Духовное наследие В.А. Сухомлинского, как основа формирования начал самосознания нравственно богатой личности ребенка


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Ромашка»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Духовное наследие В.А. Сухомлинского, как основа формирования начал самосознания нравственно богатой личности ребенка
Доклад Островской А.А., старшего воспитателя
МБДОУ №13 «Ромашка» г. Симферополя
г. Симферополь
2016
Слайд №2
«Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, - человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, ум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье» - писал В. Сухомлинский. Проблема духовно-нравственного воспитания ребенка – одна из важнейших и вечных в обществе. Она изучается философией, этикой, педагогикой, психологией, является актуальной для любого звена образования, особенно дошкольного. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственных черт, формируется личностная компетентность.
В наше время ведутся различные дискуссии, связанные с выбором пути духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников) на ступени дошкольного образования, становление их гражданской идентичности, как основы развития гражданского общества. При этом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Слайд №3
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования отражены основы духовно-нравственной культуры народов России, где большое значение отводится:
– готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
– знакомству с основными нормами светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
– осознанию ребенком ценности человеческой жизни.
Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, необходимо познакомиться с наследием могучего духовно-творческого потенциала национальной культуры, являющейся главным фактором возрождения национального сознания, духовности славянского народа, проявлением ментальности, почвой для развития, формирования духовного мира дошкольника.
Слайд №4
Данный аспект в своих исследованиях рассматривали Алла Михайловна Богуш, Антон Семенович Макаренко, Тамара Ильинична Пониманская, Оксана Борисовна Петренко, и др.
Слайд №5
Сегодня мы обратимся к богатому педагогическому наследию Василия Александровича Сухомлинского. В своих работах он всесторонне проанализировал проблемы привития ценностных ориентиров подрастающему поколению, основанных на принципе гуманизма, требующих от педагогов усилий, направленных, прежде всего, на демонстрацию личного примера воспитанникам.
В.А. Сухомлинский утверждал, что ребенка необходимо включать в мир своей интеллектуальной жизни. Созерцание, непосредственное восприятие духовных богатств, переживание величия того, что создал человек, – все это помогает воспитать зрелость мысли, сознательное суждение о том, что уже сейчас, сегодня надо начинать ту огромную работу, которую предстоит делать всю жизнь.
Слайд №6
Большое внимание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского уделено воспитанию у детей чувств привязанности к Родине, долга перед ней. «Убеждения, четкая позиция гражданина – вот, что необходимо стремиться формировать у ребенка. Однако, в силу особенностей возраста дошкольников, педагог не может оперировать абстрактными понятиями о Родине, долге, чести. Необходимо подавать материал в доступном, наглядном для ребенка виде», писал В.А. Сухомлинский.
Слайд №7
Основы патриотизма, по мнению В.А. Сухомлинского, закладываются через любовь к родному краю, воспитание ценностного отношения к малой Родине. Краеведение занимает большое место в педагогическом творчестве В.А. Сухомлинского. Совместные походы в музей, экскурсии, прогулки позволяют сформировать у ребенка чувство привязанности к родному краю, привить ценностное отношение к истории, традициям, культуре своего региона, развить жажду к знаниям об окружающем мире.
Слайд №8
Много душевных сил потребуется педагогу, говорил В.А. Сухомлинский, на становление внутренней установки личности ребенка дошкольного возраста поступать согласно своей совести, воспитание нравственности основано на заботе о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека. Педагог не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется ведущим, основополагающим, определяющим компонентом в гармонии, где господствует нравственность. Как полагал В.А. Сухомлинский, ребенок должен самостоятельно справляться с затруднениями, но при этом педагог не должен отстраняться от проблем ребенка. Поскольку, только преодоление препятствий позволит воспитать сильную, выносливую, стойкую к жизненным трудностям личность. Больше всего В.А. Сухомлинский стремился, чтобы воспитанники преодолели жалость к себе.
Он утверждал, что: « Жалость к себе – чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным – незавидный удел. У тщедушного – мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость. Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать жалость к себе. Будь непримиримым и нетерпимым, безжалостным к нытью и унынию, расслабленности и безнадежности. Следует помнить, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом».
Начинать воспитывать силу духа, полагал В.А. Сухомлинский, необходимо в младшем возрасте. Основой для преодоления жалости к себе является разнообразная деятельность, способствующая развитию чувственной сферы, формирующая потребность быть добрым, заботливым, чутким к переживаниям окружающих людей, обучающая самостоятельности в преодолении трудностей.
Слайд №9
Отличительной особенностью подходов В.А. Сухомлинского к вопросам нравственного воспитания было понимание того, что формируя личность ребенка, недостаточно развить только интеллектуальные способности. Не менее важной задачей является формирование чувства добра и зла, чувства совести, долга, ответственности, стыда, – главных показателей воспитания нравственно зрелой личности, осознающей личную ответственность и свой долг перед обществом. Формирование понятия, что нельзя совершать асоциальные поступки, поскольку они несут вред другим, а не потому, что за них последует наказание – это цель педагога в воспитании гражданина. Совесть рождается в способности к сопереживанию. Если ребенок понимает чувства окружающих, примеряет их на себя, то он никогда не будет совершать поступки, которые могут нанести вред другому существу.
В.А. Сухомлинский полагал, что человеческое счастье заключается в служении обществу. Помощь окружающим в их потребностях, нуждах должна стать нравственной склонностью каждого ребенка, будущего гражданина. Только благодаря этому можно оставить память о себе в будущем.
В.А. Сухомлинский отмечал, что в дошкольном возрасте закладывается багаж знаний и умений для продолжения образования. Однако, считал, что нельзя воспринимать воспитание дошкольников только как подготовку к взрослой жизни. Педагогу необходимо помочь ребенку наполнить его жизнь яркими моментами уже сейчас. При этом требуется, чтобы материал, излагаемый воспитанникам, не был поверхностным или двусмысленным. В особенности, это касается вопросов духовно-нравственного и ценностного воспитания: у ребенка должна выстраиваться четкая картина ценностей, но недопустимо их навязывание.
Великий педагог отмечал, что в дошкольном коллективе не должно быть безнадежных детей. Если ребенок не останется аутсайдером, а будет видеть поддержку, сочувствие, помощь со стороны сверстников, то ему будет проще справиться с овладением материала, поставленной задачей.
Слайд №10
В.А. Сухомлинский не уставал подчеркивать, что воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач общества. Изначально ценности начинают закладываться в семье. Сотрудничество педагога и родителей ребенка – необходимое условие нравственного воспитания.
Семья выступает транслятором духовного наследия предыдущих поколений. Через передачу жизненного опыта, семейных историй и легенд ребенок чувствует себя «звеном в вечной цепи поколений». Он принимает наследие предков и осознает свою ответственность за будущее.
«Корень духовного благородства человека – это убеждение в том, что за право на личное счастье надо платить – платить, прежде всего, трудом, усилиями, напряжением духовных сил, заботой об общем благе. В годы детства человек на собственном опыте должен убедиться в том, что, если он будет только потребителем материальных и духовных благ, вскоре станет духовно нищим».
Слайд №11
Бескорыстная помощь ближнему – одна из основных составляющих в ценностном воспитании ребенка в семье и образовательном учреждении. Демонстрируя ребенку на личном примере важность взаимопомощи, взаимопонимания, педагог транслирует важнейший общечеловеческий принцип гуманизма, поскольку именно любовь к человеку и признание его высшей ценностью позволяет предостеречь от асоциальных поступков.
Человеколюбие В.А. Сухомлинский рассматривает не как абстрактное идеалистическое понятие, а как постоянную работу, прежде всего над собой, что предполагает, формирование желаний делиться внутренней красотой с окружающим миром и людьми. В этом, по мнению великого учителя, заключается собственная борьба за нравственные идеалы, возвышение над обыденностью и переход от объектного восприятия мира к субъектному, деятельностному.
Слайд №12
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Основными компонентами выступают: личный пример педагога и окружающих ребенка взрослых, становление внутренней установки личности дошкольника поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, духовности. Бескорыстная помощь ближнему, привитие любви к родному краю, а также совместные усилия семьи и педагога по формированию основ духовно-нравственной культуры.
Сегодня назрела потребность возобновить народное воспитание детей, с целью сохранения нации, обеспечения духовного единства поколений. В народном опыте, который изменялся, обогащался в ходе веков, заложена мудрая народная философия, своеобразный моральный кодекс, определены базовые качества личности. Педагоги нашего поколения, развивая, совершенствуя народный опыт, преломляя его через призму личностного восприятия, грамотно доносят мудрость поколений до своих воспитанников, через интеграцию во все образовательные области жизнедеятельности дошкольника, получая достойные результаты по воспитанию человека настоящего и будущего.
Слайд №13