Интегрированная работа с детьми по использованию декоративной росписи (Опошня) с детьми средне-старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения


Отдел образования Шахтерского городского совета
Интегрированная работа с детьми
по использованию
декоративной росписи (Опошня)
с детьми средне-старшего дошкольного возраста
с нарушениями зрения
Подготовила и провела воспитатель:
я/с № 8 «Малыш»
Полтавская В. Л.
Ноябрь 2011
Цель:
продолжать учить детей декоративной росписи (Опошнянская роспись);
формировать у детей знания об истории создания промысла;
совершенствовать умение выполнять элементы росписи (широкая, тонкая обводная линия, волнистая линия, точки, завитки);
познакомить с экономическим понятием «бартер», «разменная монета»;
активизировать речь детей через монологи и диалоги, дискуссии (предметы быта, производство посуды, названия элементов росписи);
развивать технические навыки (держать кисть, набирать краску, промывать кисточку);
расширить активный словарь детей: бартер, разменная монета, село Опошня, названия предметов быта, элементы росписи, названия цветов...;
воспитывать эстетический вкус у детей через составление узоров из предложенных элементов.
Оборудование:
лоток с опошнянской посудой,
образцы росписи женской фигурки,
шаблоны куколки для росписи на каждого ребенка,
элементы опошнянской росписи на каждого ребенка,
четверть альбомного листа для опробования элементов росписи,
акварельные краски,
кисти,
стаканы с водой,
салфетки,
подставки для кисточек.

ХОД:
1. Сюрпризный момент «Ярмарка в гостях у детей»
В гости к детям приходит торговец с лотком. На лотке керамическая посуда и игрушки.
Торговец: Ярмарка, ярмарка!
Веселая ярмарка!
Подходи, народ, поспеши
На товар мой посмотри!
-Вот кувшины, куманцы, горшочки.
А это кони, куклы-любимые предметы детских игр, украинские дома.
Покупайте мой товар!
-А что нужно, чтобы купить ваш товар?
Торговец:
-Давным-давно, когда не было денег, товарами обменивались. Меняли посуду на другие товары: мёд, зерно, масло, рыбу, муку. Этот обмен называется - бартер.
2. Покупкапосуды
Торговец:
-А сейчас товар получит тот, кто правильно ответит на вопросы:
-Как называется эта посуда?
-Кто назовет место, где изготовляют эту посуду?
-Почему вы так думаете?
Покупая посуду, дети на сдачу получают маленькую керамическую куколку.
3. Познавательная минутка.
Давным-давно славилась Опошня игрушечной посудой и игрушками.
Раньше её называли «монетками». Маленькие кувшинчики, мисочки, игрушки выполняли роль денежной мелочи. Потом эти миниатюрные предметы давали детям для игры. Позже дети сами расписывали готовые фигурки в художественной мастерской для детей.
- Ребята, хотите мы с вами откроем художественную мастерскую по росписи игрушек и начнем вот с этой куколки.
4. Рассматривание образцов.
Расписывание керамических игрушек - это творческий процесс. Каждый мастер украшает кукол элементами росписи на свой вкус.
- Посмотрите, как расписала куколок я?
(На доске размещены 3 образца росписи кукол)
- Какие элементы росписи использованы для украшения юбки, кофточки, рукавов 1, 2, 3 куколки?
5. Физминутка.
- Роспись - это тонкая работа, требующая внимания, сосредоточенности, усидчивости, терпения. Давайте немного разомнемся, чтобы нам было легче рисовать.
«Проведу я линию, - разведение правой руки в сторону,
Проведу другую. - разведение левой руки в сторону,
Красками и кистью куклу распишу я. - руки опущены вниз.
Проведу дугу я - проводят пальчиком руки дугу,
И нанижу бусы - пальчиком в воздухе ставят точки,
Рюшами украшу блузу впереди я. - снизу вверх рисуют волнообразные
движения
Точечки поставлю ей на рукавах - ставят пальчиком точки на рукавах
воображаемой куколки.
Вот какая куколка - покачивают головой влево-вправо,
Просто красота» - пружинка вправо-влево.
6. Приглашаю детей в творческую мастерскую.
- Проходите в художественную мастерскую. Присаживайтесь.
- Ребята, посмотрите на образцы элементов росписи на ваших столах.
- Закройте глазки и представьте свою куколку. (Дети закрывают глазки и фантазируют).
- Откройте глазки.
- Какими элементами росписи распишет свою куколку Вика, Саша…?
7. Показ приемов рисования элементов росписи пальчиками в воздухе.
- Ребята, давайте пальчиком в воздухе покажем, как мы будем проводить широкую линию – всем ворсом кисти. Тонкую, волнистую линии, точки – кончиком кисти. (Проводя линии, дети следят за кончиком пальчика глазками – развитие прослеживающей функции глаз).
8. Пальчиковая гимнастика: «Вот помощники мои».
Предлагаю детям попробовать нарисовать выбранные элементы росписи на ленточках, лежащих у них на столах.
9. Указания перед работой.
- Вспомните, пожалуйста, как правильно держать кисть, набирать на неё краску, отжимать лишнюю о край.
10. Выполнение работы детьми.
Дети рисуют под музыку. Педагог подходит к детям, которые затрудняются в выборе или рисовании элементов росписи, и показывает ещё раз на своём листочке кистью.
11. Гимнастика для глаз «Глазки отдыхают»
(через 10 минут после начала работы).
12. Выставка детских работ.
Вопросы:
- Какими элементами росписи ты расписал(а) свою куколку?
- Какие цвета использовал(а) для росписи?
- Где расположил(а) волнистую, прямую линии, точки?
- Чья работа понравилась больше всего?
- Чем понравилась эта работа? (отметить аккуратность выполнения работы, правильность передачи элементов: кончиком кисти, всем ворсом).
- Кто проявил творчество и украсил куколку другими элементами?
- Ребята, все вы старались. Когда ваши работы высохнут, мы сделаем выставку и пригласим посмотреть её других детей и родителей.