Духовное наследие по рассказу А.П.Чехова Студент


Мне кажется, человек должен
быть верующим или должен искать веры,
иначе жизнь его пуста, пуста...
А. П. Чехов, «Три сестры».
«…Чехов – один из наиболее ясных, простых, писателей, но расшифровать его подлинные мысли и образы оказывалось непосильной задачей для критиков четырех поколений», — так писал К. И. Чуковский в книге «О Чехове» /М., 1967/. Действительно, чеховская «простота» во многом сродни пушкинской. «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно…
По свидетельству Ивана Алексеевича Бунина, Антон Павлович однажды высказался:
«Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят :» а то вот еще есть писатель Чехов: нытик…» А какой я нытик? Какой я хмурый человек ? Какая я холодная кровь, как называют меня критики ? Какой я пессимист? Ведь из моих вещей любимый мой рассказ- «Студент»
Первоначально рассказ назывался “Вечером”. Сумерки и ночь — движение в темноту, пустоту, безжизненность. “Студент” — это стремление познавать и познать.. Герой рассказа — студент именно духовной семинарии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.
Студент Иван Великопольский вечером ,после дня, проведенного в лесу, возвращается домой. Ощущение дискомфорта физического :»У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо…, по случаю страстной пятницы, дома ничего не варили , и мучительно хотелось есть «- перерастает в ощущение дискомфорта душевного. Душевный дискомфорт рождает у студента тягостные мысли о вечной и неизбывной неустроенности жизни: « студент думал о том, что такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.
Среди мрачной темноты и пустынного окружающего пейзажа выделяется огонь-костер. К этому огню и устремляется студент:»У костра он встречает двух вдов, мать и дочь, которые, видимо, работали на своих огородах, располагающихся вдали от села, и задержались здесь. Обогреваясь у огня, студент вспоминает событие, произошедшее девятнадцать веков назад. В каких отношениях находятся они друг с другом? Это органическое единство. Холод осеннего вечера напомнил студенту историю отречения Петра. Работники «развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь», - говорит герой рассказа.
Много раз слышанная история в этот раз производит на слушательниц особое впечатление. Чехов об этом говорит так: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Почему плачет Василиса? Ее слезы – неожиданность для рассказчика. Как он объясняет себе ее реакцию? Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое – то отношение…».! Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра, который смалодушничал.
Плача, она предвидит его будущие муки и раскаяние, жалеет его по – матерински. Ведь позади у нее долгая жизнь, свои пережитые горе и страдания, которые, однако, не убили в ней жалость к другим, ошибающимся и заблудшим, что является традиционным для русской литературы XIX века. Внимание к чужой душе.
Василиса жалеет не преданного Христа, обреченного на муки, а отступника Петра! Почему?! Как известно, Петр отрекся от Иисуса трижды. Почему в первый раз?
«Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть и его нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Петр, в отличие то Иуды, совершил не добровольное (за тридцать сребреников), а невольное предательство, потому что испугался за себя, за свою жизнь, то есть из трусости, хотя во время тайной вечери сам говорил Иисусу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть».
Второе и третье отречение были потому, что теперь уже невозможно отказаться от прежних слов. История Петра – история запутавшегося и несчастного человека, который страдает.
Мир, изображенный Чеховым в рассказе, несовершенен и безрадостен: «… лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». И все же, мастерски владея композицией, Чехов ведет своего героя и читателя от тоски и безысходности к свету, радости и надежде.
Как и природа в начале рассказа, переменчиво настроение героя. Поняв причину слез Василисы, студент зашагал дальше и «невыразимое сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало – помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Герой рассказа еще очень молод, здоров, полон сил, его слово нашло своего слушателя, а впереди – целая жизнь«…думал о том, то правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и , по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле .
Почему же Чехов так высоко ценил своего «Студента»? Видимо, он выразил в нем что – то важное для себя.
Тайна раскрытия и возрождения доброты, ума, бескорыстия и духовности свершается именно здесь - в русском селе, между простыми русскими людьми, двумя бедными вдовами и сыном дьячка, который готовится стать простым сельским батюшкой. На видимом уровне ничего заметного или значительного не произошло. И, однако, что-то важное произошло. Только произошло это на духовном уровне.
Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле».