Тренинг толерантного общения Национальное многоцветие -духовное богатство России


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества станицы Гривенской

Тренинг толерантного общения

Педагог дополнительного
образования
Панасенко Наталья
Григорьевна
Ноябрь
2016 год.
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантной личности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Продолжить формирование толерантного отношения в коллективе.
Задачи:
Актуализация знаний о многообразии мнений, убеждений, привычек и обычаев.
Сравнение способов поведения приятия и неприятия.
Формирование отношений открытости, внимания одного к другому.
Развитие способности к сопереживанию и сочувствию.
Вербализация своих чувств и переживаний по поводу толерантного общения.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, методы музыко-терапии, работа в группах, релаксация, творческие задания, использование мультимедиа.
Возраст участников: 10-11 лет
Материалы и оборудование:
• CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - «Дети Солнца» гр. Непоседы, «Мир детям» А. Заркумова, музыка для релаксации, минусовки из детского репертуара;
•  наглядный материал: плакаты «Народы», «Толерантность», «Черты характера», «Основные черты личности». Мяч, карандаши и листы бумаги для творческого задания.
Структура занятия:
1) Первый этап - организационный: начало занятия, разминка, создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, мозговой штурм, ролевая игра и творческие задания;
3) Третий этап – заключительный: повторение материала.
При реализации программы тренинга ожидаю от обучающихся следующих результатов:
• понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;
• развития терпимости и уважения к разным людям;
• формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
• умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
• развития творческого потенциала.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы на занятии - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения обучающимися нравственных норм.
Необходимым условием является создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности. 
ХОД ЗАНЯТИЯ
Начало занятия:
Обучающиеся проходят в кабинет, звучит песня «Дети солнца» -
гр. Непоседы)
- Здравствуйте, друзья.
Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.
16 ноября – Международный день толерантности.
Прежде чем начать наше занятие. Скажите мне, а с чего обычно люди начинают общение?
Обучающиеся: - С приветствия.
Участники приветствуют друг друга.
Упражнение- разминка
«Давайте поздороваемся. Передай движение по кругу».
Обучающиеся стоят в кругу.Педагог: Пожалуйста, подумайте, какое простое движение вы можете начать делать. Все начнут выполнять свои движения одновременно и при этом будут наблюдать за действиями соседа слева. По моему сигналу надо изменить движение и начать выполнять то, которое в данный момент делает сосед.
Упражнение «Видение других»
Педагог: Внимательно рассмотрите друг друга. Постарайтесь запомнить детали внешнего облика каждого. Повернитесь, пожалуйста, спиной в круг — чтобы не видеть других. А теперь кто хочет проверить свое внимание?Вспомни, какая прическа у Камилы? Есть ли заколки у Алеси? Чего нет у Никиты, но есть у Артура?
Упражнение «Кто что знает?»
Все садятся на стулья.
- А вы знаете, что такое толерантность? (ответы детей)
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, понимание и принятие многообразия мира, разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Умение принимать людей такими какие они есть.Педагог: Сейчас вам предстоит вспомнить, когда и при каких обстоятельствах каждый из вас узнал о том, что люди бывают разных национальностей. Мы будем передавать мяч друг другу и рассказывать об этом.
Мозговой штурм
Упражнение «Найди отличия»
Педагог: На этом плакате фотографии людей разных национальностей: русские, татары, евреи, карелы, буряты, осетины, чукчи, башкиры. Посмотрите на них и скажите, чем отличаются люди разных национальностей? Постарайтесь назвать как можно больше отличий.

Ребята размышляют и называют отличия: одежда, цвет кожи, разрез глаз, у каждого народа своя вера, религия, законы и многое другое….Молодцы, вы назвали много отличий.
Творческое задание
Педагог: Представь себе, что твоя семья переезжает в другой район. Тебе предстоит перейти в новую школу. Какое отношение к себе ты можешь встретить в новом классе?А какое отношение тебе бы хотелось встретить?
Представь, что ты иностранец, приехавший со своими родителями жить в Россию. Твоя семья не могла по каким-то причинам оставаться на родине. Придумай и расскажи историю этого переселенца от его имени. Придумай, как его зовут, из какой страны и почему он приехал к нам, какие чувства он испытывает, оставив родной дом, город, страну.
(звучит тихая спокойная музыка- релаксация)
Дети думают и рассказывают рассказы, затем читают их и выражают свое отношение к творениям друг друга.
Педагог: Ролевая игра «Вынужденный переселенец»
Обучающиеся выбирают один рассказ, герой которого становится главным действующим лицом ролевой игры.Педагог: Сейчас кто-нибудь сыграет роль героя нашего рассказа. Требуются два добровольца. Мы разделимся на две группы. Члены каждой группы будут изображать учеников двух различных классов. В одном классе дети признают право другого быть иным, способны положительно относиться к непохожести, умеют сочувствовать. В параллельном классе ученики проявляют нетерпимость к чужим убеждениям, привычкам, обычаям, не признают у человека права быть другим.Классы готовятся к встрече новичка, обдумывают варианты своего поведения.Педагог: Итак, новичок пришел в класс, ученики которого относятся нетерпимо к тем, кто отличается от них. Что происходит?Дети показывают вариант нетерпимого поведения по отношению к новичку.Педагог: Новичок пришел в класс, ученики которого положительно относятся к непохожести людей друг на друга. Что происходит? Дети показывают вариант толерантного поведения по отношению к новичку.
Обсуждение игры
Как чувствовали себя новички в своем новом классе?
Каково было находиться в роли одноклассников новичка?
Какую роль было играть легче и приятнее?
Какая ситуация более реальна для нас?
Что ты думаешь о собственных возможностях общаться толерантно?

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Выражающие отношение к коллективу, к отдельным людям Выражающие отношение к деятельности, к труду Выражающие отношение к собственности, к вещам Выражающие отношение к самому себе
Доброта, отзывчивость,
Требовательность
черствость,
Общительность, замкнутость,
Лживость,
грубость,
тактичность и др. Трудолюбие,
добросовестность,
безответственность
упорство,
инициативность,
целеустремлен-
ность,
собранность и др. Аккуратность, бережливость, алчность,
Щедрость, жадность, расточитель-ность и др. Скромность, гордость, самолюбие,
Уверенность, самовлюблен-ность и др.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважения мнения других Непонимание
Доброжелательность Игнорирование
Желание что-нибудь делать вместе Эгоизм
Понимание Нетерпимость
Чуткость, снисходительность Пренебрежение, раздражительность
Доверие, гуманизм Раздражительность, цинизм
Любознательность Агрессивность
Упражнение «Лестница»
Педагог: Представьте себе, что на этой лестнице нужно разместить людей разных национальностей. На самой верхней ступеньке стоит человек самой «лучшей» национальности. Чем ниже ступень, тем «хуже» национальность. Люди самой «плохой» национальности — на самой нижней ступени...Кто хочет рассказать, что у него получилось?Ты можешь объяснить, почему именно так заполнил свою лестницу?Что ты думаешь об этой лестнице?
Обучающиеся:(предполагаемый ответ -все ступени у лестницы одинаковые. Как и людей "лучшей" и "худшей" национальностей не бывает).
Упражнение «Мы все одной крови»

Педагог: На этом плакате фотографии детей разных национальностей: русский, украинка, цыганка, азербайджанка, армянка, дагестанец и многие другие. Рядом расположены наши фотографии. Посмотрите на лица и скажите, чем они похожи? Что у них общего?От несущественных признаков сходства ребята переходят к более существенным.Педагог: Мы нашли много общего на этих фотографиях. А в чем их главное сходство? Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга народам, быть терпимыми и толерантными к различиям. Потому, что все хотят прожить достойную человеческую жизнь.
Заключительный этап:
Педагог: Ребята давайте закрепим данный материал отвечая на вопросы:
-Что такое толерантность?
-Ты, считаешь себя толерантным человеком?
-Какими качествами обладает толерантный человек?
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Спасибо за участие в данном мероприятии.
Звучит песня «Мир детям» А. Заркумова.