Урок знаний 1 сентября Всероссийский урок Мира


Всероссийский урок Мира. 1 сентября 2015 год.
«Мир – высшая ценность»
Цель урока: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств у школьников через обращение к событиям и фактам, связанным с необходимостью защиты, сохранения и укрепления мира.
Задачи урока:
- актуализация исторической памяти и использование электронных ресурсов для формирования интереса и уважения к общественной деятельности в защиту мира;
- формирование представления о мире как многозначном понятии и высшей ценности современной цивилизации;
- воспитание гуманистических качеств личности;
- раскрытие значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности;
- изучение примеров самоотверженной деятельности людей в защиту мира;
- формирование понимания, что сохранение мира на Земле может быть
достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека.
Оформление:
Географическая карта полушарий
Музыка спокойная
Ход урока.
Слово учителя.
Почему первый урок учебного года – Урок Мира? В 1981 году на 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был учреждён Международный  день мира «в целях распространения и укоренения идеалов мира как в отношениях внутри всех государств и народов, так и в отношениях между ними». В 2002 году ООН постановила праздновать этот День ежегодно 21 сентября и призвала различные организации и отдельных лиц «соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путём воспитания во всех его аспектах».
В этот День ООН призывает все страны остановить военные действия и хотя бы на 24 часа прекратить проливать кровь. Отказ от насилия и войн - это не просто громкие слова, а необходимость для дальнейшего развития человечества. Только мирные переговоры и решение существующих проблем путём диалога и компромиссных решений могут дать действительно ощутимые результаты и пользу для всего человечества. Вот несколько примеров из истории нашей планеты. Вы узнаете о том, как боролись за мир люди нашей планеты.
Выступления 11-классников
В 1475 г. английский король Эдуард IV высадился во Франции с большой армией и намеревался соединить свои силы с силами герцога Бургундии Карла Смелого против короля Франции Людовика XI. При непосредственном участии Филиппа де Коммина был заключен мирный договор короля Франции Людовика XI с англичанами.
Как удалось это осуществить?
По договору Людовик XI обязался выплачивать английскому королю большой ежегодный пенсион, в чем многие современники видели позор для Франции, купившей мир вместо того, чтобы добиться его с оружием в руках. Но, по утверждению Филиппа де Коммина, сам Людовик XI «говорил, посмеиваясь, что он гораздо проще изгнал англичан, чем его отец, ибо он изгнал их, накормив пирогами с дичиной и напоив добрым вином».
Советская армия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. защитила мир от фашизма, от бесчеловечного обращения с пленными народами СССР, от газовых камер и крематориев лагерей смерти, где было варварски уничтожено несколько миллионов пленных людей. Антигитлеровская коалиция, сформировавшаяся в период Второй мировой войны 1939-1945 гг., преследовала благородную цель освобождения народов мира от агрессивного произвола и военного разбоя, проводимого государствами "Оси" (Германией, Италией, Японией), которые пропагандировали человеконенавистническую идеологию расового, военного и культурного
Бывают моменты, когда мир стоит на грани войны, когда налицо все условия для начала войны или же военные действия уже начались.
24 марта 1999 г. войска НАТО начали военную операцию в Югославии. В течение трех месяцев велись бомбардировки стратегических военных и гражданских объектов. 12 июня 1999 г. должна была начаться сухопутная операция НАТО. В качестве главного стратегического объекта для первоочередного захвата был признан международный аэропорт «Слатина», расположенный на удалении 15 километров на юго-восток от города Приштина, единственный аэропорт с взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные. Через данный аэропорт планировалось произвести вторжение большого количества сил НАТО.
В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.
Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки.
Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.
С блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.
Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну.
Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кроме того, Блант рассказывал:
«Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было «подавить их». Кларк использовал необычные для нас выражения. Например, «уничтожить». Для захвата аэродрома существовали политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».
Существуют организации, которые призваны укреплять мир
Организация объединенных наций (ООН) – создана в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско после опустошительной Второй мировой войны с целью поддержания международного мира и безопасности. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. В ООН вошли все 50 стран - участниц конференции в Сан-Франциско, в настоящее время (2015 г.) в ООН входят 193 страны.
ООН была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между государствами, осуществления международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной и других областях. Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь играют важные и взаимодополняющие роли в деле укрепления мира и безопасности наряду с другими органами и учреждениями ООН.
Слово учителя В ООН считают за честь работать многие видные люди. Они волонтеры, а ещё их называют «ПОСЛАНЦАМИ МИРА». В их числе Её Королевское Высочество принцесса Хайя бинт аль Хуссейн. Она многое делает для стимулирования развития здравоохранения, образования и спорта среди молодежи в арабском и мусульманском мире. В качестве Посланца мира она прилагает все усилия для того, чтобы в международном масштабе способствовать привлечению внимания к искоренению крайней нищеты и голода.
Даниэль Баренбойм, прославленный дирижер и пианист, дебютировал в качестве сольного исполнителя в возрасте 10 лет. С тех пор он работает с оркестрами по всему миру. он стал соучредителем оркестра «Западно-восточный диван», объединяющего молодых музыкантов из Израиля и арабских стран с целью стимулирования диалога и выработки общих целей между представителями различных культур Ближнего Востока
Уроженец Рио-де-Жанейро, Пауло Коэльо использует свою международную популярность для борьбы с нищетой и оказания помощи неимущим слоям населения бразильского общества, действуя через основанный им Институт Пауло Коэльо. Он также является сторонником идей культурного многообразия, претворяя их в жизнь посредством своей работы в ЮНЕСКО в качестве Специального консультанта по межкультурному диалогу и духовному сближению.
Лауреат премии американской Академии киноискусства, актер и продюсер Майкл Дуглас является убежденным сторонником движения за разоружение, включая нераспространение ядерного оружия, а также прекращение  незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями. Благодаря общественным выступлениям, призывающим установить более жесткий контроль над незаконным владением и оборотом стрелкового оружия и легких вооружений, Майклу Дугласу удается привлечь общественное внимание к усилиям Организации Объединенных Наций по укреплению мира и безопасности.
Джейн Гудолл — основоположница оригинального метода изучения жизни шимпанзе. В качестве Посланца мира, начиная с 2002 года, она продолжает оказывать помощь Организации Объединенных Наций в привлечении внимания к вопросам экологии.
Слово учителя
Я думаю, что многие из вас слышали о Нобелевской премии. Её основатель – шведский химик, инженер и изобретатель Альфред Нобель. «Премия мира» – так называется одна из номинаций престижной международной премии, которая присуждается с 1901 года. Согласно завещанию ее основателя, получает премию тот, «кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов…»
Трижды удостаивалась Нобелевской премии мира Международный Комитет Красного Креста: в 1917, 1945 и 1963 годах. Отправка продовольствия и медикаментов в лагеря для военнопленных, оказание медицинской помощи и гуманитарной помощи беженцам в годы военных конфликтов – лишь малая часть деятельности этой организации.
Андрей Дмитриевич Сахаров - советский физик, один из создателей водородной бомбы. В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».
Американская девочка Саманта Смит написала письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Владимировичу Андропову. Вот небольшая цитаты из него: «Уважаемый мистер Андропов, мне десять лет. Поздравляю Вас с избранием на новую должность. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между СССР и Соединенными Штатами. Вы собираетесь начать войну или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали». Саманту пригласили в Советский Союз, она встретилась с Андроповым, подружилась с детьми. В «Артеке» она поняла, что СССР не угрожает никому, что советские люди хотят МИРА.
Слово учителя
Мир хрупкий. Задача каждого из нас беречь его.
1 ведущий
Что такое мир? Как вы понимаете?
(Ответы: Когда нет войны. Когда люди счастливы. Когда в семье всё спокойно. Когда ярко светит солнце. Когда небо голубое и на душе радостно.)2 ведущий
Почему люди празднуют День Мира?
(Ответы: Мир – это самое важное в жизни человека! Мир – это счастье! Мир – это жизнь! Мир – это всё! Об этом нельзя забывать! Мир – это самое важное в жизни человека! Мир – это счастье! Мир – это жизнь! Мир – это всё! Об этом нельзя забывать!)1 ведущий: Не всем детям в мире живётся хорошо и радостно. Многие из них страдают, у этих детей в жизни очень много печали. Надо, чтобы и к страдающим детям пришёл мир! Что же можно сделать для этого? С чего начать? С чего вообще всё начинается? С нас, наших дел, наших рук. Что мы можем делать этими руками?
( Ответы: Делать добрые дела, писать, учиться в школе, играть на фортепиано, кушать, рисовать и т. д.)2 ведущий: Мы можем делать этими руками очень много хорошего. А почему же получается, что люди начинают делать руками плохое, берут в руки оружие, создают бомбы?
(Ответы: Потому что в голову приходят плохие мысли). 1 ведущий: Значит, всё зависит от того, о чём мы думаем и какие у нас мысли. Мысль обладает большой силой! Я знаю, что у детей есть очень хорошие мысли о мире, дети знают, что такое добрый мир, хороший и счастливый мир. Они даже многих взрослых могут научить думать хорошо. Если у человека будут положительные мысли о мире, то они обязательно  дойдут до других людей и, в конце концов, станут реальностью. Это легко проверить!
2 ведущий: Вы любите фантазировать? Давайте сейчас попробуем представить себе в мыслях лучший мир, мир добра и счастья. Совершим «мысленное путешествие» в такой мир.
(Включается спокойная музыка.)
1 Ведущий. Закройте глаза. Представьте, что перед вами красивый, сверкающий шар. Он очень легкий и переливается разными цветами. На этом замечательном шаре мы и отправимся в путешествие. Представьте, как вы проходите сквозь оболочку этого шара и оказываетесь внутри. Шар легко поднимает нас в воздух, и мы летим, летим, летим...  Шар начинает снижаться... Мы чувствуем, как он коснулся земли. Мы приземлились, пора выходить. Мы проходим сквозь оболочку шара… Ах! Какой удивительный мир вокруг! Мы оглядываемся по сторонам. … Что мы видим вокруг в этом удивительном мире? Какая там природа?
(Ответы: Красивая природа. Прекрасная. Чистая. Свежая. Удивительная. Спокойная. Очень светло, светит солнце. Все зелёное вокруг. Нет мусора и т. д.) 2 ведущий: Мы видим озеро... Давайте подойдем поближе... Какая в нём вода? Мы наклоняемся и заглядываем в воду. Кто это? Мы видим собственные отражения! Какой я там, в новом мире? Какое у меня лицо? Глаза? Какое у меня настроение?
(Ответы: Я радостный. Умный. Довольный. Улыбаюсь. Я такой же, как сейчас. Добрый и  т. д.)1 ведущий: Мы видим детей, которые играют на берегу озера. Во что они играют? Как они общаются? Какие слова они говорят друг другу? Какие у них лица? Как они нас приветствуют? А как мы их приветствуем в ответ? Давайте улыбнёмся детям!
2 ведущий: Как жаль, что наше время истекло, нам пора улетать. Мы садимся в свой шар и возвращаемся в наш кабинет, но мы сохранили впечатления от нашего путешествия.
(Музыка выключается.)
Давайте вспомним, какие слова мы называли, когда говорили о лучшем мире.
(Ответы:  Прекрасная, красивая, чистая, свежая, светло, радостный, умный, улыбаться и т. д. )1 ведущий: А откуда все это возьмётся в нашем мире?
(Ответы: От мысли. Людей. Человека.) 2 ведущий: Каких людей? Где эти люди? Кто эти люди?
(Ответ: Это МЫ)1 ведущий: Мы те люди, которые принесут это в мир, подарят всё это миру. Вы хотите помочь миру?
(Ответ: Да!)3 ведущий: Для этого нам нужно всегда помнить о том хорошем, что в нас есть, использовать это в своей жизни, в своих словах и поступках, дарить это тем, кто рядом с нами! Давайте немного поиграем.
4 ведущий: ИГРА: Крайний человек каждого ряда получает карандаш. По сигналу ведущего дети передают карандаш на другой конец ряда. Затем карандаш передается обратно, но с любовью и добрыми пожеланиями к тому, кому мы передаём его.
3 ведущий: Получилось?
4 ведущий: Не очень.
3 ведущий: Трудно было? Видимо, потому, что мы мало тренируемся, не проявляем наши лучшие качества каждый день. Давайте будем делать это чаще. Тогда будет получаться всё лучше и лучше. Тогда мы действительно сможем что-то подарить миру. Мир очень огромный, а сколько места занимает в нём каждый из нас? Очень мало. Каждый из нас - маленькая капелька. Но если каждая капелька станет чистой и доброй, то вода во всём океане жизни тоже будет становиться всё чище и чище. Согласны?
ИГРА. Детям раздаются небольшие капельки из белой бумаги. Каждый пишет, что он хотел бы подарить миру. Капельки прикрепляются на карту, океан.
(Надписи на капельках: Радость, терпение и красоту. Храбрость и мужество. Счастье и тепло души. Душевную чистоту сердца. Много улыбок. Свободу выбора. Я хочу подарить миру много радостных моментов. Мудрость и заботу. Любовь и доброту. Свет. Чтобы не было ошибок во всей жизни. Любящих родных и хорошую музыку. Теплоту и добрые дела. Чистоту. Свободу. Удачу. Надежду. )Слово учителя:  Посмотрите на океан. Он стал почти чистым от ваших добрых капелек, но ещё остались тёмные пятна. Значит, нам нужно продолжать дарить миру что-то хорошее.