Методическая разработка Всероссийский урок Мира-урок гражданственности


Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6 классе
«Всероссийский урок Мира – урок гражданственности»
Цели урока:
приобщать обучающихся к культурным ценностям своего народа и общечеловеческим ценностям;
формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции;
учить детей соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;
воспитывать, развивать патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;
развивать творческие способности учащихся.
Девиз: “Мир без насилия, без тревог и слез”
Ход классного часа:
I. Выразительное чтение стихотворения
Красной цифрой не отмеченЭтот день в календаре
И флажками не расцвеченВозле дома, на дворе.
По одной простой примете
Узнаем мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
По веселому волненью
На лице учеников,
По особому смущенью
Семилетних новичков...
И пускай немало славных,
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных -
Самый первый в сентябре!
II. Беседа. Из истории праздника 1 сентября
- Добрый день, дорогие ребята! Закончились летние каникулы. Каждый из вас с нетерпением ждал, когда можно будет вернуться в родную школу! Сегодня день особый.
- Знаете ли вы историю праздника 1 сентября?
- Учёные считают, что истоки праздника уходят вглубь времён. Византийские богословы предполагали, что Бог начал создавать мир именно 1 сентября.
В древности славянские землепашцы именно в это время отмечали Новый год и неслучайно, ведь осенью заканчивается полевая страда.
В ХV веке Иван Грозный объявил 1 сентября официальным государственным праздником новолетия.
А вот в 1700 году Пётр Первый издал указ, по которому новый год был перенесен на 1 января. На какое-то время день 1 сентября был забыт.
Единое начало учебного года было введено в СССР в 1935 году. А 1984 году был издан указ, в соответствии с которым 1 сентября официально стал праздником - Днем Знаний.
Сейчас 1 сентября - это праздничный день для всех учителей, школьников, студентов и их родителей. И я поздравляю вас с этим замечательным днем.
Наша школа – это храм науки,
Дом уюта, светлый огонек,
Добрые учительские руки,
Первый и последний наш звонок!
Знания необходимы в наше время. Говорят: «Учение – свет»… В школе мы учимся не только писать, считать, читать, но и одновременно учимся жить. Без знаний ни построить дом, ни вылечить больного невозможно. Знания дают нам возможность прожить жизнь разумно и правильно, приобретая все необходимое. И хотя учимся мы, как правило, в школах и в институтах без особого энтузиазма, чуть позже это благословенное и счастливое время вспоминаем с радостью на душе.
1 сентября – не только День Знаний. В этот же день началась и Вторая Мировая война. По социологическим данным на нашей планете за последние 70 лет мирным был всего 1 месяц. Поэтому сейчас мы всё чаще говорим о необходимости разоружения и сохранения мира на Земле. Сегодня во всех школах России проводятся уроки Мира.
- О чём можно говорить на таких уроках?
- Хотя День мира отмечается 21 сентября, мы акцентируем внимание на этом событии именно в первые школьные дни. День Мира должен способствовать прекращению огня во всем мире – все страны и народы прекращают боевые действия в этот день, все люди в полдень по местному времени соблюдают минуту молчания… Цель этого дня – укрепить мир как внутри страны, так и между нациями.
Тема нашего урока “Миру мир!”, а пройдет он под девизом “Мир без насилия, без тревог и слез”.
Сегодня – наш первый урок в шестом классе и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах.
IV. Беседа о ситуации на востоке Украины
Тему нашего дальнейшего разговора вы сами определите, после того, как я прочитаю следующее стихотворение:
Родители, не плачьте... Мама... Папа...Мне здесь хорошо на облачках.Я теперь Ваш вечный Ангел.В земле Украинской - мой прах.Здесь тихо, хорошо, спокойно...Большие крылья за спиной.Мне хорошо, уже совсем не больноЛюблю Вас сильно, сильно, всей душой...Я проплываю над родною хатой,Плыву над лесом и холмом...Мне не хватает только ласки мамыИ не хватает сказки перед сном...Нас, Ангелов, таких не мало,Каждый на небо по - своему пришёл.Опять беда - опять нас больше стало,Кто от снарядов, кто от пули смерть нашёл.А на земле родной всё гибнут люди.Своих убийц  уже простила я.Мы -  Ангелы,  убийцам мы не судьи.Убийцам - Боженька судья!Я Вас ПРОШУ, родители, НЕ ПЛАЧЬТЕ!Поставьте свечку мне за упокой.На земле родной, остался братик,Любимый, братик мой родной...Про меня ему Вы расскажите,Скоро будет он совсем большой.Вы его, как нас двоих любите...Скажите, он теперь храним сестрой...Цветочки приносите на могилку,Поговорим о том, о сём...Берёзку посадите иль рябинку,Чтоб при ветре шелестела днём.Мне хорошо и просто с Вами было.На облачке, почти я не грущу...Я Вас люблю сильнее, чем любила,У Боженьки Вам счастья попрошу..- Чему посвящено это стихотворение?
- Что вы знаете о ситуации на востоке Украины?
- Когда начались боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей Украины? ( 7 апреля 2014 г.). Как они развиваются?
По данным ООН на 10 июля 2015 года, жертвами конфликта на Украине стали 6764 человека (включая гражданское население, украинских силовиков, повстанцев и 298 пассажиров рейса MH 17), ранения получили 16 877 человека, а число беженцев превысило 2,3 млн. человек.
В октябре 2014 украинские школы все-таки решили открыть свои двери для учеников и прозвенел первый звонок. В это время обстрелу подвергся Киевский район Донецка. В пяти метрах от школы №57 и рядом с остановкой транспорта по Киевскому проспекту упали и взорвались снаряды реактивной артиллерии. В результате обстрела погибли десять человек, в том числе один ребенок, еще восемь получили тяжелые ранения.
От осколочных и пулевых ранений на востоке Украины гибнут дети.
- Все вы, наверное, слышали о трагедии в донецкой школе № 63. Снаряд убил двоих детей – 8-классника и 18-летнего выпускника.
- Человечество должно прекратить повторять зло, когда ради войны приносятся в жертву жизни детей и расходуются астрономические суммы денег. Настало время, когда все страны мира должны использовать все свои возможности и выступить в поход за установление мира. От наших усилий зависит мир на нашей планете.
V. Беседа о событиях в Беслане
В этот день хочется вспомнить о событиях в Беслане
В сентябрьский день-день мира, знанийТрагедия произошла в Беслане.В заложники попала тысяча людей,Где среди взрослых - большинство детей.Народ бандиты в школу затолкали.Ни пить, ни есть им не давали,Жестоко мучили людей,Где среди взрослых - большинство детей.А после - взрыв, и штурм начался.Кто мог, тот сам из школы выбирался.Погибли сотни там людей,Где среди взрослых - большинство детей.А террористы в спины им стреляли,И злой усмешки не скрывали.Здесь стон стоял, и плач, и крик людей,Где среди взрослых - большинство детей.
Больше десяти лет назад,1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Школу захватили 17 террористов, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.
По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…
Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города БесланПамяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.Минута молчания
6. Рассказ учителя о девочке из японского города Хиросима Сасаки Садако.
Сасаки, Садако - японская девочка, жившая в городе Хиросима. Росла сильным, здоровым и активным ребенком.
Дата рождения:  7 января 1943
Дата смерти:    25 октября 1955 (12 лет)
6 августа 1945 года, во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Умерла через 10 лет от последствий облучения — лейкемии.
В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки лучевой болезни.
21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемии.
От своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.
25 октября 1955 года она умерла.  Она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.
В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире».
Существует так же статуя Садако в Парке Мира города Сиэтл, США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано:
Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире.
Сад Мира Садако в Санта-Барбаре был открыт 6 августа 1995 года к 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы и назван в честь Садако Сасаки. 30 июня 2002 года парк вошёл в сеть Сады Мира.
В глубине сада стоят камни, на которых вырезаны журавли.
О Садако были изданы детские книги, комиксы, сняты фильмы и мультфильмы, написана музыка.
Рефлексия. Активный метод «Клубок»
Уважаемые ребята! Я попрошу вас всех выйти к доске и встать в круг. В руке у меня клубок ниток, представим, что это наши с вами эмоции и впечатления, полученные сегодня на классном часе. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Высказав их, я прошу, чтобы каждый из вас намотал нитку 1-2 витками себе на палец, а затем, закончив говорить, передал или перебросил клубок своему однокласснику. (Высказывания ребят, передача клубка).
Ребята, посмотрите, как объединило нас горе Беслана в эмоциях, чувствах, переживаниях…
Это как раз тот момент, «Когда чужая боль становится своей». Садимся на места.
Метод ГОЛУБЬ.
- А кто-нибудь знает, почему голубь стал символом мира?
Го́лубь ми́ра — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Первый Всемирный конгресс сторонников мира проходил в 1949 году в Париже и Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо. На эмблеме нарисован белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь .Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений.
А мы наклеим белых голубей на красные шары. Это в память о тех, кто погиб в Беслане, и многих других детках на Украине, о девочке из Хиросимы и о многих других …
Каждый из вас понесет этот шар домой и всем расскажет, что узнал сегодня на нашем первом уроке.
Итог урока.
Дорогие ребята! За 5 лет, что вы учитесь в школе, вы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете.