Математический кружок для 5-х классов: МетаШкола

СыныпжетекшілердіS €/Б Келісемін: Бекітемін:
отырысында Kаралды: Согласовано: Утверждаю:
Рассмотрено на заседании ДиректордыS т‰рбие ісі «№ 40 ЖББОМ» КММ
М/О классных руководителей: ж™ніндегі орынбасары директоры:
Хаттама № ______ Зам. директора по ВР «ШJО, Семей KаласыныS Протокол № _____ Самалыкова М.Б. білім б™лімі» ММ
«___» ______ 20 __ ж. «___» _______ 20 __ ж. Директор КГУ СОШ № 40
ГУ «Отдел образования
г.Семей ВКО»
___________ Ляпунов В.В.
«___» ________ 20 __ ж.




Кружок
«МетаШкола»





Руководитель: Филиппова Алёна Витальевна











г. Семей
2016-2017 учебный год




Пояснительная записка
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5 классов.
Для занятий математического кружка «МетаШкола» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).

Цель:
привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы.






Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе кружка:
связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
использование занимательности;
использование исторического материала;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учет желаний учащихся;
наличие необходимой литературы у учителя.

Методы работы:
упражнения,
беседа
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Основные формы проверки знаний:
тестирование;
личная олимпиада;
математические соревнования
Прогнозируемые результаты:

Решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
Решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
Проведение и успешное участие в математических соревнованиях



.
Содержание программы.
1.Числа и вычисления (8 ч.). Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты. 2.Геометрические фигуры (5 ч.) Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры. 3.Ребусы. Кроссворды (5 ч.) Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды. 4.Логические задачи (8 ч.) Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле. 5.Решение задач (8 ч.) Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.
Календарно-тематическое планирование.
Номер занятий ,дата
Содержание занятий
Количество часов

 
I. Числа  и  вычисления.
8  часов

1.
Греческая и римская нумерация.
1 час

2.
Индийская и арабская система исчисления.
1 час

3.
Древнерусская система исчисления.
1 час

4.
Правила и приемы быстрого счета.
1 час

5.
Конкурс «Кто быстрее сосчитает».
1 час

6.
Знакомство с числовыми ребусами.
1 час

7.
Решение и составление числовых ребусов.
1 час

8.
Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».
1 час

 
II.Геометрические фигуры.
5 часов

9.
Треугольник, задачи с  треугольниками.
1 час

10.
Четырехугольники. Геометрические головоломки.
1 час

11.
Знакомство с пространственными фигурами.
1 час

12.
Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.
1 час

13.
Заключительное занятие «Занимательная геометрия».
1 час

 
III.Ребусы. Кроссворды.
5 часов

14.
Знакомство с принципами их составления.
1 час

15.
Решение и составление ребусов.
1 час

16.
Знакомство с кроссвордами.
1 час

17.
Составление и решение кроссвордов.
1 час

18.
Конкурс на лучший ребус и кроссворд.
1 час

 
IV.Логические задачи.
8 часов

19.
Знакомство с  числовыми мозаиками.
1 час

20.
Составление и решение числовых мозаик.
1 час

21.
Решение и составление задач со спичками.
1 час

22.
Головоломки со спичками.
1 час

23.
Знакомство с принципом Дирихле.
1 час

24.
Решение задач на принцип Дирихле.
1 час

25.
Решение задач на принцип Дирихле.
1 час

26.
Заключительное занятие    «Математический  КВН».
1 час

 
V.Решение задач.
8 часов

27.
Решение занимательных задач.
1 час

28.
Решение шутливых задач.
1 час

29.
Задачи от противного.
1 час

30.
Задачи  на движение.
1 час

31.
Задачи  на движение по реке.
1 час

32.
Задачи на бассейны.
1 час

33.
Старинные задачи.
1 час

34.
Вечер «Занимательная математика».
1 час












Список литературы

«Математическая смекалка» - М: Наука 2009г
«Математические завлекалки»- Кордемский Б.А. М: Альянс 2010г
Математика для гуманитариев –Панишева Н.А. Учитель 2010г
«Задачи на смекалку» Шарыгин И.Ф. Просвещение 2009г
Внеклассная работа по математике 5-11 кл – Фарков А.В. М: Айрис-пресс 2009г
За страницами учебника математики –И.Я. Депман М: Просвещение2001г

15