Комплект контрольно-оценочных средств к рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для специальностей технического профиля СПО для текущего контроля.


ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
«Физика»
Разработчик: Логинова Е. С. – преподаватель ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»

Рязань 2016
Общие положения
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине
«Физика», являющейся частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО программы подготовки специалистов разработан на основе ФГОС СПО
по специальностям:
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава на железнодорожном транспорте
27.02.03 Автоматика и телемеханик на железнодорожном транспорте
43.02.06 Сервис на железнодорожном транспорте
по профессиям:
08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
23.01.09 Машинист локомотива
29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте.
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Физика».
КОС включают типовые задания, контрольные материалы для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации в форме зачета и для итоговой аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине «Физика»
В результате освоения учебной дисциплиной «Физика» обучающийся должен обладать, предусмотренными ФГОС, следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
У.1. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел.
У.2. Делать выводы на основе экспериментальных данных.
У.3. Приводить примеры практического использования физических знаний: законов классической, квантовой и релятивисткой механики.
У.4. Применять полученные знания для решения физических задач.
У.5. Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
У.6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
У.7. Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать полученную из различных источников информацию.
З.1. Смысл физических понятий.
3.2. Смысл физических величин.
З.3. Смысл физических законов.
3.4. Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие науки.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных проверочных работ. В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) и общие компетенции Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Показатели оценки результата
Умения: У.1. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
Отличать гипотезы от научных теорий.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических работах.
Заслушивание и обсуждение сообщений и презентаций. Объясняет физические явления и свойства тел с точки зрения науки.
У.2. Делать выводы на основе экспериментальных данных.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических работах. Применяет законы механики, МКТ, электродинамики и квантовой физики при выполнении практических лабораторных работ.
У.3. Приводить примеры, практического использования физических знаний: законов классической, квантовой и релятивисткой механики, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Практические занятия.
Лабораторные работы, защита лабораторных работ.
Экспертная оценка деятельности на занятиях.
Устный опрос.
Заслушивание и обсуждение сообщений и презентаций.
Контрольные работы.
Оценка выполнения тестов.
Приводит примеры практического использования физических знаний на практике, в быту.
У.4. Применять полученные знания для решения физических задач. Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Практические занятия.
Контрольные работы.
Устный опрос.
Экспертная оценка деятельности на занятиях. Оценка выполнения тестов.
Применяет знания физических законов при решении задач.
Применяет методику вычисления: кинематических величин; сил, действующих на тело; законов сохранения; микро и макропараметров тела; электродинамических величин; параметров электрической цепи; параметров атомного ядра.
У.5. Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Лабораторные работы.
Экспертная оценка деятельности на занятиях.
Измеряет физические величины при выполнении лабораторных работ, вычисляет погрешности, делает выводы.
У.6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Заслушивание и обсуждение сообщений и презентаций Приводит примеры практического использования физических знаний на практике, в быту.
У.7. Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, в интернете, научно-популярных статьях.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Заслушивание и обсуждение сообщений и презентаций. Приводит примеры практического использования физических знаний на практике, в быту.
Знания З.1. Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.
Устный опрос.
Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических занятиях.
Оценка выполнения тестов.
Контрольные работы.
Защита отчетов по лабораторным работам.
Заслушивание и обсуждение сообщений и презентаций. Овладение понятийным аппаратом, умение выделять физические величины, явления, процессы.
3.2. Смысл физических величин. Устный опрос.
Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических занятиях.
Оценка выполнения тестов.
Контрольные работы.
Защита отчетов по лабораторным работам. Знает физические величины, умеет измерять и вычислять физические величины, пользоваться измерительным приборами.
З.3. Смысл физических законов. Экспертное наблюдение и оценка на занятиях.
Устный опрос.
Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических занятиях.
Оценка выполнения тестов.
Контрольные работы.
Защита отчетов по лабораторным работам. Умеет применять полученные знания для решения практических задач и выполнения лабораторных работ.
3.4. Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Заслушивание и обсуждений сообщений и презентаций. Оценка выполнения тестов. Знает имена и вклад ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие науки.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Наблюдение за ролью студента в группе.
Наблюдение за поведением студента при выполнении лабораторных и практических работ. Взаимодействует со студентами, преподавателем и в ходе обучения.
Оценка освоения учебной дисциплины.
Предметом оценивания служат умения и знания, предусмотренные программой учебной дисциплины «Физика», направленные на формирование общих компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам).
Элемент учебной
дисциплины Текущий контроль
Форма контроля Проверяемые У, З, ОК
Раздел 1. Механика
Тема 1.1 Кинематика.
- проверочная работа
- входной контроль
- практическое занятие
- устный ответ У1, У3, У4, У6
З.1, З.2, З.3
ОК1, ОК4,
Тема 1.2. Динамика.
- устный ответ
- практическое занятие
- самостоятельная работа (рефераты, презентации, сообщения) У1, У3, У4, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК4, ОК5
Тема 1.3. Силы в природе. - устный ответ
- самостоятельная работа
- практическое занятие (решение задач) У1, У3, У4, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК4, ОК5
Тема 1.4. Законы сохранения. - тестирование
- устный ответ
- практическое занятие
- самостоятельная работа
У1, У3, У4, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК4, ОК5
Раздел 2. Молекулярная физика. Основы термодинамики.
Тема 2.1. Основы молекулярной физики. - практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Тема 2.2. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа. - практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Тема 2.3. Жидкости и твердые тела. - тестирование
- устный ответ
- практическое занятие
- лабораторная работа
- самостоятельная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Тема 2.4. Основы термодинамики. - тестирование
- устный ответ
- практическое занятие
- контрольная работа
- самостоятельная работа У1, У3, У4, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК4, ОК5
Раздел 3. Основы электродинамики.
Тема 3.1. Электрическое поле. - практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Тема 3.2. Постоянный электрический ток. - тестирование
- практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. - тестирование
- устный ответ
- практическое занятие
- самостоятельная работа У1, У3, У4, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК4, ОК5
Тема 3.4. Магнитное поле. - практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Тема 3.5. Электромагнитная индукция. - тестирование
- практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4.
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Раздел 4. Колебания и волны.
Тема 4.1. Механические колебания. - тестирование
- практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Тема 4.2. Механические волны. - устный ответ
- самостоятельная работа У1, У3, У6
З.1, З.2, З.3
ОК1, ОК2, ОК4
Тема 4.3. Электромагнитные колебания. - практическое занятие
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У3, У4, У6, У7
З.1, З.2, З.3
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5
Тема 4.4. Электромагнитные волны. - практическое занятие
- лабораторная работа
- устный ответ
- самостоятельная работа У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4.
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7
Раздел 5. Квантовая физика.
Тема 5.1. Световые кванты. - практическое занятие
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У3, У4, У6, У7
З.1, З.2, З.3
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5
Тема 5.2. Строение атома. - практическое занятие
- устный ответ
- самостоятельная работа
- контрольная работа У1, У3, У4, У6, У7
З.1, З.2, З.3, З.4
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5
Раздел 6. Эволюция вселенной.
Тема 6.1. Эволюция Вселенной. - устный ответ
- самостоятельная работа У1, У3, У6, У7
З.1, З.4.
ОК1, ОК2, ОК3, ОК5
Итоговая аттестация
Экзамен У1, У3, У4, У5
З.1, З.2, З.3, З.4.
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5
Критерии оценки учебной деятельности.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования физической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.
       Исходя из поставленных целей, учитывается:1. Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.2. Степень формирования интеллектуальных и общеучебных умений.3. Самостоятельность ответа.4. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.                                   
Критерии оценки устного ответа:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
1. Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.
2. Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
3. Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.
4. При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.
5. Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.
6. Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.
7. Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
1. Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.
2. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
1. Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
3. Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
4. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:
1. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Критерии оценки за зачет:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.
- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.
- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты:
Время выполнения работы: 5-15 мин.
0%-39% - неудовлетворительно
40%-69% - удовлетворительно
70%-89% - хорошо
свыше 90% - отлично
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов:        Время выполнения работы: 10-15 мин.   Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5 правильных ответов.
  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 5 вопросов:        Время выполнения работы: 5-10 мин.   Оценка «5» - 5 правильных ответов,
«4» - 4,
«3» - 3,
«2» - менее 3 правильных ответов.
Оценка умений работать с различными источниками информации:
Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике физических явлений или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании других источников знаний, в оформлении результатов.Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов, полное неумение использовать другие источники знаний.
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если обучающийся не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если обучающимися оригинально выполнена работа.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Критерии оценки ответа учащегося на экзамене. Ответ на все два вопроса билета оценивать по 5-балльной системе. После ответа на все вопросы билета выставляется экзаменационная оценка как среднее арифметическое от оценок за каждый вопрос.
Оценка устных ответов на теоретический вопрос
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
технически грамотно выполняет чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся:
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи преподавателя;
не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, обучающийся умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
испытывает затруднения в применении знаний при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся:
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Оценка «1» ставится в том случае, если обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов или если обучающийся отказывается отвечать на теоретический вопрос.
Оценка выполнения расчетных задач
Отметка «5» выставляется в том случае, если приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
верно записано краткое условие задачи, при необходимости сделан рисунок, записана формула, применение которой необходимо для решения задачи выбранным способом;
проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ;
при устной беседе учащийся демонстрирует понимание физических процессов или явлений, описанных в условии задачи.
Отметка «4» выставляется в том случае, если представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:
в арифметических вычислениях,
при переводе единиц физической величины
Отметка «3» выставляется в том случае, если представлено решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:
в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке,
при использовании справочных табличных данных,
в математическом преобразовании исходной формулы.
Отметка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.Отметка «1» выставляется, если обучающийся не приступал к решению задачи или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
 
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения,
неумение выделить в ответе главное,
неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
неумение делать выводы и обобщения,
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,
неумение решать задачи в общем виде.
Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины.
Входной контроль
Вариант 1
1. Какое слово обозначает физическое тело?
1) самолет 2) звук 3) метр 4) кипение
5) скорость
2. Какое слово обозначает физическую величину?
1) часы 2) алюминий 3) килограмм
4) сила 5) Земля
3. Какое слово обозначает физическое явление?
1) сила 2) килограмм 3) атом 4) весы
5) испарение
4. Какое слово обозначает единицу физической величины?
1) длина 2) секунда 3) плавление
4) атом 5) элемент
5. Выразить длину 2,5 км в единицах системы СИ?
1) 250м 2) 2500 см 3) 0,25 м 4) 2500 м 5) 2500мм
6. В каких единицах измеряется напряжение?
1) А 2) Ом 3) В 4) Вт 5) км
7. Единицей измерения какой физической величины является килограмм (кг)?
1) сила 2) масса 3) работа 4) длина
5) мощность
8. При движении автомобиль за 50 секунд проходит путь, равный 150 м. С какой скоростью движется автомобиль?
1) 3 м/с 2) 3 км/ч 3) 0,5 м/с 4) 30 м/с
5) 200 км/ч
9. Тело массой 30 кг движется с ускорением 2 м/с². Под действием какой силы движется тело?
1) 2 кг 2) 0,3 т 3) 2 м/с². 4) 0,5 г 5) 60 Н
10. Укажите формулу закона Ома
для участка цепи

1) I=U·R 2) R=I·U 3) I=U/R
4) U=I/R 5) I=U+R Вариант 2
1. Какое слово обозначает физическое тело?
1) эхо 2) атом 3) метр 4) кипение
5) скорость
2. Какое слово обозначает физическую величину?
1) длина 2) алюминий 3) килограмм
4) термометр 5) Земля
3. Какое слово обозначает физическое явление?
1) сила 2) кипение 3) атом 4) весы 5) метр
4. Какое слово обозначает единицу физической величины?
1) длина 2) температура 3) плавление
4) атом 5) час
5. Выразить массу 1,5 т в единицах системы СИ?
1) 15000г 2) 1500 мг 3) 1500 кг
4) 150кг 5) 15кг
6. В каких единицах измеряется сила тока?
1) А 2) Ом 3) В 4) Вт 5) км
7. Единицей измерения какой физической величины является Джоуль (Дж)?
1) сила 2) масса 3) работа
4) длина 5) мощность
8. При движении автомобиль за 5 секунд проходит путь, равный 150 м. С какой скоростью движется автомобиль?
1) 3 м/с 2) 3 км/ч 3) 0,5 м/с 4) 30 м/с 5) 250 км/ч
9. Тело массой 2 кг движется с ускорением 2 м/с². Под действием какой силы движется тело?
1) 2 Н 2) 4 Н 3) 2 мН. 4) 1 кН 5) 10 Н
10. Укажите формулу закона Ома для участка цепи

1) I=U·R 2) R=I·U 3) I=U+R 4) U=I/R 5) I=U/R
Самостоятельная работа №1
Тело, относительно которого рассматривается движение других объектов, называется ...
телом отсчета
материальной точкой
системой координат
физическим телом.
Стоящий в автобусе пассажир произвольно отклонился вправо.
Чем это вызвано?
автобус повернул влево
автобус повернул вправо
автобус затормозил
автобус тронулся с места.
Единицей силы в СИ является…
1 Н
1 Дж
1 Вт
1 Па.
Выразить 5 мм в системе единиц СИ
50 м
0, 05 м
500 м
0,005 м.
Единицей температуры в СИ является…
1 C
1 R
1 F
1 K.
Укажите, какое из уравнений является уравнением изотермического процесса: 1. p₁V₁ = p₂V₂
p₁T₂ = p₂T₁
V₁T₂ = V₂T₁
здесь нет этого уравнения.
Какое уравнение называется уравнением Менделеева-Клапейрона?
p₁T₂ = p₂T₁
p·\/ = (m/M)·RT
p·V = MRT
m = MRV
Какой деформации не существует?
сдвиг
изгиб
сжатие
все перечисленные существуют.
Укажите формулу закона Гука
F = mɡF = k|∆ℓ|
F = mam = ρVЧеловек за 10 мин прошел путь 900 м. Какова средняя скорость движения человека (в СИ)?
90 м/мин
90 м/с
1,5 м/мин
1,5 м/с
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 1 4 4 1 2 4 2 4
Самостоятельная работа №2
Вариант 1
1. Плитка включена в осветительную сеть. Какое количество электричества протекает по ней за 10 минут, если сила тока в подводящем шнуре равна 5 А ?2. При напряжении 220 В на зажимах резистора сила тока равна 0,1 А. Какое напряжение подано на резистор, если сила тока в нем стала равной 0,05 А ?3. Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25 Ом, чтобы сила тока была 30 А ?4. Какой длины нужно взять медную проволоку площадью поперечного сечения 0,5 мм², чтобы сопротивление ее было равно 34 Ом ?5. К источнику с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 2 Ом подключен реостат, сопротивление которого 5 Ом. Найти силу тока в цепи.
6. Участок цепи состоит из стальной проволоки длиной 2 м и площадью поперечного сечения 0,48 мм², соединенной последовательно с никелиновой проволокой длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,21 мм². Какое напряжение надо подвести к участку, чтобы получить силу тока 0,6 А ?
Вариант 2
1. Плитка включена в осветительную сеть. Какое количество электричества протекает по ней за 10 минут, если сила тока в подводящем шнуре равна 5 А ?2. При напряжении 220В на зажимах резистора сила равна 0,1А. Какое напряжение подано на резистор, если сила тока в нем стала равной 0,05А ?3. Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25 Ом, чтобы сила тока была 30 А ?4. Какой длины нужно взять медную проволоку площадью поперечного сечения 0,5 мм², чтобы сопротивление ее было равно 34 Ом ?5. К источнику с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 2 Ом подключен реостат, сопротивление которого 5 Ом. Найти силу тока в цепи.
6. Участок цепи состоит из стальной проволоки длиной 2 м и площадью поперечного сечения 0,48 мм², соединенной последовательно с никелиновой проволокой длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,21 мм². Какое напряжение надо подвести к участку, чтобы получить силу тока 0,6 А ?
Самостоятельная работа №3
Вариант 1
1. Какой объем занимают 100 моль ртути?
2. Какова внутренняя энергия 10 моль одноатомного газа при 27ºС ?3. Объём кислорода массой 160г, температура которого 27ºС, при изобарном нагревании увеличился вдвое. Найти работу газа при расширении, количество теплоты, которое пошло на нагревание кислорода, изменение внутренней энергии.
Вариант 2
1. Найти число атомов в алюминиевом предмете массой 135г.
2.Какова внутренняя энергия гелия, заполняющего аэростат объёмом 60 м³ при давлении 100кПа?
3. Объём кислорода массой 160г, температура которого 27ºС, при изобарном нагревании увеличился вдвое. Найти работу газа при расширении, количество теплоты, которое пошло на нагревание кислорода, изменение внутренней энергии.
Директорская контрольная работа 1 курс.
1. При равномерном движении тело за 50 секунд проходит путь, равный 150 м. С какой скоростью двигалось тело?
1) 0,05 м/с 2) 0,3 м/с 3) 0,5 м/с 4) 3 м/с2. Сила 60 Н сообщает телу ускорение 2 м/с². Найти массу тела.
1) 2 кг 2) 0,3 т 3) 30 кг 4) 0,5 г.
3. Укажите, по какой формуле вычисляют импульс тела?
1) F = m·a 2) S = ʋ·t 3) p = m·ʋ 4) F=k·│∆ℓ│

4. Относительная влажность в помещении равна 60%. Разность показаний сухого и влажного термометров 4ºС. Чему равны показания сухого термометра? Используйте таблицу.
1) 18ºС 2) 14ºС 3) 10ºС 4) 6ºС
5. Укажите формулу закона Гука.
1) S = ʋ ·t 2) F=k·│∆ℓ│ 3) F = m·a 4) p = m· ʋ
6. Определить молярную массу кислорода.
1) 32 г/моль 2) 16 кг 3) 4·10ˉ³ кг/моль 4) 16 г
7. Укажите, какое из приведенных ниже уравнений является уравнением Менделеева-Клапейрона.
1) pV = mRT/M 2) pV = const 3) p = nkT 4) E = m ʋ²/2
8. Произведение SΔh равно изменению объема газа, поэтому газ при расширении совершает работу A=…
1) pS 2) pSh 3) pSΔh 4) FΔh9. Определить КПД турбореактивного самолета, если температура поступающих на турбину газов 900°C, а выходящих из сопла самолета 600°C.
1) 0,26 2) 30% 3) 1,3 4) 126%
10. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано 500 Дж количества теплоты, а газ при постоянном давлении 10³ Па расширился на 0,3 м³ ? 1) 5,3 Дж 2) 800 Дж 3) 0,4 Дж 4) 200 Дж
Контрольная работа 1 (16 вариантов) по теме «Основы молекулярной физики»
Вариант 1
1. В сосуде вместимостью 500·10-6 м3 содержится 0,89 г водорода при температуре 170С. Найти давление газа.
2. Определить среднюю квадратичную скорость молекулы газа при 00С. Молярная масса газа 0,019 кг/моль.
3. Начертить в осях (р,Т) графики, выражающие законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.
Вариант 2
1. Каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне емкостью 120л при 120С, если масса этого воздуха 2 кг, а молярная масса воздуха 0,029 кг/моль?
2. При какой температуре средняя квадратичная скорость молекул азота равна 830 м/с?
3. Начертите график изохорического процесса в координатах (V,p); (T,V); (p,T).

Контрольная работа 2 (12 вариантов) по теме «Основы термодинамики»
Вариант 1
1. Определить количество теплоты, необходимое для испарения 100 л воды, взятой при 100°С.
2. Как изменится внутренняя энергия 4 моль газа при уменьшении его температуры на 200К?
3. Каков КПД идеальной паровой турбины, если пар поступает в турбину при 480⁰С, а оставляет ее при 30⁰С?
4. Мощность двигателя автомобиля 50 кВт. Определить расход бензина в час, если КПД двигателя 0,25.
Вариант 2
1. Определить удельную теплоемкость трансформаторного масла, если для нагревания 5000кг масла от 70⁰С до 75⁰С требуется 50,6 МДж тепла.
2. Один килограмм углекислого газа изобарно нагрет от 288К до 400К. Определить работу, совершенную над газом.
3. Определить КПД турбореактивного самолета, если температура поступающих газов на турбину 900⁰С, а выходящих из сопла самолета 600⁰С.
4. В сосуд, содержащий 2,35кг воды при 20⁰С, опускают кусок олова, нагретого до 507К. Температура воды в сосуде повысилась на 15К. Вычислить массу олова.
Контрольная работа 3 (8 вариантов) по теме «Электрическое поле».
Вариант 1
1. Два заряда 4·10-9 Кл и 3·10-9 Кл находятся на расстоянии 3 м. Определить силу притяжения этих зарядов в воде.
2. На каком расстоянии от заряда 0,1 нКл напряженность поля в воздухе равна 300 Н/Кл?
3. Какова разность потенциалов двух точек, если при перемещении между ними заряда 0,012 Кл полем была совершена работа 0,36 Дж?
4. Определить емкость конденсатора, если площадь пластины 2·10-3 м2 , расстояние между пластинами 10-3 см. Диэлектрик – воздух.
Вариант 2
С какой силой взаимодействуют два точечных заряда величиной
10 нКл и 15 нКл , находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга в вакууме?
2. На заряд 4·10-7 Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015 Н. Определить напряженность поля.
3. Какая работа совершается при перемещении заряда 4,6 нКл в поле между точками с разностью потенциалов 1500 В ?
4. Определить емкость батареи конденсаторов, если С1=10мкФ,
С2=15 мкФ, С3=6 мкФ.
914920127609009081531416790020059651143000210058011430001423670114300014954251143000261112013017500210058013017500149542513017500
2611120812800049720581280001720850812800018040358128000
913130438150018040354318000
Контрольная работа 4 (8 вариантов) по теме «Законы постоянного тока».
Вариант 1
1. Каково удельное сопротивление проводника, если его длина 10 км, сечение 70 мм² и сопротивление 3,5 Ом?
2. По спирали электроплитки мощностью 600 Вт протекает ток 5 А. Определить сопротивление спирали.
3. При подключении лампочки к батарее элементов с ЭДС 4,5 В вольтметр показывает напряжение на лампочке 4 В, а амперметр – силу тока 0,25 А. Определить внутреннее сопротивление батарее.
Вариант 2
1. Удлинитель длиной 30 м сделан из медного провода диаметром 1 мм. Каково сопротивление удлинителя?
2. Мощность электрической плитки при напряжении 120 В равна 600 Вт. Какой ток протекает по спирали плитки?
3. При питании лампочки от элемента с ЭДС 1.5 В сила тока в цепи равна 0,2 А. Найти работу сторонних сил в элементе за1 мин.
Контрольная работа 5 (8 вариантов) по теме «Магнитное поле тока».
Вариант 1
1. Магнитное поле с индукцией 5 мТл действует на проводник с силой 4·10ˉ³ Н. Какова сила тока, протекающего по проводнику длиной 2 м, если угол между направлением тока и индукцией 45°?
2. В направлении, перпендикулярном линиям индукции, влетает в магнитное поле электрон со скоростью 10 Мм/с. Найти индукцию поля, если электрон описал в поле окружность радиусом 1 см.
3. Сформулировать правило левой руки для силы Ампера.
Вариант 2
1. Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 см2, равен 0,3 мВб. Найти индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным .2. Электрон влетает в однородное магнитное поле с индукцией 182 Тл перпендикулярно линиям индукции со скоростью 16000 м/с. Определите силу, действующую на него.
3. В каком месте Земли магнитная стрелка компаса обоими концами показывает на юг?
Контрольная работа 6 (8 вариантов) по теме «Электромагнитная индукция».
Вариант 1
1. Прямолинейный проводник длиной 1,5 м движется со скоростью 20 м/с перпендикулярно к силовым линиям магнитного поля с индукцией 2 Тл. Определите ЭДС индукции, возникающей в проводнике.
2. По катушке индуктивностью 5 Гн проходит ток 4 А. Определить магнитный поток внутри катушки, если ее обмотка состоит из 500 витков.
3. Определите энергию, запасенную магнитным полем катушки индуктивностью 12 мГн, если сила тока, проходящего по обмотке, 10 А.
Вариант 2
1. Сила тока в катушке с индуктивностью 3 Гн равномерно спадает за 0,1с от 4 А до 0А. Какая при этом возникает ЭДС самоиндукции?
2. Магнитный поток внутри катушки, имеющий 150 витков за 0,5с изменился от 1,1 до 2,3 Вб. Определить ЭДС индукции.
3. Определить индуктивность катушки, если в ней при прохождении тока 2 А энергия магнитного поля была равна 1 Дж.
Контрольная работа 7 (12 вариантов) по теме «Колебания».
Вариант 1
Длина маятника Фуко в Исакиевском соборе в Петербурге 98м.
Найдите период и частоту колебаний маятника.
2. Напряжение в цепи меняется по закону u=308 cos314t. Найти:
а) амплитуду напряжения; б) период, частоту и циклическую частоту переменного напряжения; в) значение напряжения при t=0,01с.
3. Катушка индуктивностью 35 мГн включается в сеть переменного тока. Определить сопротивление катушки при частоте 230 Гц.
right236632004. Найти период свободных электромагнитных колебаний в контуре с параметрами С=0,2 мкФ, L=0,79 Гн.
Вариант 2
1. По графику найти амплитуду,
период, частоту и циклическую частоту
колебаний.
2. Напряжение меняется
по формуле u = 5 cos π4t.
Чему равна амплитуда и действующее значение напряжения, частота и период колебаний; значение напряжения в момент t=3с?
3. Конденсатор емкостью 250 мкФ в цепи переменного тока. Определить его сопротивление при частоте 50Гц.
4. Какую индуктивность надо включить в колебательный контур,
чтобы при емкости конденсатора 50 пФ получить частоту
свободных колебаний 10мГц?
Контрольная работа 8 (12 вариантов) по теме «Кванты света. Фотоэффект».
Вариант 1
1. Определите энергию, массу и импульс фотонов фиолетового цвета видимого излучения, если соответствующая ему длина волны равна 400 нм.
2. Что нужно понимать под красной границей фотоэффекта?
3. Пластинка никеля (работа выхода электрона равна 5 эВ) освещена ультрафиолетовыми лучами с длиной волны 0,2 мкм. Определить максимальную скорость фотоэлектронов.
Вариант 2
1. Определить длину волны зеленого света, энергия кванта которого равна 2,4 эВ.
2. Работа выхода для калия равна 2,1 эВ. Какова наименьшая частота излучения, при которой возможен фотоэффект?
3. Максимальная кинетическая энергия вылетающих с поверхности металла электронов равна 21,3·10‾²º Дж, работа выхода с его поверхности 2,26 эВ. Определить длину волны и частоту излучения.
Контрольная работа 9 (8 вариантов) по теме «Атомная физика».
Вариант 1
1. Каков состав ядер
а) 1123Na; б) 919F; в) 47107Ag ?2. Назвать химический элемент, в атомном ядре которого содержится а) 55р+84n; б) 14p+14n
3. Дописать ядерную реакцию: 1327Al + 01n => ? + 24He
4. Из ядра выбрасывается α-частица. Как изменяется атомная
масса и порядковый номер элемента.
5. Освобождается или поглощается энергия при реакции

49Be + 12H => 510B + 01n
Вариант 2
1. Каков состав ядер
а) 510B; б) 73181Ta; в) 55133Cs ?2. Назвать химический элемент, в атомном ядре которого содержится
а) 31р+39n;б) 40p+51n
3. Дописать ядерную реакцию: 714N + ? => 817O + 11p
4. Из ядра выбрасывается нейтрон. Как изменяется атомная
масса и порядковый номер элемента.
5. Освобождается или поглощается энергия при реакции
36Li + 11p => 23He + 24He ?