Индивидуальное занятие на тему «Автоматизация звуков « Р», « Рь». Лексическая тема: «Дом» (старшая группа, ОНР III уровня).


Тема: Автоматизация звуков « Р», « Р`». Лексическая тема: «Дом».
Вид деятельности: индивидуальная КРД (старшая группа).
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуни-кативное.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в самостоятельном произношении в словах, предложениях и связной речи звуков « Р», « Р`»;
- развивать умение задавать вопросы.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
- развитие пространственной ориентации;
Воспитательная:
- воспитывать стремление овладеть правильной речью.
Оборудование:
- зеркало;
- предметные картинки: табурет, кровать, кресло; цветы - роза, сирень, ирис, маргаритка; крыша, труба, дверь, дверная ручка, дверной проем, рама, крыльцо, порог, чердак, кровля, форточка, веранда, карниз, двери; ворона, воробьи; - предметные картинки: гараж, ангар, конура, свинарник, коровник, курятник, скворечник,
муравейник, коряга, нора, аквариум; море, река, озеро;
- сюжетная картина, на которой изображён домик за городом, иллюстрации из книги «Три поросенка» с изображением домов поросят.

ХОД
Организационный момент.
На опушке дом стоит (сложить ладони над головой))Ну а к дому путь закрыт (руки перед собой, ладонями к лицу, кончики пальцев сомкнуты, большие пальцы смотрят вверх)
Мы ворота открываем (ворота открываются)
В этот домик приглашаем. (развести руки в стороны)
На дверях висит замок. (сомкнуть ладони в «замок»)
За дверями стоит стол, (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)
Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырены)
Тук-тук, дверь открой (постучать кулачком о ладонь)
«Заходите, я не злой!» (руки в стороны, ладони вверх)

Основная часть.
1. Сообщение темы.
Л: Сегодня мы закрепим произношение звуков «Р», «РЬ».

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
а) Упражнения для артикуляционных мышц
«Работающий экскаватор».
Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать ее назад.
«Работающий бульдозер».
Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед.
б) Упражнения для губ и щек.
«Котлован».
Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
«Чердачное окошко».
Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.
в) Упражнение для языка.
«Моем окна».
Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
«Красим потолок».
Кончиком языка проводить по нёбу - от мягкого неба до верхних зубов.
«Укладываем полы».
Распластать язык на дне ротовой полости.
г) Развитие речевого дыхания и голоса.
Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью.
Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, тук-тук-тук-тук».
Шагаем по этажам.
Произносить слова: первый, второй, третий, четвертый (повышая голос), сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).Л: Когда задаем вопрос, голос повышается. Стрелочка идет вверх.
Когда отвечаем, голос понижается, стрелочка - вниз.

3. Поиск соответствующего понятия - «Какие бывают дома бывают?»
Л: Дома бывают разные, например для людей - это жилой дом. Я буду называть предмет, а ты - название его «дома».
Для машин - гараж,
для самолетов - ангар;
для собак - конура;
для свиней - свинарник;
для коров - коровник;
для кур - курятник;
для скворца - скворечник;
для муравья - муравейник;
для рака - коряга;
для крота - нора;
для рыб - аквариум; море, река, озеро.
4. Развитие мелкой моторики
Чтение стихотворения сопровождается действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком, (стучать кулаком одной руки о кулак другой Строим, строим новый дом. руки)
Этот дом - для Ромы, ( поочередно сгибать пальцы сразу на двух
Этот дом - для Риммы, руках) Этот дом - для Розы,
Этот - для Жоры,
Этот дом - для Ксюши,
Этот - для Андрюши.
Все соседи, (пальцы сжать в кулаки, разжать -Все друзья. пальцы должны быть вместе и прямые)
Жить без дружбы им нельзя.
Л: Назовите имя, в котором нет звука «Р».
5. Словообразование. Образование относительных прилагательных.
Л: Дома строят из разных материалов.
Дом из:
- кирпича (какой?) - кирпичный;
- бревен (какой?) - бревенчатый;
- прутьев (какой?) - прутяной;
- травы (какой?) - травяной.
Картинки с изображением домов поросят. Задать вопросы.

Ожидаемые вопросы:
Какой дом у Ниф-Нифа (Нуф-Нуфа, Наф-Нафа)?
Л: Закончи фразу: Самый прочный дом у … . Почему?
6. Назови части дома, в названии которых есть звуки «Р», «РЬ».
Л: Сюжетная картина, на которой изображён дом за городом, в деревне. Тебе нужно назвать части дома, в названиях которых должен быть звуки «РЬ», «Р». Произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчётливо.
Слова: крыша, труба, дверь, дверная ручка, дверной проем, рама, крыльцо, порог, чердак, кровля, форточка, веранда, карниз. (картинки с перечисляемыми предметами).
7. «Что снаружи, что внутри?».
Л: Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могут находиться внутри дома? Выбери из картинок те, в названии которых звуки «Р», «РЬ».
( табурет, кровать, кресло, зеркало, картина, фотография, компьютер, проигрыватель, принтер, люстра, коридор, прихожая, обогреватель, батарея). Объединить предметы по группам: мебель, электроприборы.
Л: Что около дома? Выбери из картинок те, в названии которых звуки «Р», «РЬ».
(деревья, кустарники, трава, забор, дорога, горка, воробьи, вороны.).
Назвать дороги, обозначенные на модели: грунтовая дорога, тропинка (тропа), трасса, тро-туар.
Л: Какие цветы можно посадить около дома, чтобы в их названиях были звуки «РЬ», «Р»? (Розы, ромашки, сирень, ирисы, маргаритка).
Л: Одни цветы цветут весной, а другие - летом. Как можно об этом спросить? Пиктограмма вопросительного слова «Какие?».

Какие цветы цветут летом?

Какие цветы цветут весной?
8. Л: Задай вопросы с опорой на пиктограммы вопросительных слов: «Где?», «Чей?», «Как?».
Ожидаемые вопросы:


Где живет крот? Где живет муравей?


Где живут рыбы?



Как называется дом сороки? (скворца, рака.)


Курятник - чей дом? Коровник - чей дом?
9. «Спроси - ответь». (Расскажи четверостишие «Воробей»)
Вдох через нос, на выдохе произносим первые две строчки с вопросительной интонацией.
Вдох через нос, на выдохе произносим вторые две строчки с повествовательной интона-цией.
- Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
- Я давно заметил крошки
Да боюсь сердитой кошки.
10. «Найди свое место».
Предлагается модель «условной улицы» с изображением домов различной формы. Дома на «улице» из черной бумаги. Дома аналогичной формы из картона разного цвета.
Л: Найди каждому дому свое место. Обрати внимание на форму дома.
Придумать название улицы, чтобы в названии обязательно был звук «Р», или «РЬ».
11. Итог