Урок по теме антиобщественное поведение 5 класс


Урок №22
Тема: «Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности»
Предмет:___ ОБЖ Класс: 5_______________. Дата проведения:_________________________
Тип урока: комбинированный урок
Цель учебного занятия: формирование представлений учащихся об уголовной ответственности несовершеннолетних
Задачи:
-Обучающая: Изучить законодательство и дать учащимся понятие об уголовной ответственности несовершеннолетних, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и виды наказаний, назначаемых несовершеннолетнимСформировать у учащихся умение предвидеть возможность возникновения криминогенной ситуации в доме и правильно реагировать на нее, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.
-Развивающая: Сформировать у учащихся умение предвидеть возможность возникновения криминогенной ситуации в доме и правильно реагировать на нее, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья. Развитие внимательности, активности, логического мышления, формирование умения обобщать и формирование у учащихся оценочных суждений в различных ситуациях, способность эмоционально и адекватно реагировать.
-Воспитательная: Сформировать у учеников ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей. Показать, что главной целью ответственности несовершеннолетних являются меры воспитательного воздействия.
Формируемые УУД:
Предметные:
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Личностные: развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат• проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
• проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
• определять мотивы учебной деятельности
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, ситуационный, практический.
Формы работы: беседа, индивидуальная работа уч-ся, работа в парах, слово учителя, беседа, работа у доски, работа с учебником и презентацией
Основные термины и понятия: уголовная ответственность,вандализм, виды наказаний
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук. мультимедийная презентация . Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2015
Межпредметные связи: обществознание, право, окр. мир  
Ход урока.
I этап учебного занятия: организационный момент-5 минут. Цель Мотивация обучающихся на восприятие материала Задачи Подготовить учащихся к работе на уроке, вспомнить пройденный материал по прошлой теме Длительность-5 минут УУД
Деятельность учителя Деятельность учеников (Приветствие. Проверка отсутствующих в классе). Здравствуйте ребята.
На прошлом урок мы с вами говорили о видах терактов и их последствиях.
Ответьте, пожалуйста на вопросы (фронтальный опрос):
1. стр.121-122.учебника. Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные:Формируем умение планировать сотрудничество с учителем
ПознавательныеУУД:Анализировать и обобщать информацию и делать выводы
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы
Познавательные:понимать учебную задачу урока
Регулятивные:анализировать полученную информацию
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока Цель Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока Задачи Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока. Длительность-1 минута. Деятельность учителя Деятельность учеников Вступление: «Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди, относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но, увы, случается нередко, что встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и здоровью, вашему имуществу. Предлагаю ситуацию.
Ситуация: Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.     Далее учитель предлагает учащимся обсудить ситуацию Обсуждение ситуации:
1. Знали ли подростки, что совершают противоправное деяние?
2. Что, на ваш взгляд, является особенно опасным в действиях подростков (для них, для общества)?
3. Можно ли назвать деяния подростков преступлением?
4. Почему подростки совершили преступление?
           .
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Правильно, тема нашего урока: «Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение»
- Попытайтесь назвать, что мы должны изучить на уроке
       Слушают учителя Учащиеся отвечают: о преступниках, о преступлениях, как не стать жертвой преступления, о правилах личной безопасности.
Записывают тему урока.
Учащиеся формулируют, что должны изучить.
. Познавательные: Сравнивать объекты по заданным вопросам
Регулятивные: Определять проблему урока
Познавательные: осознано находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование
III этап учебного занятия: изучение нового материала Цель Обеспечить усвоение основных определений и понятий, относящихся к антиобщественному поведению
Задачи Развитие внимательности, активности, умения излагать основные мысли.Формировать у учеников ответственность за собственную безопасность и безопасность окружающих людей Длительность-18 минут Деятельность учителя Деятельность учеников Вступительное слово учителя: Начинаю урок с сообщения о том, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, ежегодно растет. Многие правонарушители сознаются, что преступления могло бы и не быть, если бы они знали, что за такое деяние последует уголовная ответственность. По российскому законодательству, совершеннолетними признаются граждане, достигшие восемнадцати лет. Именно с этого возраста гражданин несет полную ответственность перед законом. Законом установлено, что уголовная ответственность за все виды правонарушений наступает с 16-летнего возраста. Есть перечень преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Особенность ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспитательного характера. Это полностью соответствует «Минимальным стандартным правилам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», принятым Генеральной Ассамблеей ООН
Откройте пожалуйста свою тетрадь и запишите ст. 87 УК РФ (Кто такие несовершеннолет.)
Задание № 2.2. Просмотр презентации (слайды 3-8)
1. Обсудить с учащимися ст.88,90.УК РФ       В соответствии со ст. 87 ч.2 несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательского воздействия.
     Статья 88 перечисляет виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним :штраф; лишение прав заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. В ст. 90 говориться о том, что несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если его исправление возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:
предупреждение;
передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного учреждения;
возложение обязанности загладить причиненный вред;
ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Слушают учителя.
Конспектируют. •
Читают тексты.
• (работают в группах или индивидуально — по желанию). Представляют результаты работы.
Коммуникативные:
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос
Регулятивные:
Формируем начальные формы рефлексии, определять успешность своего задания в диалоге с учителем
Познавательные:
Формируем умение работать с новой информацией по теме,(отбирать, выделять) структурировать знания, выбирать необходимое
Слайд 6 Изучить содержание ряда статей УК РФ в которых предусмотрено уголовное наказание за антиобщественное поведение и участие в тер .деятельности. Далее учитель предлагает учащимся обсудить в микрогруппах причины преступности наказание среди несовершеннолетних.. Затем учащиеся выступают по проблеме. После выступления учащихся учитель обобщает их ответы и предлагает им сделать свои выводы по обсуждаемой теме.
Ст.212. Массовые беспорядки
Ст.»13.Хулиганство.
Ст.214. Вандализм.
вандализм;
досуг.
Работают в парах Слушают учителя.
Конспектируют. Личностные:проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире
Регулятивные:- выполнять работу в парах — выполнять взаимопроверку учебного заданияПознавательные:работать в парах: формулировать определения понятий,
Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия; адекватно взаимодействовать в группе иформулировать речевое высказывание
Физкультминутка (упражнения для глаз служат профилактикой нарушения зрения и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.)
Молодцы! Закончил упражнения, садимся.
5 минут.
Выполняют упражнения. Учитель продолжает знакомить учеников со статьями, касающимися уголовной ответственности несовершеннолетних
Отв.за участие в тер.деятельности.
Ст.205. Теракт
Ст.206.Захват заложника.
Ст.207 Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Ст.208. Организация незаконного вооруженного формирования и участия в нем. 8 минут.
Слушают учителя.
Конспектируют. Примерный ответ:
Соблюдать законы – это значит вести себя так, чтобы с тобой не случилось беды, неприятности.
Учащиеся записывают определение в тетрадь IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний Цель Закрепить полученные знания Задачи Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Длительность-5 минут Деятельность учителя Деятельность учеников Прочитать на стр.126 учебника рассказ о случае. который произошел в одной из российских школ, обсудить и высказать свою точку зрения
.Помогает учащимся сделать вывод о том, как важно правильно вести себя в любой ситуации и не нарушать законы
Тест
1.Несовершеннолетние – это лица:
А) с 14 до 16 лет; Б) с 16 до 18 лет; В) с 14 до 18 лет.
2.С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  А) с 14 лет;  Б) с 16 лет;  В) с 18 лет.
3.Какие виды наказаний назначаются несовершеннолетним?
   А) штраф; Б) обязательные работы; В) исправительные работы;
   Г) арест или лишение свободы на определённый срок;
  Е) все перечисленные  виды наказаний. Отвечают на вопросы. • Обсуждают ответы на вопросы, высказывают своё мнение, делают выводы.
• Определяют личностный смысл изучения темы, делают вывод.
Личностные:Формируем умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
Коммуникативные:
Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
Формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов Цель. Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места. Задачи Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Длительность-3 минуты Деятельность учителя Деятельность учеников Слова учителя:
Помните! Знание, своевременное и правильное выполнение правил поведения при криминогенных ситуациях – одно из важнейших условий вашей безопасности и безопасности окружающих Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.
Рефлексия. Спрашивает учащихся, чему научил их этот урок Слушают учителя.
Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.
Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо. Учитель и ученики выражают своё отношение к работе на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке.
выражают своё эмоциональное настроение и самочувствие.
Анализируется урок, достижение поставленных целей и задач. Подводится общий результат.
Определяют возможность практического применения полученных знаний Коммуникативные:Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:Формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоенияпроявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки
Регулятивные:выполнять самопроверку учебного задания
Познавательные:оценивать достижения на уроке;отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания;использовать речь для регуляции своего действия;формулировать речевое высказывание
Теперь домашнее задание: 6.4 Инструктаж по дом.заданию.
Ответить на вопросы к заданию урока. Стр127 Практикум.
Всем спасибо за урок. До свидания Дети записывают
домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем.