Выступления на РМО «Проблемы внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов в области «Искусство» и пути их решения».«ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы».



Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
г. Можайска
Тема выступления на РМО «Проблемы внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов в области «Искусство» и пути их решения»:
  «ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы».
Работу выполнила: Школа №1 г. Можайска
Учитель изобразительного искусства
Петухова Мария Михайловна
Москва 2016г.
Содержание:
Введение: обоснование выбора темы, актуальность, цель и задачи работы, практическая значимость.
Основное содержание: теоретико-методологические основания и методическая разработка по теме исследования, описание ее внедрения в  практику.
а) Концепция ФГОС.
б)  Особенность учебно-методического  комплекта (УМК)  по изобразительному искусству.
в) Введение в практику педагогического мониторинга.
г) Анализ полученной информации, полученной в ходе  мониторинга.
д) основные выводы, характеризующие результаты работы.
Заключение
Литература.
Введение.
       Тема «ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы». В условиях модернизации и реформирования образовательной системы является актуальной и востребованной. Контроль и диагностика введенных в обучающий процесс инновационных  разработанных  программ, предусматривающих развитие универсальных учебных действий в преемственность с начальной и старшей школой, направленных на воспитание всесторонней личности, остается приоритетной и необходимой по сей день.
   Темой для изучения я выбрала одну из ниш системы образования  -  характеристику состояния педагогической системы предметной линии «Изобразительное искусство», ее педагогический мониторинг, который в последующем может служить основанием для принятия оптимальных управленческих решений и является средством обратной связи в реализации управленческих действий.
   Потенциалом данной темы считаю дальнейшее развитие образовательных технологических процессов, нахождение и пересмотр недостаточно проработанных инициатив. Развитие системы, точнее выполнение государственного заказа,  который не возможен без контроля результатов и статистики  педагогического мониторинга.
  В период внедрения новых стандартов образования, актуальными      вопросами педагогического коллектива, наравне с инновационными методами и практическими приемами, становятся исследования и мониторинг качества обучения.
     Введение данной методологии в педагогический процесс позволяет проследить качество разработанных занятий, последовательность подачи тематического материала, качество выбранной программы обучения и отображение на саморазвитии личности учащегося, готовность коллектива к введенным рабочим изменениям.
     Если наброски этих явлений уже и раньше проявлялись в образовании по основным предметам, то теперь инновационная модель требует более детального разбора качества полученных знаний, составляющих основу подготовки будущих профессиональных кадров и целостных личностей нашего государства.
      Впервые в стандарте появились требования к условиям обучения, которые должны быть обеспечены для достижения требуемого качества образования, что является одним из ключевых направлений президентской инициативы, обеспечивающей преемственность основных направлений  концепции модернизации российского образования.
      Но если мы можем оценить и просчитать качество получаемых знаний в точных науках, то, что касается нравственно-эстетического направления  данного ответвления обучающего процесса, то в данном случае однозначного ответа на сегодняшний день нет и быть не может. Введение ФГОС в начальную школу, затронул такую нишу, как преемственность программ, но вместе с тем, эти программы оказались не готовы к переходу от младшей к средней школе. Разнообразие УМК привело к введению в процесс незавершенных программных линий, отличающихся друг от друга в теории и практике. Эти проблемы четко сфокусировались на предмете «Изобразительное искусство», которое я преподаю в своей школе.
      Первые положительные моменты заинтересованности Государства в качестве получаемых знаний уже видны. Это обеспечение школ новым технологичным оборудованием, проведение качественных курсов повышения квалификации для учительского состава.
     Я надеюсь и на дальнейшую положительную тенденцию в образовании, надеюсь, что еще многие недостатки нововведений будут скорректированы и устранены, а технологичные возможности мониторинга КО помогут определить в свою очередь эти прорехи , и к началу нового учебного года мы будем еще ближе к возможности дать нашим детям самое лучшее нужное образование.
   
 
Теоретико-методологические основания
и методическая разработка по теме исследования.
       Чтобы в полной мере окунуться в проблематику рассматриваемой темы, разберемся, что такое ФГОС.
       ФГОС - из закона РФ «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
       Также ФГОС это - санитарно-гигиенические условия реализации программы. 
Условия реализации ФГОС ООО на уроках и во внеурочной деятельности с учетом особенностей предмета описаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах :Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Регистрационный N 19993
Настоящие СанПиН вводятся в действие с 1 сентября 2011 г.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
(информация об изменениях )C изменениями и дополнениями от:
29 июня 2011 г.
        Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано  раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехнологичном,     конкурентном мире.
        Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
       Это, безусловно, повлияло на изменение в методологии педагогических процессов.
              На современном этапе образования формой организации сбора, хранения, обработки и использования информации о состоянии педагогической системы становится педагогический мониторинг, который может служить основанием для принятия оптимальных управленческих решений и является средством обратной связи в реализации управленческих действий. Первым шагом обработки информации в ходе мониторинга  является ее упорядочение путем группировки, или, если возможно, классификации. Если анализ результатов проводится регулярно и с использованием компьютерной техники, то получить обобщенную оценку и собрать нужные сведения управленческим работникам не представляет особого труда.              
      Как мы знаем, главной особенностью учебно-методического комплекта (УМК)  по изобразительному искусству состоит в том, что они обеспечивают преемственность курсов изобразительного искусства в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся. Учебный предмет имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах;  учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный и коммуникативный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств»; специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй - намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий - дает инструментарий для его практической реализации, а четвертый - содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Также программа осуществляет взаимодействие с другими предметами общеобразовательной системы( литературой, математико (алгеброй и геометрией) историей, географией, физкультурой, биологией). Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве  культуры.
    Изучение авторских программ по предмету «Изобразительное искусство» для  основной школы, изучение характеристики личностных, метапредметных, предметных результатов художественного обучения в предоставляемых перечнем   программ различных УМК, изобилующих в младшей школе, в основном будут вводиться только в следующем учебном году в среднюю школу.         Для ознакомления со сведениями о состоянии подготовки к работе по новым стандартам, были использованы педагогические инструментарии, проведены анкетирование, тестирование и анализ информации о педагогическом коллективе, авторских программах, используемых в работе, о потребностях и путях разрешения неблагоприятной ситуации, сложившейся в рассматриваемой системе.
        Необходимость проведения: неудовлетворенность сведениями о  состоянии педагогической системы по предметной линии «Изобразительное искусство»
        Цель мониторинга: сведениями о состоянии подготовки к работе по новым стандартам, анализ информации о педагогическом коллективе
        Инструментарии:   анкетирование, тестирование, социологические опросы и анализ информации о пед. Коллективе, авторских программах, используемых в работе , о потребностях и путях разрешения неблагоприятной ситуации , сложившейся в рассматриваемой системе.
       Итог: получение объективной информации.
    Реализация:  принятие оптимальных управленческих решений в системе  внедрения новых технологий.
Анализ полученной информации, полученной в ходе  мониторинга:
  В ходе мониторинга и анализа полученной информации было установлено, что на 1 сентября 2012 г. в образовательных учебных заведениях нашего района работают:
21 педагог «Изобразительного искусства.»Из них:
имеют высшее образование по предмету -2 преподавателя;
средне-специальное образование по предмету -1 преподаватель;
высшую категорию имеют -5 преподавателей;
имеют высшее образование - 19 преподавателей.
Учителя совместители -18 .
имеют высшее педагогическое образование - 17.
Рассмотрим полученную таблицу кадровой компетенции:
Всего пед. состав в % из них: Высш. Образование по специальности% Высшее пед. образование Высшая категория % Учителя совместители
100,00% 9,50% 81,% 24,00% 86,00%
График показал, что в данной дисциплине кадров, имеющих соответствующее образование, мягко не хватает. Основными направлениями анкетируемых стали такие дисциплины, как «Технология», «Английский язык», «Математика». Но по какой причине сложилась данная ситуация. Рассмотрим следующий график:
Распределение кадров в средней и младшей школе:
преподают только в средней школе - 16;
преподают  в младшей и  средней школе - 5.
Всего преподавателей Работают только в средней  школе Работают в младшей и в средней  школе
21/100% 16/76% 5/24%
Полученные данные показали, что в младшей школе за ведение предметной линии «Изобразительное искусство» отвечает классный руководитель. Только переходя в среднее звено ученический коллектив, будет получать качественное художественное образование. При этом только 9% из 100%  получат по настоящему «качественное» из уст профессионалов.
Нехватка часов (в среднем звене это -5,6,7 классы, получается не более 6  часов.) привела к деградации всей предметной линии.
Введение ФГОС, в свою очередь, это не только уроки, но и внеурочная деятельность, направленная на реализацию государственного заказа. О каком качестве может идти речь?
