Внеклассное мероприятие по истории Казахстана для старшеклассников, посвященное Дню языков. «Язык – основа воспитания».


Внеклассное мероприятие по истории Казахстана для старшеклассников,
посвященное Дню языков.
«Язык – основа воспитания».
Цель внеклассного мероприятия:
Ознакомление с содержанием Законов о языках в Казахской ССР и в Республике Казахстан; расширение знаний о языках, воспитание любови и уважения к родному языку и своей стране, уважения и желания изучать, знать языки; привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа, формирование понимания, что гражданин РК имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ход мероприятия:

22 сентября в нашей стране отмечается праздник языков. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева от 20.01.98г. 22 сентября был объявлен Днем языков народов РК.  Это праздник дружбы и взаимопонимания. Именно этим и сильна наша страна. В нашей школе проводится декада, посвященная этому празднику.
Мы поговорим немного об истории вопроса и значении языка и слов в жизни человека.
Обратимся к истории этого вопроса. Я напомню вам те темы, которые вы прошли в 9 классе по истории Казахстана.
С формированием Казахского ханства на территории нашего государства сформировался устный и письменный казахский язык. В Х1Х веке Казахстан стал колонией Российской империи, и постепенно с расширением роли русского языка, стал утрачиваться казахский язык. В период Советской власти началось восстановление национальной государственности казахского народа. В 1920г. была создана Казахская АССР. В период нэпа было принято два очень важных документа.
В январе 1921 г. СНК Казахской АССР принял декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языка». Декрет предусматривал необходимость опубликования законов Каз.АССР, нормативных актов губернских организаций на казахском и русском языках, в зависимости от того, на каком языке ведут переписку эти учреждения.
22 ноября 1923 г. ЦИК Казахской АССР принял декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском )языке». Введение делопроизводства на казахском языке проходило очень болезненно. Среди русских работников некоторых районов республики распространялись провокационные слухи о предстоящем якобы изгнании русских из Казахстана.
Постановлением ЦИК и Совнаркома КазАССР от 17 мая 1927 г. был установлен окончательный переход делопроизводства в казахских уездных окружных учреждениях на казахский язык и меры по введению параллельного делопроизводства на казахском и русском языках (в Каракалпакской автономной области на каракалпакском языке) и учреждениях смешанных уездов к 1 января 1928 г.
Эти законы никто не отменял, но постепенно в связи с русификацией населения роль казахского языка стала утрачиваться, закрывались школы с казахским языком обучения.
В период перестройки и процесса демократизации общества, 22 сентября 1989 г. на внеочередной четырнадцатой сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон Казахской Советской Социалистической Республики о языках в Казахской ССР». В статье 1 этого документа государственным языком суверенной республики был объявлен казахский, а в статье 2 русский язык в силу сложившейся исторической традиции был объявлен языком межнационального общения. Казахстан, согласно этому закону, стал осуществлять государственную защиту казахского языка и проявлять заботу о его активном употреблении в государственных органах и общественных организациях. Кроме того республика обеспечивает свободное функционирование русского языка наравне с государственным, защищает право граждан любой национальности на развитие своего языка и культуры.
Принятие «Закона о языках» позволило стабилизировать общественно-политическую обстановку и значительно улучшить состояние межнациональных отношений. Была проделана работа по развитию и возрождению казахского языка в республике. За один год, с июля 1990 по июнь 1991 года, число детских садов с казахским языком обучения увеличилось на 482, всего их в республике стало 1677. Было открыто 155 общеобразовательных школ, 4 профессионально-технических училища. В республике появилось первое ГПТУ, готовящее делопроизводителей и машинисток на казахском языке. В городе Алматы, в Карагандинской и Акмолинской областях открылись школы с преподаванием на татарском и немецком языках. Республиканское телевидение и радио вещало и показывало на 6 языках.
11 июля 1997 года был принят Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан». В преамбуле закона говорится, что он устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в республике Казахстан языкам.
В статье 4 этого закона говорится, что государственным языком РК является казахский язык. Это язык государственного управления, законодательства судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории республики. Долгом каждого гражданина является овладение государственным языком.
Статья 5 этого закона изменила статус русского языка. Согласно этой статье в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Статья 6 Закона. Каждый гражданин РК имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
В республике работают 178 воскресных школ, в которых изучают 23 национальных языка. В свет выходят газеты на немецком, корейском, уйгурском, украинском языках (не считая на русском и казахском). В Северо-Казахстанской области осуществляется трансляция польского телевидения “Полония”, в Южно-Казахстанской области – узбекского телевидения. В эфире национального телеканала “Казахстан” и Казахского радио выходят программы на корейском, уйгурском, немецком языке. В целом в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир теле- и радиопередаче на 11 национальных языках, в том числе на украинском, польском, английском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском, узбекском и др.
В республике существуют корейский, уйгурский, немецкий театры, деятельность которых финансируется государственным бюджетом.
Вопрос к классу: Почему государство так много внимания уделяет этому вопросу?
(Ответы учащихся)
Чтоб работа проходила более активно, класс делится на три группы.
В группе каждый должен сказать друг другу что-нибудь приятное.
Задания группам: найти подтверждения следующим тезисам
Слово может плохо повлиять на человека
Слово хорошо влияет на человека
Слово никак не влияет на человека
Подводится итог.
Любой язык состоит из слов. Языковеды подсчитали, что ребенок употребляет примерно 3500 слов, подросток - 9000, взрослый - 12000-14000. А.С.Пушкин в своих произведениях использовал более 21000 слов. В Санкт-Петербурге есть словарная картотека, содержащая информацию более чем 500000 слов. 
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно, то жаворонком вьется,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить.
И в камень крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить,
Того, кто слушает тебя.
(В.Солоухин «Слово о слове»)
Много слов на земле. Есть древние слова,
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова, словно раны, слова, словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость, как буря, иль горе, как ночь,
Только эти слова могут помочь!
В.ШефнерГруппам объяснить фразу:
Человеческое слово стрелы острее.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Слова, как жар, горят от душевной теплоты.
По сведениям лингвистов, на Земле существует около 6000 языков. Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка - передают свои мысли, желания, чувства.
В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.
Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово самое совершенное средство общения.
Почему Закон уделяет большое внимание не только государственному, но и русскому языку?
Ответы.
25 слово из слов Абая: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами».
Люди одной страны, одного государства могут говорить на разных языках. Но чтобы понимать друг друга, нужен язык мира, язык межнационального общения. Таким языком в Казахстане признан русский. Русский язык вошел в число международных языков, утверждённых ООН.
Известный киргизский писатель Чингиз Айтматов отмечает «Русский язык сыграл роль языка-моста, соединившего »впервые в истории художественные берега народов, которые незадолго до этого не знали о существовании один другого. И если мои произведения изданы ныне через посредничество русского языка на многих языках мира, то тем самым русский язык укрепляет позиции моего родного киргизского языка».
Известный писатель, критик М.Каратаев отдаёт дань восхищения русскому народу: «Я счастлив, что на древней, родной мне земле, именуемой Казахстан, живут более ста национальностей, и каждый из них, подобно мне, говорит не только на своем родном наречии, но и на музыкальном, полнозвучном, прекрасном русском языке».
Стихотворение нашего современника, поэта А.Купшина «Язык согласия».
Пожмём покрепче мы друг другу руки
И насладимся радостью бесед.
На языке общаемся мы русском,
Он, словно воздух, нужен людям всем.
Многообразен, уникален, строен,
Проблемам вечным мчась наперекор,
Объединяет судьбы и народы
И создаёт уверенность, покой…
С ним легче переносятся невзгоды,
Ему навечно другом нашим быть.
Он помогает мчаться нам сквозь годы,
Мечтать о счастье, верить и любить.
В прекрасные мгновенья, в день ненастный
В душе и сердце каждого живёт
Надёжность тыла и движение вперёд.
Изучить другой язык - прожить вторую жизнь – так как гласит народная мудрость.
Каждый из них имеет собственную историю прошел в своем развитии много ступеней, претерпел немало изменений. И любой национальный язык обладает своими достоинствами.
Народ не может быть большим и малым. Это количественное измерение. Родной язык таким измерениям не подлежит. Он всегда великий. Он - образ колыбели, родного очага, родного отечества. Неуважительное отношение к родному языку никого не украшает.
Кто путь забыл к родительскому дому. Тот не заслуживает сам любви большой. Кто равнодушен к языку родному, Тот и к чужому холоден душой.
        С самого раннего  детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки.          
Но ведь сказки , прибаутки, песни- это тоже язык.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,                      
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
«Родной язык» Н.ДоризоЯ не хочу, чтоб Пушкина язык,
Язык Некрасова, Тургенева, Толстого,
Как бы могуч он ни был и велик,
Заменой стал бы языка другого.
Того, что с материнским молоком
Приходит к малым детям от рожденья…
Родная речь моя, я так горжусь тобой,
Обогатившей род наш человечий.
Любой язык по-своему велик –
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Да не угаснет ваших предков речь!
И я прошу вас, малые народы,
Не просто в книге речь свою беречь,
А в Красной Книге Матушки-Природы.

Итог.
. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию. Постигая и изучая родной язык, человек сближается со своим народом, учится любить родину, семью и окружающий мир.
Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.