ОП.04 Электротехника Сборник внеаудиторной самостоятельной работы для специальности среднего профессионального образования 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»











ОП.04 Электротехника

Сборник внеаудиторной самостоятельной работы
для специальности среднего профессионального образования

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий























Партизанск
2015

ОДОБРЕНА
на заседании цикловой комиссии математических, общих естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
Протокол №_____ от «____»__________20____г.
Председатель комиссии
____________ В.В.Щеколда

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по подготовке специалистов среднего звена
_____А.А. Васильченко
« ____ » ________ 20__г.











Методические рекомендации учебной дисциплины «Электротехника» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, среднего профессионального образования


Разработчики:
Зиганшина Галина Ивановна – преподаватель высшей категории


Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Приморский многопрофильный колледж»





















Содержание

Введение ..3
Пояснительная записка .4
Структура и примерное содержание учебной дисциплины ..6
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы 7
Перечень примерных тем для решения задач и упражнений по образцу, построение векторных диаграмм...................... 9
Перечень примерных тем для подготовки сообщения...10
Перечень тем для подготовки реферата...11
Методические рекомендации по выполнению реферата... ...12
Методические рекомендации по подготовке сообщения...15
Методические рекомендации по подготовке презентации19
Методические рекомендации по составлению кроссвордов 23
Составление опорного конспекта 25
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме. 26
Составление тестов и эталонов ответов к ним 27
Составление и решение ситуационных задач (кейсов) ..28
Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм ..29
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 30
Образцы тестов. Приложение 1. ...31
Образец оформления презентации. Приложение 2..32
Образец оформления опорного конспекта (фрагмент) Приложение 3..33
Образец титульного листа. Приложение 4..34
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов35
Список литературы... .37
Карта- маршрут внеаудиторной самостоятельной работы38




















Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций
развитию исследовательских умений.

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Электротехника» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл в части общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты электрических цепей;
- выбирать электротехнические материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
- пользоваться приборами и снимать их показания;
- выполнять поверки амперметров, вольтметров и однофазных счётчиков;
- выполнять измерения параметров цепей постоянного и переменного токов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории электрических и магнитных полей;
- методы расчета цепей постоянного, переменного однофазного и трехфазного токов;
- методы измерения электрических, неэлектрических и магнитных величин;
- схемы включения приборов для измерения тока, напряжения, энергии, частоты, сопротивления изоляции, мощности;
- правила поверки приборов: амперметра, вольтметра, индукционного счётчика;
- классификацию электротехнических материалов, их свойства, область применения.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень освоения  учебного материала;
уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности общеучебных умений;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Структура и примерное содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
300

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
200

в том числе:


лабораторные занятия
34

практические занятия
38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
100

в том числе:


домашняя работа
100

- рефераты
- составление кроссворда
- подготовка презентации
- подготовка сообщения
- решение задач и упражнений по образцу
- составление теста
- составление таблиц для систематизации учебного материала
- выполнение схем, векторных диаграмм
- составление опорного конспекта


Итоговая аттестация в форме экзамена

















Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов, тем УД
Вид внеаудиторной самостоятельной работы
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР)

Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока

Тема 1.1. Основные сведения об электрическом токе
Тема 1.2.Электрические цепи постоянного тока
Тема 1.3.Нелинейные электрические цепи постоянного тока









1.Решение задач и упражнений по образцу
2.Выполнение схем, графиков, диаграмм.
3.Выполнение реферата
4. Составление тестов и эталонов ответов к ним
5. Подготовка презентации
6. Составление опорного конспекта
7. Подготовка сообщения
36


10

6

2
8

6
2

2

Раздел 2.
Электрическое и магнитное поле.

Тема 2.1. Электрическое поле
Тема 2.2. Магнитное поле
Тема 2.3. Магнитные цепи
Тема 2.4. Электромагнитная индукция










1.Решение задач и упражнений по образцу
2.Выполнение реферата
3.Подготовка презентации
4 Составление тестов и эталонов ответов к ним
5. Составление опорного конспекта
6.Подготовка сообщения

20


4

4
4
4

2

2




Раздел 3. Электрические цепи переменного тока.

Тема 3.1.Основные понятия о переменном токе
Тема 3.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока
Тема 3.3. Неразветвлённые цени переменного тока
Тема 3.4.Разветвлённые цепи переменного тока
Тема 3.5.Цепи трёхфазного тока и их расчёт





1. Решение задач и упражнений по образцу
2. Выполнение реферата
3.Подготовка презентации
4. Составление тестов и эталонов ответов к ним
5. Составление кроссворда
6. Составление опорного конспекта
7. Подготовка сообщения

30


10

4
4
4

4
2

2

Раздел 4.
Электротехнические материалы.
Тема 4.1.
Классификация и характеристики электротехнических материалов
Тема 4.2.Проводниковые материалы
Тема 4.3. Электроизоляционные материалы.





1.Подготовка сообщения
2. Составление таблиц для систематизации учебного материала
3. Составление опорного конспекта
4. Составление тестов и эталонов ответов к ним

14


2
2


2

4


Всего часов
100



























Перечень примерных тем для решения задач и упражнений по образцу, построение векторных диаграмм.

1. Расчёт мощности и КПД источника электрической энергии.
2. Расчёт простейшей электрической цепи.
3. Расчёт сопротивления проводника при изменении его температуры.
4. Расчет параметров цепей постоянного тока.
5. Построение потенциальной диаграммы.
6. Построение вольт-амперных характеристик.
7. Расчет параметров электростатической цепи.
8. Расчёт параметров неразветвлённой неоднородной магнитной цепи.
9. Расчет погрешности измерительных трансформаторов.
10. Расчёт параметров однофазной цепи переменного тока.
11. Расчёт параметров трёхфазной цепи переменного тока.
12. Построение векторных диаграмм.

































Перечень примерных тем для подготовки сообщения

Аварийные режимы работы трёхфазной цепи.
Устройство асинхронного двигателя.
Устройство синхронного двигателя.
Двухэлементные и трёхэлементные счётчики электроэнергии.
Устройство и принцип действия электронных счетчиков.
Классификация припоев. Условия и факторы, влияющие на выбор марки припоя.
Синтетические жидкие диэлектрики. Их виды, свойства и применение.
Текстильные электроизоляционные материалы. Лакоткани. Лакированные трубки, ленты.
Биография Ампера.
Биография Кирхгофа.
Биография Ленца.
Биография Доливо – Добровольского.
Классификация погрешностей (на конкретных примерах).
Измерения и электроизмерительные приборы в твоей профессии.
Электрические двигатели.
Генераторы постоянного и переменного тока.




























Перечень тем для подготовки реферата

Развитие энергетики в Приморском крае.
Современные электротехнические материалы.
Коэффициент мощности и его технико-экономическое значение.
Альтернативные источники электрической энергии.
Трансформаторы напряжения. Устройство и принцип действия. Применение в технике.
Мощность потерь энергии и КПД трансформатора.
Явление электромагнитной индукции.
Открытие закона Ома.
Типы трансформаторов. Устройство однофазного трансформатора.
Режимы работы источников электрической энергии.
Магнитные цепи в электротехнических устройствах.
Магнитомягкие материалы и их применение в технике.
Магнитотвердые материалы и их применение в технике.
Применение переменного тока в твоей профессии.
Классификация электрических цепей переменного тока.
Комплексные числа и круговые диаграммы при анализе и расчете простых электрических цепей переменного тока.
Электротехнические устройства, используемые в быту и на производстве (по профилю профессии).
Электрическая изоляция в электротехнических устройствах.
Приборы для измерения параметров магнитных материалов.
Производство электроэнергии как единый во времени и непрерывный процесс.
Сравнительные технико-экономические характеристики тепловых, атомных и гидравлических электростанций.
Электроснабжение промышленных предприятий.
Пути экономии электроэнергии на производстве и в быту (по профилю профессии).
Перспективы развития электроэнергетики к 2020г.
Установки резистивного электронагрева.
Электросварка.
Использование электроэнергии в электрохимическом производстве.
Защита окружающей среды от пыли с помощью электрических полей.
Лампы накаливания, газоразрядные лампы и другие источники света в твоей профессии.
Электрические аппараты и реле в твоей профессии.
Аппараты неавтоматического управления в твоей профессии.
Электродвигатели в твоей профессии.
Электромашинные усилители, преобразователи, тахогенераторы в твоей профессии.




Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата
Количество страниц

Титульный лист
1

Содержание (с указанием страниц)
1

Введение
2

Основная часть
8-12

Заключение
1-2

Список использованных источников
1-2

Приложения
Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 8 до 12. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления», «Модель развития», «Система управления», «Методика выявления» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит»
- «Благодаря этому вы получите»
- «Это позволит избежать»
- «Это повышает Ваши»
- «Это дает Вам дополнительно»
- «Это делает вас»
- «За счет этого вы можете»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл Сохранить как Тип файла Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки
Содержание оценки

1. Содержательный критерий
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2.Логический критерий
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5.Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации
соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации


Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Классификация кроссвордов
по форме:
кроссворд - прямоугольник, квадрат;
кроссворд-ромб;
кроссворд-треугольник;
круглый (циклический) кроссворд;
сотовый кроссворд;
фигурный кроссворд;
диагональный кроссворд и т.д.
по расположению:
-симметричные;
асимметричными;
с вольным расположением слов и др.
по содержанию:
тематические;
юмористические;
учебные;
числовые.
по названию страны:
скандинавские;
венгерские;
английские;
немецкие;
американские;
эстонские;
итальянские.
Общие требования при составлении кроссвордов
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
Рисунок кроссворда должен быть четким.
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Составление условий (толкований) кроссворда:
Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.














Составление опорного конспекта
Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника . Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.
Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.
Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.







Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объёма информации, сложности её структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.

















Составление тестов и эталонов ответов к ним

Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объёма информации, сложности её структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч, максимальное количество баллов – 0,1.
Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
познакомить с вариантом тестов;
проверить исполнение и оценить в конце занятия.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
провести её системный анализ;
создать тесты;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.













Составление и решение ситуационных задач (кейсов)

Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.
Роль студента:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно – структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная);
оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
решение задачи правильное, демонстрирует применение
аналитического и творческого подходов;
задача представлена на контроль в срок.




Составление схем, рисунков, графиков, диаграмм

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.
Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.
Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации.
наличие логической связи изложенной информации;
аккуратность выполнения работы;
творческий подход к выполнению задания;
работа сдана в срок.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Речь - инструмент передачи информации и средство воспитательного воздействия. Культура речи непосредственно связана с общей культурой человека.
Требования к речевым навыкам
Обучающиеся должны стремиться к тому, чтобы их речь была литературно правильной, с использованием профессиональной лексики. Требования к устной речи
- правильность;
- точность;
- выразительность;
- уместность употребления языковых средств;
- простота и краткость;
- интонационная красота речи (логическая, эмоционально-экспрессивная).
Требования к письменной речи
- излагать мысли последовательно;
- выделять каждую смысловую часть плана красной строкой;
- обдумывать построение фразы, прежде чем её написать;
- выбирать наиболее точные и образные слова и выражения.

























Приложение 1
Образцы тестов
Тестовые задания закрытого типа
Инструкция: выбрать один правильный ответ.

1. В ядре атома отсутствуют частицы:
а) протоны;
б) нейтроны;
в) электроны;
г) присутствуют все перечисленные выше частицы.


Тестовые задания на установление соответствия
Инструкция: установить соответствие.
2. Соотнесите:
название вещества:

а) кремний; б) хлорид калия;
в) оксид фосфора (V); г) магний;

тип связи:

1) металлическая; 2) ковалентная полярная;
3) ковалентная неполярная; 4) ионная.




Тестовые задания открытого типа
Инструкция: дополнить.

3.Распределение электронов в атоме хрома по энергетическим уровням в основном состоянии соответствует ряду цифр:__________




Тестовые задания на установление последовательности
Инструкция: установить правильную последовательность.

4.Расположите оксиды в последовательности кислотный – основный – амфотерный – несолеобразующий
1) оксид хлора (VII); 2) оксид марганца (IV);
3) оксид бария; 4) оксид азота (I).




Приложение 2

Образец оформления презентации

Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
_____________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. студента, группа
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя




Второй слайд

План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.




Третий слайд


Литература:




Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации












Приложение 3
Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)

Опорный конспект темы
"Электрическое сопротивление"

выполнил Ф.И.О. студента группа




















































Приложение 4
Образец титульного листа





Р Е Ф Е Р А Т

Тема:









Выполнил (а)
Ф. И. О. студента,
группа



Руководитель:
Ф.И.О. преподавателя






















2014

Критерии оценки
внеаудиторной самостоятельной работы
студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объёма приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов, указанное в карте-маршруте (табл.) самостоятельной работы студента по каждому виду задания, студент получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
70~89% от максимального количества баллов студент получает, если:
неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
50~69% от максимального количества баллов студент получает, если:
неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:
неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки. В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель студента. Рейтинговый показатель студента влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.
Если рейтинговый показатель студента составляет:
максимальное количество баллов, то студент на дифференцированном зачёте претендует на оценку "отлично";
70-89% от максимального количества баллов, то студент претендует на оценку "хорошо";
50-69% от максимального количества баллов, то студент претендует на оценку "удовлетворительно";
49% и менее от максимального количества баллов, то студент до зачёта не допускается.












































Список литературы:
Основные источники:

Ф.Е. Евдокимов Теоретические основы электротехники. – М.: Высшая школа, 2008.
Е.А Лотарейчук. Теоретические основы электротехники: учебник для среднего профессионального образования. – М.: Форум – Инфра – М, 2007*.
В.А.Прянишников. Теоретические основы электротехники. Курс лекций. - М.: КОРОНА принт, 2007*.
В.И. Полешук. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008.
Л. В Журавлёва. Электроматериаловедение: учебник. - М.: Академия, 2008*.
И.О.Мартынова. Электротехника. Лабораторно-практические работы. - М.: КноРус, 2011.

Дополнительные источники:

Ф.Е. Евдокимов. Теоретические основы электротехники. – М.: Высшая школа, 2001*.
Электротехнические и конструкционные материалы/ред. В.А. Филиков. - М.: Академия, 2008.
Э.Г Атамалян. Приборы и методы измерения электрических величин. – М.: Дрофа, 2005*.
Контрольно-измерительные приборы и инструменты/ С.А. Зайцев - М.: Академия, 2006*.
В.А. Панфилов. Электрические измерения. - М.: Академия, 2004*.
Электротехника и электроника: учеб. пособие в 2 частях. Ч.I. Электротехника.- Волгоград : Ин-Фолио, 2008*.
Электротехнические и конструкционные материалы: учеб. пособ. для сред. проф. образования / Ред. В.А. Филиков. - М.: Мастерство; М.: Высшая школа, 2000*.

Интернет-ресурсы:
Лекции по электронике - http://studentik.net/lekcii/lekcii-texnicheskie/296-jelektronika.html
Курс видеохроника по электротехнике и электронике - http://www.eltray.com/
Сайт электрика - http://www.electrik.org/

*Издание не переиздавалось

Карта- маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине электротехника
Студента______________________________________группы_______МЭП-14_________курс__2______________________

Тема
Задания внеаудиторной самостоятельной работы студента


сообщение
реферат
тесты
презентации
кроссворды
конспекты
решение
задач
схемы, графики, диаграммы
таблицы



2б.

5б.
0,1
0,1б.
1,5ч
2б.

1б.





1б.

1б.

Тема 1.1. Основные сведения об эл-м токе




















Тема 1.2.Эл-е цепи постоянного тока



















Тема .3.Нелинейные эл-е цепи постоянного тока



















Тема 2.1. Электрическое поле



















Тема 2.2. Магнитное поле




















Тема 2.3. Магнитные цепи




















Тема 2.4.Электромагнитная индукция



















Тема 4.1.Классификация и характеристики эл-технич. материалов



















Тема 4.2.Проводниковые материалы




















Тема 4.3. Электроизоляц-е материалы.
































·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·и Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 6 Заголовок 915