познания в философии, проблему истины в философии, формы познавательной деятельности;
На оценку «3» студент знает: проблему истины в философии, формы познавательной деятельности;
Раздел 3. Человек как главная философская проблема.
Тема 3.1. Бытие человека в философской мысли.
1. Как Вы думаете, если понимать человека как творца всех форм общественно-исторической практики, то можно ли считать его творчество неограниченным? Существуют ли преграды преобразовательной деятельности человека?
2. Почему новорожденного называют «кандидатом в человека»? Могут ли физически здоровые дети, обладающие нормальным мозгом, стать людьми вне социального окружения?
3. Как Вы относитесь к требованию достижения равенства людей? Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?
4. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на формирование человеком смысла собственной жизни? Может ли в течение жизни меняться понимание ее смысла?
5. Насколько созвучно Ваше мнение о роли человека в истории со словами Г.В. Плеханова: «И не для одних только "начинателей", не для одних "великих" людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное.
В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, "полагает душу свою за други своя"»?
6. В романе «Тошнота» французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр писал: «Ад – это другие…».
Как, по Вашему мнению, он относился к проблеме взаимоотношений общества и индивида?
7. У Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» один из героев говорит: «Виноват» –В чем? – «В грязных мыслях». Отвечает ли человек, по Вашему мнению, за собственные мысли, или его ответственность распространяется только на поведение?
На оценку «5» студент знает: сущность проблемы человека в философии и особенности её решения в различных философских системах, определения «человек», «индивид», «личность», проблемы философской антропологии;
На оценку «4» студент знает: сущность проблемы человека в философии и особенности её решения в различных философских системах, определения «человек», «индивид», «личность»;
На оценку «3» студент знает: сущность проблемы человека в философии и особенности её решения в различных философских системах, определения «человек», «индивид»;
Проблема смысла жизни человека.
1. Что подразумевалось в высказывании Б. Паскаля: «Человек не теряет человеческой сущности,теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья»?
2. Согласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?
3. Возможна ли дальнейшая биологическая эволюция человека?
4. Как Вы относитесь к высказыванию Эпиктета: «Человек – это душонка, обремененная трупом»?
5. Какие философские, научные и религиозные версии бессмертия Вам известны?
6. Как Вы относитесь к проблеме клонирования человека?
7. Почему в конце ХХ в. обострилась проблема эвтаназии и какие основные направления ее решения существуют в настоящее время?
7. Согласны ли Вы с утверждением Ингмара Бергмана: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить»?
8. Можно ли составить универсальную иерархию ценностей человеческого бытия, применимую для всех людей всех времен и народов?
9. Как Вы думаете, кому могли бы принадлежать эти слова: «Я прошел через сансару многих рождений. Рождение вновь и вновь – горестно»? Аргументируйте свой ответ.
На оценку «5» студент знает: особенности решения проблемы смысла жизни в философской мысли, сущность этических проблем, связанных с прекращением жизни, проблему жизни и смерти в духовном опыте человека;
На оценку «4» студент знает: особенности решения проблемы смысла жизни в философской мысли, сущность этических проблем, связанных с прекращением жизни;
На оценку «3» студент знает: особенности решения проблемы смысла жизни в философской мысли;
Свобода и ответственность.
1. Охарактеризуйте сущность проблемы свободы в философии экзистенциализма.
2. Охарактеризуйте сущность проблемы свободы в философии А Шопенгауэра.
2. Как соотносятся понятия свободы и ответственности?
4. как соотносятся долг и совесть?
На оценку «5» студент знает: особенности решения проблемы соотношения свободы и ответственности в философской мысли, сущность категорий долга, совести, ответственности, определение понятий «волюнтаризм», «фатализм»;
На оценку «4» студент знает: особенности решения проблемы соотношения свободы и ответственности в философской мысли, сущность категорий долга, совести, ответственности;
На оценку «3» студент знает: особенности решения проблемы соотношения свободы и ответственности в философской мысли, сущность категорий долга, совести;
Философия о ценностях.
1. В чём смысл морального воспитания человека.
2. Представления о нравственности в философии Конфуция.
3. Гедонизм и аскетизм.
4. Философия утилитаризма о нравственности.
5. Категорический императив И Канта.
1. «…Сообразно с долгом, конечно ,то ,что мелкий торговец не запрашивает слишком много у своего неопытного покупателя ;этого не делает и умный купец , которого большой оборот а, напротив, каждому продаёт по твёрдо установленной общей цене .С каждым таким образом поступают здесь честно .Однако этого далеко недостаточно, чтобы на этом основании думать ,
будто купец поступал так из чувства долга и по принципам честности ;того требовала его выгода …Следовательно такой поступок был совершён не из чувства долга и не из прямой симпатии, а просто с корыстными целями. »
(И Кант)
В чём И Кант видит нравственную проблему в примере с торговцем?
На оценку «5» студент знает: определение понятий «мораль», «нравственность», «ценности», основные идеи аскетизма, гедонизма, утилитаризма, сущность категорического императива;
На оценку «4» студент знает: основные идеи аскетизма, гедонизма, утилитаризма, сущность категорического императива;
На оценку «3» студент знает: определение понятий «мораль», «нравственность», «ценности».
Тема 3.2. Природа нравственности и её основания.
Практическая работа. Анализ извлечений из работы «Нравственные письма к Луцилию».
В нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного, — и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Всякий истинный человек добра причастен к божеству. Кто без помощи Бога может возвыситься над фортуной? Он дает нам благородные и правдивые советы. В каждом человеке добра обитает один — но не ведаем кто — из бессмертных. («Нравственные письма к Луцилию», XLI)Благородными делает нас душа, которая из любого состояния может подняться над фортуной. («Нравственные письма к Луцилию», XLIV)Душу непреклонную, благородную, высокую можно назвать не иначе, как Богом, нашедшим приют в теле человека. Такая душа может оказаться и у римского всадника, и у вольноотпущенника, и у раба. («Нравственные письма к Луцилию», XXXI)Как вы не понимаете, что дурные примеры оборачиваются против тех, кто их подает. («Нравственные письма к Луцилию», VII)Ты спросишь, как можно быстро приобрести чью-нибудь дружбу; я отвечу, что Гекатон говорит: «Я укажу приворотное средство без всяких снадобий, без трав, без заклинаний знахарки. Если хочешь, чтоб тебя любили, — люби».(«Нравственные письма к Луцилию», IX)Пусть мудрому никто, кроме него самого, не нужен, он все-таки желает иметь друга, хотя бы ради деятельной дружбы, чтобы не оставалась праздной столь великая добродетель, и не ради того, чтобы «было кому ухаживать за ним в болезни, помогать в оковах или в нужде», но чтобы самому было за кем ухаживать в болезни, кого вызволять из-под вражеской стражи. Плохи мысли того, кто подружился, видя лишь самого себя; как он начал, так и кончит. Кто завел друга, чтобы тот выручал из цепей, тот покинет его, едва загремят оковы. Таковы дружеские союзы, которые народ называет временными. С кем мы сошлись ради пользы, мил нам, лишь покуда полезен. Вот почему вокруг того, чьи дела процветают, — толпа друзей, а вокруг потерпевших крушение — пустыня. Друзья бегут оттуда, где испытывается дружба. Вот почему видим мы так много постыдных примеров, когда одни из страха бросают друзей, другие из страха предают их. Каково начало, таков конец, иначе и быть не может. Кто подружился ради выгоды, тому будет дорога награда за измену дружбе, коль скоро и в ней было дорого ему что-нибудь, кроме нее самой. Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнанье, за чью жизнь бороться и отдать жизнь. А дружба, о которой ты пишешь, та, что заключается ради корысти и смотрит, что можно выгадать, — это не дружба, а сделка. («Нравственные письма к Луцилию», IX)Но разве любит кто-нибудь ради прибыли? Ради честолюбия и славы? Любовь сама по себе, пренебрегает всем остальным,... «Как же … ее искать?» — Как ищут самое прекрасное, не прельщаясь прибылью, не боясь переменчивости фортуны. Кто заводит друзей на всякий случай, тот лишает дружбу ее величия. («Нравственные письма к Луцилию», IX)Ты спросишь, что такое свобода? Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мною. («Нравственные письма к Луцилию», LI)Хотя чистая совесть дает тебе уверенность, но много значат не относящиеся к делу обстоятельства, — а потому надейся на справедливое решение, но готовься к несправедливому. Помни прежде всего об одном: отдели смятение от его причины, смотри на само дело — и ты убедишься, что в любом из них нет ничего страшного, кроме самого страха. («Нравственные письма к Луцилию», XXIV)Внешние преимущества не должны развращать и подчинять себе человека: последний должен преклоняться лишь перед своим духовным достоинством. Пусть он окажется искусным строителем собственной жизни, полагаясь на себя и будучи готов одинаково встретить как улыбку судьбы, так и ее удар. Пусть его уверенность опирается на знания, а знания пусть отличаются постоянством: однажды принятые им решения должны оставаться в силе, не допуская никаких поправок. («О счастливой жизни», VIII)Нужно быть философом! Связывает ли нас непреложным законом рок, божество ли установило все в мире по своему произволу, случай ли без всякого порядка швыряет и мечет, как кости, человеческие дела, — нас должна охранять философия. Она даст нам силу добровольно подчиняться божеству, стойко сопротивляться фортуне, она научит следовать веленьям божества и сносить превратности случая. («Нравственные письма к Луцилию», ХVI)Прежде всего научись радоваться. Я хочу, чтобы радость не разлучалась с тобой, хочу, чтобы она рождалась у тебя дома. И это исполнится, если только она будет в тебе самом. Всякое иное веселье не наполняет сердце, а лишь разглаживает морщины на лбу: оно мимолетно. Или, по-твоему, радуется тот, кто смеется? Нет, это душа должна окрылиться и уверенно вознестись надо всем. («Нравственные письма к Луцилию», XXIII)Я повторяю, радость — цель для всех, но где отыскать великую и непреходящую радость, люди не знают. Один ищет ее в пирушках и роскоши, другой — в честолюбии, в толпящихся вокруг клиентах, третий — в любовницах, тот — в свободных науках, тщеславно выставляемых напоказ, в словесности, ничего не исцеляющей. Всех их разочаровывают обманчивые и недолгие услады, вроде опьянения, когда за веселое безумие на час платят долгим похмельем… Так пойми же, что дается мудростью: неизменная радость. Душа мудреца — как надлунный мир, где всегда безоблачно. Значит, есть ради чего стремиться к мудрости: ведь мудрец без радости не бывает. А рождается такая радость лишь из сознания добродетелей. Радоваться может только мужественный, только справедливый, только любящий. («Нравственные письма к Луцилию», XXIII)Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди. («Нравственные письма к Луцилию», Х)«Живи сообразно с природой вещей». Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример, — в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь — счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом. («О счастливой жизни», III)Мудрец ни в чем не терпит нужды, хотя потребно ему многое, глупому же ничего не требуется, потому что он ничем не умеет пользоваться, зато нужду он терпит во всем. Мудрецу нужны и руки, и глаза, и еще многое, без чего не обойтись в повседневной жизни, а нужды он не терпит ни в чем. Ведь нужда — это необходимость, а для мудрого необходимости нет.(«Нравственные письма к Луцилию», IХ)Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам. («Нравственные письма к Луцилию», IV)Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе. («Нравственные письма к Луцилию», ХII)Счастливым можно назвать того, кто благодаря разуму, не ощущает ни страстного желания, ни страха. («О счастливой жизни», V)Ты на что-то сердишься и жалуешься, и не понимаешь, что во всем этом плохо одно: твое негодование и жалобы. («О счастливой жизни», V)Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно, и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Тогда ты наверняка поймешь, что несчастье, которого ты боишься, или не велико, или не так длительно. («Нравственные письма к Луцилию», XXIV)Изменить порядок вещей мы не в силах — зато в силах обрести величие духа, достойное мерило добра, и стойко переносить все превратности, не споря с природой. («Нравственные письма к Луцилию», CVVII)«Раздел 4. Духовная жизнь человека.
Тема 4.1. Философия и религия.
1 Философия и религия: общее и особенное.
2. Проблема жизни и смерти в религиозном мировоззрении.
3. Цель и смысл жизни человека в религиозном мировоззрении.
4. Мировые религии: сходство и различие.
5. Согласны ли Вы с утверждениями современного православного богослова Антония Сурожского?
− христианство – это единственный материализм, отводящий материи достойное место в мире и верящий в ее бездонные возможности;
− «этот материальный мир оказался способным вместить самого Бога… им в этом не сгореть»;
− для верующего настанет время обновления и преображения материи и ее соединения с духовным, когда все будет пронизано Божеством
На оценку «5» студент знает: определения и функции религии, особенности мировых религий, специфику религиозного мировоззрения и особенности религиозного подхода к решению смысложизненных вопросов;
На оценку «4» студент знает: определения и функции религий, специфику религиозного мировоззрения и особенности религиозного подхода к решению смысложизненных вопросов;
На оценку «3» студент знает: функции религии, специфику религиозного мировоззрения и особенности религиозного подхода к решению смысложизненных вопросов;

Тема 4.2. Философия и искусство.
Самостоятельная работа: подготовка сочинения по теме : «Кризис современного искусства».
Тема 4.3. Философский анализ культуры.
1. Перечислите и охарактеризуйте определения культуры.
2. В чём заключается сложность типологизации культуры.
3. Перечислите и охарактеризуйте теории происхождения культуры.
4. Охарактеризуйте функции культуры.
На оценку «5» студент знает: определения и функции культуры, типы культуры, версии культурогенеза;
На оценку «4» студент знает: функции культуры, типы культуры, версии культурогенеза;
На оценку «3» студент знает: классификацию определений культуры, функции культуры, типы культуры;
Тема 4.4. Культура и цивилизация.
Тема 4.5. Философия истории.
1. В чём видит смысл истории И Гердер?
2. Какие движущие силы исторического процесса выделяет И Гердер?
3. Охарактеризуйте концепцию философии истории Гегеля.
4. В чём заключается смысл истории по мнению К Ясперса?
5. Охарактеризуйте основные идеи и проблемы философии истории.
6. Прокомментируйте высказывание П Л Лаврова: «Искусство и наука в их произведениях суть орудия прогресса независимо от настроения и стремления художника или учёного ,даже против их желания ,лишь бы произведение было в самом деле художественно, лишь бы открытие
учёного было в самом деле научно -они уже принадлежат прогрессу» Согласны ли вы с указанными критериями прогресса?
7. Из перечисленного выберите критерии прогресса
А) Преобладание застойных явлений в экономике
Б)Развитие личности
В) Наличие запретов на собрания и демонстрации
Г) Совершенствование нравственных устоев;
Д) Возврат к прежним формам политического устройства
Е) Развёртывание гуманизма
8. Ф Фукуяма выдвинул представление о «конце истории» как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. Выскажите своё мнение по данной проблеме.
На оценку «5» студент знает: представителей философии истории, определение понятий «прогресс» и «регресс», критерии прогресса в различных философских системах;
На оценку «4» студент знает: определение понятий «прогресс» и «регресс», критерии прогресса в различных философских системах;
На оценку «3» студент знает: определение понятий «прогресс» и «регресс», критерии прогресса ;
Тема 4.6. Философия и глобальные проблемы современности.
1. Перечислите и охарактеризуйте глобальные проблемы современности.
2. Какие глобальные проблемы современности порождены научно-техническим прогрессом?
3. Какие стратегии Вы можете предложить для решения экологической проблемы?
4. Что такое экологический императив и как он связан с нравственным?
5. Как Вы относитесь к «пророчеству» Станислава Ежи Леца: «Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя»?
6. Какая глобальная проблема отражена в высказывании Вернера фон Брауна: «Через пятьсот лет на Земле останутся только стоячие места»?
6.1. Примеры билетов (Приложение А)
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_1____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Философия истории.
Предмет философии.
Преподаватель:____________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б /
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_2____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Философия и наука.
Глобальные проблемы современной цивилизации.
Преподаватель:________________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_3____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Этика науки.
Философия античности.

Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б /
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_4____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Этические проблемы современности.
Культура и цивилизация.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б /
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_5____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Характерные черты средневековой христианской философии.
Теория культурно- исторических типов.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б /
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_6____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Стили искусства.
Позитивизм и постпозитивизм.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_7____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Европейская философия 17 в..
Культура как предмет философского анализа.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_8____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Основные направления современной западной философии.
Методология научного познания.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_9____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Специфика научного познания.
Немецкая классическая философия ( И Кант, Г Гегель).