     Практическая реализация вышеуказанных программ обеспечивается усилиями педагогической общественности. Вместе с тем, происходящие изменения в системе образования, как выявил мониторинг, показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и её адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Данные свидетельствуют об актуальности противоречия между востребованностью развивающих и личностно-ориентированных систем начального обучения и недостаточностью у учителей знаний для реализации потребности самореализации в выбранной системе обучения. Учитель получил свободу выбора (учителя младшей школы), возможность проявлять инициативу и творчество, не зависимо от последующей реализации программы в среднем звене. Выбор - сложное дело, поэтому педагог должен быть компетентен, обладать определенным набором качеств личности, способной нести ответственность за предоставленную свободу.
      В последние годы изменения в начальном образовании проявились в совершенствовании и обновлении содержания начального образования, а также в появление альтернативных учебно - методических комплектов, которые позволяют учителю выбрать учебно - воспитательный процесс, соответствующий возможностям и потребностям учеников. Ориентировки для учителя и ученика выстраиваются в четком соответствие с особенностями УМК. Для начальной школы сегодня действительно существует уже около 14 вариативных УМК. Но каждый современный УМК отличается лишь различным расположением стандартного содержания и авторскими педагогическими методами, технологиями обучения.
    Учитель, который стоит перед выбором УМК, наверное, должен задаться вопросами другого порядка «выбираю не то, что будет удобно для меня и учащихся, а то, что позволит решать требования современного стандарта» , «готов(а) ли я сам (а) работать по новому».
      В современном начальном образовании России существуют учебно-методические комплекты (УМК):
- системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,
- система общего развития Л.В.Занкова,
- образовательная система «Школа 2100»,
- «Начальная школа 21 века»,
- «Гармония»,
- «Перспективная начальная школа»,
- «Планета знаний»,
- «Школа России» и др.
   Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. (Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании»). Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.
     Учителю  предметнику необходимо следовать выбранной программе
Рассмотрим полученную информацию о:
Рейтинг введенных в использование
программных УМК младшей школы:
Школа ХХ1 века «Перспектива» Классическая нач.школаШкола России Школа 2100
30,00% 20,00% 0 43,00% 7,00%
Рейтинг востребованности и популярности УМК:
по данным соц. опроса:
Школа ХХ1 века «Перспектива» Школа России
60,00% 30,00% 10,00%
  Качественный анализ в данной ситуации наглядно показывает состояние системы в целом, также на основе данных мы можем скорректировать действия методического объединения:
- во-первых, необходимо наладить совместную работу  пед. коллектива младшей и средней  школы,
- во вторых, выбор единого ориентира для реализации качественного выполнения государственного заказа.
- в-третьих, повышение педагогической компетентности  коллектива по преподаваемой дисциплине ( проведение мастер-классов, приобщение к творческой активности и т. д.)
Проведенная работа также позволила составить график потребностей пед коллектива.
Рейтинг потребностей педагогического коллектива:
Мастер-классы по профильной деятельности Разработка рабочих программ Практическая реализация ФГОС Обмен пед.опытомПроектная деятельность Методическая поддержка
основные выводы, характеризующие результаты  проведенной  работы.
    Поскольку анализ результатов обученности учащихся, то есть уровень развития репродуктивных и творческих умений и навыков, обязательных и дополнительных обще учебных умений по отдельным предметам и независимо от конкретной учебной дисциплиной как правило затруднен в связи с отсутствием необходимого инструментария, целесообразно систематизировать и накапливать данные о результатах в течение нескольких лет, чтобы можно было ответить, к примеру, на такие вопросы:
  -произошли ли изменения уровня и качества подготовки учащихся      одной группы;
 -каковы изменения уровня и качества подготовки учащихся одной группы по одной из преподаваемых умк;
 -повлияло ли изменение содержания образования на уровень и качество подготовки учащихся по предмету;
 -повлияло ли внедрение новых технологий на уровень и качество подготовки учащихся одного (нескольких) учебных умк по сравнению с уровнем обученности учащихся других учебных умк, обучающихся традиционно.
    Аналитический процесс происходящих явлений в образовательной сфере, показал себя как потребность для реализации положительных тенденций в развитии системы образования. Данный опыт в свою очередь и дальше будет вводиться в мою работу, систематизироваться и анализироваться.
  Проведенная же исследовательская работа оправдала свои возможности, помогла скорректировать и систематизировать предстоящую работу метод. объединения и повысить качество предоставляемых услуг.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой компьютера или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихсяПроисходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеНет портфолио обучающегося Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Заключение
      Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, конечно реализуется в процессе изучения таких предметов, как «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры России», «Изобразительное искусство». Данные программы составлены в соответствии с  концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.
    Инновация в преподавании предметов  школьного общего и внеурочного занятия заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение того или иного предмета.
    Особое место можно отвести предмету «Изобразительное искусство». Культура, мораль и нравственность - это управляющие, долгоживущие параметры порядка, которые «держат» социум, именно они лежат в основе  грамоты изобразительного искусства, независимо от того, с применением они классических или инновационных техник преподавания. Введение внеурочной деятельности в начальной и средней школе позволило ввести в деятельность декоративно-прикладное искусство и элементы дизайна. Возможность внесения арт-терапевтических методик в трудовой процесс поможет обучить воспитанников приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния, что обеспечит личностный рост и творческое самовыражение. Проектная деятельность изостудии способствует расширению кругозора учеников по темам, близких к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изученным темам.
   Социально значимой может оказаться любая инициатива, а социально полезной, как правило, альтруистическая. Это, конечно, касается и преподавательской деятельности. От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели. Урок может быть проведен в виде пленэра или музейной практики, работы на интерактивной доске или графическом планшете, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах.
     Расширение возможностей сотрудничества  школы с культурными центрами выводит работу педагога и воспитанников на более значимый уровень, а технические возможности позволяют участвовать в общественной жизни не только своего города, края, но и своей страны.  
      Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей.
    Знакомство с  проблемами введения ФГОС в систему обучения в средней школе и пути их решения, повлияло на развитие профессиональной компетентности учителя ИЗО на основе изучения основных требований ООО, а изучение содержания программ и методологических основ ФГОС ООО, их нормативной базы, требований к структуре основной рабочей программе, получило отражение в написании рабочих предметных программ и в работе методического объединения.Остается только пожелать терпения и желания работать в сфере просвещения моим коллегам. Посвящается всему учительскому коллективу.
Тяжкие мысли бурлят и множатся
Ломкою нитью на стол мне ложатся.
Скажи, парадигма, где идеал,
Чтоб за систему народ постоял.
Как в реформации чтоб не погрязть,
Всю нашу сдерживать смелую власть.
Желания праздны, дела велики.
Мы все бы успели, но мы — старики...
Мегаполис — деревня, город — село,
С пространством, конечно, нам повезло.
Но культур — фейерверк и верований.
Готовы ли мы к стандартам для знаний?
Конечно, не дело, на месте стоять
И воду по ступе пером разгонять.
И ценности выше и компонент,
И ценит нас выше наш президент.
Пускай не готовы ни школы, ни мы...
Чего ты не сделаешь для страны?
Освоить пространство? В wi fi свой настрой!
По сайтам и схемам идем мы толпой...
И кто сейчас скажет, что  мы — старики,
Теперь у нас дома «висят» Дневники.
И пусть нет экрана , так на простыне
Фильм свой покажем на Оскар вполне.
Мы в социум нужные знанья введем,
По нормам, по актам урок проведем.И все предусмотрим, распишем отчет.
Нам ФГОС наш покоя давно не дает.
И те, кто нас выше, конечно, все знал,
Когда в это пекло нас загонял...
Жаль не оценят безвольный народ,
И все наши слезы, и нервы ,и пот...
А мы лишь надеждой красивой живем,
Что достойную смену себе накуем.
И будем ,потом, с облаков наблюдать,
Как будут высоты новые брать.
                                                       
                                                              А.МаковскаяЛитература
Антонова Л.Н., Шульга Т.И., Эрдынеева К.Г. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 101 с.
Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. 447 с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 262 с.
Барциц Р.Ч. Методологические принципы организации системы эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства // Новые образовательные стандарты: пути внедрения в образовательную область «Искусство». Материалы III всероссийской конференции «Кузинские чтения». М., Изд-во МГОУ, 2013, С. 45-53.
Галкина М.В. Профессиональные компетенции современного студента в области эстетической культуры // Вестник Московского государственного областного университета, серия «Педагогика». № 1. М.: Изд-во МГОУ, 2010. С. 164-168.
Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина М.: Просвещение, 1975. 216 с.
Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. М.: Академический проект, 2007. 192 с.
Кузин В.С. Психология живописи. М.: ОНИКС, 2005. 304 с.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1997. 212 с.
Ломов С.П., В.С. Кузин. Эксперимент: новое содержание общего образования. Искусство. М.: Просвещение, 2002. 368 с.
Ломов С.П. Дидактика художественного образования: монография. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 104 с.
Мезенцева Ю. И. Формирование нравственно-эстетических и духовных потребностей у подростков // Сборник научно-методических трудов преподавателей факультета Изобразительного искусства и народных художественных ремесел. Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. М., ООО «Диона», 2011, С. 15-19.
Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1994.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. 86 с.
Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 207 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.11.2013)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588(дата обращения: 05.11.2013)