Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс. Устная и письменная речь


Урок 2 Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс
Тема Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Педагогическая цель Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики.
Тип урока Решение учебной задачи, диагностика.
Планируемые результаты ( предметные) Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации.
Личностные результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося
УУД ( матапредметные) Регулятивные: принимают учебную задачу у урока и осуществляют е решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: обще учебные – используют знаково-символические средства ( рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.
Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдать речевой этикет в ситуациях учебного общения; приветствие, прощание, извинение. Благодарность, общение с просьбой.
Основное содержание темы. Понятия и термины. Речь устная и письменная. Предложение.
Образовательные ресурсы Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной»).
Сценарий урока.
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения 1 2 3 4 5 6
1.Организация начала урока. Проверка готовности. Фронтальная
Словесный
Беседа Приветствие учащихся
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнем урок.
Будем мы трудиться.
Ведь заданья нелегки,
Так как мы ученики.
-Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее любознательность Фронтальный.
Наблюдение учителя.
2. Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Актуализации опорных знаний и умений Фронтальная, индивидуальная
Словесный
Беседа, рассказ учащихся - Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали. ( век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась и лаптя не сплетешь. Повторенье - мать учения. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а не ученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить. Демонстрируют выполнение правил поведения.
Рассказывают пословицы и поговорки об учении. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Индивидуальный.
Результат выполнения домашнего творческого задания.
3. Обобщение и систематизация.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
Фронтальная. Словесный.
Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями» Общее представление о речи.
- Все что люди говорят, - это устная речь. Речь для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли.
В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами).
Этими значками записаны рассказы, стихи. Сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или перечитано, надо научиться читать. «Пропись» - это тетрадь, в которой ученики учатся писать. Слушают рассказ учителя.
Рассматривают «Азбуку» ( находят иллюстрации и буквы), «прописи» Практически различают речь устную ( говорение, слушание) и речь письменную ( письмо, чтение) Фронтальный. Наблюдение учителя
ФизминуткаКоллективная Практический
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим
(дети поднимают руки вверх)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
(движение руками из стороны в сторону)
И на землю тихо сели
( дети приседают)
Ветер снова набежал
И листочки все подмял
(кружатся на месте)
Закружились ,полетели
И на землю снова сели
( дети садятся по местам) Декламируют стихотворение. Выполняют движения Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминуткеКоллективный
Правильное выполнение упражнений.
Фронтальная. Словесный, практический.Рассказ учителя.работа сосхемой предложения, дидактическое упражнение. Предложение.
- наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложениедаже еще не зная букв. Можно записать. Обозначив схемой. Тогда легче определить, сколь сказано предложений. ( Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске)
Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке» Принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения уд. Фронтальный
Работа со схемой, дидактическое упражнение
4. Контроль и самопроверка знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции Фронтальная. Словесный
Беседа Индивидуальная
Практический
Работа с иллюстрациями. Дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения -Что такое устная речь?
-что такое письменная речь?
-назовите, сказки, из которых взяты иллюстрации
-Что делает девочка?
- Что делают гуси?
-Составьте предложение к схеме
- О чем говорили Емеля и щука?
- Опишите иллюстрацию Отвечают на вопросы учителя
- «Гуси-лебеди, «По щучьему велению».
- Девочка бежит. Гуси летят.
Пересказывают разговор Емели и щуки.
Описывают иллюстрацию Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Последовательно и логично отвечают на вопросы. Воспроизводят сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации, структурируют предложение в виде схемы. ФизминуткаВот помощники мои,
Их как хочешь, поверни
(ладони вверх и вниз)
По дороге белой, гладкой
(сжимание и разжимание пальцев)
Скачут пальцы , как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок (прыжки)
Декламируют стихотворение. Выполняют движения Осуществляют профилактику утомления. Коллективный
Правильное выполнение упражнений
Индивидуальная
Практический
Дидактическое
упражнение
« Составь рассказ» -Составьте рассказ по сюжетной картинке.
- разложите картинки так. Чтобы можно было составить связной последовательный рассказ Выполняют дидактическое упражнение.
Составляют рассказ по сюжетной картинке «Пробуждение природы весной» Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия Индивидуальный рассказ по картине
Индивидуальная
Словесный
Обобщающая беседа
Практический
Упражнение
«Укрась торт» - Что мы делали на уроке?
- Что вам понравилось?
- Кого можно похвалить?
- Я доволен своей работой на уроке – красный цвет
- Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый
- работа не получилась, не доволен собой – синий цветОтвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение Оценивают свою деятельность на уроке Фронтальный
Индивидуальный
Устные ответы, выполнение упражнения