Статья «Духовное наследие преподобного Сергия в истории и современной жизни России»


Семененко Наталья Михайловна
учитель ОРКСЭ, ДКП и краеведения
Новосельской основной общеобразовательной школы
Раменского муниципального района
Московской области
Духовное наследие преподобного Сергия в истории и современной жизни России
Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака.
Епифаний
Сергий Радонежский игумен земли Русской — наше духовное богатство, ангел-хранитель русской земли. В смутные времена посылаются в мир для спасения и помощи людям такие светочи, как Сергий Радонежский. Он ушел от мира, стал отшельником — и всю жизнь служил народу и отечеству, боролся с враждой и с пороками, разъедающими человеческие сердца.
Он не оставил писаний и поучений, но в памяти остался всенародным учителем и наставником.
Нравственный авторитет скромного игумена был так велик, что князья и митрополиты обращались к нему в трудные минуты за советом и вразумлением. Потому что еще при жизни Сергий почитался величайшим из пророков. Россия помнила о нём всегда.
Так было в 1892 году, когда вся страна торжественно отмечала 500-летие преставления Сергия Радонежского. Ранним утром 21 сентября на колокольный звон в Кремль стал стекаться народ. После молебна начался крестный ход из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Движение на улицах Москвы было прекращено. Плотная толпа заполняла даже тротуары и дворы, люди стояли на балконах и на крышах домов, гроздьями висели в окнах. Звонили колокола всех церквей и монастырей города. Четыре дня продолжался крестный ход. Семьдесят верст до лавры прошли несколько десятков тысяч человек.
А как проходил крестный ход в 1992 году? И как он пройдёт в 2092? Сколько придёт людей, как они будут отвечать на вопросы о Куликовской битве, что вспомнят участники крестного хода о преподобном Сергии и придут ли на него, зависит от нас и сейчас.
Где современному ребёнку узнать, о наследии и значении для России Сергия Радонежского?
Замечательный русский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что начальная и основная школы являются хранилищем национального духа. Школа всегда не только учила, но и воспитывала. Так было раньше, а сейчас школа, как это ни прискорбно, всё больше оказывает лишь «образовательные услуги». На остальное нет времени, да и что такое воспитание «каждый понимает по-своему».
В начальной школе ввели новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоящий из 6 модулей, которые выбирают родители. И только если они выберут модуль «Основы православной культуры» (А.В. Кураев, М: Просвещение), то на 28 уроке «Защита Отечества» в одном абзаце, да двух иллюстрациях: фрагменте иконы и фотографии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ребята узнают о преподобном.
А затем учащиеся встретятся с упоминанием о святом (если не заболеют) только на двух уроках истории в 6 классе (История. Россия с древнейших времен до конца XVI века, под редакцией Данилова А.А.) в § 18 «Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва», где на стр. 151 размещена иллюстрация, да две строчки в § 22 «Церковь и государство в конце XV — начале XVI века». На этом знания о преподобном Сергии заканчиваются (нет упоминаний о нем в истории ни в 7, ни в 8 и 9 классах).
О каком значении наследии преподобного Сергия в истории и современной жизни России после этого можно говорить.
И как подтверждение вышесказанного, опрос, проведённый ВЦИОМ в прошлом году, показал, что для 39 процентов россиян словосочетание «Куликовская битва» ничего не говорит. Лишь немногие могли точно назвать время этого сражения, а иные считали, что оно произошло не то в XIX, не то в XX веке...
И эта беда пришла к нам не сейчас. Выдающийся педагог 19-го века К.Д Ушинский писал, «русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» и призывал «не быть иностранцем посреди своей Родины». «Россия слишком мало известна русским» - писал 15 ноября 1826 г., в своих «Записках» о народном воспитании Императору Николаю I – и А.С. Пушкин. Он обращал внимание Императора на недостаток просвещения и нравственности и призывал к изучению России.
Возьмём современное пособие "История. Даты. Справочник для школьников и абитуриентов. ФГОС" авторов-составителей М.Н. Зуева, Р.Н. Лебедевой - 3-е издание, переработанное и дополненное, 2014 года (это не опечатка) издательства «Экзамен». К этому справочнику даётся следующая аннотация: «Справочник содержит даты всемирной истории и истории России, начиная с древности и заканчивая событиями начала XXI века. Эти даты затрагивают все важнейшие сферы жизни …»
Откроем в данном справочнике в главе «История России» - раздел «Указатель имён» на букву «С» и увидим, что Сергий Радонежский там даже не упоминается (стр. 233 – 234). Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения), так заявлено на обложке. Что можно здесь сказать?
Русская литература – великое средство воспитания человека. Но и в программе по литературе (например, под редакцией В.Я Коровиной) с 5 по 9 класс тоже не нашлось места Сергию Радонежскому. А какие предметы как «Духовное краеведение Подмосковья», «Краеведение» не обязательны, школа может их выбрать, а может и – нет (региональный и школьный компоненты). И не все школы их выбирают.
Воспитывать школа должна вместе с родителями, но современные родители: одни «сами знают, как воспитывать своего ребёнка», другие – всё хотят свалить на школу, потому что они «деньги зарабатывают». Родители в лучшем случае о преподобном Сергии знают, что он русский святой и помогает в учении.
Покупая в ювелирном магазине г. Жуковский в этом году, своей первоклашке серебряный кулончик с ликом Сергия Радонежского, я спросила продавщицу (милейшую женщину), что она знает о Сергии Радонежском и получила в ответ – ничего!
Но если дети не найдут знаний ни дома, ни в школе они пополнят их из других источников, например из Интернета. Им сообщат, что «Сергий был волхвом, равного по силе и знаниям до сих пор нет» и, что можно просить - «прошу настройку на Энергию Сергия Радонежского» и получить в ответ: «лови моя хорошая». Где всё беспрекословное и священное, значимое и дорогое ежедневно ставится под сомнение. При первых же запросах в Интернете о святом – получаем такие статьи, как «Непрядва и неправда» (Александр Меленберг), где на нескольких страницах доказывается, что «Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского на битву с Мамаем». «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее верит публика», — говорил доктор Йозеф Геббельс. А радио, телевидение говорят о футболе, олимпиаде, концертах и фестивалях…
Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения, видеть допущенные ошибки и исправлять их.
Базовое изучение истории России начинается с шестого класса - поздновато! По сути дела, дети лишены комплексного понимания истории родины. Образы истории Отечества возникают только эпизодически - на уроках чтения или на факультативах. Что делать?
Необходимы уроки истории Отечества в начальной школе;
Необходимо изучение географии и истории своей страны, своей местности;
Необходимо формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия;
Необходимо проводить как можно больше внеклассных мероприятий совместно с родителями;
Вести активную работу по привлечению учащихся к проектной деятельности;
использовать представившуюся нам возможность работы во внеурочное время (из 10 часов, как минимум 2-а отводятся на предметы духовно-нравственного цикла)
И работать не от даты к дате, а постоянно, каждодневно, не только учить, но и воспитывать на каждом предмете. Помнить о благодатных заветах Преподобного Сергия и сознавать, что «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение».