Презентация АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Появившиеся в речи детей звуки закрепляются в слогах, словах и фразах. Слоги включаются в разные описанные выше упражнения. Закрепляя вызванные звуки, ребенка учат:
- отделять один слог от ряда слогов;
произносить слоги длительно и кратко;
произносить слоги слитно и неслитно;
произносить слоги в нормальном, замедленном и быстром темпе;
произносить слоги голосом разговорной громкости, громко и тихо;
произносить слоги голосом нормальной высоты, низким и высоким;
воспроизводить различный ритмический рисунок слогосочетаний, Например - ВАва, ваВА, ВАвава, ваВАва, ваваВА;
произносить слоги с разной интонацией, например - с интонацией радости, боли, просьбы, огорчения;
- произносить ряд слогов при сменяющемся гласном ( в целях дифференциации близких по артикуляции гласных звуков), например папопапо, папапу, папопу);
произносить ряд слогов при сменяющемся согласном ( в целях дифференциации близких по артикуляции согласных звуков), например - м-п. м-б, н-т, н-д, п-т, м-н, п-б, т-д, б-д, и другие, смешиваемые детьми звуки.
Вызванные звуки закрепляются не только в слогах, но и в словах и фразах. Речевой материал подбирается с учетом уровня речевого развития детей, его актуальности для общения и состояния произносительных навыков дошкольников. Следует подбирать речевой материал так, чтобы в слове, во фразе был только один трудный для ребенка звук.
Автоматизация и дифференциация звуков в той или иной позиции, как правило, проводится в течение 1-2 недель. При этом на одном занятии ведется работа над одним -двумя звуками.
В процессе автоматизации звуков ведется работа и над дифференциацией близких по артикуляции или смешиваемых звуков. В этом случае обязательным условием является умение произносить оба звука. Движения, которыми ребенок сопровождает произнесение слова, должны быть слитными, переходящими одно в другое; между ними, как и между произносимыми звуками и слогами, не должно быть пауз. В противном случае слово распадается на составляющие его отдельные звуки и слоги, что является грубой ошибкой. Поэтому еще раз напомним: к отработке того или иного слова следует переходить, когда ребенок с помощью движений речевой ритмики уже научился произносить составляющие его слоги. До этого времени он произносит слово так, как может.
Главной задачей работы над произношением является обучение слитному, с соблюдением ударения и звукового состава воспроизведению слов. Рассмотрим примерный речевой материал для автоматизации тех звуков, которые, как правило, первыми появляются в речи маленьких неслышащих детей. Звуковой багаж двух -трехлетних детей (особенно слабослышащих) может быть значительно шире, чем тот, который приведен ниже. Например, он может включать гласные э и и, йотированные, согласные к, г, х, с. В этом случае, естественно, эти звуки также закрепляются в речи. Работа над ними ведется или только на индивидуальных занятиях (если это характерно для отдельных детей), или и на занятиях фонетической ритмикой (если это характерно для всех детей группы).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА А
Для автоматизации__звука а целесообразно использовать различные приемы,например: - катать машинку, произнося а;
катать одной рукой маленький мячик - а;
КАЧАТЬ КУКЛУ НА РУКАХ, УКЛАДЫВАТЬ ЕЕ СПАТЬ - а;
- качать большой мяч от педагога ребенку и от ребенка педагогу - а( сидя
на полу, широко расставив ноги).
Проводятся также и разнообразные упражнения по произнесению гласного а, например долго и кратко, а в дальнейшем и громко и тихо, громко, потише и тихо, высоким и низким голосом, голосом нормальной высоты, низким и высоким.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА П
Работа начинается на материале прямого слога па. Так же как и при автоматизации звука а, для закрепления слога па используется игровые приемы и специальные упражнения, описанные в разделах, посвященных отделению слога от ряда слогов, длительному и краткому, слитному и неслитному произнесению слога, а в дальнейшем изменению темпа произнесения слогосочетаний, силы и высоты голоса. Для автоматизации звука п в словах целесообразно использовать следующий материал: лапапа - па; папапа - папа; папа - паПА, паПА паПА - пока пока (до свидания), может произноситься как паПА; папапа - Папа, Папа Папа - папа; Апа Апа - Папа Папа - папа ; An ап - кап - кап (дождик), может произноситься как an — ап.
Используются движения, описанные при вызывании звука п, ударный слогпроизносится с большей амплитудой. При произнесении пока можно использоватьестественный жест прощания, при воспроизведении кап - кап - руки разведены встороны (а) и сжаты пальцы в кулаки (собрать в щепотку) — п.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА М
Для работы можно рекомендовать следующий материал:
Амам- ам (съел)
Амамам- ам - ам (собака)
Амам- там ( может произноситься как ам )
При произнесении этих слогов и слов согнутые в локтях руки развести немного в стороны - аи выдвинуть вперед ладони от себя - м.
Воспроизведение лепетных слов ам и ам - ам сопровождается естественными жестами. При произнесении там одну руку отвести в сторону, а затем напряженно медленно выдвинуть вперед ладонью от себя, впоследствии использовать естественный жест.
Амам- ама
Ама ама - ма
М а ма ма - мА
MA ма мамама
Мамамама - мама
Амамам- там
Мама там
При произнесении слога ама руки несколько разводятся в стороны - а ,
затем медленно напряженно опускаются вниз ладонями от себя и несколько
разводятся в стороны - ма. При произнесении слога ма одна напряженная рука медленно отводится вперед - в сторону ладонью вверх
– м, затем расслабленная ладонь опускается
– а.
Слово мама может произноситься на два движения (правой и левой рукой), при этом правая рука значительно выдвигается вперед, а левая - лишь слегка. Впоследствии слово произносится на одно движение, например две (или одна) напряженные руки постепенно опускаются вниз.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «П» И «М»
Ам ам ам - an an ап
Ам ам ам - an - ап
Ам (съел ) - кап - кап (дождик)
Ам - ам (собака) - кап - кап (дождик)
Папапа - ма; мамама - па; папа - ма; мама - па; папа - мама;
Пама пама - папа и мама; мала мапа - мама и папа;
Па ма, па ма папа мама па ма
Папапа - ма; папа - ма; папа - мама, па - ма, папа и мама,
МА па, ма па мама папа ма па
Мамама - па мама - па мама папа ма - па мама и папа
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА У
При закреплении звукам используется различные игровые приёмы,
изображение поезда, машины - у,
«перекличка» в лесу - ау
- передача «плача» куклы – уа-уа-уа и т.д.
При закреплении звука у в слогах, словах и фразах можно использовать следующий материал:
упа упа упа - упал(а) (может произносится как уПА, уПА)
м_аума у - мяу-мяу (кошка)
у(поезд, машина) там; мяу там
мама упала папа упал
При воспроизведении данного речевого материала напряжённые руки вытягиваются вперёд - у, затем сжимаются в кулаки и резко опускаются вниз - па: при произнесении упал(а) одна рука вытягивается вперёд - в стороны и ладонь резко «отбрасывается» вниз - естественный жест «бах»;
уп уп уп - суп (может произносится как уп), при этом руки
вытягиваются вперёд - у, пальцы собираются в кулак - п;
мумуму- му (корова), при этом напряжение руки, согнутые в локтях на уровне груди ладонями от себя, медленно выдвигаются в перёд - м, затем ладони вытягиваются вперёд - у_; впоследствии используется естественный жест, изображающий корову.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Т
При закрепление звука т целесообразно использовать следующий материал: тратата - та та та та - там
та та та - дай (может произносится как та) татата - тата
татата - Тата (имя куклы) татата - дядя (может произносится как Тата) Ата Ата - вата (может произносится как Ата) аТА аТА - вода (может произносится как аТА) Ута Ута - утя (может произносится как Ута) тутуту - ту
тутуту - туТУ (поезд)
ту ту ту - стул (может произносится как ту) ут ут ут - тут ат ат ат - ат
тТАТ аТАТ - солдат (может произносится как аТАТ)
Мама (папа, дядя, вата, вода, у, утя, мяу, му) тут (там). Тут мама (папа, дядя, вата, вода, у, утя, мяу, му).
При произнесении слога та дети хлопают в ладоши; на слог ту - выбрасывают указательные пальцы вперёд, в обратных слогах (ут, ат) пальцы собираются в щепочку. При воспроизведении слов могут быть предложены следующие движения:
там - хлопнуть в ладоши - та и отвести напряженные руки вперёд- в стороны - м, впоследствии использовать естественный жест;
дай - хлопнуть в ладоши; использовать естественный жест;
Тата - хлопнуть в ладоши сбоку - ТА, а затем с меньшей амлитудой у груди -та; вата, вода - развести руки в стороны (на ударный слог - значительно, на безударный - немного) и хлопнуть в ладоши;
впоследствии изобразить вату (например, перебирая пальцами) и воду (как льётся струйка);
утя - вытянуть руки вперёд - у_ и хлопнуть в ладоши - та; впоследствии изображать, как плывёт утка.
При произнесении слога ту дети «выбрасывают» вперёд указательные пальцы. С этими же движениями произносятся слова:
стул - указательные пальцы «выбросить» вперёд;
ту ТУ - указательные пальцы «выбрасывать» вперёд на каждый слог, при этом на ударный слог они выдвигаются дальше; впоследствии дети изображают движение поезда.
При произнесении слога ут указательные пальцы «выбрасываются» вперёд, а затем собирают в щепотку. С этими же движениями произносится слово тут, впоследствии следует использовать естественный жест.
При воспроизведении слогов аТАТ можно развести руки в стороны - а, хлопнуть в ладоши - таи собрать пальцы в щепотку - т; с такими же движениями произносится слово солдат.