Конспект занятия по развитию речи для дошколят Речь устная и письменная


«. Речь устная и письменная. Особенности устной речи»
Подготовила:
Педагог
Стопкина Светлана Григорьевна
Тема занятия: «. Речь устная и письменная. Особенности устной речи»
Тип занятия: комплексно- игровой
Цель:
- создать условия для открытия учащимися видов речи и ее функций;
-.воспитывать и способствовать развитию устойчивого познавательного интереса и внимание к собственной речи и окружающих людей.
-решать проблемные ситуации.
Задачи:
-формировать у детей выразительную связную речь.
-формировать умение определять настроение человека по мимики и жестам, высказывать свое мнение по теме.
-.формировать понимание особенностей устной и письменной речи .
- учить составлять схемы предложений и предложения по схемам.
-развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность.
.
Оборудование:
- мультимедиа
- компьютер,
- проектор,
- презентация
- раздаточный индивидуальный материал .

Ход занятия
I. Организационный момент
1. Объявление темы
Слайд-1«. Речь устная и письменная. Особенности устной речи»
II .-Я прочту вам загадки, а вы мне скажите , о какой форме речи- устной или письменной они напомнили.
Слайд-2
Загадки: « Поле белое ,овцы черные» (буквы)
« Белый камешек растаял ,на доске свой след оставил» (мел)
«Один говорит ,два глядят, двое слушают»*(рот,глаза,уши)
III-- Определение устной и письменной речи.
Слайд-3
--Когда речь называют письменной?(пишим, читаем)
--Когда речь назавыют устной?(говорим и слышим)
IV—Особенности устной речи.
( проблемная ситуация)
Слайд- 4 (картинки с жестами ,мимикой лиц)
-Какие особенности устной речи вы знаете?
-Что такое жесты?
- Что такое мимика?
-Покажите на картинках мимику радости, грусти, испуга, злости, удивление.
Физкультминутка «Солнышко лучистое любит скакать».
- Немножко отдохнем. Встали все, а теперь вместе со мной выполняем движения под музыку «Солнышко лучистое любит скакать».
Слайд-5
V---Ребята, сегодня к нам в гости пришёл «Буратино» со сказки Алексея Толстого« Золотой ключик или приключения Буратино».
-Он приглашает вас поиграть вместе с героями этой сказки, а за правильный ответ (золотой ключик)
-Соедините символы (мимики), которые подходят к иллюстрациям сказки.
-Какую речь применяют герои этой сказки ? Почему?
VI-Проблемные ситуации
Слайд-6
1.--Мальчику, который живёт в другом городе, необходимо поделиться своими мыслями и чувствами.( С помощью какой речи, он может это сделать?)
2.--Рабочего одного из заводов попросили рассказать школьникам о своей профессии.( Какой речью он воспользуется?)
VII .Сценка эпизода из сказки « Красная Шапочка»
Слайд-7
(использую особенности устной речи : жесты,мимику,звук)
VIII Итог. Обобщение.
Слайд-8
Письмо почтальона « Печкина»
(Какая речь использовалась?)
Составление предложений по схемам « Печкина»


.