Конспект урока по литературе на тему А.Н.Островский. Пьеса Бедность не порок

А. Н. Островский.
Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок».

Цели урока: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторить литературоведческие термины;
Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.

Ход урока

Организационный момент.
Добрый день ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Присаживайтесь. Сегодня у нас урок необычный и вести его вместе со мной будут научные сотрудники: биографы, литературные критики, историки.
1.Работа с эпиграфом.
Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин,
Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы,
русские, можем с гордостью сказать:
«У нас есть свой, русский, национальный театр.
Он по справедливости должен называться
«театр Островского».
А.И.Гончаров
- Ребята, ответьте на вопрос, какую сторону дара А.Н.Островского отметил А.И.Гончаров?
II. Изучение нового материала.
1.Жизненный путь драматурга.
Слово учителя.
Сейчас, я хотела бы повернуть время вспять, чтобы окунуться в эпоху Петра I, который был очень разносторонним человеком, реформатором. Принятые им реформы были направлены на повышение уровня жизни в России, но к сожалению не все имели успех. Обязав дворянское общество перейти к европейскому укладу жизни, он не принимает закон о ликвидации крепостного права. В результате возникает огромный разрыв между сословиями. Жившие по старинке люди вынуждены отказываться от своих исконных традиций и на почве этого рождаются комедийные сюжеты. Их мастерски используют в своем творчестве многие писатели и один из них А.Н.Островский.
Итак, давайте познакомимся с этим выдающимся человеком. В этом нам помогут наши биографы.

1-й ученик.
12 апреля 1823 года в семье дьякона церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал адвокатом. Юридическая деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг, друг Островского).
2-й ученик.       На 9-м году жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а потом мать. Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий, латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками. В 12 лет А. Н. Островский был отдан в гимназию, по окончании гимназии продолжает учебу на юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти, выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но, скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности. Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский вместе со своей семьей вынужден бедствовать.
3-й ученик.
К слову сказать, женитьба на мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного суда, а чуть позже в Коммерческий суд, где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве, даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.
Слово учителя
Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.
А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы, пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.
Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрот, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин».
Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».
2. Комедия «Бедность не порок».
1.Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2.Словарная работа.
Сейчас мы с вами выполним задание: давайте вспомним толкование таких литературных терминов как драма, комедия, реплика, ремарка.
Коме
·дия  это драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое; всякая смешная пьеса. По Аристотелю, разница между трагедией и комедией состоит в том, что одна стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние.
Реплика- элемент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], краткое высказывание одного актёра/персонажа, за которыми, следуют слова другого актёра.
Ремарка- пояснения, которыми [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предваряет или сопровождает ход действия.

Слово учителя.
3. История создания пьесы
«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.
В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.
К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».
Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.
Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).
Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.
В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.
На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)

4. Работа с текстом.
Вопросы для беседы:
Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
Можно ли так назвать эту пьесу?
Драма это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни?
Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)
Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)
Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)

III.Рефлексия
- Итак, ребята какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.

Слово учителя.
На этом наш урок окончен.

VI. Оценивание

V. Домашнее задание

Выписать из текста цитатные характеристики главных героев.




















15