Подгрупповое занятие на тему «Автоматизация звуков «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ». Лексическая тема «Фрукты» (подготовительная к школе группа, общее недоразвитие речи III уровня).

ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ФРУКТЫ»

Вид деятельности: подгрупповая КРД (подготовительная к школе группа, общее недоразвитие речи III уровня).

Интеграция образовательных областей: 
социально-коммуникативное, познавательное, речевое.

Задачи.
Образовательные:
- закреплять представления о фруктах;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- совершенствовать умение задавать вопросы; отвечать на вопросы, употребляя предлоги: В, НА, С, ИЗ; сравнивать предметы, употребляя предложения с союзами А, И.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь» в словах, предложениях;
- развитие мелкой моторики;
- совершенствовать навыки звукового анализа слов.
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициатив-ности;
- воспитание бережного отношения к природе.

Учебно-методическое обеспечение:
- муляжи фруктов (яблоко, слива, апельсин, лимон, груша, виноград, гранат, абрикос); предметные картинки (персик, абрикос, лимон, яблоко);
- пальчиковый бассейн; цветные карандаши, трафареты; листы бумаги;
- иллюстрационно-наглядный материал, представленный на слайдах: сю-жетная картинка «В саду»; схемы предложений, вопросов; пиктограммы вопросительных слов.
Ход занятия
Организационный момент
Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия. Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение звуков в словах). 
Логопед. Сегодня мы будем говорить о фруктах. Вы должны стараться правильно произносить звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь».
Логопед предлагает детям по очереди вытащить по одной картинке из пальчикового бассейна, назвать, что нарисовано на картинках. 1-й ребенок. Персик (слива). 2-й ребенок. Абрикос (яблоко).
Логопед. Назовите третий звук в каждом слове и его «соседей».

Основная часть
1. Артикуляционная характеристика звуков. Задание «Расскажи о звуке».
1-й ребенок рассказывает о звуке «Л».
2-й ребенок рассказывает о звуке «Р».
Образец: звук «Л» согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
Задание «Подбери шар».
Четыре шара: красный, синий, зеленый; шар наполовину синий, наполовину зеленый. Выбрать один шар, который соответствует артикуля-ционной характеристике звуков.



2. Развитие плавности выдоха.
Упражнение «Зарядка». Выполнение движений сопровождать прогова-риванием слогов. Вдох носом, выдох - произнести слоги. Один ребенок произ-носит слоги, в которых звуки «Л», «Р», звучат твердо, другой - слоги, в кото-рых согласные звучат мягко. Затем дети меняются.

ра-ла ры-лы ро-ло рэ-лэ ру-лу

3. Дифференциация звуков по твердости-мягкости.
В вазе находятся муляжи фруктов (яблоко, слива, апельсин, лимон, гру-ша, виноград, гранат, абрикос).
1-й ребенок берет фрукты в названии, которых звуки «Ль», «Рь».
2-й ребенок берет фрукты в названии, которых звуки «Л», «Р».

4. Развитие мелкой моторики.
Логопед загадывает загадки.
Родилась она зеленой
А потом росла, краснела. На цветущей белой кроне. 
Как созрела - посинела.
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.  Ударит гулко оземь,  Когда наступит осень.
(Слива) И. Котляров (Яблоко) Л. Яхни
Логопед. Цветным карандашом (дети сами выбирают карандаш) обведите по контуру яблоко и раскрасьте его, а синим - сливу, но ее не раскрашивайте

5. Работа по совершенствованию грамматического строя речи
Задание «Сосчитать до 5 сочетания слов»: сладкая слива, спелое яблоко.
Пиктограмма вопросительного слова «сколько?» Дети задают друг другу вопросы, с опорой на пиктограмму.
1-й ребенок спрашивает: Сколько сладких слив? (2-й ребенок считает).
2-й ребенок спрашивает: Сколько спелых яблок? (1-й ребенок считает).


Сравнение сливы и яблока по схемам. (Схемы на слайде)

Слива и яблоко - это фрукты

Слива овальная, а яблоко круглое.

Слива растет на дереве в саду, и яблоко растет на дереве в саду.

Слива сочная сладкая и яблоко сочное сладкое.


Слива бывает синей, желтой, а яблоко красным, зеленым, желтым.

Внутри яблока семечки, а внутри сливы косточка.
Задание «Разноцветные яблоки».
Детям предлагаются пиктограммы вопросительных слов:


Где? Откуда? Куда?

Они выбирают подходящую пиктограмму и задают друг другу вопросы.
1-й ребенок: Где сидит червяк? Где спрятался червяк? Откуда сполз чер-вяк? Откуда вылез червяк?

2-й ребенок: Где лежит яблоко? Где висит яблоко? Куда упало яблоко? Куда положили яблоки?

Задание «Расскажи про девочку»
Сюжетная картинка «В саду». Дети с помощью пиктограмм задают вопросы по сюжетной картинке. Отвечают на них. Затем рассказывают по картине.


Куда пришла девочка? Девочка маленькая или большая?


Какого цвета платье, воротник, карманы?


Какого цвета носки, сандалии?

Какие волосы?


Какие деревья растут в саду?


Какое яблоко хочет сорвать девочка? Почему девочка грустная?

Образец рассказа.
Маленькая девочка пришла в сад. На ней голубое платье с белым воротником, с белыми карманами. На ногах у девочки желтые носки, белые сандалии. У нее светлые длинные волосы. Волосы заплетены в косу. В саду растут яблони. Девочка хочет сорвать спелое, желтое, сладкое яблоко. Яблоко висит высоко на ветке. Она не может сорвать яблоко и поэтому она грустная.
Логопед предлагает закончить рассказ: Что надо сделать, чтобы девочка стала веселой, радостной?
Итог



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бардышева Т.Ю., Чохонелидзе Т.А. Как много вам хочу сказать. - Журнал «Карапуз» № 7. - М.: ИД «Карапуз», 2001 г.
2. Чохонелидзе Т.А Вот предлог простой. - Журнал «Воробышек» № 5 - учебно-методическое пособие. - М.: ИД «Карапуз», 2004 г.



И



Рисунок 1i (10)Рисунок 6D:\картинки\i (10).jpgi (10)Рисунок 7D:\картинки\i (10).jpgРисунок 6Рисунок 11Рисунок 33Рисунок 6i (2)Рисунок 24605C:\Users\Юрий\Desktop\занятие\i (2).jpegi (2)Рисунок 13C:\Users\Юрий\Desktop\занятие\i (2).jpegi (2)Рисунок 52C:\Users\Юрий\Desktop\занятие\i (2).jpegРисунок 4Рисунок 24582Рисунок 24595Рисунок 24585Рисунок 7Рисунок 13Рисунок 1Рисунок 16Рисунок 5Рисунок 19Рисунок 18Рисунок 21Рисунок 2315