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_10____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Стоицизм и эпикуреизм.
Проблема ценности человеческой жизни.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_11____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Философская антропология.
Мировоззрение, его роль в современном мире.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_12____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Формы мировоззрения.
Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_13____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Уровни организации материи.
Познание как предмет философского анализа.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_14____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Познание и практика.
Экзистенциализм.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_15____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Философское понятие материя.
Философский анализ ценностей.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_16____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Важнейшие характеристики материи.
Критерии истины. Истина и заблуждение.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_17____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Важнейшие характеристики материи( пространство, движение, системность).
2.Смысл и направление исторического процесса.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_18____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Смысл и ценность человеческой жизни.
Сознание как предмет философского анализа.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_19____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Основные компоненты общественной жизни.
Законы диалектики.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_20____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Свобода и ответственность.
Движение как основное свойство материи. Формы движения.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2014 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_21____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2014 г.
Познание как предмет философского анализа.
Русская религиозная философия.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_22____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Прогресс и регресс в общественном развитии.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_23____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Проблема свободы в философии А Шопенгауэра.
Детерменизм и индетерменизм.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б /
Протокол №___от
___________2015 г.
Зачёт по дисциплине «Основы философии».
Билет №_24____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Философия В Соловьёва.
Информационное общество.
Преподаватель:______________
ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Рассмотрен на заседании
Цикловой комиссии
ОГСЭ-1
Председатель_________
/Иванова Т.Б/
Протокол №___от
___________2015 г.
Экзамен по дисциплине «История».
Билет №_25____
Курс 2. Группа 2 ЮС. «Утверждаю».
Зам директора по УР
Ивакина М В.
______________
____________2015 г.
Философия Ф Ницше.
Категории и принципы диалектики.
Преподаватель:______________
Требования к выполнению реферата ( Приложение Б)- Реферат должен быть выполнен с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.). - Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм.  - Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.- В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.Пример:
Цель работы:1). Научиться организовывать свою работу;2). Поставить достижимые цели;3). Составить реальный план;4). Выполнить его и оценить его результаты- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами. - Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3». - Номер страницы на титульном листе не проставляется!- Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.- Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Оформление литературы:Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:- фамилия и инициалы автора;- наименование;- издательство;- место издания;- год издания.Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:- законодательные акты;- постановления Правительства;- нормативные документы;- статистические материалы;- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора. В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Критерии оценок рефератов учащихся на итоговой аттестации
Критерии оценки:- Актуальность темы - Соответствие содержания теме - Глубина проработки материала - Правильность и полнота использования источников - Соответствие оформления реферата стандартом.На «отлично»:1. присутствие всех вышеперечисленных требований;2. знание учащимся изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме реферата;5. умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании реферата;6. наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.Т.е. при защите реферата показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».На «хорошо»:1. мелкие замечания по оформлению реферата;2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.На «удовлетворительно»:1. тема реферата раскрыта недостаточно полно;2. неполный список литературы и источников;3. затруднения в изложении, аргументировании.
Для оценивания зачётного билета используется 5-балльная система. К критериям оценки уровня подготовки студента относятся:
- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа при соблюдении принципа полноты его содержания.
Дополнительным критерием оценки уровня подготовки студента может являться результат научно-исследовательской, проектной деятельности.
На оценку «5» студент знает: основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества, основы философского учения о бытии, сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира, условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
На оценку «4» студент знает : основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества, основы философского учения о бытии, сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира, условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
На оценку «3» студент знает : основные понятия философии, роль философии в жизни человека и общества, основы философского учения о бытии, сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира, условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
6.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации.
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: Учебник.-М: ИД «ИНФРА-М»
2. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов сред.проф. учеб. завед. – М: Изд. центр «Академия»; 2010г.
Дополнительные источники:
www. gumer.info/ sfc6e5035e939ed79c83ef3cce
1.История русской философии: учебное пособие для ВУЗов/ И.И. Евлимпиев – М: Высшая школа, 2007г.
2. Философия: задания и упражнения: учеб.-метод. пособие для студентов ВУЗов/М.И.Мартынов, Л.Г. Кравченко- Мн: «ТертаСистема», 2008г.
3. http//Wikipedia.ru
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.